Напоминание

"Музыка и психология. Роль музыки в сфере личностного развития детей"

Автор: Бабичева Елена Владимировна

Должность: преподаватель фортепиано, заведующая отделением фортепиано, концертмейстер

Учебное заведение: МБОУ ДОД "ДШИ" ЗАТО Озерный Тверской области

Населённый пункт: ЗАТО Озёрный Тверской области

Наименование материала: Методическая разработка

Тема: "Музыка и психология. Роль музыки в сфере личностного развития детей"

Описание:

Влиянию музыки, прямому и косвенному, человек подвергается задолго до момента рождения. Впоследствии, сопровождая ребёнка на всех этапах становления. музыка формирует личность человека, его психику. Важна при этом роль окружающих ребёнка взрослых - родителей, педагогов.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=60

Опубликовано 24.07.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Музыка и психология. Роль музыки в сфере личностного развития детей. Методическая разработка преподавателя по классу фортепиано Бабичевой Елены Владимировны ЗАТО Озерный 2015 г.
Музыкальное воспитание – одна из центральных составляющих эстетического воспитания. Оно играет особую роль во всестороннем развитии личности ребёнка. Музыку называют зеркалом человеческой души. Уже в древности выделяли 3 направления влияния музыки на человеческий организм: 1) на духовную сущность человека; 2) на интеллект; 3) на физическое тело. Еще не родившийся ребенок способен слышать музыку. При помощи специального ультразвукового сканера было обследовано несколько десятков беременных женщин. Во время эксперимента каждые 15 секунд звучал небольшой фрагмент музыкального произведения, а прибор фиксировал усиление мозговой активности еще не родившихся малышей. Оказалось, что они не только слышат музыку, но и проявляют свои эмоции: спокойные лирические мелодии заставляют их "грустить", а заводные – "радоваться". По данным ученых, минимальный возраст, начиная с которого плод отчетливо слышит и реагирует на музыку, – 38 недель. По другим данным - 24 недели. В Институте развития человеческих возможностей в Филадельфии, который называют "синтезатором супердетей", врачи стимулируют развитие мозга у плодов с помощью цвета и звука. За реакциями плода наблюдают с помощью сложнейших ультразвуковых и эхографических установок. Например, было выяснено, что гитара Джимми Хендрикса и произведения раздражают и нервируют плод. Зато классика пробуждает живой интерес, и эмбрионы, как к магниту, тянутся к источнику звука. Ученые доказали, что наши с вами органы обладают потрясающей способностью - способностью подстраиваться под ритм прослушиваемых композиций. Такой способностью обладает вся мускулатура, в том числе и гладкая (внутренние органы), и нервная система. От того, к каким ритмам прислушивается сердце и другие органы, зависит, испытывает ли мать и будущий ребенок стресс или приятное расслабление. Музыка влияет на человеческий организм с помощью трех основ: 1) тональность; 2) ритм; 3) частотность.
Тональность делится на минор и мажор. Мажор поднимает настроение, вызывает радостные эмоции, минор же заставляет грустить и может даже вызывать депрессивные состояния. Для беременной женщины ритм выбранной мелодии должен быть ниже биения пульса – это помогает расслабиться и избежать стрессов, которых и без того предостаточно в этот период. Частотность стимулирует сердечную деятельность, дыхание, улучшает эмоциональный фон. Слишком высокие частоты вызывают в мозге резонанс, в результате чего ухудшается умственная деятельность, появляется рассеянность. Низкие же не дают возможности успокоиться. Оптимальная для будущей мамы музыка - классические произведения. Это могут быть умеренно ритмичные произведения, настраивающие на мажорный лад, спокойные композиции (в такт сердца), релаксирующие (замедленный темп). В ходе экспериментов обнаружено, что плод успокаивается при звуках музыки Вивальди и Моцарта, а при проигрывании произведений Бетховена или Брамса начинает энергично толкаться. Материнский голос независимо от степени его музыкальности для малыша всегда источник успокоения и радости. В ожидании малыша очень полезно петь. Орган слуха ребёнка получает необходимую ему тренировку и стимулирует мозг. В результате на свет появляются более жизнеспособные, спокойные и крепкие малыши. Малыши, прошедшие внутриутробное музыкальное «обучение», обычно характеризуются повышенными адаптационными способностями и опережением стандартных темпов физического и речевого развития. Будущей маме лучше всего петь колыбельные: их ритм наиболее приближен к ритму спокойной классической музыки. Доказано, что месячный ребенок особенно оживляется, если слышит не просто колыбельную, а ту, которую мама пела до его рождения, в период беременности. Поэтому колыбельная, исполненная мамой, лучше любой профессионально записанной мелодии. Только она в полной мере способна снять стресс и успокоить малыша. Диски с детскими мелодиями полезны по другой причине: часто композиции на них подбираются с учетом психофизиологических, эмоциональных и умственных показателей малышей определенного возраста. Эти мелодии развивают, прививают эстетическое восприятие. Рекомендуются к прослушиванию во время беременности как классическая музыка, так и спокойные, красивые, "полезные" произведения, подобранные с учетом потребностей маленького человечка в пренатальный (дородовый) период.
Когда ребёнок появится на свет, нравящаяся ещё до рождения музыка должна постоянно звучать дома. Многие родители замечают, что их малыш прислушивается к классической музыке, она успокаивающе действует на него, когда он плачет. И это неспроста. Ученые утверждают, что классика способствует развитию творческих способностей ребенка, развивает интеллект и внимание, дает ощущение психологического комфорта. Кроме того, такая музыка не только улучшает эстетическое восприятие, но и память малыша . Часто родители знакомят детей с классической музыкой только в возрасте 5-6 лет, когда приводят их в музыкальную школу. Мамы и папы полагают, что именно преподаватель научит ребенка любить и понимать музыку. Однако это заблуждение, ведь еще находясь в утробе матери, малыш готов к восприятию классики, по его поведению всегда можно понять, какие звуки ему больше нравятся, а какие ему неприятны, а к 5-6 летнему возрасту способности к музыке у малышей уже могут угаснуть. Начинать приобщение детей к музыке следует с самого раннего возраста. Это увеличит шансы на то, что ребенку будет легче и интереснее заниматься музыкой впоследствии, т.е. в уже более взрослом возрасте. Многие родители совершают большую ошибку, включая разную музыку без разбора, надеясь, что это способствует скорейшему развитию малыша. Однако специалисты рекомендуют начать знакомство с Моцарта, также отлично подойдет концерт для флейты «Времена года» Вивальди. Ребенку постарше можно поставить Шопена, Чайковского, веселые вальсы Штрауса. Согласно исследованиям психологов, дети до года увлеченно будут слушать музыку в течение 20-30 секунд, в два года – немного дольше, в три годика – по 4-5 минут. Но даже если кажется, что малыш совсем не слушает музыку, то все равно необходимо включать её, ведь в подсознании ребенка сохраняется все происходящее вокруг, а значит, и оказывает на него влияние . Классическая, спокойная музыка Моцарта, Шопена, Бетховена и Баха поможет заснуть и, пока малыш спит, будет способствовать развитию интеллекта малыша. Уже неоднократно доказано, что произведения классиков действительно имеют сильное влияние на человеческий мозг. Классическая музыка оказывает влияние на мозг на анатомическом уровне, делает его подвижнее. А для детей это означает активное формирование нейронных сетей и, поэтому, эффективно помогает умственному развитию ребенка. Многочисленные исследования подтвердили, что классическая музыка не только создает чувство психологического комфорта, но и способствует развитию внимания, интеллекта и творческих способностей, помогает раскрытию внутреннего потенциала
ребенка в раннем возрасте. В конце ХХ века был открыт «эффект Моцарта» - прослушивание произведений Амадея Моцарта (Amadeus Mozart) благотворно влияет на развитие интеллекта ребенка. При регулярном прослушивании музыки Моцарта дети быстрее развиваются интеллектуально. Произведения Моцарта несут в себе очень мощный энергетический заряд, заряжают мозг, пробуждают смекалку. Из книги Масару Ибука (Япония) "После трех уже поздно": «Я знал одних родителей, которые отдали своего ребенка в интернат на год и два месяца, так как много работали. Когда ребенок вернулся домой, он сильно отставал в развитии. Однако в возрасте 4 или 5 лет у него вдруг прорезался интерес к музыке, особенно к занятиям скрипкой и фортепьяно. Недоумевающие родители не могли понять, откуда этот внезапно вспыхнувший интерес? Они понимали, что в интернате ребенок не получал достаточно интеллектуального стимулирования, хотя перед сном детям проигрывали пластинки с колыбельными Моцарта и Шуберта». Известный японский музыкальный критик Маруо уверен, что музыка меняет выражение лица. Он замечал этот интересный феномен неоднократно. Поэтому он пользуется методом "погружения человека в музыку", в полной уверенности, что музыка делает человека красивым. Он считает, что уже месячному ребенку недостаточно слушать только речь, он, безусловно, слышит и музыку, которая звучит по радио, телевидению, с магнитофонных записей. В Ассоциации раннего развития провели эксперимент с группой младенцев, которые вначале, когда матери впервые собрали их вместе, ничем друг от друга не отличались. Затем произвольно отобрали из этой группы часть детей и дали им слушать "Маленькую ночную серенаду" Моцарта. Через четыре месяца эти дети существенно отличались от остальных: они были живее и их глазки блестели ярче. Его музыкальные произведения обладают колоссальной силой воздействия не только на человека. От музыки Моцарта даже цветы расцветают быстрее. Спокойная классическая музыка влияет на выработку гормонов удовольствия, а также удлиняет электромагнитные волны головного мозга, как выяснилось в результате многочисленных исследований. Также улучшается синхронизация работы левого и правого полушария, отчего резко повышается способность к интеллектуальной деятельности, особенно последнее относится к великому итальянскому композитору эпохи Барокко Антонио Вивальди. Антонио Вивальди (итал. Antonio Vivaldi; 4 марта 1678, Венеция — 28 июля 1741, Вена) — дирижёр и один из крупнейших представителей итальянского скрипичного
искусства, автор 90 опер. Он по праву может соревноваться даже с Моцартом в способности благотворно действовать на умственную деятельность . Более того, музыка Вивальди составляет 60 четвертей ноты в минуту (сердечный ритм равен в среднем 68- 72 удара в минуту). При прослушивании такой музыки сердце подстраивается под этот ритм, и нервное напряжение отпускает. Некоторые произведения А. Вивальди особенно рекомендуются к прослушиванию, например, "Времена года" избавляют от чувства страха, наполняют уверенностью, сонаты и концерты отлично разгоняют утреннюю сонливость, медленные произведения способствуют концентрации, повышают внимательность, улучшают память, ускоряют запоминание, помогают решению интеллектуальных задач. Рекомендуется к прослушиванию музыка Антонио Вивальди: Времена года (Весна, Лето, Осень, Зима), Шторм (Гроза), Концерт для скрипки ля минор, Соната для скрипки ля мажор, Опера-драма Сильвия, Эльфийская песня. В старину продавец древностей окружал своего ученика в течение первых шести месяцев обучения только самыми ценными и настоящими произведениями искусства, чтобы, насмотревшись на них, он всегда мог отличить истинный антиквариат от подделки. Этот метод обучения хорошо применим к воспитанию ребенка. Если в его мозгу, который пока что еще как чистый лист бумаги, запечатлеется истинное искусство, оно останется там на всю жизнь. Его мозг откажется воспринимать подделку, когда он станет взрослым и родители не смогут влиять на его вкусы. Если же в его мозгу отпечатаются подделки, он будет нечувствителен к подлинному искусству. Конечно, не всегда легко отличить истинное от фальшивого. Формируя эстетические потребности своего ребенка, родители должны доверять и своему вкусу и руководствоваться прекрасными произведениями искусства, которые ценились во все века. Не надо давать ребенку только книжки с примитивными картинками, поскольку якобы он не поймет более сложного языка живописи. Если родители ценят Матисса и Пикассо, они, безусловно, могут показывать их картины своему ребенку. Если они получают удовольствие от музыки Бетховена и Моцарта, пусть и ребенок их слушает как можно чаще. Когда в мозгу образуется стереотип истинного искусства, он будет основанием для оценки произведений искусства в последующей жизни. Сегодня матери во всех странах мира ругают своих детей за то, что их ничто не интересует, кроме поп-музыки. Но чего еще можно ждать от подростков, если с самого раннего детства они, как правило, слышат только эту музыку, которая прочно запечатлелась в их сознании. Разумеется, они уже не в состоянии воспринимать более сложную музыку. Когда определенные штампы
уже сформированы в сознании, поздно приучать детей к чему-то другому. Сила воздействия музыки и живописи, этих двух видов искусства, формирующих эстетический вкус, зависит от раннего воспитания. Если будет заложен прочный фундамент, это облегчит ребенку дальнейшую жизнь. Помощь родителей должна быть своевременной. Наиболее полезной признана классическая музыка. И особое влияние на развитие личности ребёнка могут оказать серьёзные и углублённые занятия музыкой. Обучение игре на музыкальных инструментах улучшает лингвистические навыки. Музыка способна улучшать язык и память детей. При серьёзном изучении музыки, стимулируется левая височная (слуховая) доля головного мозга, тем самым улучшая устную память. В ходе исследований выяснилось, что дети, занимающиеся музыкой, т.е., обучающиеся игре на музыкальном инструменте, обладают намного большим словарным запасом по сравнению с теми, кто совсем не умеет играть ни на одном музыкальном инструменте. И если период музыкального обучения увеличить, то, соответственно, и словарный запас становится более объёмным. Как же музыка может помочь ребёнку сохранять слова? Левая височная доля большого мозга обрабатывает слуховую информацию, и человек, занимающийся изучением музыки, как раз и подвержен стимуляции этого участка мозга. Идёт своеобразное поощрение развития той части левой височной доли большого мозга, которая отвечает за устную память, а также логику. Если ребёнок серьёзно занимается музыкой, улучшается его логическое мышление, повышаются математические способности. Игра на музыкальном инструменте развивает мелкую моторику рук. Исследования учёных уже давно доказали, что у маленьких детей развитие мозга (хорошая речь, интеллект, творческое мышление, память) напрямую зависит от развития ловкости пальцев. Занятия музыкой также задействуют и правое полушарие головного мозга (эмоции). Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше, так как в подавляющем большинстве она предполагает возвышенные эмоции. Музыка стремится воплотить этико-эстетический идеал - в этом особенность ее содержания, особенность ее воздействия на человека. Искусство называют «школой чувств». В.А. Сухомлинский писал: «Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок
почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту - маленький человек осознает свое достоинство». (Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М., 1978). Таким образом, если ребёнок занимается музыкой, то у него гармонично развиваются оба полушария – и эмоциональное, и логическое. Человек, у которого оба полушария одинаково развиты, сильнее и успешнее других, он способен принимать более творческие, обоснованные решения. Ребёнок, который посещает музыкальную школу помимо основной, учится правильно организовывать свою жизнь . Ведь, чтобы успеть в несколько раз больше, нужно планировать своё время. Этот навык пригодится в жизни. Можно привести в пример опыт китайцев. Один из секретов успеха детей из КНР – поголовное обучение игре на музыкальных инструментах. Это не значит, что ребёнок обязательно станет в дальнейшем профессиональным музыкантом. Музыка развивает дополнительные способности. Музыкальное образование разовьёт у него такие стороны личности и умения, которые сделают его более конкурентным на современном рынке. Исследования доказали, что влияние музыки на развитие детей колоссально и помогает ребёнку в развитии при условии правильного и обдуманного подхода к ознакомлению ребёнка с соответствующей музыкой. Многие родители считают, что обучение ребёнка музыки или просто приобщение ребёнка в красивой музыке бессмысленно и влияние музыки на психику человека, ребёнка минимально. Тем не менее исследования многих учёных доказали, что дети, которые занимаются музыкой, играют на музыкальном инструменте, даже обучаясь игре на музыкальном инструменте самостоятельно, или просто слушают классическую музыку, справляются со сложными и неординарными заданиями в школе намного лучше и быстрее, чем дети, которые не имеют к музыке практически никакого отношения. Также исследования показали, что уже в колледже студенты, которые в детстве посещали музыкальные школы, кружки или просто самостоятельно учились играть простые песни на гитаре имеют более высокие показатели успеваемости по таким предметам, как высшая математика, некоторые другие точные науки, а также по иностранные языки. Таким образом, влияние музыки на развитие ребёнка, человека подкрепилось научными исследованиями.
Любой педагог, проработав в системе образования, замечает резкий рост количества детей с различными формами нарушения в поведении, с различными отклонениями в психике. Причин тому много. В условиях технологизации жизни, стремительного роста темпа жизни, детям уделяется недостаточное внимание со стороны взрослых. Замыкаясь на телевидении, компьютерах, дети стали меньше общаться, они стали менее отзывчивыми к чувствам других. Появляется всё больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, детей с психосоматическими заболеваниями. Наблюдается большое количество детей, которые самостоятельно не могут справиться с нервно-психическими нагрузками и перегрузками, получаемыми как в детском саду и в школе, так и дома. Именно это и приводит детей к различным формам отклонения в поведении. Специалисты в области педагогики и психологии призваны решать эти проблемы. Одним из средств является музыкотерапия. Музыкотерапия представляет собой совокупность приёмов и методов, способствующих формированию богатой эмоциональной сферы, и практических занятий и упражнений, способствующих нормализации психической жизни ребёнка. Используя правильно подобранную музыку, можно за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание. Занятия могут включать в себя различные виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, элементы театрализации, игра на музыкальных инструментах и т.д. Упоминание о целительном и коррекционно-развивающем воздействии музыки уходит корнями в древние времена. Виднейшие ученые Пифагор, Аристотель, Платон указывали на лечебное и профилактическое воздействие музыки. Они считали, что музыка устанавливает пропорциональный порядок и гармонию во Вселенной, в том числе нарушенные в человеческом теле. Было замечено, что музыка, прежде всего ее основные компоненты - мелодия и ритм, изменяет настроение человека, перестраивает его внутреннее состояние. Самым великим целителем среди всех композиторов признан Вольфганг Амадей Моцарт. При повышенной возбудимости у детей, склонности к истерикам и капризам, музыка Моцарта оказывает благоприятное воздействие. Если проводить сеансы звукотерапии ежедневно по 20 – 30 минут, то уже через 7 – 10 дней дети начинают вести себя более взвешенно и адекватно. При регулярном прослушивании музыки
Моцарта они быстрее развиваются интеллектуально. Произведения Моцарта несут в себе очень мощный энергетический заряд, заряжают мозг, пробуждают смекалку. В качестве примеров положительного влияния музыки при определённых состояниях человека можно привести следующие произведения:  «Аве Мария» Ф.Шуберта, «Колыбельная» И.Брамса, «Свет луны» К.Дебюсси – при сильном нервном раздражении.  Мелодия» В. Глюка, «Грёзы» Р.Шумана – действуют успокоительно, улучшают сон.  «К Элизе» Л.В. Бетховена, «Маленькая ночная серенада» В.А. Моцарта – помогает концентрироваться в течение большого периода времени.  «Весенняя песня» Ф.Мендельсона, «Юмореска» А.Дворжака, «Венгерская рапсодия» Ф.Листа – при головной боли.  «Свадебный марш» Ф.Мендельсона – нормализует сердечную деятельность и кровяное давление.  А. Вивальди, сюита «Времена года» Избавляет от чувства страха, наполняет уверенностью, улучшает память.  И. С. Бах, «Органная месса», «Токката и фуга ре-минор», другие произведения для органа Гармонизирует психоэмоциональную сферу, восстанавливает нарушенные вибрации внутренних органов.  Духовная музыка М. Бортнянского, А. Архангельского, литургии С. Рахманинова Восстанавливает внутреннее равновесие, наполняет энергией, силой любви.  Р. Вагнер, «Хор пилигримов» из оперы «Тангейзер» Снимает агрессию, раздражительность.  Л. ван Бетховен, ода «К радости» из Симфонии №9; соната «Аппассионата», «Лунная соната» Растворяет уныние, печаль, угнетенность, восстанавливает душевное равновесие.  Э. Григ, «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Исцеляет от синдрома хронической усталости.  Бородин, Шопен, Бетховен Помогает разобраться в собственных чувствах, лучше познать себя  Симфонии Чайковского Освобождает душу от страданий и неприятных воспоминаний  Брамс, медленные произведения Баха, прелюдии Листа Помогает преодолеть застенчивость и излишнюю стыдливость
 Шостакович Помогает держать под контролем отрицательные эмоции (злобу, раздражительность)  Моцарт, Бизе, танцевальные произведения Штрауса, Кальмана, Легара Формирует у человека оптимистическое мироощущение  Концерты для фортепиано с оркестром Шопена Делает отношение к окружающему миру более позитивным и радостным  Музыка Баха, Генделя, Вивальди, Корелли Составляет 60 четвертей ноты в минуту (наш сердечный ритм составляет в основном 68-72 удара в минуту). При прослушивании такой музыки наше сердце подстраивается под этот ритм, и мы поневоле расслабляемся.  «Лунная соната» Бетховена Прогоняет подальше невроз и депрессию  Пьесы Чайковского, пьесы Сибелиуса и Грига Средство против бессонницы  Полонез Огинского Лечит головную боль Музыкотерапия в мире уже давно стала признанной наукой. А в целом ряде западных вузов сегодня готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой. В России музыкотерапию Министерство здравоохранения признало официальным методом лечения в 2003 году. А при Музыкальной академии имени Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации. Отделение музыкотерапии и реабилитации успешно работает и в Российской академии медицинских наук. Музыкальные школы накопили богатый опыт по воспитанию и обучению детей. Преподаватели ДМШ выявляют и развивают творческие задатки детей, прививают им комплекс важнейших практических навыковигра по слуху, игра в ансамбле, умение аккомпанировать, чтение нот с листа. Педагог-профессия особая, связанная со сложным и хрупким миром растущего человека. Его задачи – не только передать ученику определённую сумму знаний, развить нужные умения и навыки, но и создать условия для широкого универсального развития человека. «Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не проталкивать в них ученика», - говорил А. Шнабель.

Пожелания учителю школы искусств
Как важно многое успеть, чтоб за бортом не оказаться, Как важно думать, знать, уметь и Человеком состояться. А кто ж научит малыша, подскажет верную дорогу, Как не учитель – ведь Душа и Личность значит очень много. Ты хочешь, чтобы ученик изрядно дома занимался, Тогда и сам всегда учись, чтоб ум твой тоже развивался. Ты дисциплину ждешь – ну что ж, сам точен будь и аккуратен, И вовремя начни урок и с толком проводи занятье. Ты не уверен и не смел - твой подопечный будет робок, Ты быстро устаешь от дел - и он в труде будет неловок. Ты выразительной игры добиться от него не сможешь, Когда эмоции твои запрятаны под толстой кожей. Неряшлив ты всегда во всем - и ученик небрежен тоже, Вкус воспитать, манеру, стиль безвкусный человек не может. Твоя фантазия бедна – он будет узко мыслить так же. Зажги огонь в его глазах - пример наставника так важен! Ты в школу нехотя идешь - бредешь с унылыми глазами - Он «из-под палки» на урок – у вас взаимопониманье. Свою работу не любя, дождешься вряд ли ты отдачи, Лишь увлеченным, боевым всегда сопутствует удача. И в каждом шаге нужен смысл, не нужно лишних слов, движений, И ясно видеть цель и миг внезапных детских откровений. Какой учитель – ученик его копирует невольно, Не стой на месте и не спи, не будь во всем собой довольным. Не все получится, ну что ж - не жди за каждый шаг оплаты, Цени, что помнят о тебе те, кто учились здесь когда-то. Помочь, понять, примером быть – такая в мире есть работа - Ответственность за жизнь других и каждодневная забота. Как важно многое уметь, ведь жизнь полна импровизаций, И твой удел – в путевке в жизнь как можно лучше расписаться! Коннова Е. В., 2010


Яндекс.Метрика