Напоминание

"Влияние музыкального воспитания на формирование духовной культуры детей"

Автор: Лазарева Людмила Евгеньевна

Должность: педагог дополнительного образования

Учебное заведение: МБОУ ДОД ДДТ "Новатор", СОШ №129

Населённый пункт: Республика Башкортостан, город Уфа

Наименование материала: Методический реферат

Тема: "Влияние музыкального воспитания на формирование духовной культуры детей"

Описание:

В работе освещается роль музыки в духовно-нравственном воспитании детей в различных формах деятельности на музыкальных занятиях в системе дополнительного образования.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=643

Опубликовано 23.09.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «НОВАТОР» ОРДЖОНИКИДЗЕВСКОГО РАЙОНА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСБУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Методический доклад на тему:
«ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

НА ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ»
Выполнила Лазарева Людмила Евгеньевна педагог дополнительного образования квалификационная категория первая Уфа 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение …………………………………………………... Стр.3 1. Значение музыкального воспитания в формировании личности 1. 1 Сущность воспитания …………………………... Стр.6 1. 2 Духовно-нравственное воспитание ……………. 1. 3 Музыкальное воспитание ………………………. Стр.7 Стр.8 2. Воспитание личности в различных формах деятельности на музыкальных занятиях 2. 1 Восприятие музыки, главный фактор духовно- нравственного воспитания…………………………... Стр.12 2. 2 Хоровое пение …………………………………... 2. 3 Игра на музыкальных инструментах…………… Стр.15 Стр.18 2. 4 Музыкально-познавательная деятельность Стр.18 Заключение …………………………………………………. Стр.21 Список литературы ………………………………………… Стр.23 2

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

НА ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ
«Без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь из детства, без зачатков положительного и прекрасного нельзя пускать поколение в путь.» А.С. Макаренко
Введение

Цель
данной работы состоит в том, чтобы раскрыть значение нравственного, эстетического и, в частности, музыкального воспитания в жизни ребёнка, в развитии его духовной культуры. В последние годы наше общество в полной мере ощутило издержки проходящих социально-экономических реформ, которые особенно болезненно сказываются на неустойчивой психике подрастающего поколения. Размытость нравственных идеалов, определённый идеологический вакуум, агрессивное наступление худших образцов западной и отечественной массовой культуры, превратное понимание свободы и демократии являются питательной средой для роста многочисленных явлений в среде школьников. Причём проблемы эти касаются не только старших подростков и юношей (как это было раньше), но и детей более раннего возраста. На становление личности подростка влияет всё: семья, школа, дополнительное образование, микросреда, общественные организации, средства массовой коммуникации, искусство, а также социально- экономическая ситуация в стране. Это делает процесс воспитания лёгким: появляется много способов воздействия – и одновременно трудным: сложно интегрировать все факторы, управлять процессом, ограждать его от стихийности. Например, телевидение и кино – сильный фактор воспитания, часто играющий негативную роль; современный рынок, эксплуатирующий музыкальную классику в коммерческих целях («музыкальные» звонки мобильников и смартфонов, рекламные ролики наносят музыкальной культуре подрастающего поколения непоправимый ущерб). Сегодняшняя молодёжь воспринимает мир сквозь набор примитивных мелодий. Происходит звуковое, а лучше сказать шумовое насилие над психикой подростков. 3

Проблема
Таким образом, новые условия современной жизни определили целый ряд проблем: 1. информационная перегруженность современного человека; 2. бессистемность, хаотичность и поверхностность впечатлений, жанровое и стилевое однообразие звучащего фона не способствует развитию музыкальности детей и формированию у них шкалы ценностей; 3. большая занятость родителей, в результате чего потребность в общении с взрослыми остаётся неудовлетворённой; 4. общее ухудшение здоровья детей, в том числе рост психофизических нарушений; 5. ранняя компьютеризация; 6. дефицит человечности и одухотворённости получаемого знания.
Актуальность
Проблема ценностей всегда была актуальна, особенно в сложные переломные эпохи, когда обесценивались культурные традиции, критиковались прежние идеологии, нравственные и этические устои. Всё это ведёт к утрате подростками интереса к обучению, снижению уровня нравственного здоровья, отсутствию необходимых средств защиты против деструктивного влияния социокультурной среды.
Новизна
На фоне сложившейся ситуации в стране семья, общество, государство выдвинули перед школой новые образовательные запросы (в виде общественного договора- ФГОС). Поставлена новая цель образования: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Согласно Федеральным Государственным Образовательным Стандартам, невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. Для решения этих проблем современная педагогика ищет пути усиления воспитательной функции образования. С большой настойчивостью утверждается тезис о важности художественно- эстетического воспитания всех детей без исключения, о его значении для развития общих психических свойств (мышления, воображения, внимания, памяти, воли), для воспитания эмоциональной отзывчивости, душевной чуткости, нравственно-эстетических потребностей, идеалов, то есть для формирования всесторонне развитой, гуманной личности. 4
Перед педагогами встаёт задача формирования личности, умеющей адаптироваться в меняющихся социальных условиях, способной к осознанию ценностных ориентаций. В связи с этим, совершенно очевидна необходимость обращения школы к искусству как одному из важнейших средств раскрытия нравственного и духовного потенциала подрастающего поколения. Решению этой задачи способствует и моя работа по формированию музыкального вкуса детей, развитию творческих способностей, обогащению их духовного мира на занятиях музыкально-теоретического цикла, фортепиано и как концертмейстера в классе домры. Мысли обо всём этом привели меня к тому, чтобы проанализировать ситуацию, выявить, как музыкально-эстетическое воспитание влияет на мир чувств, духовное развитие детей. Для написания работы использовалась литература Национальной библиотеки им. Ахмет-Заки Валиди Республики Башкортостан, библиотеки ДШИ, методического кабинета учреждения дополнительного образования, а также личной библиотеки. Изучая различную литературу, я получила возможность познакомиться с научными работами известных музыкантов- педагогов, и все они указывают на то, что особое место в процессе гуманистического мировоззрения, нравственных и эстетических идеалов принадлежит искусству, в частности музыке. 5
1.ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ 1.1 СУЩНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ «Воспитание – целенаправленное введение ребёнка в контекст современной высокой культуры во имя будущей способности ребёнка свободно и счастливо жить в обществе, участвовать в развитии общественной жизни, сохранении и развитии культуры» (Н.Е. Щуркова). «Цель воспитания – личность, способная строить жизнь, достойную человека» (Н.Е.Щуркова). Формирование личности - сложный, многозначный процесс, выступающий в форме физиологического, психического и социального становления человека и определяющийся внутренними и внешними естественными и общественными условиями. В.А.Сухомлинский писал: «воспитание – это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления – тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает». Здесь уже ярче выделяется идея взаимообогащения, взаимодействия субъекта и объекта воспитания. Следовательно, воспитание – процесс двухсторонний, предполагающий как организацию и руководство, так и собственную активность личности. Ведущая роль в этом процессе принадлежит педагогу. Воспитание, в широком смысле, - целенаправленное создание условий для развития человека. Такие условия создаются в семье, школе, дошкольных, внешкольных учреждениях, детских и молодёжных организациях, общественностью. Воспитательное воздействие на человека оказывают весь уклад жизни общества, развитие науки и техники, литература, искусство, средства массовой информации. Воспитание – всеобщая и необходимая категория общественной жизни. Чтобы обществу сохраняться и развиваться, необходимо, чтобы новые поколения, приходящие на смену, усваивая и используя опыт предшествующих поколений, обогащали и совершенствовали его, вносили свой вклад в развитие материальной и духовной культуры. Связь и преемственность между старшими и младшими поколениями обеспечиваются воспитанием. Ему принадлежит ведущая роль и в индивидуальном нравственном, умственном и физическом развитии человека. В узком смысле, воспитание - целенаправленная деятельность, связанная с формированием системы качеств личности, взглядов и убеждений. 6 Педагог-профессионал организует деятельность детей. Там, где нет
деятельности, нет процесса воспитания, поскольку «только в активной деятельности обретает ребёнок культурные новообразования». (Н.Е.Щуркова). Следовательно, многие его задачи достигаются главным образом в процессе обучения, как важнейшего воспитательного средства. «Развитие и совершенствование личности, особенно в детстве, происходит главным образом под влиянием воспитания. Воспитание «проектирует» личность, преднамеренно и планомерно поднимает её на новую ступень, движет её в заданном направлении»,- писал Л.С. Выготский. В общей педагогике воспитание рассматривается как специально организованный процесс, направленный на развитие личности воспитанника, изучаются цели, содержание, средства и методы воспитания. Воспитывая, необходимо найти способы и средства педагогического воздействия, наиболее соответствующие данному возрасту детей. 1.2 ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ Под духовно-нравственным воспитанием, понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него: -нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма); -нравственного облика (терпения, милосердия, кротости); -нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); -нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли). Одна из важнейших задач художественного образования - это воспитание души ребенка средствами искусства, музыкой в частности, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов. Все дети соприкасаются с миром прекрасного, и в идеале, каждый школьный предмет должен эстетически воспитывать, раскрывая красоту и целесообразность окружающего мира. В воспитании духовной культуры и нравственного облика детей особенно велика роль занятий музыкой, с наибольшей силой воздействующей на эмоциональный мир ребёнка и облагораживающей его душу. Главное, что должен сделать педагог, преподающий музыку, -
7 научить смотреть и видеть, слушать и слышать. Однако, как отмечал Л. Выготский, «музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она способна лишь непосредственно разбудить дремлющие в нём нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции. Переживая содержание музыки, человек становиться более отзывчивым на различные эмоции-смыслы, и этот тренинг позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы». 1.3 МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ Выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский называл музыку могучим средством эстетического воспитания. «Умение слушать и понимать музыку - один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания»,- писал он. В своих книгах, рассказывающих о методах воспитания детей в Павлышской средней школе, где он проработал учителем и директором около 35-ти лет, Сухомлинский неоднократно касается проблем музыкального воспитания. Вот некоторые его высказывания о музыке: «Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребёнка ... Развивая чуткость ребёнка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления» (П. Халабузарь). Благодаря непосредственному комплексному воздействию на человека, особенно в подростковом возрасте, музыка в семье искусств занимает особое место. Многовековой опыт и специальные исследования показали, что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека, что она может оказывать успокаивающее и возбуждающее воздействие, вызывать положительные и отрицательные эмоции, она объединяет и позволяет ощутить сопричастность к чему-то важному и прекрасному, значимому. Замечено, что именно по предметам художественно-эстетического блока (музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура, танец) даже у трудных подростков результаты выше, чем по другим дисциплинам, именно здесь большинство из них «находит себя». На этих занятиях подростку предоставляется возможность не только показать свои знания, но и проявить творческую индивидуальность, оформить свои эмоции в образы, поделиться своими переживаниями, найти понимание и единомышленников. Таким образом в процессе всестороннего развития личности
8 искусству, в частности музыке, принадлежит ответственная роль. «Хотя основой всестороннего развития личности является сама жизнь, в которой главную роль играет целеустремлённый творческий труд, но жизнь без искусства не формирует и не воспитывает человека целостного, всесторонне и гармонично развитого». (П. Халабузарь) Показать учащимся красоту музыки, разнообразие музыкальных произведений и образов, приобщить их к музыкальному творчеству, развить чувство духовно-нравственного - главная задача музыкального педагога. Содержание певческого и инструментального репертуара нацелено на развитие позитивного отношения к окружающему миру через постижения эмоционально-нравственного смысла классического музыкального произведения, формирование личностной оценки музыки. На музыкальных занятиях происходит расширение жизненного и музыкального кругозора воспитанников, формирование положительного отношения к музыкальному искусству. Духовно-нравственное воспитание на музыкальных занятиях состоит в том, чтобы привить умение сопереживать музыке и чужому человеку через музыку, развить способность переживать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей. Чрезвычайно важно, чтобы воздействие искусства начиналось как можно раньше, в детстве. Известный венгерский композитор и музыкальный учёный, создатель одной из современных систем музыкального воспитания детей Золтан Кодай писал: «Если в наиболее восприимчивом возрасте, от 6 до 16 лет, ни разу не пронзит ребёнка ток великой музыки, то позднее она вряд ли подействует на него. Часто одно единственное переживание на всю жизнь открывает молодую душу музыке. Нельзя предоставить случаю это переживание; задача школы - обеспечить его наверняка». Воспитывая с ранних лет способность глубоко чувствовать и понимать искусство, любовь к нему сохраняется затем на всю жизнь, влияет на формирование эстетических чувств и вкусов человека. «То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы, - предупреждал В.А. Сухомлинский. -… Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту – маленький
9 человек осознаёт своё достоинство» (Сухомлинский В.А.). Музыкальное воспитание можно понимать в широком или в более узком смысле. В широком смысле музыкальное воспитание - это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании - это воспитание Человека. В более узком смысле музыкальное воспитание - это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание его содержания. В таком понимании музыкальное воспитание - это формирование музыкальной культуры человека. Для верного построения системы музыкального воспитания важно правильно понимать его цели, сущность. А опыт показывает, что единства в понимании целей и задач музыкального воспитания нет. Нередко его сводят то к узкотехническому обучению навыкам, то приобретению учениками знаний о музыке без достаточного приобщения к самой музыке. Знания и навыки необходимы, но лишь тогда, когда неразрывно связаны с музыкальным воспитанием. Например, обучение детей навыкам в области музыкальной грамоты, сольного и хорового пения, игры на инструменте правильно направлено тогда, когда способствует развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, общей музыкальности. Знания о музыке, ее видах, жанрах, стилях, о жизни и творчестве различных композиторов полученные на основе знакомства с самой музыкой, играют огромную роль в расширении музыкального кругозора и в формировании вкуса. Музыкальное обучение и образование ценны не сами по себе, а как важнейший путь музыкального воспитания, то есть воспитания культурного человека с развитыми музыкальными способностями, высоким вкусом, любовью и интересом к музыке. Если воспитанники научились только грамотно петь, понимать нотную запись, знают некоторые произведения, но не испытывают при встрече с подлинно художественной музыкой особого чувства радостного волнения, если музыка не обогатила их духовный мир, не сделала более чуткими, отзывчивыми к людям, к их чувствам, думам и делам, не пробудила благородных стремлений утверждать прекрасное в жизни и нетерпимость ко всему пошлому, безобразному, то желаемая цель не достигнута: дети не
получили главного - музыкально-эстетического воспитания. 10 Таким образом, психологические особенности детей, рост их познавательных сил, развитие самосознания и нравственных чувств, повышенный интерес к внутреннему миру человека, к его мыслям, переживаниям - свидетельствует о растущем значении общения школьников с высокохудожественными музыкальными произведениями. Понимание музыкальных произведений будет способствовать формированию мировоззрения и нравственных идеалов, потребности в систематическом общении с музыкальным искусством, в развитии художественного вкуса. Искусство всегда оперирует художественными образами. Специфическими особенностями музыкального искусства является то, что оно отражает жизненные явления в музыкальных образах. «Музыкальный образ произведения - это комплекс выразительных средств, воздействующих на слушателя своим конкретным звучанием» (Н.А. Ветлугина). Особо важную роль играют мелодия, она наиболее ярко передает основную мысль, чувства. Музыкальный образ обогащается и другими элементами музыкальной речи: ладогармоническим складом произведения, его темповыми и динамическим нюансами приемами изложения музыкальной мысли, структурой самого произведения. Таким образом, музыка, сочетанием своих выразительных средств, создает художественный образ, который вызывает ассоциации с явлениями жизни, с переживаниями человека. Сочетание выразительных средств в музыке с поэтическим словом (например, в песне, опере), с сюжетом (в программной пьесе), с действием (в спектаклях) делает музыкальный образ более конкретным, понятным. Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше, так как в подавляющем большинстве она предполагает положительного героя, возвышенные эмоции. Музыка стремится воплотить этико-эстетический идеал - в этом особенность и ее содержания, особенности ее воздействия на человека. И, наконец, музыка - это сильнейшее средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры, чувств, нравственности. Решающую роль в целенаправленном формировании культуры личности играет художественная деятельность, необходимая не только профессионалам, но и всем людям без исключения, ибо она помогает формировать активное, творческое отношение человека к труду, к жизни вообще. Основные пути осуществления музыкального воспитания:
11 -развитие способности воспринимать музыку (слушание); -развитие необходимых для воспроизведения музыкальных произведений способностей и умений (пение, игра на инструментах); -усвоение нужных знаний (грамотность). Решительный акцент делается на эмоциональное, творческое восприятие музыки, на обогащение музыкального слуха и музыкального опыта детей. Проблема живой, непосредственной реакции на музыку выдвигается как первоочередная задача воспитания. Для педагога-музыканта, который ставит перед собой такие важные цели, как привить интерес и любовь к искусству, самое главное - любить детей и музыку, уметь общаться с детьми и творчески относиться к процессу музыкального воспитания, сохранив при этом основные методологические принципы программы и систематически обновляя методы работы и музыкальный материал. Только при этих условиях ребенок может эмоционально откликнуться на музыку. 2. ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ 2. 1 ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ, ГЛАВНЫЙ ФАКТОР ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ «Музыкальное творчество детей- самый действенный способ их развития.» (Б. В.Асафьев) Воспитание личности школьников связано с обогащением школьников музыкальными умениями, знаниями и навыками, которые помогают им в восприятии и исполнении различных музыкальных произведений. Воспитание личности также включает в себя воспитание у учащихся способности глубоко чувствовать идейно-нравственное содержание произведений, выработку у учащихся правильного, с точки зрения общечеловеческой морали, отношения к своей Родине, к другим людям, труду, к родной природе и ее животному миру; умение видеть красоту в этих отношениях. Критериями отбора музыкальных произведений для учащихся должны быть их яркая художественная образность, наличие богатых связей с родной музыкальной культурой .
12 Для формирования духовной культуры к музыке необходима правильная организация оценочной деятельности учащихся, предполагающая развитие у школьников определенных знаний, музыкально-исполнительских навыков, а также осуществление всей воспитательно - образовательной работы на основе детского творчества. Основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции музыки - ее восприятие и анализ. Восприятие музыки - одна из лучших форм работы для развития способностей активно воспринимать музыку и внимательно вслушиваться в разные ее особенности. И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. К тому же слушание музыки позволяет познакомить детей со значительно более сложной музыкой по сравнению с той, которую они сами исполняют. Дети получают возможность услышать большие вокальные, инструментальные, оркестровые произведения в хорошем исполнении. Восприятие музыки даёт возможность услышать музыку разных жанров, форм, стилей, эпох в исполнении известных исполнителей и композиторов. В наше время слушание музыки, благодаря широко развитой концертной деятельности, развитию многообразных видов технических средств, способных воспроизводить музыку (радио, телевидение, CD-проигрыватели, магнитофоны, компьютеры, кино т.д.) становится доступной формой общения с искусством широких слоев населения. Поток музыкальной информации практически безграничен. Тем важнее становится проблема организации целенаправленного слушания музыки, помогающей формировать избирательность потребления музыкальных впечатлений в соответствие с уровнем воспитанного художественного вкуса, чтобы в духовную жизнь детей вошло всё лучшее из музыкальных сокровищ человечества. Наблюдения показывают, что научить детей активно слушать музыку - дело сложное. Задача заключается именно в том, чтобы процесс восприятия был активным, творческим. В своей практике я убедилась в том, что большое значение имеет вопросы и задания, которые дети получают перед слушанием и в процессе анализа произведения. Можно такие вопросы оформлять в виде плакатов и вывешивать их во время слушания на доске. Принято различать три основных группы вопросов и заданий: по идейно эмоциональному содержанию музыки (что выражает); по выразительным средствам (как
13 выражено); по определению причин (почему так выражено). Такие вопросы задаются с целью сделать более ясным понимание взаимосвязи содержания и формы, действительности музыкального искусства. Ответы на такие вопросы многому учат детей. Восприятие музыки и умение анализировать ее выразительные средства активизируют и другие приёмы. Среди них важную роль играют сопоставление произведений: выявление контрастов, определение сходств и различий. Поэтому можно предложить слушать по два или три произведения. Одно из произведений является основным, и на нем я более всего сосредотачиваю внимание при анализе, а другие служат для сравнения, и благодаря этому для углубления знаний или для решения поставленной проблемы. Можно легко проверить, как дети различают разные отдельные части произведения, как слышат звучание инструментов, как замечают появление характерных ритмических, мелодических оборотов. Дается конкретное задание в процессе слушания поднять руку (или карточку), если услышал то, что от него требуется. С помощью такого простого задания можно более точно контролировать работу детей, но, и это самое важное, такое задание заставляет детей активно вслушиваться в музыку, ведь в поисках ответа они должны внимательно прослушать всю «ткань» музыкального произведения. Удобно такое задание еще и потому, что уровень усвоения материала можно проверить тут же, в самом процессе преподавания. Полезно в связи с прослушанной музыкой давать детям письменные работы, которые служат для проверки, и для закрепления знаний. Чаще всего дети получают задание узнать, какое произведение исполнено и кто его автор. Иногда предлагается проанализировать какое-нибудь произведение (здесь можно дать направляющие вопросы). Анализирую характер услышанной музыки, можно пользоваться таблицами, на которые помещаются контрастные по своему значению слова, среди которых дети должны найти самое подходящее. Таблицы целесообразнее использовать на начальном этапе работы. Иногда я прошу детей оценить отметкой прослушанное произведение. Дети, как правило, ставят оценки очень честно. В оценке отражается не истинное качество произведения, а эмоциональное отношение к нему детей. Здесь и выявляются эмоциональное развитие и вкусы детей. Хочу подчеркнуть, что центральным моментом восприятия музыки остаётся эмоциональный отклик на неё, переживание её содержания. Решение этой проблемы связано с необходимостью: - специально подбирать музыкальный репертуар и методы работы с ним; 14
-использовать на занятиях других видов музыкальной деятельности детей: игре на музыкальных инструментах, музыкального движения, пения, игры в оркестре, дирижирования; -использование на занятиях произведений других видов искусства, прежде всего изобразительного и художественной литературы. Такие приёмы поднимают музыкальное восприятие на более высокую ступень, являются способом активного анализа музыки. При подборе произведения для слушания следует опираться на то, чтобы они отвечали двум ведущим принципам - высокой художественности и доступности. Тогда музыка вызывает у детей интерес и положительные эмоции. Обогащение духовного мира школьников связано с необходимостью создания условий живого общения с музыкой. С этой целью можно использовать возможности современных компьютерных технологий и интернета. На сайте mp3 passion и других музыкальных сайтах ребята могут слушать музыку, с которой познакомились на занятии, подробнее узнать о жизни и творчестве композиторов и исполнителей, расширять свой кругозор, обмениваться мнениями, устраивать общение по поводу музыкальных произведений. На сайте «Мелодика» ребята могут самостоятельно развивать свои музыкальные способности с помощью музыкальных флеш-игр, пройти тестирование, выявить свой уровень развития творческих способностей. 2.2 ХОРОВОЕ ПЕНИЕ Другой формой приобщения детей к музыке является творческая исполнительская деятельность, которая может осуществляться в самых различных видах (игра на музыкальных инструментах, участие в оркестре, сольное, ансамблевое и хоровое пение, ритмические движения, танец и др.). Из всех видов активной музыкальной деятельности способной охватить широкие массы детей, должно быть выделено хоровое пение. «Влияние пения на нравственную сферу выражается в двух аспектах. С одной стороны, в песнях передано определенное содержание к нему; с другой - пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, которое отражено в песнях» (О.П. Радынова). Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, 15 музыкальной памяти), развитию певческих навыках, содействует росту
интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру. Хоровое пение помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, способствуя, таким образом, формированию мировоззрения учащихся, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие, воспитывает чувство коллективизма, дружбы. Пути вхождения в песню рождаются самой музыкой и детьми и позволяют раскрывать и находить все новые и новые разнообразные методы вокально-хорового музицирования, помогают постепенно овладеть тем методическим богатством, которое таится в искусстве. Приемы освоения песни должны быть освещены ее художественным образом, полностью “вырастать” из него. Правильный подбор песенного материала (с включением в него произведений и классиков, и советских, зарубежных композиторов, а так же современных композиторов, и народных песен), способствует воспитанию у детей чувств патриотизма, интернационализма, расширяет их кругозор. Непременным условием качества репертуара является разнообразие тем и жанров песенного материала. Соблюдение этого условия способствует повышению интереса и желания учащихся к исполнению песен. Искусство пения требует овладения вокально- хоровыми навыками. Но работа над вокально-хоровыми навыками не является чисто технической и должна быть связана с работой над художественным образом произведения. Вокальная и хоровая техника совершенствуется в результате систематической, упорной работы над различным по форме и содержанию песенным материалом. Чтобы работа над музыкальным произведением приносила удовлетворение и радость, следует проводить ее живо и увлекательно. Только творческая атмосфера позволит ребенку по-настоящему свободно передавать свои чувства и переживания и непроизвольно постигать тайны вокально-хорового искусства, а это значит, что открывается путь к скорейшему овладению и закреплению того или иного навыка. Приемы освоения песни должны быть освещены ее художественным образом, полностью “вырастать” из него. Среди разнообразных творческих заданий в вокально-хоровом музицировании хочется обратить внимание на такое, как выразительное произнесение текста разучиваемой песни, приближающееся к музыкальному интонированию, как бы ее рождение, внутреннее слышание 16
интонации данной песни. Дети “проживая” текст песен рождают, созидают, творят свои варианты мелодий, часто приближающихся к авторскому замыслу. «Только эмоциональное пробуждение разума дает положительные результате в работе с детьми», - говорил В.А. Сухомлинский. Хоровое пение оказывает исключительное влияние на формирование личности ребенка. Этому во многом помогает то обстоятельство, что в хоровом искусстве соединяются воедино музыка и слово. Этот факт усиливает воздействие на психику ребенка, на его художественное развитие, воображение и чуткость. Сам процесс освоения хорового произведения всегда связан с кропотливой работой по преодолению художественно-исполнительских или технических трудностей, а потому воспитывает в детях трудолюбие, заставляет их подчинять свои личные интересы интересам коллектива. Эти задачи решаются только в крепко организованном хоре, благодаря целенаправленной работе по усвоению разнообразного репертуара. Именно хоровое пение как искусство массовое воспитывает в детях чувство искренне любви к своей Родине, народу, способствует всестороннему творческих способностей. Итак, у этой формы особое преимущество: 1. Хоровое пение - наиболее доступный вид музыкального исполнительства. Голосовой аппарат - «инструмент» совершенствуется вместе с ростом человека, его развитием. Воспитание певческих навыков есть одновременно и воспитание человеческих чувство и эмоций. 2. Хоровая музыка тесно связана со словом, что создает базу для более конкретного понимания содержания музыкальных произведений. Хоровая музыка всегда ярко программа. Ее содержание раскрывается через слово, через поэтический текст и через музыкальную интонацию, мелодию. А потому идейно-эмоциональная сущность содержания хоровой музыки как бы удваивается. 3. Следует отметить коллективный характер процесса хорового пения. 4. Хоровое пение обеспечивает возможность первоначальных музыкальных впечатлений, способствует овладению «музыкальной речью», что помогает более точно и глубоко выявить музыкальные способности. И слушание музыки, и исполнительская, творческая деятельность детей тесно связаны с музыкально-познавательной деятельностью. Множество форм музыкального восприятия приобщают к знаниям нотной грамоты, учат осваивать закономерности музыкального языка, учат
17 осознавать и воспроизводить музыку. Все это расширяет кругозор учащихся, раздвигает горизонты исполнительской деятельности, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развить музыкальные способности детей. 2.3 ИГРА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ. Воздействие инструментальной музыки обыкновенно связывается с переживанием нравственной стороны ее содержания, которая конкретизируется названием произведения, особенностями истории создания и бытования, созвучностью идей настоящему времени. Обучение игре на музыкальных инструментах проходит в индивидуальной форме. Игра на них - самый эффективный путь к развитию музыкальной самостоятельности детей, так как это практическая деятельность, в ней ребенок создает, а не только потребляет, находится внутри музыки, а не снаружи ее. Реализуются наиболее значимые задачи: 1.Создание условий, предоставление шанса каждому обучающемуся для поиска и выявления индивидуальных для него способов общения с музыкой, для самовыражения. 2.Творческое развитие его природной музыкальности. Важно то, что этот вид музыкального исполнительства, развивает музыкальные способности детей: ладовое чувство, музыкально–слуховые представления, чувство ритма. Кроме этого музыкальное исполнительство обогащает музыкальные впечатления детей. Воспитанники на индивидуальных занятиях под руководством педагога знакомятся с особенностями стилей и направлений на лучших образцах классической и современной музыки, учатся доносит до слушателя концепцию музыкального произведения, что в конечном итоге воспитывает художественный вкус. 2.4 МУЗЫКАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Музыкознание раскрывает закономерности и особенности музыки как особой формы художественного освоения мира в ее историческом становлении и развитии. Музыкознание имеет два основных направления: историческое (всеобщая история музыки, музыка различных народов, музыкальная литература) и теоретическая, которое распадается на ряд взаимосвязанных дисциплин: общая теория музыки, мелодика, ритмика, гармония, полифония и т.д.
18 В объединениях нашего Дома детского творчества преподаются такие дисциплины как музыкальная литература (построенная по принципу историзма), сольфеджио, элементарная теория музыки, обучение игре на инструментах. Музыкально-исторические знания освещают пути возникновения и становления музыкального искусства на различных этапах истории. Новые поколения композиторов используют в своем творчестве сложившиеся традиции и вместе с тем проявляют новаторство, обеспечивая поступательное движение музыкального искусства. Музыкальная литература расширяет кругозор детей. При изучении музыкальной литературы характеризуются не только творчество и произведение отдельных композиторов, но и музыкальная литература различных эпох, изучаются народное творчество, особенности камерной музыки, хорового искусства, симфонического жанра, балета как синтетического искусства, оперы. Главное - подчеркивается эмоционально-образное содержание произведения, особенности развития музыкальных образов, комплекс выразительных средств. Не каждый умеет слышать музыку, хотя каждый ее слушает. Здесь важную роль играет такая учебная дисциплина, как сольфеджио. Сольфеджио принято рассматривать как систему развития музыкального слуха, которое предполагает четыре основных формы работы: собственно сольфеджирование, интонационные упражнения, слуховой анализ и диктант. Занятия сольфеджио направлены на слуховое осознание видимого в нотной записи, развивают интонацию при пении, делают осознанным восприятие музыки. Сольфеджио развивает координацию всех слуховых навыков и теоретических знаний. Именно комплексное применение разнообразных форм работы на уроках сольфеджио, как показывает практика, обеспечивает разностороннее развитие музыкального слуха. На занятиях музыкально-теоретического цикла осуществляются следующие задачи: 1.Освоить теоретический материал и практические навыки; 2.Развить музыкальные способности; 3.Развить творческие способности; 4.Воспитать музыкально-познавательные способности; 5.Воспитать культуру восприятия, активизировать потребность в самостоятельном общении с музыкой; 6.Воспитать музыкальный вкус.
19 Цель музыкально-эстетического развития на музыкальных занятиях - сформировать художественную культуру воспитанников в контексте различных видов творческого познания действительности и оптимизировать созидательные качества личности. Важнейшее условие формирования музыкально-познавательных интересов учащихся - это такая организация работы, при которой каждый из них “добывает” и осмысливает музыкальные знания в посильном самостоятельном труде. С этой целью не сообщать учащимся готового понятия. А ставить перед ними задачу - самостоятельно определить это понятие, раскрыть его сущность. Музыкальные занятия дают ученикам возможность развивать воображение, формируют художественную интуицию, высказывать свое собственное мнение. Проблемная ситуация, предполагающая поисковую деятельность, успешно решается в условиях групповой, коллективной работы, формирует умение сотрудничать с другими членами классного коллектива. Такое обучение влияет на развитие гибкости мышления детей. Большое значение для развития поисковой активности имеет познавательная деятельность. А это значит потребность в новой информации, в новых впечатлениях, это положительные эмоции радости, интереса. Интерес способствует появлению творчества и инициативы в самостоятельном приобретении знаний. Тенденция в современной педагогике - активизировать процесс музыкально-эстетического воспитания через творчество детей обусловлена объективными факторами: высокой ролью творчества в познании мира; необходимостью всестороннего развития личности; природной активностью ребенка, требующей творческой деятельности, близкой и хорошо знакомой ему с детства. У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Проявления творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста, так как творчество - норма детского развития. Реализация творческих способностей воспитанника делает более богатой и содержательной его жизнь. Становление творческой индивидуальности в подростковом возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности. Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию. В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости и мышления, абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения активности, способности принимать быстрое решение и мыслить аналитически.
20 Музыкально-эстетическое воспитание учащихся на музыкальных занятиях происходит через вовлечение их в процесс собственного художественного созидания, социально-значимого по сущности и направленного на познание и освоение окружающего мира. Осваивая любую форму музыкальной деятельности, важно учитывать следующие принципы: -комплексное решение основных задач музыкального воспитания; -систематичность; -постепенность; -последовательность; -повторность. Все перечисленные формы музыкальной деятельности помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культурой детей. В процессе многообразных форм музыкального восприятия дети узнают, постигают, осваивают закономерности музыкального языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку, приобщаются к знаниям нотной грамоты. Все это расширяет кругозор детей, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развить музыкальные способности детей. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на развитие детей. Поэтому так важно в музыкальном воспитании использовать все виды музыкальной деятельности.
Заключение
Главной задачей музыкального воспитания является не столько обучение музыке, сколько воздействие через музыку на духовный мир воспитанников, на нравственность. В моём объединении «Сольфеджио и музыкальная литература» занимаются дети, обучающиеся игре на различных инструментах: фортепиано, баяне, аккордеоне, домре, гитаре. Мои предметы музыкально- теоретического цикла – это и есть то пространство, на котором должно осуществляться формирование духовной культуры детей, где можно найти заветную тропинку к их душам и раскрыть им мир Любви и Добра. Помимо занятий, во внеурочной деятельности, а это посещение
21 концертов, музыкальных спектаклей в Башкирском театре оперы и балета, на внеклассных школьных мероприятиях происходит самое ценное общение с воспитанниками. Беседы о музыкальном оформлении тематических мероприятиях в школе, (где базируется наш художественно- эстетический отдел), непроизвольно проходят на занятиях музыкальной литературы. Занимают они совсем немного времени, но очень ценны по сути. Ребята сами предлагают темы, о чём хотели бы рассказать своим одноклассникам, какую музыку послушать, обсудить и проанализировать, какую могли бы сыграть сами. Уже много лет мне приходится заниматься музыкальным оформлением школьных мероприятий: музыкально-литературных композиций, спектаклей, праздников, тематических вечеров и т.п. Актёры и зрители – учащиеся школы, они же мои воспитанники, поэтому я очень серьёзно подбираю музыкальный материал. Удачно подобранная и органически включённая в действие музыка – важный фактор музыкального оформления. Часто ребята интересуются, какая музыка звучала, и очень радуются, когда узнают знакомые фрагменты. Всё это имеет важное значение в развитии художественно-творческого восприятия учащихся, позволяют обогащать их внутренний духовный мир, мысли и чувства. Эстетические, нравственные и музыкальные цели воспитания носят, прежде всего, развивающий характер и происходит это только через активную музыкальную деятельность воспитанников. На основании всего сказанного, можно сделать заключение о том, что в процессе музыкального воспитания детей создаются оптимальные условия для развития хорошего музыкального вкуса, формирования музыкальной культуры, и обогащения его духовного мира, что играет огромную роль в становлении личности ребёнка. Подтверждением этому является высказывание крупного общественного деятеля, скрипача, профессора Драматического института Стокгольма и Высшей школы бизнеса Скандинавии, Михаила Казиника: «Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый возможный шаг Нобелевской премии, начинайте не с химии, а с музыки. Ибо абсолютное большинство Нобелевских лауреатов детстве были окружены музыкой. Ибо музыка – пища для мозга, в структурах музыки скрыты все последующие научные открытия. И Эйзенштейн со скрипкой, и Планк у рояля – не случайность, не прихоть, а Божественная необходимость».
22 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1.Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. Москва, «Владос», 2003. 2.Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / под ред. Е. М. Орловой/ М - Л., 1965. 3.Еродзенская Н. Л. Школьники слушают музыку, М.: 1969. 4.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: учебное пособие для студентов высш. учебн. заведений /В.В. Давыдов. -М.: Академия. 2004. 5.Жукова Т.В. Нравственно-эстетическое воспитание подростков в процессе внеурочной музыкальной деятельности. - Витебск: ВЕУ им. П.М. Машерова, 2000. 6.Музыкальное воспитание дошкольников /Ред. О.П. Радынова . - М.: Просвещение, Владос, 1994. 7.Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. 8.Сухомлинский В.А. 'О воспитании' - Москва: Политическая литература, 1982 - с.270 9.Сурганова Д. К., Нуриманова Ф. К. Формирование духовнонравственных ценностей у школьников: Методическое пособие. - Уфа: Изд-во БИРО, 2009. 10.Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания, М.:- Музыка, 1990. 11. Щуркова Н.Е. Программа воспитания, М., 2009.
23


Яндекс.Метрика