Напоминание

"Мастера дымковской игрушки"

Автор: Сахненко Светлана Феодосьевна

Должность: педагог дополнительного образования

Учебное заведение: МБОУ ДОД "Центр Развития Творчества Детей и Юношества"

Населённый пункт: город Обнинск Калужской области

Наименование материала: конспекты занятий по теме "Дымковская игрушка"

Тема: "Мастера дымковской игрушки"

Описание:

Конспекты занятий прикладного творчества для обучающихся 10 - 12 лет. включают в себя три урока 1. разработка эскиза; 2. лепка изделия из глины; 3. роспись глиняной игрушки.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=664

Опубликовано 24.09.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

1
Конспекты НОД в группе второго года обучения (10-11 лет)

по модифицированной программе

«Основы декоративно – прикладного искусства»

Автор :

Сахненко Светлана Феодосьевна

Педагог дополнительного образования

Руководитель объединения «Русский сувенир»

МБОУ ДОД

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА

ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА»

Калужская область, г. Обнинск

Описание материала:
Программа дополнительного образования детей «Основы декоративно– прикладного искусства» рассчитана на 3 года обучения. Данные конспекты уроков, объединенные общей темой: «Лепка и роспись дымковского петушка», включают несколько занятий, на которых продолжается знакомство с деятельностью дымковских мастеров и изучение особенностей лепки и росписи. Итогом является создание собственного образа дымковской игрушки. Материалы по теме «Лепка и роспись дымковской игрушки» может быть использованы в разный кружках и студиях декоративно–прикладного искусства. Занятия по теме направлены на развитие творческих способностей детей и на повышение интереса к народному искусству.
2
Урок № 1

Тема урока: «Эскиз дымковской игрушки»

Цель:
Расширить знания о дымковской народной глиняной игрушке. Проверить практические и теоретические знания, полученные на предыдущих занятиях первого года обучения.
Задачи:

Образовательные:
знать какими инструментами пользуются дымковские мастера, уметь нарисовать узор, изучить особые краски для росписи и особенности дымковского орнамента;
Развивающие:
при изображении эскиза совершенствовать технику рисования гуашевыми красками, уметь смешивать краски для получения оттенков, уверенно проводить линии и полосы в разных направлениях, создавать самостоятельно элементы узора;
Воспитательные:
побудить интерес к истории и традициям дымковского промысла, побудить детей воплощать в художественной форме свои мысли, чувства, переживания, представления;
Материалы и инструменты:
Образцы дымковских игрушек птиц: индюка, петушков, голубей. Таблицы с изображением элементов дымковской росписи. Силуэт бумажного петушка. Кисти, гуашевые краски, палитра. Салфетки, баночка для воды.
Музыкальный ряд:
Народная музыка, русские народные песни.
Литературный ряд:
Стихотворения. посвященные дымковской игрушке, потешки.
План урока
1. Организационный момент. 2. Беседа об особенностях дымковской игрушки. 3. Чтение литературных отрывков. 4. Постановка целей и задач. 5. Практическая работа. 6. Экспресс – выставка работ, анализ работ.
Ход урока

3 Урок начинается с беседы. Дети обращают свое внимание на дымковские игрушки, представленные на таблицах и на специальной подставке. Рассматривают форму и роспись дымковской игрушки. Народные художники никогда не пользуются эскизами, работают сразу кистью. Мы на этом занятии попробуем войти в яркий сказочный мир дымковской игрушки, сделав предварительный рисунок в цвете героя многих популярных сказок, озорного петушка. Вопрос к обучающимся: какие лепные украшения используют народные художники? Развиваем тему дальше:  Что такое узор?  Какие цвета используют в дымковской росписи?  Какие особенности составления узоров?  Что обозначает каждый элемент росписи? Круг в дымковской игрушке означает солнце, волнистые линии – воду, пересечение прямых линий (ромб) – землю. Дети перечисляют основные элементы узора: прямые и волнистые линии, точки – горошины, кружочки – пятна, клетки, полосы, ромбики. Не забываем и основные краски дымковской палитры. Они очень яркие: малиновые, желтые, красные, оранжевые, синие, зеленые, черные, коричневые. Кроме яркой своеобразной росписи дымковская игрушка имеет отделку золотом. Читаем стихи В. Фофанова. Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей! В ней нету цвета дымного, Что серости серей. В ней что-то есть от радуги, От капельки росы, В ней что-то есть от радости, Гремящей как басы! Она глядит не прянично – Ликующе и празднично. В ней молодость – изюминка,
4 В ней удаль и размах… Сияйте охра с суриком, Чтоб всем – светло не сумрачно! И злость и хмурость льдинкою, Без всякого следа, Пусть под улыбкой Дымкова Растает навсегда ! Продолжая работу над темой, педагог выдает обучающимся бумажную заготовку – силуэт петушка и предлагает самостоятельно раскрасить отдельные части фигурки петушка, придумать узор в стиле дымковской игрушки. Ребята обводят заготовку и начинают работу над эскизом глиняной игрушки. При этом они используют знания о цветовой гамме, особенности узора дымковской росписи. Во время самостоятельной работы педагог следит за правильной осанкой, положением руки с кисточкой, обращает внимание на подбор красочной палитры. Дополняется рисунок фоном, который дети подбирают самостоятельно. По окончанию работы проводиться экспресс – выставка, на которой выделяются и анализируются лучшие работы.
5
Урок № 2

Тема урока: «Лепка дымковского петушка»

Цель:
Углубить знания о дымковской народной глиняной игрушке, создать собственный образ народной игрушки.
Задачи:

Образовательные:
знать какими инструментами и материалами пользуются народные мастера из Вятки. Уметь анализировать форму предмета, понимать связь между пластической формой и способом лепки. Научить навыкам и приемам конструктивного способа лепки;
Развивающие:
Формировать у детей сенсорные способности (глазомер). Развивать изобразительные способности, творческое мышление. Поддерживать личностное творческое начало.
Воспитательные:
Активно воспитывать у обучающихся уважение к людям труда, народному творчеству мастеров из Вятки.
Материалы и инструменты:
Дымковские игрушки, петушок. Иллюстрации с изображением игрушек. Таблицы с изображением последовательности лепки петушка. Глина, стеки, тряпочка. Салфетки, баночка для воды.
Музыкальный ряд:
Э. Грин «Птичка».
Литературный ряд:
Стихотворения посвященные дымковской игрушке, потешки.
План урока
1. Организационный момент. 2. Сообщение учащимся о народном дымковском промысле. 3. Чтение литературных отрывков. 4. Постановка целей и задачи. 5. Практическая работа (лепка). 6. Подведение итогов.
Ход урока
Урок начинается с рассказа учащихся. Дымковская игрушка получила свое название от села Дымково, которое находиться близ Вятки. Здесь издавна лепили глиняную посуду, игрушки, которые делались в виде свистулек и продавались на празднике, который назывался «Свистулья». Мастера из Вятки лепили также
6 домашних животных, птиц, медведей, оленей, сказочных двухголовых коней. Забавные игрушки людей: барынь, всадников, кавалеров, нянек, кормилиц. Фигурки украшались лепниной, оборками на платьях барынь, кормилиц, оборками на лапках животных и птиц. Мастера вкладывали в свои произведения много фантазии и юмора. Ребята вспоминают стихотворения и потешки, посвященные народной игрушке. В Дымково есть мастера, Глиной заняты с утра, Барынь лепят расписных И зверушек озорных. * * * Дым идет из труб столбом, Точно в дымке все кругом. Там любили песни, пляски, Там рождались чудо – сказки, И лепили там из глины Все игрушки не простые, А волшебно расписные. Белоснежны, как березки Кружочки, черточки, полоски – Простой, казалось бы, узор, Но отвести не в силах взор. Голубые дали и село большое Дымково назвали. А теперь рассмотрим фигурку дымковского петушка. Из каких частей она состоит? На таблице, висящей на доске, показана последовательность лепки дымковского петушка по этапам. Начинается практическая работа. Она ведется совместно с обучающимися. Педагог лепит фигурку по этапам, вместе с ним работают дети. Сначала лепится цилиндр – колбаска, которая превращается в мостик – туловище. Затем – голова в виде шарика и отдельные детали, связанные с головой: гребешок, бородка, клювик, затем к туловищу примазывается голова и все детали. Места скрепления плотно прижимаются и хорошо промазываются более влажной глиной. Затем лепится подставка и тоже тщательно прижимается и скрепляется влажной глиной.
7 После того, как лепка фигурки закончена, необходимо отполировать пальцами заготовку, убрать шероховатости. Можно во время лепки разнообразить форму хвоста и гребешка, слегка изменяя ее дополнительными деталями. В качестве вариации для тех детей, которые лепят быстрее, можно дополнить работу над петушком и вылепить маленького цыпленка. Работа выполняется аналогично первому варианту. Сначала лепится большой шарик – туловище . Затем маленький шарик – голова, оба шарика соединяются и тщательно промазываются влажной глиной. После этого лепится подставка и примазывается к туловищу. Место скрепления промазывается глиной. В конце занятия подводится итог. Выделяются наиболее удачные работы. Когда работы закончена, готовые изделия оставляются на 6 - 7 дней для просушивания. Если есть возможность, игрушки можно обжечь в специальной муфельной печи.
8
Урок № 3

Тема урока: «Роспись дымковского петушка»

Цель:
Закрепить знания о характерных особенностях и выразительных средствах дымковской росписи.
Задачи:

Образовательные:
Уметь видеть закономерности построения узора (композицию), связь назначения предмета и его украшения, элементы узора, колорит.
Развивающие:
Совершенствовать технику работы с кистью, развивать фантазию, вкус, сенсорные способности (чувство света, ритм)
Воспитательные:
Воспитывать любовь и интерес к дымковскому промыслу, его традициям и современности.
Материалы и инструменты:
Фигурки разных дымковских игрушек. Заготовки петушков, выполненные на предыдущем занятии. Таблицы – схемы с изображением орнаментов росписи и отдельных элементов. Краски гуашевые, кисти. Белая водоэмульсионная краска. Клей ПВА. Салфетки, баночка для воды.
Музыкальный ряд:
Русские народные песни.
Литературный ряд:
Загадки, потешки, стихотворения посвященные Дымке.
План урока
1. Организационный момент. 2. Обзор сведений о характерных особенностях дымковской росписи и постановка задачи. 3. Практическая часть: а) побелка игрушек б) роспись игрушек 4. Подведение итогов, анализ работ. 5. Выставка «Царство Дымково».
Ход урока

9 Педагог совместно с обучающимися проводит обзор сведений о характерных особенностях росписи дымковской игрушки. В этом очень хорошо помогают таблицы с изображением отдельных элементов узора и орнамента. После совместного обсуждения, обучающиеся приступают к практической части. Непосредственная роспись начинается с побелки фигурки. Дымковские мастера покрывают свои изделия с помощью мела, разведенного на молоке. Мы же будем использовать водоэмульсионную краски или белую гуашь, смешанную с клеем ПВА. Аккуратно наносим несколько слоев краски, пока фигурка не станет «ослепительно» белой. В этом характерная особенность дымковских игрушек. Белый фон всегда присутствует. После нанесения каждого слою краски, необходимо время для просушки. Слушаем народную музыку, песенки, потешки. Начинаем раскрашивать фигурку, используя созданный эскиз, либо его вариации. Педагог внимательно следит, чтобы на обеих сторонах петушка узор был одинаковым по форме и величине. Гребешок и борода, хвост раскрашивают особенно тщательно. Для подставки выбирают контрастный цвет. Отдельные элементы узора на туловище выполняют аккуратно, если есть в этом необходимость, покрывают вторым слоем. В конце занятия, педагог вместе с юными художниками выставляют работы и оценивают их. Затем все поделки и фигурки дымковских игрушек, включая и демонстрационные, в качестве наглядного материала, собираются вместе. Детьми придумываются отдельные сценки: «Хозяюшка», «Дымковские узоры», «Озорные петушки», «А у нас во дворе» и т. д. Звучат потешки, стихотворения, загадки посвященные дымковской игрушке.
10 Приложение 1. Дымковские цвета, характерные элементы и орнаменты. риложение 2. Эскиз петушка (детская работа). Приложение 3.Последовательность лепки дымковского петушка. Приложение 4. Последовательность росписи дымковского петушка.
11
12 Приложение 5. Детские работы. Сюжет «Хозяюшка» Сюжжет «А у нас во дворе» Сюжет «Барыня и кони»
13
Литература по теме «Дымковская игрушка»
1. Богуславская И.Я. «Дымковская игрушка». «Художник», 1985 2. Максимов Ю.В. Чуракова В.Н. «Русское народное декоративно – прикладное искусство». «Советский художник», 1973 3. «Народное искусство в воспитании детей». Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий. Под ред. Т.С.Комаровой. изд-во «Российское педагогическое общество», 2000 4. Шпикалова Т.Я. Величкина Г.А. «Дымковская игрушка». Рабочая тетредь. М., «Мозаика – синтез». 1995 5. Дорожин Ю. «Дымковская игрушка». М., «Мозаика-синтез». 2009 6. Величкина Г.А. Шпикалова Т.Я. «Дымковская игрушка». М., «Мозаика – синтез». 2004 7. Хапилина И.А. «Азбука народных промыслов». Волгоград. «Учитель» 2009


Яндекс.Метрика