Напоминание

Программа кружка "Основы журналистики"

Автор: Безродных Галина Ивановна

Должность: учитель русского языка и литературы

Учебное заведение: МБОУ "Эльдиканская СОШ имени А. А.Константиновой"

Населённый пункт: п. Эльдикан, Республика Саха(Якутия)

Наименование материала: Планирование

Тема: Программа кружка "Основы журналистики"

Описание:

На занятиях кружка учащиеся пополняют свой словарный запас, постигают лексическое многообразие и образность родного языка, приобретают навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля: учатся писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=71

Опубликовано 25.07.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы»

Усть-Майского улуса(района)

Республики Саха(Якутия)





Утверждаю

Директор МБОУ ДОД «ЦВР»



________________

«__» сентября 201_г.



Образовательная программа

кружка

«Основы журналистики»



Срок реализации:

2 года



201..- 201.. учебный год

Возраст участников 13-14 лет

Руководитель Безродных Галина Ивановна, педагог дополнительного образования

высшей категории



Эльдикан, 201__г












Пояснительная записка



Дополнительное образование даже в большей степени, чем урочная система,

реализует деятельностный подход, так как создаёт пространство, в котором формируются

практические умения и навыки. Ведь его цель- сделать жизнедеятельность ребёнка

творческой и продуктивной. Актуальность программы дополнительного образования

«Основы журналистики» связана с решением такого блока задач общеобразовательного

учреждения, как социально-творческое развитие личности, профессиональная

ориентация, социализация и личностное становление детей и подростков. Изменение

информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми.



Необходимо помогать юным в анализе и понимании устного и печатного слова,

содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях,

высказать о своём социальном и политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим

образом связаны и дополняют друг друга в деятельности кружка «Основы

журналистики», который уже в течение шести лет действует в МБОУ «Эльдиканская

средняя общеобразовательная школа имени А. А. Константиновой». Умение интересно

рассказывать и писать не приходит само собой, этому умению нужно учиться. Программа

рассчитана на то, чтобы обучающиеся попробовали себя в роли журналистов.

Программа рассчитана на 2 года, на 7 часов в неделю. Курс обучения основам

журналистики адресован учащимся среднего звена в возрасте 13-14лет, т.е.

восьмиклассникам, девятиклассникам. Программа «Основы журналистики»

предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по

развитию устной и письменной речи детей. Творческая деятельность предусматривает

кропотливую самостоятельную работу детей и индивидуальную консультацию

руководителя.

Новизна программы «Основы журналистики» состоит в том, что она даёт

возможность использовать навыки журналистского мастерства, полученные во время

занятий, помогает учащимся включиться в систему средств массовой коммуникации

общества. Обучение созданию сочинений разных жанров (отзывов, эссе, репортажей)

актуализирует и обогащает общие учебные умения, навыки и способы деятельности

школьников, которые являются первостепенно важными для формирования социально и

профессионально компетентной личности, способной сделать свой

социальный и

профессиональный выбор.

Формы занятия, предусмотренные программой:

Свободная творческая дискуссия. Ролевые игры. Выполнение творческих

заданий. Экскурсии в библиотеки. Активные методы формирования системы

общения.

Практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе).

Система кружковых занятий построена таким образом, чтобы на каждом ребёнок

узнавал что-то новое, обогащал свой словарный запас, постигал лексическое

многообразие и образность родного языка, приобрёл навыки самостоятельной работы в

различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии,

очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия.

Основными требованиями к учащимся при изучении основ журналистики

являются: интерес к журналистике как к профессии; желание овладеть навыками работы

юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих

заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс – конференциях, творческих

конкурсах.

Цель программы « Основы журналистики»:
2

создание в образовательном пространстве школы условий для успешной профильной

подготовки обучающихся, привитие интереса к профессии журналиста

Задачи :

1.

Обучающие:

Формирование умения работать в различных жанрах

публицистического стиля;

Овладение основными навыками журналистского

мастерства;

Освоение обучающимися знаний, умений и навыков

информационно-компьютерных технологий

2. Воспитывающие:

Формирование эстетического вкуса как ориентира в

самостоятельном восприятии искусства;

Формирование нравственных основ личности будущего

журналиста;

Формирование основных этических норм и понятий

как условия правильного восприятия, анализа и

самооценки событий окружающей жизни;

Формирование потребности в самообразовании,

самовоспитании;

Создание атмосферы сотрудничества обучающихся при

решении задач, когда востребованными являются

соответствующие коммуникативные умения.

3

Развивающие:

Развивать творческие способности обучающихся, их

творческую индивидуальность;

Развитие умения устного и письменного выступления;

Развивать умения решать проблемы действительности

совместными усилиями, выступая в разных социальных

ролях.

4. Познавательные:

Вовлечение обучающихся в активную познавательную

деятельность с применением приобретённых знаний на

практике;

Развитие интереса к изучению русского языка,

литературы, истории, обществознания, компьютерных

технологий;

Изучение истории журналистики

5. Практико-деятельностные:

Развивать навыки самовыражения, самореализации, общения,

сотрудничества, работы в группе;

Формирование практических навыков создания школьного

печатного издания.

Программа «Основы журналистики» может быть реализована в объёме 7

-часовой недельной нагрузки на втором году обучения: часы теории, практики,

экскурсий в библиотеки. Общее количество часов -227. Идёт большая плодотворная
3

работа по написанию и редактированию статей в «Вестничке»-приложении улусной

газеты «Усть-Майский вестник».

Программа апробирована в течение 2 лет: реализовывалась в 2011-2013 учебные

годы при недельной нагрузке 4часа в неделю. Теперь же добавилась недельная

нагрузка, и появится возможность больше времени отдавать индивидуальной работе

с детьми.

Результаты прошлых лет:
Содержание программы «Основы журналистики»(227 часов)
1 Знакомство с понятием «журналистика». Вводное занятие.
(2ч
)
Инструктаж по ТБ и ПБ. Знакомство с целями, задачами курса, с понятием «журналистика», формами работы, требованиями
2. Как и почему возникла журналистика
.
Культура речи.(
12ч) Язык профессиональной деятельности человека (проведение анкетирования). Речевая культура специалиста и функционирование языка как основы стилистики. Логическая последовательность изложения, точность, конкретность, бесстрастность, объективность изложения. Психологическая подготовка и готовность к работе. Нормативно-правовая база работы журналистики. Закон РФ «О печати» Урок читательских удовольствий. Написать зарисовку на одну из тем(на выбор): «Осенняя сказка», «Ода осени», «Осенние радости» Дискуссия о профессиональной этике журналиста. Реферат «Что «сорока» на хвосте принесла» либо «Взаимодействие СМИ и экологических организаций»
3. Социология как составная часть журналистских знаний. Роль и значение прессы в

современном мире
. (6ч) Творческая работа «Журналистская Дума» (беседа о гласности, свободе печати, российских законах о СМИ). Функции журналистики:  Информационная;  Коммуникативная;  Выражение мнений определённых групп;  Формирование общественного мнения Требования к журналисту: o Компетентность; o Объективность; o Соблюдение профессиональных этических норм; o Глубокие знания в области литературы, философии; o Владение литературным языком.
4. Из истории детской прессы. Заголовки и иллюстрации. (

)
Из истории детской прессы. Знакомство с современными детскими и подростковыми СМИ-экскурсия в библиотеки. 4
Интеллектуальный блиц-турнир. Характеристика детских и подростковых изданий. Составление дайджеста. Выступление перед учащимися начальных классов –презентация детских изданий.
5. Анализ детских газетных и журнальных публикаций. Знакомство с детскими и

подростковыми СМИ. (Работа в библиотеке)
(12ч). Рациональные способы чтения при работе со статьями периодической печати (просмотровое, сканирование, изучающее, ознакомительное). Быстрое ориентирование в СМИ и точное извлечение искомой информации. Работа с карточками, методической литературой, экологической. Задание. Найти в газетных и журнальных публикациях примеры на тему «Семья года», «Учитель года». Напиши статью об учителе. Встречи с учителями-ветеранами.
6. Знакомство с законами о СМИ, историей улусной газеты. Особенности

журналистского труда, редакция. Информация(новость
) (5ч) Информация и её основные черты. Типы информации, формы подачи новостей: метод маски, фичер, клиповый заголовок. Правила построения информации. Методы получения информации. Собирание школьных новостей. Мастер-новость «Час важных сообщений». Написание заметок о значимых событиях в жизни школы.
7. История российской журналистики. (
14ч
)
Как и почему возникла журналистика. Устный обмен информацией. Рукописные издания. Журналистика 18 века. Новиков и его журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец». Журналистика 19 века. Формирование жанров в журналистике. А. С. Пушкин – публицист. Журналы «Современник», «Отечественные записки». Журналистика 20 века. Истоки нравственных основ журналистской этики. Развитие жанра фельетона – И. Ильф, Е. Петров. Журналистика и литература. Перспективы развития журналистики 21 века. Этимологический «круглый стол»(справки о словах «газета», «журналистика»). Мини- исследования, проекты на тему «Журналистика», «Газета». Задание. Подготовьте сообщение об особенностях стиля современного журналиста.
8. Эпистолярный жанр (

).
Выявление особенностей частного и делового письма, их отличие. Презентация «Письмо». Электронная почта, СМС. Оформление официального письма, «шапочка», характерная для официально – деловых бумаг. Адресат, адресант. Обращение. Описание событий. Обучение написанию дружеского письма. Конечные фразы (постскриптум). Круглый стол «Диалог-шоу». Написание дружеских пародий, «портретов».
9. Профессиональная лексика (
12ч
).
Особенности профессиональной лексики, её разновидность. Реальный словарь. Общеупотребительная терминология; замена определений описательными оборотами, примерами и сравнениями; включение элементов из других стилей; широкое использование эпитетов, метафор, олицетворений, экспрессивно и эмоционально 5
окрашенной лексики; фразеологические обороты. Презентация «Выразительные средства». Поговорки, пословицы, вопросительные предложения. Обращения и повторы. «Эпитетное меню». Коллективная творческая игра «За кем последнее слово»-подбор эпитетов к различным словам(рука, голова, ноги, работа…) Творческая мастерская. Написание рассказов по пословице(крылатому выражению, афоризму). В основу можно положить случай из жизни (своей, друзей или родителей) или на выдуманную историю. Например, на тему «Ученье-свет, а неученье –тьма». Яркие выражения «Фразологизмы»-презентация.
10. Композиция материала (

).
Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение. Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями. Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака. Основные структурные связи в рассуждении. Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному. Задание. Найдите в СМИ примеры повествования, описания, рассуждения. Напишите маленький рассказ на тему «Маленькое происшествие», используя разные типы построения. Конкурс журналистского мастерства «Мистер Бин». Написать материал(тема, жанр –на выбор), в который включить слова-«бины»(например,каБина, Бинокль, караБин). Работы оцениваются по критериям: а)оригинальность, логичность, композиционная целостность; б) наибольшее количество «бинов»
11. Культура устного выступления.
(9ч
)

Дискуссия. Споры, диспуты, полемика
. Общее понятие и специфические черты жанров устного выступления. Основные требования к культуре устного выступления. Риторические навыки и умения. Логические, психологические, этические и языковые приёмы. Поведение участников. Основные формально – логические законы. Способы опровержения. Стандартные обороты речи, клише
.
Подготовка к конкурсу ораторов «Аман-ос».
12. Работа со справочной литературой. Словари, цитирование (
10ч
).
Справочная литература, словари и их информативные возможности. Понятие о лексикографии как науки. Типология словарей. Использование справочной литературы в соответствии с её назначением. Рациональные способы чтения при работе со словарём и справочной литературой. Быстрое ориентирование в структуре словарных статей и точное извлечение искомой информации. Цитирование для подтверждения собственной мысли, для того, чтобы познакомить читателя или слушателя с чьим –либо авторитетным мнением. Презентация «Словари».
Список словарей и справочников, содержащих нормы современного

русского литературного языка при его использовании в качестве

государственного языка Российской Федерации
 Орфографический словарь русского языка. Букчина Б.З., Сазонова И.К., Чельцова Л.К. - М.: "АСТ-ПРЕСС", 2008. - 1288 с. 6
 Грамматический словарь русского языка: Словоизменение. Зализняк А.А. - М.: "АСТ-ПРЕСС", 2008. - 794 с.  Словарь ударений русского языка. Резниченко И.Л.- М.: "АСТ-ПРЕСС", 2008. - 943 с.  Большой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление. Культурологический комментарий. Телия В.Н. - М. : "АСТ- ПРЕСС", 2008. - 782 с
13. Знакомство с древом жанров. Малые жанры журналистики. Репортаж (

)
Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие корреспондента – очевидца или действующего лица. Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого–либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь. Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный. Обзор печати – особый жанр. Обзор: тематический, общий, информационный, рецензирующий прессу. Задание. Найдите в газетах, журналах примеры публикаций того или иного жанра, объясните, по каким признакам вы определили принадлежность к тому или другому жанру, оцените уровень мастерства автора. 14.
Мастерская жанров. Характеристика(
9ч)  Оперативно-новостные (заметки)  Оперативно-исследовательские (интервью, репортажи, отчёты)  Исследовательско-новостные (корреспонденция, комментарий, рецензия)  Исследовательские (письмо, статья, обозрение)  Исследовательско-образные (очерк, эссе, фельетон, памфлет 15.
Заметка.
(8ч) Что такое заметка и её основные черты. Типы заметок: краткая и расширенная. Творческая мастерская. Написать небольшой материал на тему «Береги флору и фауну», используя элементы путевых заметок, зарисовок. Написание заметок в школьную газету, в улусную газету.
16. Роль статьи(
12ч
).
Основные этапы работы над статьёй:  Предварительный этап: ответы на вопросы (для себя): к какому выводу необходимо подвести материал; что будет составлять содержание работы; для чего пишется статья?  Определение темы, её анализ, составление плана(тезисов). Размышление, обдумывание. Решение проблемы.  Работа над первым вариантом статьи на основе тезисов. Последовательное изложение мысли, доказательное рассуждение, правильный выбор слов и грамотное составление предложений.  Завершение работы, анализ текста. Совершенствование, исправление. Критическая оценка результатов своей работы, поиск слабых мест, ошибок и их исправление. Творческая работа- написание статей на различные темы «Мир вокруг нас».
17. Очерк- близость к малым формам художественной литературы. (12ч)
. Рассказ или короткая повесть. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа. 7
Документальность воспроизведения материала. Очерки портретные, событийные, путевые, проблемные. Задание. Написать путевой очерк. 18.
Интервью (12ч
) Время и место беседы. Культура речи. Постановка вопросов. Тема беседы. Внимание к слову, фактам, подробностям. Обработка полученных сведений. Подготовка статьи. Чтение статей. Обсуждение.
19. Посещение мероприятий
(8ч). Правила поведения юного корреспондента. Что написать в первую очередь? Проверка фактов, дат, событий, фамилий. Обработка материалов. Заголовок
20. Отчёт. Опрос. Пресс-релиз
(6ч) Что такое опрос, пресс-релиз .Функции пресс-релиза, структура. Проведение благотворительной акции.
21. Важнейшие даты в жизни страны
(4ч). Историческая память народа. Орфография. Роль прописных букв в материалах.
22. Тема урока, классного часа.(8ч)
Участники. Что нового вы узнали? О чём интересно будет читать? Запись в процессе урока, классного часа. Обработка материалов. Работа со словарём, учебником (при описании урока в своём классе).
23. Обозрение. Комментарий
(6ч). Понятие об этих жанрах, их видах и признаках. Работа с изданиями.
24. Рецензия, корреспонденция
(10ч). Понятие об этих жанрах, их видах и признаках. Основные требования к рецензии, отличие от отзыва. Написание рецензии на прочитанную книгу, просмотренный фильм.
25. Зарисовка
(8ч). Что такое зарисовка, её основные черты. Виды зарисовок. Способы написания зарисовки. Поездки по историческим местам. Работа со словарями, энциклопедиями. Творческое задание «Нарисую образ»
26
.
Фельетон. Памфлет
(8ч) Что такое фельетон и памфлет. Элементы и разновидности фельетона. Фельетоны Зощенко, Ильфа и Петрова. Чтение и анализ фельетонов. Фельетон в современной прессе.
27. Эссе
(10ч). Что такое эссе. Правила написания эссе. Эссе как жанр и как принцип композиционного построения очерка. Написание эссе на тему «Что значит быть мудрым человеком», «Школа будущего». Презентация «Эссе»(история, современная эссеистика). 8

Приложение №1

Методическая часть

Формы контроля
разнообразны: - самостоятельные работы в различных жанрах журналистики; - семинары – практикумы по изученной теме; - творческие конкурсы; - публикации. Программой предусмотрен контроль за усвоением материала в конце обучения. 1 год обучения – семинар – практикум по теме «Особенности жанра» ( по выбору); - самостоятельная творческая работа; 2 год обучения – публикация в прессе или творческом альманахе учебной группы. Конечные результаты: умение построить устное и письменное сообщение; умение работать в различных жанрах публицистического стиля; умение общаться с аудиторией и отдельным человеком; самостоятельная подготовка и публикация материалов в прессе. Программа «Основы журналистики» построена в соответствии с основной поставленной целью – овладение навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач используются современные методики обучения основам журналистики: системно – деятельностный, исследовательский, проблемный, творческий. Занятия проводятся с учётом возрастных и психологических особенностей на основании дифференцированного подхода. Основными формами, способствующими развитию выразительности, образности устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры, исследования этимологии слов, творческая работа. Перечень
оборудования,
необходимого для реализации программы «Основы журналистики»: 1. Видеомагнитофон 2. Видеокамера 9
3. Цифровой фотоаппарат 4. Компьютер для каждого члена пресс-центра 5. Телевизор Средства, необходимые для реализации данной программы: - разработки по темам; - карточки с подбором лексики по изучаемой теме; -тематический материал периодической печати; - справочники; - словари; - наглядный материал : схемы, видеозаписи сюжетов на различные темы и проблемные ситуации Приложение №2 Список литературы, используемой педагогом 1. Борисова, В. А., Мишлимович, М. Я. Сочинения на литературную тему в старших классах.- М.: Просвещение, 1978. 2. Брызгалова, С. М., Романова, С.Р. Из опыта обучения написанию сочинений. Методическое пособие. – Якутск, 2003. 3. Вартапетова, С.С. Стилистика русского языка (для 10-11классов). М.: Дрофа, 1999. 4. Кашлева Н. В. Пресс-клуб и школьная газета:занятия, тренинги, портфолио. Волгоград, Учитель, 2007 5. Михайличенко, Н. А. Риторика: Учебное пособие для учащихся гимназий, школ гуманитарного профиля. М.: Новая школа, 1994. 6. Спирина Н. А. Журналистика в школе, 8-11 классы: программа, материалы к занятиям. Влгоград, Учитель, 2007 7. Хорт, О. А., Шамшина, Г. С. Русский язык и литература 5-11 классы. Творческие упражнения к урокам развития речи. – Волгоград, Учитель, 2007. Список рекомендуемой литературы для детей и родителей 1. Горшков, А. И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2001. 2. Ладыженская, Т. А., Зепалова, Т. С. Развивайте дар слова. Теория и практика сочинений разных жанров(8-9классы). - М.: Просвещение, 1990. 3. Морозова, Н. П.Учимся писать сочинение. - М. : Просвещение, 1990. 4. Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка. –М.:Азбуковник, 1997. 10
5. Розенталь, Д. Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: 1974. 6. Янченко, В. Д. Занимательное путешествие. По страницам истории русской лингвистической науки. – М.: 2002.


Учебный план

кружка «Основы журналистики»

на 201..-201.. учебный год



Возраст участников 13-14 лет, учащиеся 8-9 класса

п. Эльдикан,



Учебно –тематическое планирование

№ Тема

всего

теория практика

экскурсионная

работа
11

1

.

Знакомство с понятием

«журналистика». Вводное

занятие. Инструктаж по

технике безопасности и ПБ.

2

2

2

.

Как и почему возникла

журналистика. Культура речи.

12

4

4

4

3.

Социология как составная

часть журналистских знаний.

Роль и значение прессы в

современном мире

6

4

2

4.

Из истории детской прессы.

Заголовки и иллюстрации.

6

2

2

2

5

Анализ детских газетных и

журнальных публикаций.

Знакомство с детскими и

подростковыми СМИ. ( Работа

в библиотеке).

12

4

4

4

6.

Знакомство с законами о

СМИ, историей улусной

газеты. Особенности

журналистского труда,

редакция.

Информация. Новость.

5

2

2

1

7

История российской

журналистики.

14

8

2

2

8

Эпистолярный жанр.

8

4

4

9

Профессиональная лексика.

12

4

6

2

10

Композиция материала.

8

4

4

11

Культура устного

выступления. Дискуссии,

споры, диспуты, полемика.

9

3

6

12

Работа со справочной

литературой. Цитирование.

10

4

6

13

Знакомство с древом жанров.

Малые жанры журналистики.

4

2

2

14

Мастерская жанров:

Оперативно-новостные

(заметки)

Оперативно-

исследовательские

9

3

3

3
12

(интервью, репортажи,

отчёты)

Исследовательско-

новостные

(корреспонденция,

комментарий,

рецензия)

Исследовательские

(письмо, статья,

обозрение)

Исследовательско-

образные (очерк, эссе,

фельетон, памфлет.

15

Заметка.

8

3

3

2

16

Роль статьи.

12

4

4

4

17

Очерк – близость к малым

формам художественной

литературы.

12

6

4

2

18

Интервью.

12

4

4

4

19

Посещение мероприятий в

школе.

8

4

4

20

Отчёт. Опрос. Пресс-релиз.

6

2

2

2

21

Важнейшие даты в жизни

страны.

4

2

2

22

Тема урока, классного часа.

8

2

6

23

Обозрение. Комментарий.

6

3

3

24

Рецензия, корреспонденция.

10

2

6

2

25

Зарисовка.

8

2

2

4

26

Фельетон. Памфлет.

8

2

2

4

27

Эссе.

10

4

6

всего

227

84

91

52
13


Яндекс.Метрика