Напоминание

"Работа над художественным образом произведения с учащимися музыкальных школ"

Автор: Галиева Рамзия Агзаевна

Должность: зам.директора по УВР

Учебное заведение: МБОУ ДОД "Детская музыкальная школа г.Зеленодольска РТ"

Населённый пункт: г.Зеленодольск Республики Татарстан

Наименование материала: статья

Тема: "Работа над художественным образом произведения с учащимися музыкальных школ"

Описание:

Некоторые мысли из опыта многолетней работы в классе фортепиано педагога детской музыкальной школы.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=73

Опубликовано 26.07.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа» г.Зеленодольска Республики Татарстан Работа над художественным образом произведения с учащимися детской музыкальной школы. (Кое-какие мысли из опыта работы). Подготовила зам.директора по УВР, преподаватель по классу фортепиано Галиева Рамзия Агзаевна г.Зеленодольск 2014г.
Данная работа не претендует стать догмой, непременной и обязательной для исполнения. Это всего лишь кое-какие размышления о наболевшем, мысли из личного многолетнего опыта работы в музыкальной школе. Задача преподавателя- музыканта – это воспитание художественного вкуса, обучение музыкальной грамотности, привитие понимания музыкального искусства и любви к искусству в целом. Поэтому меня очень огорчает тот факт, когда выступления учащихся бессмысленны, фразировка непонятна, вместо «живой» речи – мычание, ведь это говорит прежде всего об отсутствии педагогической работы с данным учеником! Если сказать конкретнее, об отсутствии работы над музыкальным содержанием и средствами его выражения, иначе говоря – над художественным образом. Подобно другим видам искусства, таким как поэзия, живопись, скульптура, музыка воспроизводит душевные переживания людей и окружающую действительность в живой образной форме. Но если образы, скажем, изобразительного искусства воспринимаются зрительно, то музыкальные образы воспринимаются слухом и в отличие от изобразительного находятся в движении, в непрерывном динамическом развитии. Ученик должен осмыслить параллель: подобно тому, как художник рисует красками, композитор «рисует» звуками. Но нотный текст безмолвен. И для «оживления» нот нужен исполнитель, способный понять содержание пьесы, и не просто понять, но и выразить это публично. Работа над художественным образом начинается с первых же шагов изучения музыки и музыкального инструмента. Важнейшая задача педагога научить ученика понимать замысел композитора, а для этого, в первую очередь, учить грамотно читать нотный текст. На начальном этапе обучения хорошо использовать народные мелодии, в которых ярко выступает эмоционально-поэтическое начало. И уже здесь, в игре самых простых мелодий, мы должны добиваться того, чтобы характер исполнения точно соответствовал характеру пьесы. Как можно раньше ребенок должен понять – о чем он играет. Ясное, конкретное представление сути произведения поможет ему грустную мелодию играть грустно, а не просто тихо, бодрую – бодро, а не просто громко и т.д. Дети, с которыми мы начинаем работать, еще так малы, милы и непосредственны. Они очень любят фантазировать. Их воображение гораздо богаче и ярче нашего. Эти способности детей к воображению, творчеству надо всячески поддерживать. Необходимо развивать фантазию учащихся удачными метафорами, поэтическими образами, аналогиями с явлениями природы (скажем, дождь может капать на асфальт и в песок – вот вам острое staccato и portamento). Желательно находить яркие, меткие характеристики различных явлений, изложенные в
лаконичной форме, которые должны сохраниться в памяти ребенка и стать в дальнейшем ассоциативной базой для формирования следующих, более глубоких и сложных представлений о содержании музыки. Разумеется, кроме народных мелодий надо пользоваться простейшими мелодиями Гайдна и Моцарта, не говоря уже об изумительных сборниках для детей Чайковского и Шумана, Прокофьева и Шостаковича, Майкапара, Свиридова, Кабалевского, где имеется богатый материал ярких, образных и очень понятных по содержанию для детей пьес. К сожалению, мы чаще имеем дело с учащимися со средними (и ниже средних) музыкальными способностями. Ни в коем случае нельзя снижать свои требования в зависимости от способностей, хотя хорошо знаю по своему опыту, что результаты бывают не всегда утешительными. Чем ниже музыкально- художественный уровень учащегося, т.е. данные интеллекта, воображения, слуха, темперамента, а также технические возможности ученика, тем большую проблему представляет для педагога и самого ученика работа над художественным образом, тем труднее добиться художественно-удовлетворительного исполнения. Если ребенок замкнут и пассивен, нам помогут красочно иллюстрированные сборники. Программа должна быть тщательно продумана. Таким детям я даю больше конкретных, образных пьес, иногда на класс ниже, а для увеличения количества пройденного материала – не учим текст наизусть. Главное условие – пьесы должны быть понятными, конкретными. Ведь только тогда мы исполняем музыку ярко и выразительно, если ясно представляем ее содержание. Так и ребенок. Он должен поверить в себя. Ему необходимо все понять, ведь понять – это сделать первый шаг к тому, чтобы полюбить. Наиглавнейшая задача педагога помочь раскрыть ученику произведение, направить работу в «нужное русло», но при этом дать ребенку возможность самому представить содержание произведения. Одной из важнейших задач в работе является достижение простоты, естественности музыкального выражения. Необходимо добиваться, чтобы ученик играл не на «иностранном» языке. Педагогу необходимо всегда стремиться пробуждать чувства и желание к музыкальному исполнительству у учеников, тем самым обогащать их духовный мир, развивать эмоциональность и отзывчивость. Достигнуть успехов в работе над художественным образом можно лишь непрерывно развивая ученика музыкально, интеллектуально, всемерно развивая в ученике любовь к другим видам искусства, особенно к поэзии, живописи. За многие годы работы я убедилась в важности для учащихся умения сочетать вдохновение и способность к анализу нотного текста. И если умению работать с текстом уделяют внимание практически все педагоги, то воспитание яркого, вдохновенного исполнения музыки в значительной степени зависит от
мастерства педагога. На мой взгляд, вдохновение ученика начинается с самого первого знакомства с пьесой. Лучше всего, если преподаватель с душой, выразительно исполнит новую пьесу, увлечет ученика, «заразит» его. Вторая ступень - процесс выучивания, где важно не потерять эту увлеченность. И третья ступень - суметь донести до сцены то приподнятое настроение, с которого и началось знакомство с новой пьесой. Если это удалось, если выступление ребенка получилось душевно открытым, эмоциональным, тогда можно поздравить педагога с его творческой победой! Очень важным фактором для преподавателя в музыкальной школе, я убеждена в этом, является профессиональное владение своим инструментом. Думаю, успехов должно добиться такое содружество педагога с учеником, в котором каждый из них испытывает интерес к занятиям, радость от полученных результатов, постоянную увлеченность все новыми и новыми художественными переживаниями. Именно общая заинтересованность в совместном творческом труде может стать залогом результативной работы педагога и ученика. Их общая задача – глубоко проникнуть в содержание пьесы, а затем «создать» на сцене правдивый, эмоционально насыщенный образ, волнующий и захватывающий слушателя.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: Мои настольные книги: Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Мильштейн Я. Воспитание пианистического мастерства.


Яндекс.Метрика