Напоминание

"Люблю тебя, мой Татарстан!"

Автор: Галиева Рамзия Агзаевна

Должность: зам.директора по УВР

Учебное заведение: МБОУ ДОД "Детская музыкальная школа г.Зеленодольска РТ"

Населённый пункт: г.Зеленодольск Республики Татарстан

Наименование материала: сценарий мероприятия

Тема: "Люблю тебя, мой Татарстан!"

Описание:

Сценарий музыкального мероприятия с участием учеников и преподавателей. В программе - пьесы татарских композиторов для детей.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=74

Опубликовано 26.07.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Люблю тебя, мой Татарстан!
Сценарий концерта Галиева Рамзия Агзаевна Зам.директора по УВР МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа г.Зеленодольска Республики Татарстан» ЦЕЛЬ: воспитание чувства патриотизма и любви к малой Родине, бережного отношения к национальной культуре, формирование творческой личности. ЗАДАЧИ: развивать навыки исполнительской деятельности учащихся на лучших примерах татарской фортепианной музыки; расширять кругозор учащихся, знакомить с лучшими образцами национальной музыкальной культуры; воспитывать чувство коллективной сплоченности, эмоциональной отзывчивости, навык культуры слушателя. ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: Ведущий, Преподаватель и ученики музыкальной школы (исполнители музыкальных произведений). УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ: зал с роялем (фортепиано). \
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ: На сцене сидят ученики, участвующие в концерте. За роялем – Преподаватель.
Звучит Р. Яхин – Рондо «На празднике».
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые слушатели! Мы не случайно начали наш вечер с пьесы Рустема Яхина… С первых же минут нам хотелось создать вам радостное и приподнятое настроение, ведь встреча с Музыкой – это всегда праздник, и мы приглашаем вас побывать на этом празднике! Сегодня мы будем слушать музыку татарских композиторов, созданную для детей, а значит, самую лучшую, красивую и доступную. Чтобы пояснить содержание своих произведений, полнее раскрыть их замысел, композиторы дали пьесам названия, программу. Название служит как бы путеводителем для тех, кто слушает. Роберт Шуман, известный немецкий композитор 19 века, утверждал, что «…удачно выбранное название усиливает воздействие музыки». Давайте же отправимся на прогулку в мир программной музыки, и начнем ее с пьесы всемирно известного татарского композитора Рашида Калимуллина (кстати, выпускника нашей музыкальной школы). Ученик 1:
Р.Калимуллин. Прогулка.
Ведущий: А на улице ребят ждет масса любопытного и интересного: вот вот хрустальные капельки падают с крыш, а вот медведь неуклюжий, но симпатичный, который приехал к нам в гости с зоопарком, а вот игрушечный паровоз-трудяга, неутомимо перевозящий с одной станции на другую детские «сокровища». И наконец, забавная игра, в которой все перемешалось, все вверх дном. Эти чудесные картинки из детской жизни нарисовала с помощью красок, конечно же, музыкальных красок композитор Резеда Ахиярова. Ученик 2:
Р.Ахиярова. Капельки. Медведь. Паровоз. Путаница.
Ведущий: А кто же из ребят не любит прыгать через скакалку? Сколько радости, удовольствия получаешь, играя с этой незатейливой веревочкой! И какой неиссякаемый запас бодрости и энергии несет пьеса Джаудата Файзи «Скакалка». Ученик 3:
Д.Файзи. Скакалка.
Ведущий: Веселые шутки, смех не смолкают! Сейчас мы услышим пьесу, которая называется «Шутка». Написал ее Анатолий Луппов, композитор, который использует в своем творчестве интонации трех музыкальных культур: русской, татарской и марийской. Русский по национальности, он родился и вырос в марийской деревне, затем переехал в Казань, где, конечно же, решил попробовать свои силы в новой для себя татарской интонационной сфере. «Татарская пентатоника (это особенный пятиступенчатый лад) была для меня в каком-то смысле загадкой, что-то было в ней неуловимое. И не обратиться к ней я не мог».
А.Луппов обогатил пентатонику современными выразительными средствами, насытил ее острыми ритмами, свежими звучаниями. Итак, Ученик 4:
А.Луппов. Шутка.
Ведущий: А вот кто-то из малышей устал, и захотелось ему чуть-чуть вздремнуть. Напевно и нежно, как голос матери, убаюкивающей младенца, звучит мелодия «Колыбельной» Разии Еникеевой. А может быть, кому-то покажется, что эту ласковую колыбельную тихо поет скрипка, унося нас в мир светлой мечты, сладких грез… Ученик 5:
Р.Еникеева. Колыбельная.
Ведущий: Колыбельная – это первая в жизни ребенка песня. А сейчас мы услышим первый татарский романс, который написал композитор Дж.Файзи на стихи Хади Такташа еще в самом начале тридцатых годов прошлого века. Точнее мы услышим не романс, а фортепианную обработку этого вокального произведения. Спустя 80 лет, эта искренняя, лирическая мелодия не утратила свежести и очаровывает слух все новых и новых поколений слушателей. Ученик 6:
Д.Файзи. «Лесная девушка».
Ведущий: Значительное место среди программных пьес занимают фортепианные обработки татарских народных песен. Ведь поэтический текст песен – это программа, которая позволяет глубже проникнуть в образное содержание пьесы. Одна из них – обработка песни «Тюмень», выполненная мастером, тонким ценителем татарского фольклора Александром Ключаревым. Современники с восхищением отзывались о Ключареве: «Как он чувствовал интонацию, стихию пентатоники! Поразительно, как он к месту вставлял украшения, триоли, необходимые гармонии!». Ученик 7:
А.Ключарев. Обработка татарской народной песни «Тюмень».
Ведущий: Часто композиторы обращаются к танцевальным ритмам, создавая пьесы в жанре народных танцев. Этот интерес не случаен, ведь танцы возникли в глубокой древности и по-своему отражали жизнь народа, многие из его обычаев, выражали мысли и чувства людей. Жизнерадостный характер татарского народа подчеркивает следующая пьеса: Ученик 8:
Валиуллин. Танец.
Ведущий: Из европейских танцев татарские композиторы отдают предпочтение вальсу и польке. Чешский танец полька обычно открывал деревенский бал, и заслыша его веселые звуки, никто не мог устоять на месте. Мы услышим задорную «Польку» З. Хабибуллина, композитора, чью музыку отличает яркая выразительность, образность, композитора, виртуозно владеющего танцевальной музыкой – много лет он сотрудничал с татарским ансамблем песни и танца. Ученик 9:
Хабибуллин. Полька.

Ведущий: Вальс… Вот уже более двух веков живет и пользуется неизменной любовью этот увлекательный, вечно юный танец. Родившись в Австро-Германии, он быстро распространился по многим странам. Послушаем одухотворенный, поэтичный, пожалуй, один из самых популярных в татарской музыке вальсов. Ученик 10:
Н.Жиганов. Вальс.
Ведущий: А сейчас мы услышим сразу 4 пьесы-миниатюры Рената Еникеева, пронизанные танцевальными ритмами. Юмореска – пьеса шутливого, юмористического характера, с неожиданными поворотами, сменой темпа, тональностей, в которой вы несомненно угадаете ритмы польки. Адажио – это итальянское слово, которое переводится как «медленно, спокойно». В балете адажио – это лирический дуэт, танец двоих главных героев. Адажио отличает широко распевная мелодия. Вальс, светлый и изящный – третья миниатюра Еникеева. Танец – красочный, динамичный, жизнерадостный, с характерными для татарских плясовых наигрышей ритмами. Ученик 11:
Р.Еникеев. 4 миниатюры.
Ведущий: Ренат Еникеев – ярко одаренный, национально самобытный композитор, отличающийся высокой музыкальной культурой и эрудицией, прекрасно владеющий фортепиано и создавший для этого инструмента немало прекрасных произведений. Сейчас мы услышим виртуозно-блестящую пьесу Еникеева «Скерцино», в переводе с итальянского «шуточка». Ученик 12:
Р.Еникеев. Скерцино.
Ведущий: Оригинальное, остроумное произведение Р.Еникеева – цикл оркестровых миниатюр «4 басни по Крылову». Мы услышим их переложение для фортепиано. В качестве программы композитор использовал басни И Крылова «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица», «Волк и ягненок», «Волк на псарне». Для воплощения образов басен в музыке Р.Еникеев использовал народные татарские и башкирские мелодии. Сопоставлениями регистров, темпов, тембров композитор умело подчеркивает речь беззаботной стрекозы и спокойствие трудолюбивого муравья, танцующую походку, льстивый голос лисицы и резкий крик вороны. Тот же принцип диалога, контрастов образов лежит в основе и третьей басни «Волк и ягненок». Пьеса «Волк на псарне» наиболее развернута. Начинается она довольно сдержанно, очень тихо, но постепенно звучание ее усиливается, насыщается, в конце даже слышны набатные, колокольные аккорды. Ученик 13:
Р.Еникеев. 4 басни.

Ведущий: Начав наш концерт фортепианной музыки с произведения Р.Яхина, хотелось бы и завершить его музыкой этого композитора. Рустем Яхин был первым татарским композитором, получившим профессиональное пианистическое образование, он был первым татарским пианистом-солистом. Впервые в произведениях Яхина татарская фортепианная музыка поднялась до уровня профессиональной европейской музыки, «насытилась» подлинной фортепианной фактурой. Пьесы Р.Яхина – плод свободной фантазии. Каждая из них воспринимается как импровизация, как непосредственное излияние чувств художника. Таков чудесный «Вальс-экспромт», в звуках которого запечатлелись мгновения поэтического вдохновения, прекрасные душевные порывы его творца. Преподаватель:
Р.Яхин. Вальс-экспромт.
КОММЕНТАРИИ: Программа концерта состоит из фортепианных пьес татарских композиторов. В данном варианте сценарий был много раз апробирован в дошкольных учреждениях, а также в различных внеурочных мероприятиях в общеобразовательных школах с целью популяризации татарской народной и классической музыки. В зависимости от способностей и возможностей учеников программа концерта может быть изменена. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Казань музыкальная. Очерки в помощь к урокам по татарской музыкальной литературе (Казань, 2009г.) 2. В.М.Спиридонова. Избранные фортепианные произведения композиторов Татарии в репертуаре учащихся детских музыкальных школ (Москва, 1974г.) 3. И.А.Губайдуллина, С.И.Гурарий. Фортепианные произведения композиторов Татарии в педагогическом репертуаре (Казань, 1984г.) 4. В.М.Спиридонова. Фортепианные произведения Назиба Жиганова в педагогическом репертуаре (Казань, 1980г.)


Яндекс.Метрика