Напоминание

"Особые формы работы и организация психологического сопровождения семей в условиях ДДИ"

Автор: Иванова Ирина Владимировна

Должность: педагог-психолог

Учебное заведение: ГКУ ДДИ Южное Бутово

Населённый пункт: г.Москва

Наименование материала: статья

Тема: "Особые формы работы и организация психологического сопровождения семей в условиях ДДИ"

Описание:

В статье описываются формы и содержание работы с родителями ребенка с ОВЗ. Раскрывается проблематика и методы психологического сопровождения "особых" семей в условиях интернатного учреждения.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=82

Опубликовано 29.07.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


ОСОБЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

СЕМЬЕЙ В УСЛОВИЯХ ДДИ

Педагоги-психологи Ермолаева Е.В., Иванова И.В., Федосеева О.А
Российская Федерация, Москва, ДДИ «Южное Бутово» Семья — это единый живой организм, который рождается, живет, встречается с различными вопросами, иногда болеет, устаёт, радуется, наслаждается, испытывает боль, замирает, взрывается, приспосабли-вается. Семья — это система, в которой люди не только ведут совместное хозяйство и живут на одной территории, но и связаны между собой очень тонкими нитями взаимоотношений. Все части этой системы оказывают влияние друг на друга и взаимообуславливают поведение друг друга. Один из основоположников общей теории систем Людвиг фон Берталанфи показал, что понятие системы вытекает из так называемого «организмического взгляда на мир». Для этого взгляда характерны два положения: а) целое больше, чем сумма его частей; б) все части и процессы целого взаимовлияют и взаимообуславливают друг друга. [1; c.5] Итак, базовая идея системной семейной психотерапии заключается в том, что
семья - это социальная система
, т. е. комплекс элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом. Семья - это «живой организм, напоминающий скорее пламя, чем кристалл» [2; c.11]. Система первична по отношению к входящему в нее элементу. Поэтому целесообразно работать со всей семейной системой, а не с одним ее элементом. Изменяя элемент в системе ( в нашем случае, работая с одним или, если есть возможность, с обоими родителями) мы изменяем систему (семью) в целом – взаимоотношения между членами семьи, атмосферу в семье, отношение к больному ребенку, взаимоотношения с больным ребенком. Опираясь на постулаты основоположников семейной терапии, мы считаем, что невозможно добиться эффективных результатов в работе с ребенком-инвалидом без кропотливой психологической работы с членами его семьи. Вот поэтому, работа с родителями уже давно выделена нами в приоритетное направление.
Школа для родителей
(из опыта работы специалистов ГКУ «Южное Бутово») Целью деятельности родительского клуба «Школа родителя особого ребенка» является повышение психолого-педагогической компетентности
родителей в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей с психофизическими нарушениями посредствомё психолого-педагогического просвещения; привлечение родителей к сотрудничеству в плане единых подходов к воспитанию и обучению ребенка. На занятиях «Школы родителя особого ребенка» решаются следующие
задачи
:  формировать у родителей позитивное восприятие личности ребенка с нарушениями развития;  расширить видение родителями своих воспитательных функций в отношении умственно отсталого ребенка;  познакомить родителей со специальными коррекционными и методическими приемами, необходимыми для проведения занятий с проблемным ребенком в домашних условиях;  познакомить родителей с эффективными методами родительско- детского взаимодействия, воспитательными приемами, необходимыми для коррекции личности ребенка с отклонениями в развитии;  формировать у родителей мотивацию к взаимо действию со специалистами учреждения, участию в создании единого воспитательного пространства "детский дом-интернат – семья";  мотивировать родителей на обращение за психологической помощью лично для себя, на участие в психологических тренингах;  способствовать расширению контактов с социумом, обеспечить возможность общения родителей, имеющих детей со схожими проблемами. Оптимальным временем проведения клубных занятий, как показала практика, является пятница с 17.30 ч. до 19.30 ч., частота родительских встреч – 1 раз в месяц. В «Школе» были проведены занятия по следующим темам: «Чему и как учить», «Коррекционные возможности рисования», «Формирование предпосылок развития речи», «Яркие уроки праздника», «Сенсорное развитие – это серьезно», «Куклу Сороку делаем вместе», «Развивающие пособия своими руками» и др. такие интересные темы. Два года назад психологическая служба ДДИ «Южное Бутово» открыла для родителей
Кофейню «В гостях у психолога»
. Важным этапом стало обсуждение тем встреч, сначала среди специалистов, затем и на родительском собрании. Каждая встреча имеет свою тематику: «Справиться с агрессией. Как?» «Супружеские конфликты», «Мужчина и Женщина», «Я и моя семья», «Самоценность».
Агрессия
– многие родители говорили, что эта тема очень важна. Как быть со своей агрессией, которая часто проявляется, как быть с детской
агрессией, что с ней делать? Как с ней бороться, или не бороться, а перевести в другой вид активности? Родители детей посещающих ДДИ «Южное Бутово» не только приходят послушать, обсудить какие-то наболевшие вещи, каждый из них хочет каких-то изменений в своей жизни. И не просто поговорить и познакомиться с такими вещами которые действительно важны, но и увидеть что-то новое, потренировать навыки поведения, которые помогут лучше и продуктивней общаться с ребенком, в семье находить контакт со своими близкими (а это порой непросто), и на работе… И здесь помогают те знания, которые могут быть получены на тренингах.
Супружеские конфликты
, конфликты в семье. Не означает, что в рамках данной встречи обсуждается тема исключительно супружеских взаимоотношений. Конфликты могут возникают с ребенком, с другими членами семьи, с друзьями, на работе… Те инструменты, которые предлагаются для их решения могут быть востребованы в разных жизненных ситуациях. Зачастую сам по себе конфликт нужен, но конфликт конструктивный! И в семье, и на рабочем месте. Если люди в процессе конфликта к чему-то приходят, о чем-то могут договориться, и готовы услышать друг друга… Конфликт неконструктивный имеет, напротив, плачевные последствия – когда люди не слышат друг друга, не желают найти общее, идти к чему то новому. Если нет конфликта – это своеобразное болото, где все замалчивается, загнивает, и не бывает такого, чтоб люди были абсолютно всем довольны, всегда есть моменты, требующие обсуждения, требующие общей точки зрения. Что-то мне нравится, а что-то мне не нравиться. Когда в семье ругаются, то порой забывают, что рядом находятся дети, они все видят. Рядом с несчастным человеком, очень тяжело жить не только ребенку, но и взрослым членам семьи. Часто «муж и жена – одна сатана», но не понимают друг друга! Тема различия во взаимоотношениях
«Мужчины и женщины»
тоже не случайна. Почему люди не понимают друг друга, конфликтуют? Какие различия способствуют этому? Продолжается тема преодоления напряжения в семейных отношениях, о коммуникации, о взаимопонимании партнеров в семье, о создании приятной атмосферы. Если мы хотим чему-то научить, полностью изменить другого человека, единственный выход –измениться самому. На встречах с психологом у посетителей «Кофейни есть возможность поговорить о себе, поделиться своими мыслями, чувствами, посмотреть видеоролики, порассуждать.
Я и моя семья.
Очень часто слово семья звучит как 7-Я, говорят, что 7-
Я это и есть семья. А мы слово Я поставили на первое место, и сделали это намеренно, Безусловно, каждый член семьи влияет на атмосферу, которая в семье есть, на состояние друг друга. Не всегда получается работать со всеми членами семьи, за редким исключением, когда оба супруга приходят на запланированную встречу. Но и один из членов семьи изменяясь, получив новые знания и навыки, может нести эти изменения в семью. И тогда взаимоотношения внутри семьи тоже становятся другими. Родители активно делятся собственным опытом. даже становятся соведущими наших встреч. Один из тренингов на тему: «Сила позитивного мышления» провела мама «особого ребенка», которая рассказала, как ей удается справится с тяжелой жизненной ситуацией, что ей помогает принять своего ребенка таким какой он есть, в чем она черпает жизненные ресурсы, чтобы смотреть позитивно на собственную жизнь. У каждой семьи есть свои скелеты в шкафу… есть проблемы, которые не принято обсуждать с коллегами на работе, с соседями и даже, с очень близкими людьми. Тема нашей кофейни касается тех заповедных мест, про которые не хочется не то что говорить, но и думать… У нас не принято выносить сор из избы… Часто считается, что решить эти проблемы практически невозможно. Встречи в «Кофейне у психолога» дают возможность найти пути выхода из сложных ситуаций, с которыми часто сталкиваемся в быту. - Ты манипулируешь мной… Я не игрушка! - С чего ты взял(а)? Я просто с тобой разговариваю… Ты все выдумываешь!!! Знакомая ситуация. Как часто мы чувствуем, но не можем объяснить словами, почему нам кажется, что человек (ребенок, супруг или супруга, друг, коллега или просто приятель) использует нас в своих целях, удовлетворяет при этом свои потребности, не заботясь о наших желаниях! Когда нужно поверить своим чувствам, ощущениям и остановить
манипуляцию
со стороны партнера по общению? Как это сделать? Как определить ситуации, где мы сами являемся манипуляторами и осознать, что это технология слабых! Ведь манипуляция не может постоянно приносить успех! Есть более эффективные способы «договориться» с партнером и при этом получить радость от общения! Психологи знакомят родителей с практическими техниками, которые позволят общаться с удовольствием! Само слово
самооценка
содержит в себе расшифровку: это то, как мы оцениваем себя. Многих людей собственная самооценка печалит. Почему? — Потому что плохая. Потому что не позволяет жить и радоваться. Но, постойте: если самооценка это «само» — «оценка», то почему мы себя так
печалим? Зачем мы позволяем нашей самооценке быть плохой, если нам нужна другая? А все дело — в способах, которые влияют на то, как формируется самооценка. Тренинг — один из способов формирования правильной самооценки. Вся работа психологической службы ДДИ Южное Бутово направлена на то, чтобы создать положительный настрой, привлечь членов семьи, способствовать зарождению оптимизма у родителей, сделать так, чтобы родители поверили в себя. На психологических тренингах родители приобретают умения находить выход из сложных ситуаций, осознавать собственные эмоции и чувства других людей. В процессе занятий участники: -получают эмоциональную поддержку со стороны психологов и членов группы; -переживают те чувства, которые часто испытывают в реальной жизни; -воспроизводят те эмоциональные ситуации, которые случались с ними в реальной жизни и с которыми они не могли справиться; -учатся быть более чуткими как к себе, так и к другим людям, учатся ценить себя, учатся позитивному мышлению; -обретают способность выражать более свободно собственные отрицательные и положительные эмоции; -учатся вербализовывать и понимать собственные чувства; -производят эмоциональную коррекцию своих отношений. Каждый из нас может сетовать на то, что один человек понимает и хочет слушать, а другой нет. «Мы считаем, что можем поменять кого-то, что кто-то другой должен измениться, что бы наша жизнь стала лучше!» Но исправить другого человека не представляется возможным. Но сами мы можем поменяться, и благодаря встречам, занятиям с психологами в ДДИ, у участников этих встреч что-то меняется. Наверное, нет необходимости ждать изменений сразу, но то, что они происходят однозначно! Почему? за счет чего они происходят? – за счет того, что в процессе сотрудничества со специалистами родители начинают размышлять, анализировать, не только поступки других людей, но и свои собственные. Учатся отслеживать свои чувства, планировать деятельность! Деятельность глубокая, интересная и результативная. Знания о том, что возможно регулировать свои эмоции, представлять корни возникновения конфликта, находить конструктивные пути выхода из него могут помочь участникам родительских встреч и с коллегами на работе, в семье, с ребенком. Залог успеха работы с родителями в тренингах, на наш взгляд,
заключается в том, чтобы выработать у родителей позитивное отношение к собственной жизни, получить радость и зарядиться оптимизмом. По итогам проведенной работы проводится опрос родителей об их отношении к организации и содержанию данных мероприятий. Семьи высказывают удовлетворенность организацией и содержанием мероприятий, выражают желание участвовать и в их подготовке. Определяют примерную тематику встреч в «Кофейне..». Эти данные позволяют вносить коррективы в запланированную работу с целью увеличения степени участия родителей в жизни Детского Дома Интерната «Южное Бутово». 1. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия: Краткий курс лекций. — М.: Речь, 2001. 2. Черников А. В. Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики. М., 1997. 160с.


Яндекс.Метрика