Напоминание

"Роль педагога в воспитании музыканта"

Автор: Цыбульская Татьяна Васильевна

Должность: преподаватель

Учебное заведение: ДМШ№2

Населённый пункт: г.Ноябрьск

Наименование материала: Методическая работа

Тема: "Роль педагога в воспитании музыканта"

Описание:

В работе раскрываются основные качества педагога,необходимые в работе с детьми в музыкальной школе.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=828

Опубликовано 05.10.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Ямало- Ненецкий автономный округ Управление культуры г. Ноябрьск. Муниципальное образовательное учреждение Дополнительного образования детей Детская музыкальная школа №2г. Ноябрьск Цыбульская Татьяна Васильевна Преподаватель ДМШ№2 Г. Ноябрьск.
Методическая работа.

Роль педагога в воспитании

музыканта.

Педагог-профессия особая ,связанная со сложным и хрупким миром растущего человека, а лейтмотив музыкально-педагогической деятельности-духовность, содержанием которой является то высшее, что характеризуется словами :истина, добро, красота. Они ведут учащихся по пути познания мира, по пути самосовершенствования. И как в жизни, так и на занятиях музыкой, искусством, духовному началу подчинены знания, умения и навыки, которыми овладевают учащиеся. Именно учитель-педагог-воспитатель несет полноту ответственности за духовную жизнь детей. Учитель музыки должен живо ощущать музыкальные пристрастия детей и, опираясь на это, вести их за собой мгновенно реагировать на все позитивные изменения вкусов в обществе. Занимая специфическое место в системе образования, ДМШ имеет и специфические особенности образовательного процесса. Учебно-воспитательные задачи, которые решают преподаватели ДМШ, в своей основе едины для всех предметов. Единство и взаимосвязь обусловлены особенностью музыкальных занятий. В которых музыка выступает и как объект познания и как средство воспитания, а также нормами общения с ней (слушание, разбор и исполнение) и достаточно широкими возможностями применения знаний и навыков одних предметов при освоении других. Знания о музыке в наше время играют все большую роль в воспитании и обучении, придавая эстетическому развитию школьников образовательную широту и идейность. Система эстетического воспитания детей и молодежи направлена как на выявление таланта и дарований, так и на повышение культурного уровня подрастающего поколения. При всем ее разнообразии, система эстетического воспитания сводится к нескольким основным направлениям, актуальным именно в музыкальном образовании: -расширение музыкального кругозора; -воспитание мировоззрения и моральных качеств; -воспитание воли и характера; -воспитание интереса к творческому труду и умения работать; -забота о здоровье и физическом развитии; -воспитание актуальности и дисциплины; -воспитание открытости, правдивости и приветливости; -воспитание уважения к старшим и чувства товарищества; -воспитание культуры речи. Таким образом, являясь начальным звеном в музыкальном образовании. ДМШ не ставит своей задачей подготовку каждого учащегося к профессиональной деятельности. Ее назначение-музыкально-эстетическое воспитание широкого круга детей и подростков, но, кроме того, музыкальная школа должна выявлять наиболее способных учеников и готовить их для поступления в специальные учебные заведения. Только шаг за шагом, ведя учеников еще поверхностных музыкальных впечатлений к глубокому и серьезному постижению музыки, когда искусство из приятного препровождения времени превращается в жизненную потребность человека, педагог- музыкант сумеет приобщить своих учеников к миру музыкального искусства. Педагог-музыкант, как и педагог любой другой специальности, работает для будущего. Энергия, затрачиваемая педагогом, дает плоды лишь спустя некоторое время. Естественно, что содержание и методы музыкально-педагогической работы должны во многом определяться пониманием того, к чему готовить ученика: предвидением, хотя бы
в общих чертах, характера его будущей деятельности, а также целей и задач, которые будут стоять перед учеником к моменту окончания детской музыкальной школы. Задача педагогов музыкальной школы- облегчать детям сложный путь в мир музыки, учитывая реалии современного мира. Меняются вкусы, пристрастия, музыкальный язык, изменилась вся звуковая атмосфера, в которой растут наши дети. Музыка, которую они слышат вокруг, которую они играют, определяет их вкус, формирует духовные склонности. Поэтому так важно раскрыть перед детьми диалектическую взаимосвязь между музыкальным наследием прошлого и современной музыкой, показать и помочь осмыслить развитие традиций и жанров, научить отбирать истинные ценности, которые несомненно есть в любом виде музыки, содействовать способности понимать умом и сердцем разницу между серьезной музыкой, с одной стороны, и легкой –с другой. Работа педагога -это непрерывный творческий процесс. Она постоянно ставит педагога в положение исследователя, выдвигает перед ним все новые задачи. Такую работу нельзя пустить на конвейер педагогического шаблона. Она требует тонкого. творческого отношения. Сложность профессии педагога заключается и в том, что труд его, по существу, весь устремлен в будущее, его результаты проявляются не сразу. Успешно заниматься музыкальной педагогикой может лишь тот, кто испытывает призвание к этому нелегкому труду. Не случайно, все талантливые педагоги отличались почти фанатичной преданностью своему занятию. Преподавание же без увлечения выливается в бесконечный и скучный процесс, мучительный как для преподавателя, так и для ученика. Настоящий педагог должен многое знать и многое уметь. Прежде всего, он должен хорошо владеть своим инструментом, однако прямая зависимость между исполнительским и педагогическим мастерством существует далеко не всегда. Не каждый хороший исполнитель может стать таким же хорошим педагогом. Педагогика требует особых способностей. История педагогики знает немало случаев, когда исполнители средних возможностей становились, тем не менее, прекрасными педагогами. Класс в руках талантливого педагога-это творческая лаборатория, мастерская способная оказывать существенное воздействие на судьбы исполнительского искусства. В отличии от концертирующего исполнителя педагог знает не только свой творческий путь и метод. Через его класс походят много учеников, на его глазах складываются профессиональные судьбы целого ряда музыкантов. Обучая, он учится сам. Работая с молодыми музыкантами, педагог познает много нового, скорее избавляется от собственных ошибок и заблуждений. «Именно педагогическая работа научила меня зорче видеть и лучше понимать природу и истоки многих исторических проблем»,-говорил известный скрипичный педагог, профессор Б. Гутников в своей монографии »Об искусстве скрипичной игры». В рабочем, творческом процессе педагог наблюдает, сопоставляет, размышляет, анализирует, обобщает, делает принципиальные выводы. В результате, на наш взгляд, он становится специалистом более широкого профиля, чем музыкант, занимающийся только исполнительской деятельностью. Он становится обладателем более гибкого и универсального метода. Он способен лучше отличить общее, главное от частного и второстепенного, развивать самобытность ученика и наметить индивидуальный путь его развития и совершенствования. Все сказанное выше не перечеркивает исполнительской деятельности для педагога. Желательно, чтобы творческий наставник не прерывал связи с исполнительским искусством. Играющий педагог постоянно растет, ищет новые пути к художественному и техническому совершенствованию исполнения. Все это положительным образом отражается и на его педагогической деятельности. Но наряду с этим, педагог должен
обладать дидактическими способностями, умением передавать свои знания ученикам. Ему необходимо овладеть обширными педагогическими познаниями и современной методикой преподавания. Он обязан быть не только хорошим музыкантом, но и широко образованным человеком, знать литературу, живопись и другие виды искусства, разбираться в анатомии и физиологии, акустике и психологии и других областях науки. Наконец, педагог должен быть яркой, интересной личностью. Неоценимое значение для этой профессии имеют такие человеческие качества, как доброта и отзывчивость, справедливость и принципиальность, сильная воля и целеустремленность, выдержка, настойчивость, организаторские способности. Эффективность учебной и воспитательной работы в специальном классе целиком зависит от степени подготовленности самого педагога. Чтобы успешно осуществлять высокую миссию учителя, педагог-музыкант всегда должен быть для ученика непревзойденным образцом не только профессионала, но и человека. Авторитет педагога-это необычайно важный фактор, который необходимо и повседневно использовать. Решающее значение в создании и укреплении авторитета педагога имеют его профессионализм, его общественная репутация и активность, принципиальность, любовь к своему делу, к детям. Педагогическо-воспитательная деятельность немыслима без постоянной работы педагога над собственной подготовкой. Современным требованиям прогрессивной педагогики соответствует лишь тот, кто ясно видит перспективы и цели воспитания, кто вооружается разносторонними знаниями и претворяет их в жизнь. Отсюда и необходимость учителя постоянно работать над собой, над обогащением своих знаний, умений и моральных качеств. Особенно важно повышать свой научно-теоретический уровень. Неотъемлемым качеством педагога является сила воли, умение до конца осуществлять свои требования. Сила воли проявляется так же в выдержке и терпении. Необходимо взвешивать каждое слово, владеть своим настроением, особенно в возбужденном состоянии. Если педагог хочет, чтобы ученик был дисциплинированным, он сам должен быть образцом организованности, точности и аккуратности. В своих отношениях с учениками педагог не должен быть сухим. Как и каждый человек, он переживает успехи и неудачи, может радоваться, грустить, сердиться и тд., но всегда должен контролировать свое поведение. Педагоги-классики говорят, что иногда создание авторитета зависит от первой встречи, от первого знакомства с педагогом. Поэтому необходимо тщательно готовиться особенно к первому уроку не только в плане методики, но и в плане внешнего вида; ведь на первом уроке внимание и интерес ученика особенно обострены, он более насторожен. Центральное место в создании авторитета занимает квалификация педагога как музыканта-исполнителя. «Правильно говорится, что учитель учит до тех пор, пока сам учится, а кто бросил учение, тот не сможет учить других, ибо без чувств и стремлений к дальнейшему образованию в человеке умирает учитель »- говорит известный педагог Б. Рейнгбальд. Ученики с большим уважением и симпатией относятся к педагогу с высокими исполнительскими качествами. Очень важным педагогическим качеством является постоянная нацеленность на формирование у ученика умения «наполнить музыкой» любое техническое действие. При этом сами технические приемы обретают внутренние связи, становятся пластичными, «текучими», естественно переходят один в другого, образуя некое образно- технологическое единство. История музыкальной педагогики , опыт педагогической работы показывают ,что в классе у педагога нет даже двух одинаковых учеников. Чтобы обеспечить оптимальные условия
развития каждому из них, общие педагогические принципы обязательно должны преломляться сквозь призму индивидуального подхода: то, что полезно одному, может навредить другому. Индивидуальные особенности ученика бесконечно разнообразны. Существенные различия наблюдаются в их анатомо-физиологических данных, психических свойствах, музыкальных способностях. Исследуя эти особенности, прогрессивные педагоги усомнились в возможности найти единственную, абсолютно верную и одинаково пригодную для всех постановку исполнительского аппарата, систему совершенствования технических приемов, методику развития музыкальных способностей. Опытные педагоги в своей повседневной практической работе изучают особенности характера своих учеников и на этом основании ищут «ключ» к каждому из них, определяя те оптимальные методические средства, с помощью которых можно каждого ученика заставить трудиться с полной отдачей сил. Один для этой цели нуждается в поощрениях, к другому следует проявлять постоянную требовательность, третьему необходимо предоставить большую самостоятельность и тд. Педагог должен знать, что менее способному ученику нужно объяснять старательно и доходчиво. Работа с учеником средних способностей нередко более совершенствует педагогическое мастерство чем работа с одаренными. Высшей формой проявления индивидуального подхода к ученику является воспитание творческой индивидуальности. Изучив психические особенности каждого ученика, педагог должен разглядеть его творческое своеобразие, определить «непохожесть» на других, и далее методически развивать творческую самостоятельность своих учеников, исходя из индивидуальных особенностей. В работе с учениками важно способствовать становлению личности, вооружить их той суммой знаний и умений, которые потребуются в последующей самостоятельной, профессиональной работе. Настоящий педагог всегда критично относится к себе, не успокаивается сегодняшними достижениями и старается поднять свое педагогическое мастерство и кругозор на более высокий уровень. Только при таких условиях можно успешно совместить учебную работу с воспитательной, помня о благородной конечной цели своей деятельности- воспитать всесторонне развитых молодых исполнителей, достойных наследников лучших традиций передового искусства.
Список используемой литературы: 1. Крюкова В. Детская музыкальная школа в системе дополнительного образования Российской Федерации. 2. Крюкова В. Некоторые аспекты педагогики, методики и психологии в деятельности преподавателя музыкальной школы. 3. Михайленко Н.П. Методика преподавания игры на шестиструнной гитаре. 4. Крюкова В., Левченко Г. Особенности образовательного процесса и учебных программ детской музыкальной школы. 5. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. 6. Коломиец И. Формирование эмоционально-волевых качеств как одно из направлений в технической работе музыканта-исполнителя. 7. Макуренкова Е. О педагогике Листовой В.В.


Яндекс.Метрика