«Творчество – универсальный ключ от всех дверей»
Описание опыта работы педагога дополнительного образования на примере
детского объединения «Послушная глина».
Педагогом дополнительного образования муниципального учреждения
дополнительного образования Орловского Дома детского творчества я
работаю с августа 1997 года, руководителем детского объединения
«Послушная глина» - с 1999 года.
С 2009 по 2014 год я продолжаю работу педагога дополнительного
образования детского объединения «Послушная глина», содержание которой
направлено на создание условий для интеллектуального и духовного развития
личности ребенка, развитие мотивации личности к познанию и творчеству,
обеспечение эмоционального благополучия ребенка, приобщение к
общечеловеческим и общекультурным ценностям, профилактику
асоциального поведении. Мной была разработана адаптированная
образовательная программа «Послушная глина», которая представляет собой
индивидуально – авторский вариант планирования творческой деятельности
в детском объединении.
Программа «Послушная глина» художественно – эстетической
направленности рассчитана на 5 лет обучения (2 года для детей дошкольного
возраста) и 3 года обучения (для детей младше – школьного возраста).
Структура программы предполагает постоянное расширение и существенное
углубление знаний и умений учащихся, путем последовательного изучения
каждого курса образовательного процесса. Обучение проходит в двух
мастерских: мастерская «Послушная глина» и мастерская «Умельцы».
Каждый курс рассчитан на определенный возраст детей, с учетом возрастных
и личностных особенностей, что позволяет с большей возможностью
вариативно подходить к подаче программного материала. Принцип работы
детского объединения «Послушная глина»: все люди разные, но равные. К
каждому можно найти свой подход, увлечь, заинтересовать, достучаться. И
творчество – универсальный ключ от всех дверей. Одним из направлений
работы детского объединения является эстетическое воспитание, так как
декоративно – прикладное искусство играет важную роль в процессе
становления и развития человека. Занятия лепкой не только развивают
тактильные навыки, но и формируют культурные представления, знания о
национальных особенностях разных народов, позволяют взглянуть на
историю и традиции в новом ракурсе. Занятия лепкой из глины – это
уникальная возможность для каждого ребёнка поверить в собственные силы,
талант. А то, что все люди талантливы – абсолютно точно. Достаточно только
начать творить. Занятия с детьми совершенно бесплатны, поэтому есть
возможность заниматься детям из малообеспеченных семей, детям с
ограниченными особенностями. Программа включает несколько основных
разделов: лепка простых игрушек, плоскостная лепка, фантазийная лепка,
изразцы. Для реализации цели и задач, определенных моей программой, в
своей практической деятельности применяю современные педагогические
технологии личностно-ориентированного и развивающего обучения:
•
здоровье сберегающие технологии;
•
игровые технологии;
•
коммуникативные технологии;
•
проблемно-диалоговые технологии.
В работе с дошкольниками и младшими школьниками активно использую
игровые технологии, которые развивают познавательную активность
учащихся, способствуют развитию многих качеств личности. Мной широко
используются сюжетно-ролевые, деловые, интеллектуальные игры,
викторины. Игровые и здоровье сберегающие технологии применяются мной
на протяжении всех этапов образовательной программы. Большое внимание в
своей педагогической деятельности уделяю установлению контакта с
воспитанниками и их семьями. Используя технологию коллективного
творческого воспитания И.П. Иванова, реализую воспитательные задачи
программы через совместную деятельность детей и взрослых (родителей,
педагогов), участие в коллективном творчестве, планировании и анализе
результатов. Особое внимание обращаю на формирование у детей деловых
качества, умение взаимодействовать в коллективе, планировать совместную
работу, договариваться о способах разделения обязанностей, умение
презентовать себя, умение объективно оценивать свою работу.
Образовательные технологии позволяют использовать частично-поисковые и
исследовательские методы обучения в нетрадиционных формах занятий
таких как: занятие-экскурсия, занятие-конкурс, выставка-презентация,
дидактическая игра, занятие - аукцион, а так же использования
объяснительно-иллюстративных, репродуктивных методов, методов
стимулирования и мотивации в традиционных формах занятий. Широко в
своей практике использую, викторины, малые формы литературных жанров
устного народного творчества, игровые и соревновательные моменты.
Коммуникативные технологии, позволяют развивать у детей умения работать
в группе, высказывать свое личное мнение, выслушивать мнение товарищей,
создают благоприятный психологический климат, атмосферу взаимопомощи,
толерантности.
Я считаю, что дополнительные образовательные программы нового
поколения должны содержать разные уровни сложности и позволять педагогу
найти оптимальный вариант работы с той или иной группой детей или с
отдельным ребенком. Они также должны быть открытого типа, т.е.
ориентированными на расширение, определенное изменение с учетом
конкретных педагогических задач, отличаться содержательностью,
вариативностью, гибкостью использования. На их основе можно выстраивать
работу, которая будет отвечать социально - культурным особенностям того
или иного региона, традициям и условиям конкретного
общеобразовательного учреждения, возможностям и интересам различных
групп учащихся, их родителей, педагогов.
Используя в своей практике технологии дифференцированного и личностно-
ориентированного обучения, я большое внимание уделяю индивидуализации
личности: развитие личностных качеств и индивидуальных способов
деятельности, которые обусловливают самобытность, неповторимость
личности, её отличие от других людей по характеру, творческому складу,
образу мыслей, а также отбор и принятие оптимального для каждого
обучающегося варианта целей и средств их достижения. Индивидуальный
подход помог обучающимся эффективнее проявить свои индивидуальные
личностные и творческие качества: неповторимость, целеустремленность,
собранность, упорство, требовательность к себе, самокритичность,
конкурентоспособность, креативность (творческое начало). Результаты
данной работы ярко отразились в победах воспитанников на конкурсах и
выставках районного и областного масштаба. С внедрением новой
дисциплины (диагностика воспитанности) в образовательный процесс –
значительно повысился уровень развития воспитанности учащихся, который
отслеживается мною в течение данного периода. Результаты педагогической
диагностики подтверждают, что избранные мной формы и методы работы
оптимально раскрывают творческие способности ребенка, дают ему
возможность попробовать себя (свои силы) в творческой деятельности и, что
немаловажно, создают для детей ситуацию успеха.
Основой всей моей педагогической деятельности стала необходимость в
постоянном самосовершенствовании и самообразовании. Я постоянно
работаю над собой. Через периодические издания методической литературы,
Интернет - ресурсы знакомлюсь с педагогическими новинками,
освещающими образование, изучаю новые пособия по лепке из глины,
пластилина, солёного теста, много времени отвожу разработке
дидактического материала для использования на занятиях. Постоянный
поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного
процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной,
эмоционально и информационно насыщенной.
Когда ребенок видит перед собой умного, грамотного, успешного,
оптимистического, любящего свое дело, уважаемого детьми педагога, то
вероятность успеха возрастает. Стиль и манеры педагога, внешний вид,
умение вести себя – тоже играют большую роль в воспитании учащихся.
В настоящее время планирую и считаю нужным уделить особое внимание
проблеме развития активности личности ребенка как особой деятельности,
отличающейся целенаправленностью, мотивацией, осознанностью,
владением способами и приемами действий, эмоциональностью,
инициативностью и ситуативностью; а также, - социальной активности
детей, развивая и воспитывая социальные (мировоззрение, образованность,
дисциплинированность, организованность, ответственность, трудолюбие,
коллективизм, конкурентоспособность.
С программой детского объединения «Послушная глина» можно
познакомиться на этом же сайте.