"Использование метода мнемотехники в театрализованной деятельности для развития связной речи детей дошкольного возраста."
Автор: Фельзинг Людмила Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад №4 "Светлячок"
Населённый пункт: р.п. Чистоозёрное, НСО
Наименование материала: статья
Тема: "Использование метода мнемотехники в театрализованной деятельности для развития связной речи детей дошкольного возраста."
Описание:
К. Д. Ушинский писал:
"Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету".
связной речи детей дошкольного возраста.
МКДОУ детский сад №4 «Светлячок»,
р. п. Чистоозёрное , НСО,
Фельзинг Людмила Витальевна.
ОСНОВАНИЯ ВЫБОРА ТЕМЫ:
*
Знакомство детей с разными видами театров начала в младшей группе и заметила, что
встреча с театральной куклой, особенно в адаптационный период, помогает малышам
расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту.
Разыгрывая перед детьми небольшие спектакли, изменяя голос и интонацию в
соответствии с героем, позволило мне в наблюдениях отметить, что малыши, играя с
мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные
сказки ("Курочка Ряба", "Колобок", "Репка" и др.). Поэтому решила показывать
маленькие спектакли, приглашая желающих детей в них играть.
*С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому важно
создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей,
важно поощрять желание ребенка быть непохожим на других, важно разбудить его
фантазию и попытаться максимально реализовать его способности.
*Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки,
развить внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего
возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости,
находчивости, храбрости.
*Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только
путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. Такие игры
помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Задачи театрализованной деятельности
1. Развивать внимание у ребенка, слушать речь взрослого и
понимать содержание и действовать в соответствии с ним;
2. Воспитывать выдержку, развивать память;
3. Развитие интонационной выразительной речи
(эмоциональность);
4. Развитие умственной и речевой активности;
5. Развивать умение с помощью взрослого инсценировать и
драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.
Для обучения детей использовались следующие технологии:
мнемотехника, модельное обучение; коммуникативная
деятельность;
Мнемотехника, или мнемоника,
в переводе с греческого - «искусство запоминания».
Мнемотехника - это система методов и приёмов,
обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение
и воспроизведение информации.
Мнемотехника – помогает развивать:
ассоциативное мышление
зрительную и слуховую память
зрительное и слуховое внимание
воображение
связную речь
мелкую моторику рук
Мнемотаблица –
это схема, в которую заложена определенная информация.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или
маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким
образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы –
рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Где можно использовать
мнемосхемы?
Обогащение словарного запаса
Обучение пересказу
Составление рассказов
Разучивание стихотворений,
скороговорок, чистоговорок.
Отгадывание загадок
Мнемотехникой можно начинать
заниматься с младшего возраста .
Когда начинать
заниматься
мнемотехникой?
К . Д. Ушинский писал:
«
Учите
ребёнка
каким
-
нибудь
неизвестным
ему
пяти
словам
-
он
будет
долго
и
напрасно
мучиться
,
но
свяжите
двадцать
таких
слов
с
картинками
,
и
он
их
усвоит
на
лету»
.
Структура мнемотехники
Мнемоквадраты к сказке теремок
Используется для младших дошкольников
.
Мнемоквадраты к сказке «Колобок»
Для детей младшего и
среднего дошкольного
возраста необходимо
давать цветные
мнемотаблицы, так как в
памяти у детей быстрее
остаются отдельные
образы:
лиса- рыжая, мышка-
серая, ёлочка- зелёная.
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете,
чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней
изображено.
2 этап : Осуществляется перекодирование информации, т.е.
преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ
сказки, рассказ по заданной теме. или чтение стихотворения с
опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода
запоминания.
Последовательность
работы с
мнемотаблицами:
Работа с мнемотаблицей на примере сказки «Теремок»
Чтение произведения до таблицы
1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: перекодировка информации , т.е. преобразование из абстрактных
символов в
образы, например:
- дом, - крыша, - волк, - хвост пушистый у лисы,
- медведь, - заяц, - лягушка.
3 этап: пересказ сказки с опорой на символы
(образы) т.е. происходит отработка метода
запоминания.
Например: «Стоял в поле теремок, прибежала и
поселилась в нем мышка – норушка, лягушка-
квакушка, заяц – длинные уши, лиса – краса,
волк – зубами щелк, затем пришел медведь, но
он был большой и не поместился в теремок,
теремок развалился».
При этом пересказ сказки могут вести сами дети,
прибегая к незначительной помощи взрослого.
4 этап: делается графическая зарисовка
мнемотаблицы.
5 этап: каждая таблица может быть
воспроизведена ребенком при ее показе ему .
При воспроизведении сказки основной упор
делается на изображение главных героев. Детям
задают вопросы: « Какая сказка спряталась в
таблице? Про кого эта сказка?»
.
В средней группе использую в качестве дидактического материала мнемотаблицы.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
.Размер мнемотаблиц может быть различным – в зависимости от возраста детей, от
уровня их развития Для среднего возраста можно использовать таблицы на 9 клеток
(3х3) и на 16 клеток (4х4), ).
.Опорным в таблице является изображение главных героев сказки, через которых идет
осознание происходящего в ней, понимание самой сказки, содержания, которое
«завязано» вокруг ее главных героев.
Сказка « Аленушка и лиса».
Пошла однажды Аленушка в лес и
заблудилась. Забралась на большое дерево,
сидит дрожит. Бежит мимо медведь,
испугалась его Аленушка, не пошла с ним
домой. Бежит мимо волк, и с ним Аленушка не
пошла домой — испугалась. Бежит мимо
лисичка-сестричка, села лисе на спину, та ее
и доставила к дому. Вот и сказке конец, а кто
слушал – молодец!
мнемотаблицы
Сказка «рукавичка»
Сказка «У страха глаза велики»
Сказка « Петушок и
бобовое зернышко»
Сказка «Заюшкина избушка»
Сказка « Коза-дереза»
Сказка « У солнышка в гостях»
Виды театров
Театр на фланеллеграфе
Теневой театр
Театр кукол
Настольный театр
«Репка»
Конусный театр « Теремок»
Я от дедушки ушёл, я от бабушки
ушёл...
(театр на ложках).
Пальчиковый театр
Театр игрушки
Дидактическая игра «Сложи по порядку»
Родителям показали драматизацию
сказки «Теремок»
«Костюмерная»
«Тили – бом, тили – бом, загорелся
кошкин дом»
Театрализованная игра
«Кафе»
Драматизация сказки «Волк и семеро козлят»
(на новый лад).
У детей:
расширяется круг знаний об окружающем мире;
появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные
истории;
появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок,
загадок;
словарный запас выходит на более высокий уровень;
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться
перед аудиторией.
Считаю, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или
пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем
лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным
показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к
школьному обучению.
Результаты.
•
Журналы ''Дошкольное воспитание'' №12 за 2000 г.;
№3,10,12 за 2001г.; №4,12 за 2002г; № 9 за1996.
•
Ильина М.В. «Воображение и творческое мышление».
Серия «Психологическая служба». Книголюб. М. 2005
•
Наглядно-дидактическое пособие Ткаченко Т.А.
«Составление описательных рассказов по опорным схемам»
Метод. руководство, картинный комплект. М.: Книголюб, 2005.
•
Тихомирова Л.Ф. ''Познавательные способности детей 5-7 лет''. М.
2005
•
Юзбекова Е.Ю. «Ступеньки творчества» Место игры в
интеллектуальном развитии дошкольника. М. Линка-пресс. 2006.
Источники.