Напоминание

"Использование метода мнемотехники в театрализованной деятельности для развития связной речи детей дошкольного возраста."

Автор: Фельзинг Людмила Витальевна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МКДОУ детский сад №4 "Светлячок"

Населённый пункт: р.п. Чистоозёрное, НСО

Наименование материала: статья

Тема: "Использование метода мнемотехники в театрализованной деятельности для развития связной речи детей дошкольного возраста."

Описание:

К. Д. Ушинский писал: "Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=10

Опубликовано 15.07.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Использование метода мнемотехники в

театрализованной деятельности для развития

связной речи детей дошкольного возраста.
МКДОУ детский сад №4 «Светлячок», р. п. Чистоозёрное , НСО, Фельзинг Людмила Витальевна.

ОСНОВАНИЯ ВЫБОРА ТЕМЫ:
* Знакомство детей с разными видами театров начала в младшей группе и заметила, что встреча с театральной куклой, особенно в адаптационный период, помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Разыгрывая перед детьми небольшие спектакли, изменяя голос и интонацию в соответствии с героем, позволило мне в наблюдениях отметить, что малыши, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки ("Курочка Ряба", "Колобок", "Репка" и др.). Поэтому решила показывать маленькие спектакли, приглашая желающих детей в них играть. *С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребенка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности. *Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развить внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости. *Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. Такие игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Задачи театрализованной деятельности
1. Развивать внимание у ребенка, слушать речь взрослого и понимать содержание и действовать в соответствии с ним; 2. Воспитывать выдержку, развивать память; 3. Развитие интонационной выразительной речи (эмоциональность); 4. Развитие умственной и речевой активности; 5. Развивать умение с помощью взрослого инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок. Для обучения детей использовались следующие
технологии:
мнемотехника, модельное обучение; коммуникативная деятельность;

Мнемотехника,
или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания».
Мнемотехника
- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника
– помогает развивать:  ассоциативное мышление  зрительную и слуховую память  зрительное и слуховое внимание  воображение  связную речь  мелкую моторику рук

Мнемотаблица –


это схема, в которую заложена определенная информация.
Суть мнемосхем
заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Где можно использовать мнемосхемы? Обогащение словарного запаса Обучение пересказу Составление рассказов Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок. Отгадывание загадок
Мнемотехникой можно начинать заниматься с
младшего возраста
. Когда начинать заниматься мнемотехникой?
К . Д. Ушинский писал:
« Учите ребёнка каким - нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться , но свяжите двадцать таких слов с картинками , и он их усвоит на лету» .
Структура мнемотехники
Мнемоквадраты к сказке теремок Используется для младших дошкольников . Мнемоквадраты к сказке «Колобок»


Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная.
Для детей
старшего возраста
схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

1 этап:
Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап
: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап:
После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме. или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
Последовательность

работы с

мнемотаблицами:


Работа с мнемотаблицей на примере сказки «Теремок»

Чтение произведения
до таблицы
1 этап: рассматривание таблицы
и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: перекодировка информации
, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы, например: - дом, - крыша, - волк, - хвост пушистый у лисы, - медведь, - заяц, - лягушка.
3 этап: пересказ сказки с опорой на символы
(образы) т.е. происходит отработка метода запоминания. Например: «Стоял в поле теремок, прибежала и поселилась в нем мышка – норушка, лягушка- квакушка, заяц – длинные уши, лиса – краса, волк – зубами щелк, затем пришел медведь, но он был большой и не поместился в теремок, теремок развалился». При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого.
4 этап: делается графическая зарисовка

мнемотаблицы.

5 этап: каждая таблица может быть

воспроизведена ребенком при ее показе ему
. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: « Какая сказка спряталась в таблице? Про кого эта сказка?»

.
В средней группе использую в качестве дидактического материала мнемотаблицы. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. .Размер мнемотаблиц может быть различным – в зависимости от возраста детей, от уровня их развития Для среднего возраста можно использовать таблицы на 9 клеток (3х3) и на 16 клеток (4х4), ). .Опорным в таблице является изображение главных героев сказки, через которых идет осознание происходящего в ней, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг ее главных героев.
Сказка « Аленушка и лиса».
Пошла однажды Аленушка в лес и заблудилась. Забралась на большое дерево, сидит дрожит. Бежит мимо медведь, испугалась его Аленушка, не пошла с ним домой. Бежит мимо волк, и с ним Аленушка не пошла домой — испугалась. Бежит мимо лисичка-сестричка, села лисе на спину, та ее и доставила к дому. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец! мнемотаблицы
Сказка «рукавичка» Сказка «У страха глаза велики» Сказка « Петушок и бобовое зернышко» Сказка «Заюшкина избушка» Сказка « Коза-дереза» Сказка « У солнышка в гостях»

Виды театров
Театр на фланеллеграфе Теневой театр Театр кукол
Настольный театр «Репка» Конусный театр « Теремок»
Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл... (театр на ложках).
Пальчиковый театр
Театр игрушки
Дидактическая игра «Сложи по порядку»

Родителям показали драматизацию

сказки «Теремок»

«Костюмерная»
«Тили – бом, тили – бом, загорелся кошкин дом»
Театрализованная игра «Кафе»
Драматизация сказки «Волк и семеро козлят» (на новый лад).
У детей:  расширяется круг знаний об окружающем мире;  появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;  появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;  словарный запас выходит на более высокий уровень;  дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Считаю, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.
Результаты.

• Журналы ''Дошкольное воспитание'' №12 за 2000 г.; №3,10,12 за 2001г.; №4,12 за 2002г; № 9 за1996. • Ильина М.В. «Воображение и творческое мышление». Серия «Психологическая служба». Книголюб. М. 2005 • Наглядно-дидактическое пособие Ткаченко Т.А. «Составление описательных рассказов по опорным схемам» Метод. руководство, картинный комплект. М.: Книголюб, 2005. • Тихомирова Л.Ф. ''Познавательные способности детей 5-7 лет''. М. 2005 • Юзбекова Е.Ю. «Ступеньки творчества» Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника. М. Линка-пресс. 2006.
Источники.


СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ



Яндекс.Метрика