ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
ВНИМАНИЕ У ДЕТЕЙ С ЗПР
ГБОУ СОШ №13 СП «Детский сад №29 «Кораблик»
Учитель-дефектолог Овсиенко В.Ф.
ВНИМАНИЕ
Внимание – это
сосредоточенность и
направленность
психической
деятельности на
определенный объект,
что предполагает
повышение уровня
сенсорной,
интеллектуальной и
двигательной
активности.
СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ: ОБЪЕМ
Объём внимания зависит от наличия смысловых связей между
объектами. При необходимости более высокого уровня осмысления
материала, объём внимания снижается.
РАЗВИТИЕ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ
Дать активизирующую инструкцию: посмотри, обрати внимание…
Знакомство с предметами, установление взаимосвязи объектов.
Например, "ручка, карандаш, фломастер – длинные, тонкие, ими
можно писать".
Количество воспринимаемых объектов не должно быть чрезмерно
маленьким или чрезмерно большим.
Оперантное подкрепление;
От простого к сложному;
УСТОЙЧИВОСТЬ ВНИМАНИЯ
У детей с ЗПР средний уровень устойчивости, ниже нормы.
Динамика проявляется в основном за счёт роста темпа
работы, а не её качества.
Рекомендации
Максимально исключить все отвлекающие раздражители;
Постоянно привлекать внимание ребёнка стимулирующими
инструкциями: посмотри, проверь, сравни…;
Нагрузку давать на 3-5 минут, далее – смена деятельности;
Использование конкретных стимулов при решении задач;
Предъявлять яркие стимульные материалы.
ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТЬ ВНИМАНИЯ
Формирование новой доминанты
Испытывают сложности с переключением с одного вида
деятельности на другой из-за инертности психических
процессов.
Использование музыкальных стимулов,
физкультминуток:
Введение дополнительных визуальных и слуховых
стимулов
Элементы соревнования
Использование полисенсорной стимуляции
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ
При совмещении двух видов
деятельности дети выполняют одну –
более привычную или более лёгкую.
В процессе специального
коррекционного обучения выполнение
одновременно двух заданий
становится более доступным.
При распределении внимания между
двумя видами деятельности снижается
его устойчивость.
Использование одинаково знакомых
предметов
Написание «диктантов» (слушать –
слух, писать – зрение+моторика);
Комментированная деятельность;
Внешний контроль;
КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ
Снижена из-за инертных процессов.
Продуктивность в ходе выполнения работы неравномерна.
Включить оперантное подкрепление
Введение ориентирующих карточек
Использовать вводные объяснения: что, зачем, почему, как.
Обучение детей подробно описывать изображения или
действия: «Я смотрю на картинку. В левом верхнем углу…."
Научить внимательно слушать;
Ограничивать деятельность по времени
ОРГАНИЗАЦИЯ СВОЙСТВ
ВНИМАНИЯ
Стимул
Влияние
Переключение
- замена слуховой информации
на зрительную (и наоборот);
- изменение на короткое время
темпа работы.
Уменьшается утомление от
монотонности, сохраняется
необходимый уровень внимания.
Фактор новизны
- парадоксальный случай,
спорное утверждение;
- необычный предмет в поле
зрения («помощник»).
Интригует;
концентрирует внимание.
Использование системы звуковых
сигналов
Концентрирует внимание.
Неполное представление
содержания
Привлечение внимания (все, что
изображено неполно, незакончено,
намеком, штрихом, пробуждает и
поддерживает интерес).
Возможность (для ребенка)
личной
интерпретации
неопределенного
содержания.
Привлечение внимания;
внимание получает толчок и тогда,
когда информация неожиданно
прерывается и временно
переключается на другую мысль.
Эмоциональная насыщенность
материала:
- придание интереса вещам,
которые сами собой
неинтересны;
- создание зрительных образов
(визуальный ряд).
Формируется произвольное
внимание
Разнообразие материала и
видов деятельности
Привлечение внимания;
устойчивость внимания.
Систематизация материала,
различного рода схемы , макеты,
структуры
Организация внимания,
облегчение синтеза полученных
знаний
Установка на внимание
перед
изучением определенной части
материала
Активизация внимания,
сосредоточенность; ребенок ясно
знает и представляет, на что именно
он должен обратить особое
внимание
Укрупнение
информационных
единиц.
Увеличение объема
интеллектуального внимания
Использование
динамических
особенностей объектов
–
мерцающий свет, прерывистые
звуки, ритмически организованные
раздражители и др.
Активизация, привлечение
внимания
Сложность и напряженность
учебной деятельности
(адекватная
возможностям дошкольника)
Формирование устойчивости
внимания
Одно слушание – одна учебная
задача:
поскольку невозможно
одновременно контролировать
различные стороны текста:
смысловую, грамматическую,
композиционную, - текст
предъявляют столько раз, сколько
задач стоит перед ребенком.
Концентрация внимания на учебной
задаче.
Постановка цели.
Организация движения внимания в
нужном русле
ИНТЕРЕС – ОДИН ИЗ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫХ И МОЩНЫХ ПОБУДИТЕЛЕЙ
ВНИМАНИЯ
Факторы, способствующие возникновению
интереса
:
оптимальное соотношение известного и неизвестного, много
нового – трудно, мало нового – скучно;
определенный дефицит информации, восполняемый
ассоциациями, основанными на воображении и личном опыте,
когда информация не «разжевывается», а оставляет некоторое
пространство для мысли («искусство быть скучным – это сказать
все» Вольтер);
нестандартный вопрос, проблема, загадка;
прием «отстранения» обостряет интерес к привычному и
обыденному, так, чтобы обычное воспринималось как странное,
удивительное, требующее осмысления
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей // Под ред.
К.С.Лебединской.-М., 1982.-с.125.
Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития.-М.:
Издательство НЦ ЭНАС, 2002.-с.20-22.
Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии.-М.:Просвещение, 1973.-с.6-17.
Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания.-М., 1974.-с.5-16,
17-32, 39-87.
Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания// Психология внимания./Под ред. Н.Б. Гиппенрейтера
и В.Я. Романова. -с.243-259.
Ланге Н.Н. Внимание / Психология внимания/ Под ред. Н.Б.Гиппенрейтера и В.Я.Романова.-с.107-144.
Лурия А.Р. Внимание и память.-М., 1975.-с.115.
Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития.-М.:
Владос, 2003.-с.85-87.
Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания.-М., 2001.-с.21-27,41.
Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития/ глава IV.-М., 1990.- с.134-173.
Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей//Популярное пособие для родителей и педагогов.-
Ярославль, 1997.