Напоминание

"Особенности развития: внимание у детей с ЗПР"

Автор: Овсиенко Вера Федоровна

Должность: учитель-дефектолог

Учебное заведение: ГБОУ СОШ №13 СП "Детский сад №29 "Кораблик"

Населённый пункт: г.о.Чапаевск

Наименование материала: презентация

Тема: "Особенности развития: внимание у детей с ЗПР"

Описание:

В презентации раскрыты основные свойства внимания, а так же методы и приемы по развитию внимания.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=1018

Опубликовано 14.10.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЕ У ДЕТЕЙ С ЗПР ГБОУ СОШ №13 СП «Детский сад №29 «Кораблик» Учитель-дефектолог Овсиенко В.Ф.
ВНИМАНИЕ  Внимание – это сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект, что предполагает повышение уровня сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности.
СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ: ОБЪЕМ  Объём внимания зависит от наличия смысловых связей между объектами. При необходимости более высокого уровня осмысления материала, объём внимания снижается. РАЗВИТИЕ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ  Дать активизирующую инструкцию: посмотри, обрати внимание…  Знакомство с предметами, установление взаимосвязи объектов. Например, "ручка, карандаш, фломастер – длинные, тонкие, ими можно писать".  Количество воспринимаемых объектов не должно быть чрезмерно маленьким или чрезмерно большим.  Оперантное подкрепление;  От простого к сложному;
УСТОЙЧИВОСТЬ ВНИМАНИЯ У детей с ЗПР средний уровень устойчивости, ниже нормы.  Динамика проявляется в основном за счёт роста темпа работы, а не её качества.  Рекомендации  Максимально исключить все отвлекающие раздражители;  Постоянно привлекать внимание ребёнка стимулирующими инструкциями: посмотри, проверь, сравни…;  Нагрузку давать на 3-5 минут, далее – смена деятельности;  Использование конкретных стимулов при решении задач;  Предъявлять яркие стимульные материалы.
ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТЬ ВНИМАНИЯ  Формирование новой доминанты  Испытывают сложности с переключением с одного вида деятельности на другой из-за инертности психических процессов.  Использование музыкальных стимулов,  физкультминуток:  Введение дополнительных визуальных и слуховых стимулов  Элементы соревнования  Использование полисенсорной стимуляции
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ  При совмещении двух видов деятельности дети выполняют одну – более привычную или более лёгкую.  В процессе специального коррекционного обучения выполнение одновременно двух заданий становится более доступным.  При распределении внимания между двумя видами деятельности снижается его устойчивость.  Использование одинаково знакомых предметов  Написание «диктантов» (слушать – слух, писать – зрение+моторика);  Комментированная деятельность;  Внешний контроль;
КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ  Снижена из-за инертных процессов.  Продуктивность в ходе выполнения работы неравномерна.  Включить оперантное подкрепление  Введение ориентирующих карточек  Использовать вводные объяснения: что, зачем, почему, как.  Обучение детей подробно описывать изображения или действия: «Я смотрю на картинку. В левом верхнем углу…."  Научить внимательно слушать;  Ограничивать деятельность по времени
ОРГАНИЗАЦИЯ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ
Стимул

Влияние

Переключение
- замена слуховой информации на зрительную (и наоборот); - изменение на короткое время темпа работы. Уменьшается утомление от монотонности, сохраняется необходимый уровень внимания.
Фактор новизны
- парадоксальный случай, спорное утверждение; - необычный предмет в поле зрения («помощник»). Интригует; концентрирует внимание.
Использование системы звуковых сигналов Концентрирует внимание. Неполное представление содержания Привлечение внимания (все, что изображено неполно, незакончено, намеком, штрихом, пробуждает и поддерживает интерес). Возможность (для ребенка) личной интерпретации неопределенного содержания. Привлечение внимания; внимание получает толчок и тогда, когда информация неожиданно прерывается и временно переключается на другую мысль.

Эмоциональная насыщенность

материала:

-
придание интереса вещам, которые сами собой неинтересны; - создание зрительных образов (визуальный ряд). Формируется произвольное внимание
Разнообразие материала и

видов деятельности
Привлечение внимания; устойчивость внимания.
Систематизация
материала, различного рода
схемы
, макеты, структуры Организация внимания, облегчение синтеза полученных знаний
Установка на внимание перед изучением определенной части материала Активизация внимания, сосредоточенность; ребенок ясно знает и представляет, на что именно он должен обратить особое внимание Укрупнение информационных единиц. Увеличение объема интеллектуального внимания Использование динамических особенностей объектов – мерцающий свет, прерывистые звуки, ритмически организованные раздражители и др. Активизация, привлечение внимания
Сложность и напряженность учебной деятельности (адекватная возможностям дошкольника) Формирование устойчивости внимания Одно слушание – одна учебная задача: поскольку невозможно одновременно контролировать различные стороны текста: смысловую, грамматическую, композиционную, - текст предъявляют столько раз, сколько задач стоит перед ребенком. Концентрация внимания на учебной задаче. Постановка цели. Организация движения внимания в нужном русле
ИНТЕРЕС – ОДИН ИЗ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫХ И МОЩНЫХ ПОБУДИТЕЛЕЙ ВНИМАНИЯ  Факторы, способствующие возникновению интереса :  оптимальное соотношение известного и неизвестного, много нового – трудно, мало нового – скучно;  определенный дефицит информации, восполняемый ассоциациями, основанными на воображении и личном опыте, когда информация не «разжевывается», а оставляет некоторое пространство для мысли («искусство быть скучным – это сказать все» Вольтер);  нестандартный вопрос, проблема, загадка;  прием «отстранения» обостряет интерес к привычному и обыденному, так, чтобы обычное воспринималось как странное, удивительное, требующее осмысления
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:  Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей // Под ред. К.С.Лебединской.-М., 1982.-с.125.  Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития.-М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2002.-с.20-22.  Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии.-М.:Просвещение, 1973.-с.6-17.  Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания.-М., 1974.-с.5-16, 17-32, 39-87.  Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания// Психология внимания./Под ред. Н.Б. Гиппенрейтера и В.Я. Романова. -с.243-259.  Ланге Н.Н. Внимание / Психология внимания/ Под ред. Н.Б.Гиппенрейтера и В.Я.Романова.-с.107-144.  Лурия А.Р. Внимание и память.-М., 1975.-с.115.  Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития.-М.: Владос, 2003.-с.85-87.  Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания.-М., 2001.-с.21-27,41.  Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития/ глава IV.-М., 1990.- с.134-173.  Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей//Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль, 1997.


Яндекс.Метрика