Напоминание

"Формирование выразительности речи у заикающихся детей дошкольного возраста".

Автор: Овсиенко Вера Федоровна

Должность: учитель-логопед

Учебное заведение: ГБОУ СОШ №9 СП "Детский сад №23 "Улыбка"

Населённый пункт: г.о.Чапаевск

Наименование материала: консультация

Тема: "Формирование выразительности речи у заикающихся детей дошкольного возраста".

Описание:

Голосовые нарушения не являются редкостью в общей картине заикания. Нарушения голоса бывают не только разной степени выраженности, но и различного характера, в зависимости от их структуры. Они колеблются от легких нарушений тембра голоса до сложных расстройств: дисфонии, ринофонии.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=1019

Опубликовано 14.10.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Формирование выразительности речи у заикающихся детей дошкольного возраста.
Для речи заикающихся дошкольников характерны особенности формирования ее выразительной стороны. Исследования Н.А.Рычковой моторных и речевых функций заикающихся дошкольников позволяют выделить 4 подгруппы детей: - дети первой подгруппы имеют заикание, которое появляется на фоне нормального темпа речи. - у детей второй подгруппы отмечается ускоренный темп речи. - дети третьей подгруппы испытывают затруднения в удержании темпо-ритма. - дети четвертой подгруппы отличается слабым развитием чувства ритма(14). Голосовые нарушения не являются редкостью в общей картине заикания. Нарушения голоса бывают не только разной степени выраженности, но и различного характера, в зависимости от их структуры. Они колеблются от легких нарушений тембра голоса до сложных расстройств: дисфонии, ринофонии. Нарушения голоса имеют при заикании многочисленные и сложные причины. Прежде всего, отрицательное влияние оказывает постоянная судорожность, возникающая в пределах речевого аппарата. Это патологическое состояние голосового аппарата оказывает свое влияние на тембр голоса, его модулированность, мелодику речи, громкость и силу, а также другие характеристики. Среди исследователей выразительной стороны речи заикающихся не существует единой точки зрения на проблему состояния темпа их речи. Одни считают его ускоренным, по сравнению с нормально говорящими людьми, другие – замедленным. Работу над мелодикой и темпом речи часто называют работой над выразительностью речи. Известны различные пути проведения этой работы. Одни считают необходимым, уже с первых занятий вырабатывать у заикающихся эмоциональную, выразительную речь. Выразительная речь требует от заикающихся умения владеть разным речевым темпом и модуляциями голоса. Заикающимся сразу трудно овладеть этим умением во всех речевых ситуациях. Поэтому необходим постепенный путь овладения темпом речи. Существует еще один подход к преодолению заикания (10). Эти авторы рекомендуют заикающимся пользоваться монотонной речью, помогающей преодолевать судороги, вызывать у них плавную речь. Представляет интерес мнение отдельных авторов относительно тактики воспитания темпа речи у заикающихся (21). Их рекомендации сводятся к тому, что после отработки речевых навыков, при использовании замедленного темпа речи, следует проводить работу по ускорению темпа и приближению его к нормальной разговорной речи. Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что нормализация речи заикающихся тесным образом связана с выбором оптимального для них темпа речи. Но среди исследователей интонационной стороны речи заикающихся детей нет единого мнения о путях нормализации ее темпа. Одни предлагают проводить логопедическую работу, используя замедленный темп речи, другие – ускоренный, третьи – темп, приближенный к темпу речи нормально говорящих детей. Работа по формированию интонационных характеристик у заикающихся дошкольников должна пронизывать всю жизнь детей в детском саду, должна вестись на всех занятиях: логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, на физкультурных занятиях, включаться во все режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка в детский сад. Не должна заканчиваться эта работа даже тогда, когда ребенок уходит домой. Там ее «берут» в свои руки родители, следуя рекомендациям логопеда. 1.Работа над речевым дыханием. Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. Правильное речевое дыхание, четкая ненапряженная артикуляция являются основой для звучного голоса. Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция – это единые взаимообусловленные процессы, тренировка речевого дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно. Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом – словах, затем – на короткой фразе, при чтении стихов и т. д. В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков.
Нормализации речевого дыхания и улучшению артикуляции в начальный период помогают «сценки без слов». В это время логопед показывает детям пример спокойной выразительной речи, поэтому на первых порах во время занятий больше говорит сам. В «сценках без слов» присутствуют элементы пантомимы, а речевой материал специально сведен к минимуму, чтобы дать основы техники речи и исключить неправильную речь. Во время этих «представлений» используются только междометия (А! Ах! Ох! и т. д.), звукоподражания, отдельные слова (имена людей, клички животных), позже – короткие предложения. Постепенно речевой материал усложняется: появляются короткие или длинные (но ритмические) фразы, когда речь начинает улучшаться. Внимание начинающих артистов постоянно обращается на то, с какой интонацией следует произносить соответствующие слова, междометия, какими жестами и мимикой пользоваться. В ходе работы поощряются собственные фантазии детей, их умение подобрать новые жесты, интонацию и т. д. 2. Куклы-бибабо. Работая с куклой, говоря за нее, ребенок по-иному относится к собственной речи. Игрушка полностью подчинена воле ребенка и в то же время заставляет его определенным образом говорить и действовать. Куклы позволяют логопеду незаметно исправлять запинки заикающихся, так как замечание делается не ребенку, а его кукле. Например: -Карпатыч: ты очень быстро говорил, мы ничего не поняли. Вася, научи его говорить спокойно и понятно». И ребенок невольно замедляет темп. Такое опосредованное обращение побуждает детей говорить правильно. 3. Инсценировки. Известно, что заикающийся ребенок, входя в определенный образ, может говорить свободно. Эта способность к перевоплощению, присущая всем людям, а детям в особенности, широко используется в логопедической работе с заикающимися дошкольниками. Возможность для перевоплощения предоставляется в различных играх-драматизациях. В этих играх отрабатывается навык правильной выразительной речи и уверенного общения в коллективе. Затем инсценировки включаются в программу праздничного или заключительного концерта, где дети получают возможность выступать в более сложных условиях. Работая с детьми над инсценировками, логопед не преследует цель обучать их актерскому мастерству. Важно создать на занятиях ненапряженную, радостную обстановку, которая будет располагать детей к творческой игре и свободной речи. Участие в инсценировках дает возможность перевоплощаться в различные образы и побуждает говорить свободно и выразительно, действовать раскованно. Любые инсценировки должны разворачиваться в присутствии зрителей. Это вызывает у детей определенную ответственность, желание лучше сыграть свою роль, четко говорить. В условиях логопедической группы для заикающихся детей инсценировки можно осуществить по следующему плану: подготовка к спектаклю, подбор атрибутов, распределение ролей, ход игры- драматизации. Подготовительная работа необходима для того, чтобы ознакомить детей с содержанием выбранного для спектакля текста. Логопед передает текст (если он не велик) в лицах. Если же он большой, то только какую-то определенную часть. Дети вслед за логопедом повторяют только слова действующих лиц. Затем в вопросно-ответной беседе выявляется, какие свойства характера присущи каждому персонажу, каковы должны быть его манера речи, мимика, жесты, походка. Такая подготовка настраивает детей на творческий лад. Для инсценировок необходимо подобрать и изготовить определенные атрибуты. Это могут быть маски персонажей, костюмы, которые дети делают вместе с взрослыми, или некоторые детали к костюму. Все это не просто ручной труд, но и повод для разговора. Во время работы логопед просит каждого ребенка рассказать о том, как он изготовляет ту или иную поделку. Распределяя роли в игре-драматизации, логопед должен учитывать, какая речевая нагрузка возможна для детей в определенный период логопедической работы. Важно дать ребенку возможность выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы он мог, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта, обрести веру в себя. Важно, что он создает образ с несвойственными ему самому чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь, справляясь с волнением. 4. Сюжетно-ролевые игры. Играя, дети уточняют свои представления о действительности, заново переживают события, о которых слышали или в которых участвовали или были их свидетелями, перевоплощаются. Так, например, куклы становятся их детьми, которых надо воспитывать, лечить, водить в школу. С детской
наблюдательностью и непосредственностью, изображая мир взрослых, ребенок копирует их слова, интонацию, жесты. 5.Логопедическая ритмика. Музыкально-двигательные упражнения помогают коррекции общей моторики, а двигательные упражнения в сочетании с речью ребенка направляются на координацию движений определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса). Эти упражнения благотворно отражаются на речи ребенка. Музыкальное сопровождение всегда положительно влияет на его эмоциональное состояние и имеет серьезное значение для тренировки и коррекции его общей и речевой моторики. Формы музыкально-ритмических упражнений могут быть разнообразны: отстукивание определенного такта, изменение темпа, характера или просто направления движения в зависимости от темпа или характера музыки, пение, мелодекламация, рассказывание стихотворения в сопровождении соответствующих движений, танцы и пляски, речевые игры и т.д. На этих занятиях используются в основном игровые приемы, которые вызывают большой интерес у детей и активизируют их. 6.Произнесение скороговорок с разной интонацией. 7.Произнесение приветствий,обращений, имен с разными эмоциями (радость, грусть, безразличие) и интонациями ( ласково, требовательно, весело и т. п.). Изложенные направления работы с заикающимися дошкольниками по формированию у них выразительности речи, важно осуществлять в игровой форме, а игра, как известно, является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для решения коррекционных задач, для овладения интонационными характеристиками речи.

Библиография.
1.Абелева И.Ю., Голубева Л.П., Евгенова А.Я. «В помощь взрослым заикающимся». - М., 1969 г. 2.Абелева И.Ю. « Если ребенок заикается». - М., 1969 г. 3.Андронова Л.З. «Коррекция интонационной стороны речи заикающихся». // Дефектология – 1988 г., № 6, стр. 63 –67. 4.Богомолова А.И. «Устранение заикания у детей и подростков». - М., 1977 г. 5.Боскер Р.И. «Из опыта преодоления заикания у подростков» // Дефектология –1973 г., №2, стр. 46 –49. 6.Гринер В.А. «Логопедическая ритмика для дошкольников». - М.,1951 г. 7.Зееман М. «Расстройство речи в детском возрасте ». - М., 1962 г. 8.Когновицкая Т.С. «Преодоление заикания у школьников с учетом мелодики и темпа их речи». Автореф. дисс. на соиск.уч. степ. канд. пед. наук.- Л., 1990 г. 9.Кузьмин Ю. И., Ильина Л.Н. «Скорость речи больных заиканием».//Расстройства речи, клинические проявления и методы коррекции: Сб. науч. тр. – М., 1994 г. 10.Куршев В.А. «Заикание». - М., 1973 г. 11.Левина Р.Е. «Основы теории и практики логопедии». - М., 1968 г. 12.Лохов М.И. «Психофизиологические механизмы коррекции речи при заикании». - М., 1994 г. 13.Мещерская Л.Н. «Реабилитация речи больных логоневрозом с использованием задержанной акустической обратной связи в сочетании с белым шумом: Методические рекомендации». - М., 1982 г. 14.Павалаки И.Ф. «Темпо-ритмическая организация движений и речи заикающихся дошкольников». Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - М., 1996 г. 15.Панасюк А.Ю. «Влияние задержек акустического сигнала на мелодические характеристики и темп речи больных с заиканием»//Современные проблемы физиологии и патологии голоса и речи. –М., 1979 г. 16.Правдина О.В. «Логопедия». - М., 1973 г. 17.Пружан И.И. «О темпе речи при заикании».// Вопросы физиологии и патологии верхних дыхательных путей. – М., 1976 г. 18.Рахмилевич А.Г., Оганесян Е.В. «Особенности интонационной стороны речи и функционального состояния внутренних мышц гортани при фонации у заикающихся».//Дефектология. – 1987 г., №6. 19.Селиверстов В.И. «Заикание у детей». - М., 1979 г. 20.Тяпугин Н.П. «Заикание». - М., 1966 г. 21.Хватцев М.Е. «Логопедия». - М., 1959 г. 22.Хватцев М.Е. «Как предупредить и устранить недостатки голоса и речи у детей». - М., 1962 г. 23. Швачкин Н.Х. «Развитие речевых форм у младшего дошкольника».//Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. – Сб. ст./Под. ред. А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца. – М., 1995 г.


Яндекс.Метрика