Проблема безопасности детей на дорогах остается актуальной в любое время.Очень важно воспитывать у детей чувство ответственности за своё поведение на улице и добиваться того, чтобы соблюдение правил дорожного движения стало для них привычкой.
Предмет (направленность): дошкольное об-
разование.
Возраст детей: 5-7
Место проведения: дошкольное отделение
школы-интерната I-II вида №4 г. Великого Нов-
города
2015-2016 учебный год
г.Великий новгород
Актуальность. Проблема безопасности детей на дорогах
остается актуальной в любое время. Количество автотранспорта на
наших дорогах растет год от года, а вместе с ним растет и количество
ДТП с участием пешеходов. С самого раннего возраста необходимо
учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте
и правилам дорожного движения, чтобы оградить их от несчастных
1
случаев. Это одна из первых норм поведения, которую ребенок дол
-
жен усвоить. Задача ДОУ развить в малыше понимание опасности, ко -
торую таит в себе автомобильный мир. Важно сделать это до того,
пока ребёнок не перенял, не принял неправильных стереотипов пове -
дения на дороге, к сожалению, на сегодняшний день преобладающих
во взрослой среде. Лишь путём соответствующего воспитания и обуче -
ния ребёнка с самого раннего возраста, когда начинается его подготов-
ка к пожизненной «профессии» участника дорожного движения, пеше -
хода, а впоследствии и водителя, можно сохранить его жизнь и здоро -
вье.
Очень важно воспитывать у детей чувство ответственности за своё
поведение на улице и добиваться того, чтобы соблюдение правил до -
рожного движения стало для них привычкой.
Цель.
Охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и закон -
ных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных проис
-
шествий, используя различные формы деятельности.
Задачи.
1.Сформировать навыки безопасного поведения в дорожной сре -
де.
2. Воспитать сознательное отношение к соблюдению правил до
-
рожного движения.
3. Познакомить детей с составными элементами улицы (дорога,
тротуар, проезжая часть, пешеходный переход).
3. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить пони-
мать их схематическое изображение для правильной ориентации на
улицах и дорогах.
4. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружаю-
щей дорожной среды.
5. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной об-
становкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в
случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим
вредом для себя и окружающих.
6. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
7. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения
и безопасного образа жизни среди родителей.
8.Развивать слуховое восприятие у детей.
Участники проекта.
Воспитанники
Педагоги ДОУ
Родители воспитанников
Этапы реализации проекта
I.
Информационно-накопительный:
2
Расширение и уточнение знаний педагогов по теме проекта.
Анкетирование родителей с целью выявления уровня их знаний
по теме проекта.
Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
Подбор фото- и видеоматериалов по теме проекта.
II.
Организационно-практический
Область программы «Познание».
«Опасные ситуации на дорогах»
-закрепить знание детей о правилах перехода улицы (регулируе -
мый пешеходный переход, нерегулируемый, подземный переход, над -
земный);
-отрабатывать навыки осознанного грамотного поведения на ули -
цах, в транспорте, на дорогах;
«У нас в гостях инспектор ГИБДД» (занятие-беседа)
-систематизировать и закрепить знания детей о профессии
инспектора ГИБДД (наблюдает за порядком на улицах, на проезжей
части дорог, на перекрестках, следит, чтобы не нарушали правила, как
водители, так и пешеходы;
-расширять представления об орудиях труда, трудовых действи
-
ях, отметить значимость труда, выделить личностные качества, харак -
терные для людей данной профессии;
-развивать умение вести диалог;
-воспитывать интерес к различным профессиям, уважение к лю -
дям, занятым своим любимым делом.
«В наше время невозможно жить без азбуки дорожной»
-закрепить знания детей о предназначении светофора, дорожных
знаков и разметки,
-активизировать знания о статусе пешехода, его правах и обязан -
ностях на дорогах;
-воспитывать сознательную личность.
«Мы едем-едем-едем»
-закрепить знания детей о городском транспорте;
-учить решать проблемные ситуации, возникающие в обществен -
ном транспорте и на остановках;
-воспитывать культуру поведения в общественном транспорте.
Познавательная игра «Счастливый случай»
Викторина «На дороге»
-обобщить и закрепить знания детей правил дорожного движе -
ния;
-закрепить умение применять полученные знания в конкрет
-
ных ситуациях;
3
-закреплять умение читать информацию по дорожным знакам,
оценивать дорожную ситуацию, оказывать первую медицинскую
помощь пострадавшему;
-развитие внимания, памяти, мышления.
Конструирование «Добро пожаловать в безопасный город»
(с помощью крупного напольного конструктора))
-формировать конструктивные навыки для передачи навыка по
-
стройки;
-развивать умение отбирать детали конструктора наилучшим об -
разом передающие характерные особенности предложенной модели
(здания);
-закреплять умение передавать образы зданий, автомобилей.
-воспитывать сознательное отношение к соблюдению правил до -
рожного движения.
Конструирование «Остановка» (по чертежам)
-учить детей возводить конструкцию из готовых геометрических
форм по чертежу;
-развивать умение анализировать объект и видеть его основные
части, детали;
-закрепить знания о назначении остановки.
Конструирование из бросового материала «Гоночные ав
-
томобили»
-вызвать желание сделать простейший движущийся механизм –
гоночный автомобиль;
-развивать у детей элементарные представления о техническом
прогрессе через создание моделей гоночных автомобилей;
-учить детей использовать подручный материал – катушки, рези
-
новый пассик и т.д., для создания движущейся модели;
Образовательная область «Социализация»
С/р игра «Юный инспектор ГИБДД»
-закрепление полученных знаний о профессии инспектора;
-расширять знания детей о профессиях, которые служат для ока -
зания помощи людям;
-закреплять представления об орудиях труда, трудовых действи -
ях, отметить значимость труда, выделить личностные качества, харак -
терные для людей данной профессии.
С/р игра «Автостоянка»
-закрепить умение сообща распределять роли;
-закрепить знание правил дорожного движения.
Образовательная область «Физическая культура»
Подвижная игра «Цветные автомобили»»
-развитие слухового внимания, быстроты реакции, умения дей
-
ствовать по сигналу педагога, умение проявлять взаимопомощь;
4
-формировать психологический стереотип ребенка: чтобы
преодолеть опасность - надо знать откуда она возникает, чем грозит и
как можно ее преодолеть.
Эстафета «Внимательный пешеход»
- формировать представления воспитанников о безопасности до -
рожного движения при передвижении по улицам и дорогам;
-воспитывать навыки выполнения основных правил поведения на
улице, на дороге с целью предупреждения детского дорожно-транс
-
портного травматизма.
Образовательная область «Чтение художественной
литературы»
-
познакомить детей с новыми литературными произведениями;
-развивать способность слушать и пересказывать литературные
произведения разного жанра (стихи, рассказы) о ПДД;
-развивать дивергентное мышление (опора на воображение) при
создании новых сюжетов в литературных произведениях;
-формировать креативное мышление (способность порождать но -
вые идей), быстро решать проблемные ситуации на дорогах, в транс
-
порте, на улице – в общественных местах;
-развивать слуховое внимание, интонационную выразительность
речи;
-закреплять у детей знание дорожных знаков, правил в литера
-
турных произведениях;
-развивать умение использовать принятые нормы вежливого об
-
ращения, четко выражать свои мысли, оформляя их словом и предло -
жением.
Формы работы:
Пересказ.
Заучивание стихотворений.
Составление коллективных писем к водителям и пешеходам.
Сочинение рассказов и сказок, используя иллюстрации в журна
-
лах и на открытках, по заданному плану.
Литература для чтения детям:
Ф. Жичка «Улица моя»,
Ю.Могутин «Ты идешь по улице»,
Я. Пишумов «Мы по городу идем», «Это улица моя»
Н.Носов «Наш друг – светофор»
В. Зотов «Дорожные приключения»
В.Берестов «Стоял ученик на развилке дороги…»
Н. Носов «Милиционер»
С.Маршак «Автобус номер двадцать шесть»
С. Пшеничных «По дороге мчат машины»
5
Образовательная область «Музыка»
Музыкальный репертуар
Ирина Ярмак , авторский сборник «Правила дорожные не такие
сложные!»:
Песня «Светофор»
Песня «Это правило, друзья, забывать никак нельзя!»
Песня «Песенка пешеходов»
«Песня о светофоре», «Песенка о машинах» с
л. Л. Куксо, муз, Б.
Терентьева
«Песня дорожных знаков» Муз, Г, Дементьевой
Образовательная область «Художественное творче-
ство»
Создание плакатов: «Дети Великого Новгорода за безопас -
«Цветик-семицветик безопасности»
-формировать осознанное отношение к соблюдению ПДД, ис
-
пользовать детский опыт при создании плакатов
-создать проблемную ситуацию для творческого поиска (компози -
ция плаката, техника, размер, материал);
-продолжать развивать навыки и умения коллективной работы
(распределять работу между собой, принимать участие в совместных
обсуждениях будущего плаката);
-вызвать у детей эмоциональный отклик на плакаты, желание
рассматривать, радоваться творческим удачам друг друга.
Работа с родителями
Родители-педагоги
Информационный фото – стенд «Как мы учим правила до
-
рожного движения»
Консультации
«Безопасность детей в ваших руках!»
«Если Вы купили ребенку велосипед»
Информационные буклеты «Правила дорожного движения
для детей»
Игра-тренинг для родителей «Водители, пешеходы, автомо
-
били» (совместно с педагогом-психологом)
Родители-дети
Составление рассказов совместно с детьми «Мне на улице
не страшно»
Игра по ПДД «Счастливый случай»
Совместные рисунки с детьми «Я соблюдаю правила дорож -
ного движения»
Викторина «На дороге»
III.
Итоговый этап.
6
Театрализованная постановка «Путешествие в страну
Светофорию»
-пропаганда необходимости соблюдения ПДД средствами музы
-
кально-театрализованной деятельности.
-Презентация плакатов, созданных в ходе проекта.
Предполагаемые результаты
(знания и
умения детей):
Умеют читать информацию по дорожным знакам, оценивать ситу -
ацию.
Сформированы знания о правилах безопасности дорожного дви -
жения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
Умеют самостоятельно принимать решения, оказывать первую
медицинскую помощь.
Сформирована активная жизненная позиция образцового участ
-
ника дорожного движения.
Расширен словарный запас у детей.
Ресурсное обеспечение.
Художественная литература
Серия картин, иллюстраций по правилам дорожного движе
-
ния
Дидактические материалы: кроссворды, карточки-схемы по
дорожным ситуациям, дидактические игры: «Дорожные ситу -
ации», «Дорожная азбука», «Знак дорожный знать ты дол
-
жен», «Дорожные ситуации», «Нам на улице не страшно»,
«Разрешается-запрещается», «Будь внимателен», настольно-
печатные игры, пазлы, разрезные картинки «Знаки», «Фанта -
стический транспорт», «Город».
Мультфильмы по ПДД («Смешарики»)
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1.
Детство: Примерная основная общеобразовательная про-
грамма дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г.Гогобе-
ридзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
2.
Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего
школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразо-
вательных учреждений и системы дополнительного образова-
ния / Под общ. ред. В.Н. Кирьянова – М.: Издательский Дом
Третий Рим, 2005.
3.
Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вече-
ров досуга: Книга для воспитателя детского сада: Из опыта
работы / В.А. Добрякова, Н.В. Борисова, Т.А. Панина, С.А.
7
Уклонская; Составитель Т.Ф. Саулина. – М.: Просвещение,
1989.
4.
Ротозей Наталия Геннадиевна, Формирование у детей до-
школьного возраста навыков безопасного поведения через
ознакомление с правилами дорожного движения,
8