Цель: формирование бережного отношения к хлебу.
Задачи: Объяснить детям, что хлеб - ценный пищевой продукт, без которого не могут
обходиться люди. Уточнить представления детей о труде хлеборобов, о назначении
сельскохозяйственной техники. Воспитывать у детей уважение к хлебу и к труду людей.
Отражать знание о труде хлеборобов в последующих играх, закреплять знания детей о
последовательности этапов выращивания хлеба. Упражнять в правильном употреблении
названий основных профессий, связанных с получением хлеба (тракторист, сеяльщица,
комбайнер, рабочие зернотока, пекарь), сельскохозяйственной техники (трактор, комбайн,
сеялка, борона). Развивать связную речь детей, способствовать обогащению словарного
запаса.
Стихотворение Н. Семенова “Хлебушко”.
Вот он – хлебушко душистый,
С хрупкой корочкой витой,
Вот он теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Вносится хлеб на красивых подносах.
Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке,
Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.
Воспитатель спрашивает: - Кто должен трудиться, чтобы вырастить хлеб?
- Как называют людей, выращивающих хлеб?(хлеборобы)
- Какие вы знаете пословицы о труде земледельцев?
- «Труд земледельца велик и почетен», «Труд человека кормит, а лень портит».
Рассказ воспитателя: Сегодня я расскажу, как хлеб к нам на стол пришел. О великом,
почетном труде земледельцев, которые выращивают хлеб – главное богатство нашей
родины. С наступлением весны начинаются трудовые будни для хлеборобов.
–Где сеют хлеб? (в поле).
Надо позаботиться о снегозадержании, внесении удобрений. Главный механик следит за
ремонтом машин. Агроном проверяет землю - достаточно ли в ней влаги, прогрелась ли
она. Выращивать хлеб помогают умные машины.
Овсом не кормят, кнутом не гонят,
А как пашет - пять плугов тащит. (Трактор).
Еще с осени заботятся люди об урожае будущего года. На помощь хлеборобам приходит
трактор, к трактору прицепляют плуг (показать). Плуг - это ножи и лопаты. А после
вспашки поле рыхлое, земля влажная, меньше сорняков. Весной, когда снег растает, в поле
опять выходят трактора, только что к ним прикрепляют? (показать картинку). Борона
прочесывает пашню как гребень. Она нужна для того , чтобы взбить крупные куски земли,
ведь поле должно быть мягким и ровным. Готова земля, вспахано поле. Самое время сеять
хлеб.
–Кого же трактор возьмет к себе в помощники? (показать сеялку).
Чтение стихотворения «Золотой дождь»:
По земле сырой, не жесткой, там , где тракторы прошли,
Неглубокие бороздки в черной пашне пролегли.
И до вечера, и позже, до полночи с темнотой,
Зерна сыпались, как дождик, точно дождик золотой.
Тянутся бороздки в поле ровные, прямые, словно строчки в тетрадке. Вот так трактор
помогает земледельцам.
- Как изменилось поле весной? (пригрело солнце, ожили стебельки, стали расти под
теплыми лучами солнца).
- Что делают земледельцы, чтобы пшеница лучше росла?
Наступило лето, поле заколосилось.
Солнце желтые колосья желтым светом заливает,
Заплетает им косички, словно девочкам веселым.
И склоняются колосья с наливным зерном тяжелым.
Хлеборобы начинают жатву.
- Кто приходит на помощь людям?
Он идет – волну сечет,
Из трубы зерно течет (комбайн).
- Что он делает? (косит пшеницу, очищает зерно, грузит через бункер зерно на машину).
- Кто работает на комбайне?
Во время уборки хлеборобы работают день и ночь, им даже обед привозят в поле, так как в
это время нельзя упустить ни одного дня, чтобы хлеб не пропал.
- Куда везут зерно с поля?
На просторе в море хлеба
Замок с башнями стоит,
Сохранит все море хлеба (элеватор) .
- Что такое элеватор?
- Куда потом везут зерно?
Помололи зерно – получилась мука.
- Куда везут муку дальше?
- Что выпекают из муки?
Физкультминутка.
Ча-ча-ча наша печка горяча
Чи-чи-чи печет печка калачи (полуприседания)
Чу-чу-чу будет всем по калачу (наклоны)
Чо-чо-чо осторожно, горячо (хлопки ладонями).
Сколько труда вложили хлеборобы, чтобы вырастить для людей хлеб? Народ сложил о
хлебе пословицы: «Не трудиться, так хлеба не добиться», «Хлеб – всему голова».
Хлеб был и всегда будет ценным продуктом, главным продуктом. Хлеб нужен каждому из
нас каждый день. Самое скверное – когда бросают кусок хлеба, хотя бы и самый
маленький. Люди долго и упорно трудились на земле. Значит, это нелегкий труд –
выращивать хлеб для людей. Надо относиться к хлебу с большим уважением, дорожить
каждым куском хлеба.
Чтение стихотворения:
Вот лежит каравай у меня на столе.
Черный хлеб на столе -
Нет вкусней на земле.
Будет плакать мой хлеб,
Каравай мой румяный.
Если я разленюсь, если лодырем стану.
Плачет хлеб, что лентяй его в руки берет.
Плачет хлеб - если к лодырю в рот попадет.
Но ведь я не лентяй,
Я в работе проворный.
Улыбнись каравай!
Улыбнись, хлеб мой черный.
Вот увидишь, тебе горевать не придется!
"Пусть не плачет мой хлеб
Пусть он только смеется! "
Ребята, мы сегодня так много узнали о хлебе и хлеборобах. Давайте нарисуем рисунок –
подарок хлеборобам. Дети приступают к рисованию коллективного рисунка.