"Перспективный план работы по опытно - экспериментальной деятельности во второй младшей группе детского сада"
Автор: Русанова Ольга Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ города Нижневартовска ДС № 71 "Радость"
Населённый пункт: город Нижневартовск, ХМАО - Югра
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Перспективный план работы по опытно - экспериментальной деятельности во второй младшей группе детского сада"
Описание:
Данное планирование поможет воспитателю второй младшей группы планировать в течение учебного свою деятельность по опытно - экспериментальной деятельности.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад № 71 «Радость»
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
ПО
ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
во второй младшей группе
Воспитатель:
Русанова О.А.
.
Нижневартовск, 2014г.
1
Оглавление
1. Введение ………………………………………………………………. 3
2. Перспективное планирование во второй младшей группе …..... 5
3. Список литературы …………………………………………………. 7
2
1. Введение.
Детское экспериментирование имеет огромное значение в развитии интеллектуальных
способностей детей. Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление,
любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Для поддержания интереса к
экспериментированию практикуются задания детям, в которых, проблемные ситуации
моделируются от имени сказочного героя - куклы. Дети младшего возраста отличаются
любопытством и любознательностью, у них хозяином уголка может быть, например,
Зайчик - Любознайчик, который хочет всё узнать и всем интересуется. Реализация задач по
экспериментированию в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия
детского сада и семьи. С этой целью для родителей необходимо проводить консультации,
Дни открытых дверей, выпуски газет. Родители могут принимать участие в оснащении,
пополнении необходимым материалом уголков экспериментирования. Удовлетворять
познавательные интересы экспериментированием в домашних условиях.
Цель: формировать экологическое сознание, бережное отношение к природе;
развивать мыслительную деятельность.
Главная задача педагогов и родителей поддерживать интерес детей к исследованиям и
открытиями.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к
экспериментальной деятельности существует уголок природы и «Сундучок
исследователя», где представлены различные материалы для исследования:
приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл,
керамика);
природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и
др.;
утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы,
пробки и др.;
технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл),
мерные ложки, резиновые груши и др.;
прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и
прозрачные стекла, сито и др.
При оборудовании уголка экспериментирования учитывались следующие требования:
• безопасность для жизни и здоровья детей;
• достаточность;
• доступность расположения
3
Опытно – экспериментальная деятельность проводится 1 раз в месяц, 9 раз в год.
Время проведения: 30 минут. Место проведения: территория детского сада (участок,
огород, лесопосадка), групповая комната.
Непосредственно – образовательная деятельность проводится для детей 3-4 лет.
(вторая младшая группа).
2. Перспективное планирование во второй младшей группе.
Опытно –
экспериментальная
деятельность
Цель
Материал
4
Сентябрь
Помогаем бабушке
налепить пирожки.
«Волшебные овощи»
Ознакомиться со свойствами песка (песок
сухой – сыпучий, из него нельзя
изготавливать куличики, песок мокрый –
из него можно изготавливать куличики).
Песок, вода,
формочки
(на прогулке)
Познакомить со свойствами окрашивания
некоторых овощей бумаги, рук, воды.
(свекла, морковь)
Свекла, морковь,
стакан воды,
бумага.
Октябрь
«Где прячутся детки?»
«Тонет – не тонет?».
Познакомить с семенами, их назначением
и местонахождением в различных
растениях.
Яблоко, огурец,
мак, помидор.
Ознакомить со свойствами предметов,
сформировать представления о
материалах, тонущих и не тонущих в воде.
Таз с водой, игру-
шки из различных
материалов (рези-
на, дерево, плас-
тик, бумага,
металл)
Ноябрь
«Водичка – водичка»
«Цветочек хочет пить?»
Ознакомить со свойствами воды (не имеет
запаха, не имеет цвета, не имеет вкуса,
мокрая)
Стаканы с
кипяченой водой,
баночки для
переливания.
Дать представление о том, что без воды
растение погибнет.
Два горшочка с
растениями.
Декабрь
«Снег – снежок»
«Волшебная кисточка»
Ознакомить со свойствами снега
(зависимость состояния снега от
температуры воздуха).
Снег, поднос,
баночка, вода.
(сначала на
прогулке, затем в
группе)
Познакомить с получением
промежуточных цветов путем смешивания
двух основных.
Краски, палитра,
кисточка, листы с
тремя, нарисован-
ными контурами
воздушных шаров
Январь
«Прозрачный лед»
(долгосрочный опыт)
(предварительная рабо-
та: набрать в прозрач-
ную емкость воды и
положить мелкие
предметы, выставить на
холод).
«Изготовление цветных
льдинок»
Обратить внимание на прозрачность льда:
можно увидеть предметы во льду.
Прозрачная
емкость, мелкие
предметы
различного цвета.
Познакомить детей с тем, что вода
замерзает на холоде, в ней растворяется
краска.
Стаканчики,
формочки, краска,
ниточки.
Февраль
«В луке много
витаминов»
(долгосрочный опыт).
Закреплять знания о жизненно важных
условиях произрастания растений (влага,
свет, тепло).
Проросший лук,
горшочки с
землей, вода.
5
«Кто быстрее?»
Закреплять знания скорости прорастания
семян различных растений.
Стаканчики с
землей, семена
гороха, семена
фасоли, семена
арбуза.
Март
«Волшебная бумага и
ее свойства».
«Мыльные пузыри»
Познакомить детей со свойствами бумаги
(твердая – мягкая, мнется, рвется, быстро
намокает, легкая и др.) и что можно из нее
сделать.
Бумага, таз с
водой, волшебные
самолетики, бума-
жные гармошки,
лягушки и др.
Познакомить со свойствами жидкого мыла
растягиваться в тонкую пленку и
образовывать пузыри.
Вода, жидкое
мыло, соломинки.
Апрель
«Что в пакете?»
«Куда дует ветер?»
Дать детям первоначальные представления
о воздухе, его свойствах: невидим, без
запаха, не имеет формы.
Полиэтиленовые
пакеты, баночки с
крышкой.
Ознакомить детей со способами узнавания
направления ветра.
Вертушки,
мыльные пузыри,
флажки.
(на прогулке)
Май
«Наши помощники»
«Зачем нужны весы?»
Познакомить детей с органами чувств и их
назначением, с охраной органов чувств.
Коробочки с
дырочками,
лимон, бубен,
яблоко, сахар,
чайник с водой.
Формировать знания о том, что предметы
имеют вес, который зависит от материала,
из которого сделан предмет и от размера
этого предмета.
Весы, предметы
различного
размера и из
различных
материалов.
3. Список литературы
1. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.
2. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.
6
3. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс
2010.
4. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей
группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).
5. Интернет – ресурсы.
7