Напоминание

"Формирование представлений о природе у дошкольников посредством проектной деятельности"

Автор: Дюжикова Наталья Викторовна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МАДОУ ЦРР- д/с № 4

Населённый пункт: г. Межгорье Республика Башкортостан

Наименование материала: Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников

Тема: "Формирование представлений о природе у дошкольников посредством проектной деятельности"

Описание:

Исходя из того, что детский сад посещают дошкольники, проживающие в городской местности, педагог работает над развитием у детей чувства эмпатии ко всему живому через проектную и продуктивную деятельность чтобы уделить внимание проблеме формирования представлений о природе, познавательного интереса и любознательности в процессе наблюдения в природе, как наиболее доступному средству приобщения к экологической культуре.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=1062

Опубликовано 16.10.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Отдел образования, культуры, молодежной политики и спорта городского округа закрытое административно- территориальное образование г. Межгорье Республики Башкортостан
Автор опыта:
Дюжикова Н.В. воспитатель МАДОУ ЦРР- д/с № 4 городского округа закрытое административно- территориальное образование г. Межгорье Республики Башкортостан 2014
Содержание:
1. Информация об опыте… 3 2. Технология опыта…. 8 3. Результативность опыта… .13 4. Библиографический список…. … .16 5. Приложение к опыту…. 17
Раздел I.

Информация об опыте.

Автор опыта
-
ДЮЖИКОВА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА
более пятнадцати лет работает в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении Центр развития ребенка - детский сад № 4», расположенном по адресу: 453571, г. Межгорье , ул. Комсомольскя, № 33-А. Учреждение функционирует с 1991 года. За данный период времени несколько раз изменялся статус учреждения: детский сад, с 2005года - «Центр развития ребенка – детский сад», с 2009 года – муниципальное автономное дошкольное учреждение «Центр развития ребенка- детский сад № 4», которое предоставляет населению весь спектр образовательных услуг в сфере дошкольного воспитания, в том числе обеспечивает достижение воспитанниками готовности к обучению в школе. Среди учреждений социального окружения рядом с детским садом находятся: МОУ «СОШ №3», МОУ «СОШ №2», ДШИ 3 1, дворец культуры «Кристалл», Центр внешкольной работы. Это позволяет успешно развивать внешние связи с учреждениями образования, культуры и спорта, сотрудничество с которыми позволяет повышать качественные показатели образовательного процесса ДОУ. Возникновение опыта тесно связано с процессом обновления содержания образования на основе федеральных государственных образовательных стандартов, внедрением инновационных технологий воспитания дошкольников по образовательным областям, предусмотренным реализуемой в ДОУ примерной основной общеобразовательной программой составленной на основе программы «Детство» (Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова).
Обобщение

опыта работы

по

экологическо

му

воспитанию

дошкольнико

в

«Формирование

представлений о

природе у

дошкольников

посредством

проектной

деятельности»

На территории ДОУ разработана экологическая тропа, состоящая из множества познавательных остановок, имеется ветряная мельница, природные зоны и центры экспериментальной деятельности. Автором опыта разработана система игр, бесед, наблюдений по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста, которая помогает просветить ребенка, дать ему минимальные знания об окружающей среде, сформировать нравственные понятия, выработать у него навыки экологически грамотного поведения. В сложившейся ситуации педагога заинтересовала проблема экологического воспитания и развития детей дошкольного возраста, так как в современном обществе необходимо вырабатывать навыки экологически грамотного поведения. Исходя из того, что детский сад посещают дошкольники, проживающие в городской местности, педагог работает над развитием у детей чувства эмпатии ко всему живому через продуктивную деятельность. Поэтому педагог решила уделить внимание проблеме формирования представлений о природе, познавательного интереса и любознательности в процессе наблюдения в природе, как наиболее доступному средству приобщения к экологической культуре. На первом этапе проверила уровень экологической воспитанности по методике Н. Н. Кондратьевой, Т. А. Марковой Проведенный анализ результатов диагностики по познавательному развитию в 2008 году показал, что низкий уровень развития составляет 39 %, средний уровень - 50%; а высокий уровень всего –11%. Для улучшения положения необходимо было внедрение инновационных технологий. Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой педагогом признана организация проектной деятельности дошкольников. Данная деятельность позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместную творческую, продуктивную деятельность и формировать настоящее сообщество детей и взрослых.
Актуальность.
В настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области не специализировался педагог. Экология – это мировоззрение современного человека, осознающего ответственность за будущее общего для всех нас Дома – планеты Земля, и нет на сегодняшний день актуальней и важней задачи, чем экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностной ориентации в нём. Наши наблюдения показывают, что у современного ребенка, который живет в нынешний век научно-технического прогресса, ослабевает интерес к растительному и животному миру, стремление к познанию гармонического взаимодействия общества и природы. Поэтому возникает ряд
противоречий:
- идеи современной комплексной экологии активно внедряются в практику обучения и воспитания дошкольников, однако многообразие трудов, вариативность программ обучения, творческих разработок, порождают множество проблем и вопросов; - в результате научно-технического прогресса у детей возникает повышенный интерес к компьютерным технологиям, телевидению, поэтому большее количество времени ребенок находится в помещении, меньше уделяется внимания прогулкам, наблюдения за животным и растительным миром; - повышено внимание общественности к формированию гармонического взаимодействия ребенка и природы, но отсутствуют телепередачи, информация периодической печати творчески развивающего характера. В системе и подготовке молодого поколения к рациональному использованию, ответственному отношению к природе важное место принадлежит ДОУ, которое можно рассматривать как начальную ступень обогащения человека знаниями о природном окружении, знакомство его с целостной картиной мира и формирования научно-обоснованного нравственного и эстетического отношения к миру. Поэтому проблема экологического воспитания дошкольников, над которой я работаю, актуальна, соответствует потребностям детского сада. Исходя из противоречий, мною была определена основная идея.
Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Проблема взаимосвязи человека с природой имела место всегда. Но в настоящее время, проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Современное дошкольное образовательное учреждение призвано воспитать поколение, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Экологическое образование - важнейшая задача ДОУ в настоящее время. Начинать экологическое образование надо с младшего возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Дюжикова Н.В.как педагог считает, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе и школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. В настоящее время между целями и задачами экологического воспитания детей и его содержанием существует определенные противоречия: - между проблемой изменения структуры мышления в сторону экологического, формирования целостной картины мира и сведением экологического воспитания к ознакомлению с природой; - между необходимостью повышать уровень экологического развития у дошкольного возраста и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения в детском саду. Выявленные противоречия поставили перед педагогом проблему: может ли развивающая игровая деятельность стать естественным, социально – значимым средством экологического развития дошкольников, развитием познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности. Решение данной проблемы воспитатель видит в создании системы педагогической работы, направленной на формирование представлений о природе, её важной роли в жизни человека, побуждение к необходимости беречь природу, защищать её. Создание такой системы возможно при активном включении детей в различные виды и формы игровой деятельности, а также в условиях проведения целенаправленной работы в непосредственно-образовательной деятельности. В совместной работе с родителями нужно создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим животным и птицам. До сих пор у старшего поколения, значит и у детей приоритеты: человек - «хозяин», «царь» природы. Тогда как правильным должны быть другие приоритеты: человек - часть Природы, согласование человеческих потребностей с экологическими требованиями. Какие формы взаимодействия с ребенком выбрать, чтобы сформировать в нём основы экологической культуры? Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно - ориентированного подхода к экологическому образованию и воспитанию детей является технология проектирования.
Выбор темы «Формирование представлений о природе у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности», обусловлен пониманием педагога значимости цели, поставленной в данном опыте.
Ведущая педагогическая идея опыта.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в разработке и апробации проектов о природе, по временам года, программы с целью формирования представлений о жизни и повадках птиц у детей дошкольного возраста, в создании условий для развития у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам фауны.
Это
системная, поэтапная, последовательная реализация вдумчивого и творческого отношения к природе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также природных особенностей своей местности. Дюжиковой Н.В. были определены
основные принципы
, которые легли в основу исследования: 1. Принцип целенаправленности. Она считает, что цели и задачи данной работы могут быть достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для успешного осуществления экологического воспитания дошкольников. 2. Принцип доступности. Опираясь на него, я учитываются возрастные и индивидуальные особенности, потребности, интересы, уровни подготовленности детей. 3. Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Она старается правильно определять ведущие цели обучения: познавательную, воспитательную, развивающую; формирование осознанного понимания взаимосвязей в природе и применение этого в практике, воспитание любви и чувства ответственности к окружающей среде, развитие культурного, нравственного, эстетического отношения к миру. 4. Принцип наглядности обучения. В работе тщательно продумывает: дидактические цели использования наглядности, методику показа, количество и последовательность демонстрации, сочетание определенных видов наглядности. 5. Принцип интегрированного подхода. Использует различные формы и методы в работе с детьми, проводит интегрированные занятия. 6. Принцип адаптивности. Методы и формы экологического воспитания применяет в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребенка. 7. Принцип систематичности и последовательности. Свою работу по экологическому воспитанию дошкольников ведет в определенной системе, последовательности. Исследования стараюсь проводить поэтапно: 1 этап – накопление впечатлений; 2 этап – поиск творческих решений; 3 этап – совместная деятельность воспитателя и детей; 4 этап – самостоятельные действия детей; 5 этап – индивидуальное и коллективное творчество. 8. Принцип прочности. В своей работе я стремилась эффективно реализовать требования выше перечисленных принципов, систематически повторять и закреплять полученные знания, формировать умения и навыки, уметь применять их на практике. Все выше перечисленные положения ведущих принципов обучения и воспитания являются стержневой основой моей педагогической технологии.
Длительность работы над опытом.

Данный опыт разрабатывался и внедрялся
в практику работы педагогом в течение трех лет с 2010- 2011 уч. г. по 2014-2015уч. г. 1-й этап— аналитико–диагностический: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, подбор научно-популярной и художественной литературы об объектах и явлениях природы, проведение диагностики. (сентябрь– декабрь 2010 г. ) .
2-й этап— практический: собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами. (январь 2011 –февраль 2015г.) . 3-й этап — аналитико-обобщающий (заключительный) : обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. (январь 2015– май 2015 г.) .
Диапазон опыта.
Диапазон опыта представлен единой системой работы по внедрению, парциальной программы, проектной деятельности в образовательный процесс – непосредственно- образовательная деятельность + совместная деятельность педагога с детьми (игры, прогулки, экскурсии, беседы, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей) + работа с родителями (системное и планомерное взаимодействие триады родитель – ребенок – педагог) .
Теоретическая база опыта.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали такие великие педагоги как Ж. -Ж. Руссо, Г. Песталоцци, Ф. Дистерверг. Впервые швейцарский педагог - демократ А. Гумбольд, а затем французский педагог и философ Ж. -Ж. Руссо и другие педагоги говорили о воспитании у детей «чувства природы» как ощущение его облагораживающего влияния на человека. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с раннего детства. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А. А. Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М. В. Лучич, М. М. Марковской, рекомендации З. Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С. А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и др.). Большое значение в научном обосновании методики ознакомления с природой сыграли исследования, которые начали проводиться в 1950-е годы на кафедрах дошкольной педагогики пединститутов. Одно из первых - исследование Э. И. Залкинд, посвященное ознакомлению дошкольников с птицами, - показало, как важна правильная организация чувственного восприятия объектов природы: продуманное руководство наблюдениями дает детям много впечатлений, которые преобразуются в конкретные и обобщенные представления, способствуют развитию речи. В начале 1970-х годов начали проводиться педагогические исследования, которые в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников. Это было связано с новыми идеями, инициированными Академией педагогических наук. Детскими психологами (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.) провозглашалась необходимость: 1) усложнения содержания обучения - привнесения в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности; 2) построения системы знаний, усвоение которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей. Реализацией этой идеи в сфере дошкольного воспитания, которая должна была обеспечить хорошую подготовку детей к школе, занимались А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер (НИИ
дошкольного воспитания АПН). В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И. А. Хайдурова , С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева и др.) и неживой (И. С. Фрейдкин и др. ) природы. В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Известный российский ученый П.Г. Саморукова рассматривая вопрос о систематизации знаний о природе для детей дошкольного возраста, выделяет три направления построения систем: территориальная совокупность растений и животных, распределение их на группы на основе внешнего сходства и взаимосвязи со средой обитания, сезонные изменения природы. Освоение систем знаний должно отвечать психическим возможностям детей дошкольного возраста и осуществляться через непосредственное общение их с природой. При дальнейшем школьном обучении системы знаний о природе подлежат развитию и углублению. Особенно важным в формировании системы знаний, по мнению С.Н. Николаевой, является то, что все отдельные звенья системы выстроены в соответствии с характером и логикой стихийно сформированных знаний дошкольников, они являлись «программой самого ребенка» и отвечали требованиям научной логики: каждое последующее звено системы вытекает из предыдущего и развивает его. С.Н. Николаева в своих исследованиях доказала, что с помощью специального экологического понятия - «взаимодействие человека с природой», легко продемонстрировать любые воздействия людей на природу, как экосистему. Вниманию детей дошкольного возраста можно представить видимые, легко обнаруживаемые явления. С.Н. Николаева предлагает использовать закономерности и явления, существующие в природе: 1. Закономерность морфофункциональной приспособленности растений и животных к среде обитания. Они проявляются в любых видах растительного мира. Задача педагога - показать эту закономерность. 2. Внешнее приспособительное сходство видов живых существ, проживающих в одинаковых условиях, но не находящихся в генетическом родстве (конвергенция). Эти понятия целиком отвечают познавательным возможностям дошкольников, так как опираются на внешнее сходство явлений, доступных наблюдению и наглядно-образному мышлению детей. С помощью этих закономерностей можно сформировать не только конкретные представления о приспособленности живых существ к среде обитания, но и обобщенные представления о группах живых существ, находящихся в одинаковой среде обитания. 3. Различные формы приспособительной взаимосвязи живых существ со средой обитания в процессе онтогенетического (индивидуального) развития. Учитывая специфику дошкольного возраста детей, особенности их психического и личностного развития, разделы биологической экологии в разной степени могут служить научной основой для построения адекватной экологической методики воспитания дошкольников. Критериями отбора понятий и экологического фактического материала являются два момента: их наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность. В дошкольном детстве преобладают наглядно- действенная и наглядно-образная формы мышления, которые могут обеспечивать понимание и усвоение лишь специально отобранных и адаптированных к возрасту сведений о природе. Воспитательное и образовательное значение природы трудно переоценить. Особенно велика роль природы в воспитании и образовании детей дошкольного возраста. Познание природы имеет многогранное значение для разностороннего развития личности ребенка: расширение кругозора,
обогащение знаний об окружающей действительности, познание связей и закономерностей в ней, развитие наблюдательности и самостоятельности мышления. Содержание экологическое воспитания и образования направлено на познание детьми доступных существенных связей в какой-либо области действительности. Представления детей, отражающие эти общие связи явлений, рассматриваются в качестве ядра, объединяющего отдельные конкретные знания в четкую систему. Воспитание любви к природе, навыков бережного отношения к ней, заботы о живых существах рождает не только познавательный интерес к природе, но и способствует формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатств. Природа удивительна и прекрасна. Она встречает ребёнка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. В дошкольном возрасте происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. Именно в этот период необходимо заложить основы экологической культуры. У детей накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, идет развитие восприятия, мышления и воображения. Главная цель экологического воспитания – это формирование нравственности, духовности, интеллекта, формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе как части природы. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное к ней отношение, должны воспитываться с раннего детства. Человек и природа: философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех. Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству. "Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу-значит охранять Родину" - так писал русский писатель Михаил Пришвин.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает
: -воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание); -формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие); -развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её). -участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы. Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален,
нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д. Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой и быть наглядным примером для детей. Они очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание. Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности. Данные утверждения также являюся одним из показателей целесообразности работы Дюжиковой Н.В. над опытом.
Новизна опыта.
В настоящее время в нашей стране происходят значительные изменения в системе дошкольного образования с учетом вступивших в силу Федеральных образовательных государственных стандартов (ФГОС). Введение ФГОС требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа интеграции, как условия повышения качества дошкольного образования. Одним из активных и эффективных методов, реализующих данный принцип, является метод проектов. Основы проектного обучения были разработаны и апробированы американским ученым
Джоном Дьюи
(1859-1952). Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей жизни. Педагог и дети идут этим путем вместе, от проекта к проекту. Под проектом Д. Дьюи понимал постепенно усложняющиеся практические задания, планируемые и выполняемые детьми. Так был разработан новый дидактический метод – метод проектов. Высокий уровень поисковой активности – это видовое отличие человека. Проект, который исполняют дети, отмечает Д. Дьюи, должен вызывать у них энтузиазм, увлекать, идти от сердца. Тогда будет осознаваться необходимость знаний и они будут лучше усваиваться. Работая над проектом, дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия, принимать решения и нести за них ответственность, учатся мыслить, т.е. развиваться интеллектуально. Поскольку метод проектов – это система постепенно усложняющихся практических заданий, то происходит непрерывная перестройка опыта ребенка, углубление его знаний и совершенствование его умений, развиваются такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, опыт взаимодействия и др. Таким образом, мы можем сформулировать
основные теоретические позиции проектного обучения

следующим образом
: 1. В центре внимания – ребенок. 2. Образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющий личностный смысл для ребенка, что повышает его мотивацию к познанию. 3. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ребенка на свой уровень развития. 4. Глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Проекты можно классифицировать
по следующим основаниям: 1. Доминирующая в проекте деятельность:  исследовательский проект (например, «Деревья нашего участка», «Птицы нашего края» и др.);  практико-ориентированный (например, «Праздник Земли» и др.);  творческий (например, «Цветы в вазе», «Сказки наооборот» и др.);  игровой (например, сюжетно-ролевая игра «Колобок и его друзья» и др.). 2. Предметно-содержательная область:  монопроект (в рамках одной области знаний, одного раздела программы);  межпредметный (несколько разделов программы, несколько областей знания). 3. Характер контактов:  среди детей одной группы;  среди детей нескольких групп;  среди детей дошкольного образовательного учреждения, района и т.д. 4. Количество участников проекта:
 индивидуальный;  парный;  групповой;  коллективный. 5. Продолжительность проекта:  краткосрочные (1 или несколько занятий – 1-2 недели);  среднесрочный (1-2 недели – 1 месяц);  долгосрочный (1 месяц – полугодовой и дольше). Реализация проектного обучения на практике требует изменения позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора образовательной среды, соответствующей интересам, возможностям и потребностям детей, обеспечивающей ситуации взаимодействия с миром людей (сверстниками, воспитателем и др.), партнера, консультанта. Планируя внедрение технологии проектного обучения в систему образовательной работы с детьми, следует соблюдать следующие
требования
к ее использованию: 1. Наличие значимой для детей в исследовательском, творческом плане проблемы, задачи. 2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. 3. Самостоятельная деятельность детей. 4. Структурирование содержательной части проекта. 5. Использование исследовательских методов («мозговой штурм», эксперименты, опыты, наблюдения и др.). Безусловно, что, говоря о самостоятельной деятельности детей, следует делать поправку на их возраст. Е. Евдокимова выделяет
три уровня проектной деятельности дошкольников
.
1. Подражательно-исполнительский (3,5-5 лет).
Данный уровень характеризуется отсутствием у ребенка жизненного опыта, недостаточным уровнем развития интеллектуально-творческих способностей, что не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и ее решении.
Активная роль принадлежит взрослому. Ребенок

– заказчик проекта
(через свои интересы и потребности). Осуществление проекта ребенком происходит на подражательно-исполнительском уровне. Его увлекает процесс совместной деятельности со взрослым. Малыша привлекают к участию в планирование деятельности, реализации намеченного плана. Затем идет совместный анализ выполнения проекта, переживание результата. Первые попытки детей самостоятельно решить проблему нужно замечать и поощрять: «Ты быстро придумал!», «Хорошо, что ты вовремя пришел на помощь!».
2. Развивающий (5-6 лет).
К концу пятого года жизни дети уже накапливают определенный социальный опыт: опыт общения со сверстниками, разнообразной совместной деятельности; развивается самостоятельность, произвольность; самоконтроль и самооценка, они способны достаточно адекватно оценивать собственные поступки и поступки сверстников. Дошкольники принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности, самостоятельно находят проблему, которая может стать отправной точкой для проекта.
Помощь взрослого незначительна,

дифференцирована.

3. Творческий (6-7 лет).
К концу шестого и на седьмом году жизни интенсивно формируются все стороны личности ребенка: нравственная, интеллектуальная, эмоционально-волевая, действенно-практическая.
Роль взрослого –

развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им

самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы

работы над проектом и организовать ее, определить перспективы развития опыта.
Педагогу следует помнить, что проективные умения детей могут формироваться и развиваться лишь в их активной деятельности.
Проектная деятельность с дошкольниками предусматривает соблюдение определенной

последовательности этапов:
1. Выбор темы проекта, его типа, количества участников. 2. Постановка проблемы. 3. Постановка цели. 4. Обдумывание шагов по достижению цели, форм и методов работы, распределение ролей. 5. Самостоятельная работа участников проекта по своим задачам. 6. Промежуточное обсуждение полученных данных. 7. Защита проектов.
8. Коллективное обсуждение, результаты внешней оценки, выводы. Тему и проблему формирует либо педагог, опираясь на интересы детей, а дети принимают ее; либо дети при помощи наводящих вопросов взрослого.
В заключение следует подчеркнуть, что, несмотря на достаточно большое число «плюсов», данная

технология имеет ряд существенных ограничений в использовании в практике дошкольного

образования. Она довольно затратна по времени, требует от педагога терпения, уважения к ребенку,

веры в его возможности. Поэтому к внедрению технологии проектного обучения в работу с детьми

воспитателя нельзя принуждать. Это должно быть взвешенным решением самого педагога.
Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 20-х годов: Б. В. Игнатьева, В. Н. Шульгина, М. В. Крупениной. Современные педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой. Сотрудничество российских ученых и практиков с зарубежными коллегами в исследовательских проектах по дошкольному образованию, ориентация педагогов на развитие творческих познавательных способностей детей ускорили внедрение метода в практику работы российских ДОУ. «Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т. е. изменяя обстоятельства, изменяет самого себя. Иными словами, проектирование выступает как принципиально иная, субъектная, а не объектная (исполнительская) форма участия в жизни». Новизной опыта является создание системы педагогической работы, направленной не только на формирование представлений об объектах и явлениях природы у детей дошкольного возраста, но и на развитие личности в целом, умеющей думать, сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту природы.
Раздел II

Технология опыта.
Цель педагогической деятельности по реализации данного опыта заключается в разработке и апробации системы работы по обучению дошкольников исследовательской деятельности, изучению представлений о временах года, о живых объектах их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц и животных посредством проектной деятельности. При составлении плана реализации проектов автор проекта использовала современные источники. Изучила литературу по экологическому воспитанию детей: Кондратьева Н. Н. «Экологическое воспитание дошкольников: проблема и некоторые подходы к её решению»; Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания дошкольников» и «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»; Рыжова Н. «Наш дом – природа». «Семицветик» С.Г. и В.И.Ашиковы, «Природа и художник» Т.А.Копцева.
Задачи:
• Обобщить знания дошкольников, полученные при наблюдении в природе. Создать условия для осмысления связей и отношений между человеком и представителями фауны. • Развивать исследовательские способности дошкольников. • Формировать знания об общих признаках животных и птиц. Закреплять представления детей о знакомых животных и птицах. Уточнять представления о среде их обитания, о питании, передвижении. • Расширять представления о пернатых друзьях, их важной роли в природе. Побуждать к необходимости беречь пернатых друзей, защищать их. Работа над опытом проводилась в три этапа:
I этап Аналитико – диагностический.
Первый этап педагог начала с диагностики детей. Педагогическая диагностика уровня экологических представлений о природе у дошкольников, проводилась педагогом по методике Н. Н. Кондратьевой, Т. А. Марковой. Данная методика включает в себя: выявление формирования экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Диагностика осуществлялась с помощью игровых заданий по следующим направлениям: 1) на выявление уровня экологических знаний– проводится беседа по вопросам, цель которых изучить ценность природных объектов для дошкольника, выявить наличие у детей интереса к природным объектам и деятельности с ними; 2) на выявление уровня представлений детей о правилах и нормах поведения в природе и понимание значимости их соблюдения при взаимодействии с птицами (беседа по картинкам) ;на изучение особенностей проявления целостного отношения к природе и ее объектам в поведении детей (практическая ситуация) ; 3) на выявление уровня отношения детей к объектам природы - выявить характер отношения детей к природе: его активность, избирательность, устойчивость, осознанность в естественных условиях. По итогам диагностики уровень экологического развития детей второй младшей группы на Низкий 34 % (8) Средний 54 % (13) Высокий 12 % (3) Результат диагностирования показал, что уровень представлений детей о природе, отношения к ней недостаточный. Таким образом, по полученным результатам диагностики, педагогом сделан вывод, что есть необходимость повышать уровень экологической воспитанности у детей второй младшей группы, так как у некоторых детей недостаточно знаний о животных, о растительном мире, о птицах, о неживой природе. В связи с этим была разработана план - программа проект «Знать и любить природу» по экологическому воспитанию дошкольников в непосредственной образовательной деятельности и в повседневной жизни. В план включила мероприятия, позволяющие расширить представления детей о явлениях природы, живых объектах, их важной роли в природе; создать условия для осмысления связей и отношений между человеком и представителями фауны.
II этап: Реализационный.
На данном этапе работа проводилась в следующих направлениях: -создание оптимально насыщенной, целостной, многофункциональной среды для гармоничного развития детей в соответствии созданием условий для формирования представлений о жизни и повадках птиц у детей дошкольного возраста, элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам фауны;
-разработка и реализация плана программы - «Знать и любить природу».

- разработка авторских проектов, дидактических игр, экологических игр;

-создание презентаций;

-составление конспектов непосредственно - образовательной деятельности, консультаций;

- работа с родителями.
В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению педагог использовала интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь непосредственной образовательной деятельности, наблюдений в природе, исследовательской деятельности, подвижных и дидактических игр, изобразительной деятельности, чтение художественной литературы, моделирования, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.
В рамках реализации проектов педагог использовала активные методы и приемы обучения для

формирования представлений о явлениях природы, жизни и повадках животных и птиц у детей

дошкольного возраста:

- словесные:
рассказ педагога, беседы, чтение художественной литературы; В непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с природой педагог проводила беседы «Что мы знаем о природе? »; «В лесу зимой»; «Кто где живет?»; «Чего не хватает?»; «Кто лишний? »; «Правила поведения в лесу» и мн.др Наталья Викторовна составляла с детьми описательные рассказы по темам природы, которые обеспечивают высокую умственную и речевую активность детей. Важное внимание при формировании экологических представлений о природе у детей Наталья
Викторовна уделяла прочтению художественной литературы о природе. Ведь именно она глубоко воздействует на чувства детей. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. Сказки о природе развивали эмоционально-чувственную сферу личности дошкольника, формировали положительное отношение к природе, к живым объектам. После чтения с детьми воспитатель проводила беседу, задавала вопросы, видела в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость и восторг, применялось разучивание считалок, загадок, пословиц и поговорок о природе.
- практические:
игровой метод, упражнения, наблюдения; Большое значение при закреплении экологических представлений о природе у детей Дюжикова Н.В. придавала ведущей форме деятельности дошкольников – игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания). В целях обогащения представлений детей о жизни и повадках живых объектов педагог проводила такие виды игр- развлечений, как игра- путешествие, игра - фантазия, игра – исследование. Для удобства использования экологических игр на занятиях педагогом были изготовлены картотеки экологических игр, экспериментальной деятельности по возрастам. Дети играли в различные экологические игры: «Что общего?»;«Земля, вода, огонь, воздух»; «Ходят капельки по кругу»; «Похожа–непохожа»; «Угадай меня»; «Разбери фигурки птиц»; «Летает, плавает, бегает»; «Когда это бывает?» и многие другие. Эти игры развивают познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за явлениями природы. Дидактические игры, проводимые педагогом, помогали расширять представления детей о явлениях, объектах природы, уточнить названия некоторых из них; закрепить представление о временах года. В формировании у детей эмоционального отношения к природе воспитатель использует не только сюжетно- ролевые, дидактические, но и все другие виды игр. Очень эффективны игры с различным природным материалом (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), которые максимально приближают детей к природе, и всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. Например: «Детки на ветке», «Вершки и корешки», «С какого дерева лист», «Чудесный мешочек», «Угадай, что съел», «Найди в букете такое же растение», и т. д. Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни: «Лягушата и цапля», «Мыши и кот», в некоторых играх отражаются явления неживой природы: «Капельки», «Солнышко и дождик», « Веселый ветерок». Начиная с раннего возраста, проводила очень простые по содержанию подвижные игры, так или иначе основанные на представлениях о природе. Эти игры закрепляют первые крупицы знаний, которые дети получают в наблюдениях. Например, воспитатель обращает внимание детей на стайки воробьёв, наблюдает их несколько раз, подчёркивая: птички пугливы, к себе близко не подпускают, улетают сразу, как к ним подходишь. А потом проводит игру «Воробышки и автомобиль», в которой дети сами воспроизводят осторожное поведение птиц. Достаточно широко используется Натальей Викторовной метод наблюдения. Взаимодействуя с природой, дети познали факты и достаточно сложные закономерности природных явлений, связей в природе, многообразие животных и птиц, влияние человека на природу.
- наглядные:
рассматривание картин, таблиц, схем, личный пример взрослых. Учитывая, что чувственные представления детей о природных явлениях, полученные в повседневной жизни, на занятиях могут быть расширены, углублены, систематизированы в непосредственной образовательной деятельности, Наталья Викторовна. большое внимание отводила наглядности (рассматривание картин, иллюстраций, диафильмов, художественной литературе). Воспитатель пыталась выяснить у детей, видели ли они, как люди готовят «птичьи столовые», развешивают их в лесу, в парке, в сквере и просто на участке, для кого они предназначены и какими должны быть. Наталья Викторовна предложила посмотреть слайды с кормушками, обратила внимание на разнообразие форм кормушек и выбор материала для их постройки, на то, что кормушка должна быть практичной, удобной и безопасной для птиц при её расположении. Дети совместно с родителями заготавливали корм для птиц, мастерили кормушки, вешали их на участке и вели дальнейшие наблюдения за птицами. Дети на прогулках зимой всегда подкармливали птиц, наблюдали за тем, как они клюют корм, как перемещаются по участку.
Педагог помогает детям установить зависимость отлёта птиц от наличия корма и характера погоды, понять трудности, которые ожидают зимних птиц; побудить детей к сопереживанию и оказании действенной помощи пернатым. У детей это вызывало огромный интерес и желание заботиться о зимующих птицах Учитывая, что развитие познавательного интереса занимает важное место в системе формирования отношений детей к природному окружению, к воспитанию элементов экологического сознания дошкольников, воспитателем создавалась для детей проблемная ситуация. На стенде «Всё обо всём» появлялось изображение нового явления природы. Дети вместе с родителями составляли рассказ о природном явлении, что нового узнали. Работая над проектом «Покормите птиц зимой» дети и родители подбирали загадки о птицах, учили стихи. Рассказ воспитателя по схеме (2 птицы, гнездо, яйцо, птица высиживает яйца, птенец в скорлупе, птенец без скорлупы, кормление птенца, пустое гнездо) помог понять детям, что в мире птиц происходят чудесные превращения, что самое главное чудо - это птичье яйцо и появление на свет птичьего потомства - это долгий путь. Этими приемами Наталья Викторовна формировала и развивала способность ребёнка самостоятельно решать подобные проблемы.
В ходе проведения собственно - исследовательского этапа
реализованы кратковременные проекты Вот она какая- зимушка-зима», «Покормите птиц зимой», «Берегите елочку» « Весна», «Лето- красное» «Солнышко», «Жила - была река», «Мы друзья леса», проведены акции «Зайке холодно зимой » , «Чистый лес», «Берегите елочку» , «Покормите птиц зимой; проведены опыты и наблюдения, целенаправленные экскурсии в лес по экологической тропе, конкурсы кормушек «Осенняя фантазия», игры «Следопыт», праздники и досуги совместно с родителями «Природа родного края», и др. Педагог применяла практические умения и навыки детей в изображении природных объектов с помощью красок, пластилина, восковых карандашей. Сюжетное рисование на тему «Мы и природа» способствовало развитию любознательности, творческого потенциала, фантазии и воображения детей. Во время сочинения коллективной экологической сказки «Жила- была река» воспитатель формировала у детей представления о реках, о их значении в природе, жизни животных и человека, о необходимости заботиться о чистоте рек и озер. Одной из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Воспитателем был проведен праздник «Земля наш дом родной» По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, Дюжикова Н.В. старалась вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.
Работа с родителями
Успех в работе по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста может возникнуть только при тесном взаимодействии с родителями, поскольку знания, которые дети получают в детском саду, должны обязательно подкрепляться в условиях семьи. Поэтому убеждаю родителей в необходимости создания условий для расширения представлений об окружающем мире, Наталья Викторовна проводит для них консультации: «Комнатные растения – доступное средство улучшения визуальной среды жилища», «Азбука поведения в природе». Педагог проводила консультационно – разъяснительную работу с родителями о проектах, методах и игровых приемах экологического воспитания детей в семейной обстановке. Консультации для родителей «Нормы экологического поведения и особенности их восприятия дошкольниками», «Подкормите птиц зимой» осуществляли взаимосвязь детского сада и семьи в воспитании гуманного отношения к природе и формировании духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста. Она советую родителям чаще бывать в лесу в разные времена года . Работу по экологическому развитию дошкольников педагог осуществляла в тесном сотрудничестве с семьей. Родители принимали непосредственное и активное участие в формировании предметно – игровой развивающей среды группы.
Результативность:

Педагогическая диагностика результативности данного опыта заключалась в выявлении качественных изменений в уровнях экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, произошедших в ходе практического применения педагогом развивающих дидактических игр, в условиях целенаправленной работы в непосредственно - образовательной деятельности, и в свободной деятельности дошкольников. Последующее проведение заданий на выявление уровня формирования представлений о природных явлениях позволило выявить качественные позитивные изменения у детей. У них были сформированы представления о связи с окружающей средой, роли человека в природе. Знания о явлениях и объектах природы были закреплены и систематизированы, уточнены представления о среде их обитания, о питании, передвижении. В ходе диагностики выявилась позитивная динамика формирования у детей представлений о явлениях живой и неживой природы. В целом, средние показатели диагностируемых компонентов составляют: низкий уровень – 8 %; средний уровень – 39 %; высокий уровень - 53 %. Из этого следует, что за время реализации опыта, высокий уровень повысился на 42 %. Это позволило снизить показатели среднего и низкого уровней экологического развития дошкольников на 11 % и 31 % соответственно. Высокий уровень экологического развития выявлен у 53% детей. Дошкольники приобрели теоретические знания о явлениях природы, практические навыки правильного поведения в природе, навыки помощи птицам зимой; у детей появилась потребность в общении с представителями мира животных и птиц; проявляли доброту и чуткость, милосердие и бережное отношение ко всему живому. 1. У дошкольников сформированы представления о явлениях и объектах природы, расширился навык делать самостоятельно обобщения, мотивированно и объективно оценивать свою и чужую работу, произошло значительное обогащение словаря, развитие наблюдательности, интереса к познавательной и исследовательской деятельности. У детей появилось желание общаться с природой родного края и отражать свои впечатления через разные виды деятельности. 2. У детей проявился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Дети проявляют интерес к условиям жизни животных и птиц в природе, оценивают их состояние с позиций «хорошо – плохо»; с желанием участвуют в экологически ориентированной деятельности, могут различать объекты живой природы (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода). Ребята узнали особенности природы нашего края, эмоционально реагируют при встрече с животными и птицами, пытаются передать свои чувства в доступных видах творчества. 3. Дети стали бережно относиться к природе, появилось стремление к правильному поведению по отношению к миру природы. Дети овладели навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомились с запрещающими и разрешающими экологическими знаками, изобрели свои собственные знаки. У детей сформировалось осознанно - правильное отношение к объектам природы родного края 4. У детей начало формироваться стремление к исследованию объектов природы, они научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Многие дети научились проводить опыты, исследования объектов природы, с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью. 5. В результате работы над проектом дети узнали многое о природных явлениях и интересные факты из жизни животных и птиц. Познакомились с народным творчеством, где используется образы природных явлений, объектов, животных и птиц: поговорки, пословицы, приметы. 6. Уровень родительской компетентности по данному вопросу повысился на 63 % (по результатам диагностики) 9. Пополнилась предметно - развивающая среда в группе по изучению природы родного края Полученные знания в ходе проектной деятельности, изменили отношение детей к природе, в частности, к птицам. Итогом работы по данному опыту стало то, что дети осознали необходимость бережного отношения к природе своего края, стали друзьями природы, а также повысился уровень активности родителей в вопросах охраны природы родного края Также использование проектного метода в системе экологического воспитания дошкольников позволило сочетать интересы всех участников проекта :
- педагоги имели возможность проявить свои творческие способности в соответствии с собственным профессиональным уровнем; - родители имели возможность активно участвовать в значимом для них процессе экологического воспитания; - деятельность детей была организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями, что позволило повысить уровень экологической культуры дошкольников. Таким образом, проектная деятельность одна из эффективных средств формирования экологической культуры дошкольников.
Библиографический
список 1. Артёмова, Л. А. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л. А. Артёмова. – М. : Просвещение, 1992.-126 с. 2. Бабаева, Т. И., Гогоберидзе, А. Г, Михайлова, З. А. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.-528 с. 3. Бабаева, Т. И., Гогоберидзе, А. Г, Михайлова, З. А., Крулехт, М. В. Мониторинг в детском саду. Научно- методическое пособие / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова, М. В. Крулехт. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.-592 с. 4. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду // А. К. Бондаренко. – М. : Педагогика, 1985.-98с. 5. Грунина, С. О. Теория и методика экологического образования детей // С. О. Грунина. – Йошкар-Ола: 2006.-226с. 6. Згурская, Л. Д. Экология – малышам // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7. – с. 40-48. 7. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика // С. А. Козлова – М. : Педагогика, 2001.-168с. 8. Кондратьева, Н. Н. Теоретические основы программы экологического воспитания дошкольников /.Н. Н. Кондратьева. – СПб. : Мозаика-Синтез, 1992.-153с. 9. Кондратьева, Н. Н. Экологическое воспитание дошкольников: проблема и некоторые подходы к её решению / Н. Н. Кондратьева. –СПб. :Мозаика-Синтез, 1992.-265с. 10. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева. – М. :Просвещение, 1999.-187с. 11. Николаева, С. Н. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание. 12. Николаева, С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве/С. Н. Николаева. - М. : Педагогика, 2005. – 296с. 13. Николаева, С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду/С. Н. Николаева. - М. : Мозаика-Синтез, 1999. – 187с. 14. Рыжова, Н. Наш дом - природа. Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 6. - с. 26-34. 15. Рыжова, Н. Стратегии экологического образования в Российской Федерации // Дошкольное воспитание. -1998. - № 7. - с. 18-20. 16. Савенков, А. И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 12. – с. 6 – 11. 17. Савенков, А. И. Теоретические, эмпирические и фантастические исследования в домашнем обучении // Исследовательская работа школьников. - 2002. - № 2. - с. 73–78.
Приложение
1.Приложение № 1- План - программа «Знать и любить природу». 2.Приложение № 2 – Проекты 3.Конспекты непосредственно – образовательной деятельности по экологическому воспитанию образовательная область «Познание»
3.Приложение № 3 - Система дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр по экологическому развитию дошкольников. 4. Приложение № 4 - Природоведческие игры, литературный материал о явлениях природы. 5. Приложение № 5 – Беседы и рассказы о природе. 6. Приложение № 6 – Работа с педагогами по тематике опыта 7. Консультации для родителей по экологическому воспитанию дошкольников. 8. Приложение № 8 –Фотоматериалы к опыту работы.


Яндекс.Метрика