Учебное заведение: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида №92 "Черемушка"
Населённый пункт: г. Волжский, Волгоградской области
Наименование материала: занятие
Тема: "Первоцветы - вестники весны"
Описание:
Ход непосредственно образовательной деятельности.
1.Организационный момент. Ребята, я очень рада вас видеть. Давайте поздороваемся с гостями и друг с другом. ( дети здороваются) Я вам предлагаю поздороваться ладошками (дети поочередно кладут свои ладошки на мою, называя свое имя.)
Воспитатель: Ребята. Я загадаю загадку, а вы отгадайте, о каком времени года в ней говорится?
Управление образования администрации городского округа - город Волжский
муниципальное казенное образовательное учреждение начальная школа – детский сад
компенсирующего вида «Черемушка» г. Волжского Волгоградской области
(МКОУ н.ш.- д/с Черемушка)
Тема НОД
Конспект непосредственной образовательной деятельности
«Первоцветы – вестники весны»
(
подготовительная группа
)
Составила:
воспитатель I категории
Краюшина Ирина Александровна
г. Волжский
2014.
Образовательная область : коммуникация
Интеграция образовательных областей : познание, чтение художественной литературы,
социализация, здоровье, музыка, художественное творчество.
Тип занятия : интегрированное
Возраст детей: 6лет.
Формы непосредственной образовательной деятельности:
формирование целостной
картины мира, рисование.
Формы организации : подгрупповая
Задачи:
Образовательные: Закрепить представления детей о первых цветах весны, растущих в
нашем крае.
Закрепить умение описывать явления природы на основе собственных наблюдений.
Развивающие: : Расширять кругозор детей, способствовать развитию познавательных
способностей.
Продолжать знакомить детей с Красной книгой.
Закреплять умение дорисовывать рисунок.
Воспитательные : Воспитывать чувство прекрасного в душе ребенка;
бережное отношение к природе.
Коррекционные задачи :
Развивать остроту зрения, фиксацию взора, зрительную ориентировку.
Словарь новых слов : рыхлый, примула, горицвет.
Предварительная работа : продолжить изучение страниц Красной книги; рассматривание
картин, иллюстраций о первоцветах, наблюдение на прогулке; чтение художественной
литературы, заучивание стихов, отгадывание загадок; решение кроссвордов, ребусов.
Оборудование и материалы : Красная книга, аудиозапись, карандаши цветные, листы с
изображением недорисованных цветов, картины с изображением первоцветов, кроссворд,
геометрические фигуры: круг, прямоугольник, ромб, треугольник, квадрат, трапеция;
силуэты частей
растений, силуэты дерева, куста, травы, цветка; метки солнечного зайчика;
сюрприз.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
1.Организационный момент. Ребята, я очень рада вас видеть. Давайте поздороваемся с
гостями и друг с другом. ( дети здороваются) Я вам предлагаю поздороваться ладошками
(дети поочередно кладут свои ладошки на мою, называя свое имя.)
Воспитатель
:
Ребята. Я загадаю загадку, а вы отгадайте, о каком времени года в ней
говорится?
Она приходит с ласкою
и со своею сказкою
Волшебной палочкой взмахнет-
В лесу подснежник, расцветет
Дети: Весна
Воспитатель: Расскажите о весне, о ее приметах.
Дети: Солнце весной теплое, нежное, ласковое, яркое. Небо чистое, голубое с белыми
облаками, лазурное, светлое.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что происходит ранней весной?
Дети: Снег становится сырым, грязным, рыхлым, зернистым, темным, ноздреватым, он
тает на солнышке и превращается в ручейки
.
Дети: прилетают перелетные птицы: грачи, скворцы, ласточки, стрижи, журавли, дикие
лебеди, дикие гуси, дикие утки.
Воспитатель: С приходом весны пробуждается природа. Но сегодня утром прилетела
сорока и принесла не очень хорошую весточку. Послушайте
« Здравствуйте, ребята я не могу прийти вовремя, меня не пускает Зимушка-зима,
помогите мне освободиться. А для этого вам надо выполнить задания. Очень жду с вами
встречи. Ваша Весна.»
Воспитатель: Ребята, поможем Весне?
Дети: Да.
Воспитатель: Нам Весна прислала на помощь солнечного зайчика, он нам будет
показывать дорогу и постепенно снег будет таять. Готовы в путь?
Дети: Да.
2.Основная часть :
Воспитатель: Тогда я вас приглашаю пройти через волшебную дверь.
(Дети проходят через волшебную дверь. Увидели бабочек.)
Воспитатель :
Ребята, посмотрите бабочки, но у них нет сил. Давайте поможем им лететь.
Я положу их вам на ладошки, а вы наберите носом воздух и ртом подуйте на бабочек.
(дети выполняют упражнение на дыхание)
После выполнения.
Воспитатель: Молодцы! Полетели наши бабочки. Давайте их поднимем и посадим
отдыхать, каждую бабочку на свой цветок по цвету. Замечательно!
(Дети выполняют задание, называют цвет, считают бабочек. Солнечный зайчик оставляет
1 метку с солнышком. Дальше солнечный зайчик показывает дорогу к следующему
заданию. Дети приходят на поляну загадок)
Воспитатель: Ребята, как называют цветы, которые цветут ранней весной?
Дети: Первоцветы.
Воспитатель: А какой первоцвет открывает весну, распускается самый первый?
О нем даже есть загадка:
Пробивался сквозь снежок,
Удивительный росток,
Самый первый, самый нежный,
Самый бархатный цветок!
(подснежник)
Воспитатель: Следующее задание, надо решить кроссворд и расселить все цветы по своим
« домам» ,узнаем, какие первоцветы еще вы знаете, и мы найдем ключевое слово.
Я буду загадывать загадки, а вы отгадывать и записывать в кроссворд..
Загадки:
Шмель цветку очень рад,
Ах, медовый аромат!
И цветки красивые-
Розовые, синие
- медуница.
Воспитатель: Правильно, Ребята, а медуница где растет?
Дети: В лесу
Значит этот цветок, какой?
Дети: Лесной. (Переносит цветок в лес)
Воспитатель: Следующая загадка.
Первоцвет, первоцвет,
Лучше слова в мире нет, Лучше нет цветка на свете,
Он горит весь в желтом цвете,
Лепестки его красивы,
Золотисты и игривы,
Его стебель длинный очень.
А красивы как листочки!
Дети: Примула.
Воспитатель: Где растет примула?
Дети: В лесу. Этот цветок лесной. (Переносит примулу и на клумбу и в лес)
Воспитатель: Также примула растет в саду.
Воспитатель: Молодцы. Следующая загадка
Это розовый цветок,
Он красив, он высок,
К сожаленью, не пахуч,
И конечно, не горюч.
Дети: Горицвет.
Воспитатель: Правильно. Какой это цветок?
Луговой, потому что растет на лугу.(Переносит на луг)
Воспитатель: Последняя загадка
Дальний лес стоит стеной,
А в лесу, в глуши лесной,
На суку сидит сова.
Там растет усни-трава.
Говорят, усни-трава
Знает сонные слова:
Как шепнет свои слова,
Сразу никнет голова.
Сон-трава
Дети: Сон- трава.
Воспитатель: Молодцы, правильно. Где растет сон-трава?
Дети: В лесу, на крутых склонах, на лугу. Этот цветок и лесной и луговой.
Воспитатель: Кто желает прочитать ключевое слово?
Дети: Ирис.
Воспитатель: А что это Ирис?
Дети: Тоже цветок.
Воспитатель: Где он растет?
Дети: В саду.
Воспитатель: Значит цветок, какой?
Дети: Садовый. Он расцветает ранней весной. Он тоже первоцвет
.
(Переносит ирис на
клумбу)
Воспитатель: Ребята, почему эти цветы называют первоцветами?
Дети: Потому, что они расцветают первыми, ранней весной, на проталинах.
Решение кроссворда
м е д у н
и
ц а
п
р
и м у л а
г о р
и
ц в е т
с о н - т р а в а
(Солнечный зайчик оставляет 2 солнечную метку)
(Физкультминутка «Сон » (для снятия зрительного утомления)
В небе солнышко сияет (руки вверх, смотреть на них)
В речке рыбок веселит (руки вниз, смотреть на них)
Ветер листьями играет (движения рук из стороны в сторону, провожая взглядом)
А сова спокойно спит (глаза закрыть)
Ей приснился сладкий сон (глаза широко открыты – вытаращены) .
Вот бы не кончался он.
(Солнечный зайчик ведет дальше по дорожке, приводит на луг. Поляна вся в пустых
пятнах, в дырках , нужно залатать дырки)
Воспитатель : Посмотрите , ребята какая полянка, вся в белых пятнах, надо подобрать
нужный лоскуток и залатать. Дети подбирают лоскуток и говорят на какую
геометрическую фигуру он похож.
(Солнечный зайчик оставляет 3 метку солнечного зайчика)
Воспитатель: Ребята, много вы знаете цветов, наверное, вы их очень любите?
Воспитатель: А за что?
Дети: Потому, что они красивы, украшают дом человека, они полезны.
Воспитатель: А чем еще полезны цветы?
Дети: У них остаются семена. Их семенами питаются птицы.
Дети: Цветы лекарственные, человек использует их для лечения.
Дети: Из цветов изготавливают духи.
Воспитатель: А кто совсем не может прожить без цветов?
Дети: Насекомые.
Воспитатель: Почему?
Дети : Потому что насекомые питаются пыльцой, а пчелы собирают нектар с цветов.
Воспитатель: А вы любите дарить цветы?
Дети: Да.
Воспитатель: Когда и кому?
Дети: На праздники мамам и бабушкам, воспитателям.
Воспитатель: Ребята как же быть? Мы должны срывать цветы, чтобы сделать подарок, и не
должны, так как красоту губим, цветы могут исчезнуть.
Дети: Для букетов цветы специально выращивают, в садах, теплицах, круглый год.
Воспитатель: Когда в лесу, на лугу много рвут цветов, да еще с корнем они постепенно
исчезают. Некоторые цветы на грани исчезновения. Ребята, а что вы знаете о Красной
книге?
Дети: Ученые создали Красную книгу и занесли в нее названия редких и исчезающих
растений и животных.
/Воспитатель выносит и показывает Красную книгу/.
Воспитатель: Ребята, какие виды первоцветов занесены в Красную книгу?
Дети: мать – и мачеха, подснежник, медуница, фиалка, сон-трава, ветреница, лютиковая,
одуванчик, ландыш.
/Показ иллюстраций с изображением первоцветов/
Воспитатель: Ребята, почему эта книга называется Красной?
Дети: Красной книга называется, потому что красный - цвет опасности.
Он как бы говорит: «Осторожно! Эти представители природы могут исчезнуть с планеты
Земля, и наш дом опустеет!»
Воспитатель: Ребята, что можем сделать мы с вами, чтобы спасти их.
Дети: Мы не должны собирать большие букеты, без надобности срывать цветы, топтать
их. Мы должны любоваться ими.
Воспитатель: правильно, а сейчас я предлагаю игру разминку. Я буду показывать карточки:
дерева, куста, цветка, травы- вы будите изображать эти растения.
(Игра «Дерево, куст, трава, физ. минутка.)
(После игры солнечный зайчик ведет по дорожке дальше, приводит на лесную лужайку)
Воспитатель: Вот и следующее задание, ребята, ветер перепутал части растений, нужно
правильно собрать растение.
(На магнитной доске перепутаны части растений , дети исправляют путаницу)
Воспитатель: Молодцы справились с заданием. (Ставим метку солнечного лучика)
Воспитатель: Ребята, у меня к вам предложение, давайте мы с вами создадим в нашей
группе книгу с любимыми цветами. Солнечный зайчик с нами согласен и это последнее
задание.
Задание такое, дорисовать цветы и занести их в нашу книгу. Дети рисуют сидя за
столами.
Показ рисунков.
Воспитатель: Молодцы Ребята! С вашей помощью мы помогли Весне, все задания
выполнили. Ребята, солнечный Зайчик указывает нам на сундучок, давайте посмотрим,
что в нем лежит? (Открывает, там сюрприз).
Ребенок:
Стихотворение
Чтоб цветы в лесу цвели,
Всю весну и лето
Мы не будем собирать
Их больших букетов
Давайте, дошколята, природу охранять!
О ней ни на минуту не надо забывать
Ведь цветы, леса, поля и речки.
Это все для нас навечно!
Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад. ( проходят снова через волшебную
дверь)
Воспитатель: Что нового вы узнали?
Дети: О Красной книге, какие растения занесены в красную книгу и почему они исчезают.
Воспитатель: Молодцы мне тоже было с вами интересно. Закончилось наше
путешествие. Все ребята занимались, хорошо молодцы! Если вам понравилось, возьмите
бабочек и посадите на этот улыбающийся цветок, а если кому то было не очень интересно,
грустно посадите на этот грустный цветок.
( дети оценивают свое настроение)
Прощаемся с гостями.
Список литературы:
1. Шаяхова Р.К. «Природа и ребенок». Программа экологического воспитания
дошкольников. Казань: РИЦ «Школа», 2002.
2. Кудрякова И.Г. Развитие интеллекта дошкольников средствами теории решения
изобретательских задач при ознакомлении с окружающим миром. Учебно-методическое
издание.
3. Вострухина Т.Н. Знакомим с окружающим миром детей 5 – 7 лет – И.: Т.Ц. Сфера 2011.
4. Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. И.:
ВАКО, 2011.