Тема: "Наблюдение за калифорнийской красноухой черепахой"
Описание:
Расширить и углубить представления детей о черепахах: их внешнем виде, типичном поведении.
Сформировать у детей представления об отличительных особенностях калифорнийской красноухой черепахи.
Дать знания о среде обитания и образе жизни (живет в воде, плавает, питается, растет, дышит воздухом,
Выделить признаки сходства и отличия с сухопутной черепахой. Формировать умение обследовать объект зрительно, тактильно. Обогащать словарный запас детей словами "калифорнийская красноухая", "перепонки, среда обитания, земноводные".
Закреплять представления о признаках живого организма.
Воспитывать умение слышать и дополнять ответы сверстников.
Воспитывать интерес дошкольников к проявлениям жизни черепахи, желания наблюдать за нею; развивать умения заботиться и общаться, не боясь ее.
Программное содержание.
Расширить и углубить представления детей о черепахах: их внешнем виде,
типичном поведении.
Сформировать у детей представления об отличительных особенностях
калифорнийской красноухой черепахи (относительно крупного размера,
панцирь овальной формы, твердый. Верхняя часть панциря выпуклая,
бугристая, темно- коричневого цвета с разводами светлого цвета,
напоминающими кольца. Нижняя часть панциря плоская, светлая, гладкая.
Край панциря тонкий, острый. У нее длинные ноги, на ногах есть перепонки.
Хвост короткий, заостренный. Г олова на длинной шее. На мордочке светлые
полосы, маленькие черные глаза, рот, нос. За ушами красные полосы).
Дать знания о среде обитания и образе жизни (живет в воде, плавает,
питается, растет, дышит воздухом, высовывая голову на поверхность воды).
Выделить признаки сходства с сухопутной черепахой (общее строение тела,
защитная функция панциря) и отличия (внешний вид, наличие перепонок,
водная среда обитания у красноухой черепахи и наземная у сухопутной).
Формировать умение обследовать объект зрительно, тактильно.
Обогащать словарный запас детей словами «калифорнийская красноухая»,
«перепонки, среда обитания, земноводные».
Закреплять представления о признаках живого организма.
Воспитывать умение слышать и дополнять ответы сверстников.
Воспитывать интерес дошкольников к проявлениям жизни черепахи, желания
наблюдать за нею; развивать умения заботиться и общаться, не боясь ее.
Объекты: красноухая калифорнийская черепаха, сухопутная черепаха.
Оборудование : минибассейн, аквариум, энциклопедия, баночка с кормом,
пинцет, «посылка».
Занятие проходит в светлом, проветренном помещении. Дети располагаются
вокруг объекта наблюдения, сидя на стульчиках.
Ход наблюдения.
Дети вместе с воспитателем входят в кабинет экологии. Воспитатель
обращает внимание детей на Незнайку(куклу), сидящего на коробке.
Воспитатель:- Незнайка, почему ты такой печальный.
Незнайка - Да вот, мне от моего дедушки капитана дальнего плавания пришла
посылка.
Воспитатель - Так это хорошо! Открой ее и посмотри.
Н. - Я не могу ее открыть здесь загадка, а я не умею читать.
Воспитатель. - Не печалься, покажи. (Воспитатель читает загадку).
«Что за камень у дороги?
Есть у камня хвост и ноги.
Не похож он на птенца,
хоть родился из яйца».
Воспитатель- Ребята, кто догадался, о ком эта загадка? (О черепахе).
Н. - Ой, чудище какое-то!
(Незнайка достает черепаху).(Дети говорят, что это черепаха.)
Воспитатель: - Правильно. Это земноводное животное - калифорнийская
красноухая черепаха. Она живет в водоемах, а иногда выходит на сушу
погреться, дышит воздухом. Так как красноухая черепаха живет и в воде, и на
суше - земле, она называется земноводной.
- Ребята, давайте поможем нашему другу лучше узнать красноухую
калифорнийскую черепаху и покажем, чем она отличается от нашей уже
знакомой сухопутной черепахи.
Сейчас мы сядем поудобнее и внимательно ее рассмотрим. (Дети,
воспитатель, Незнайка рассматривает черепаху).
Воспитатель: Ребята, что есть у черепахи?
(Голова, ноги, хвост, панцирь).
Воспитатель: Давайте, еще раз внимательно посмотрим и расскажем какая у
черепахи голова. Слушайте внимательно рассказ Кати, если она что-то не
увидит, вы будете добавлять ее ответ.
(Ребенок рассказывает о голове. Голова на длинной шее, на мордочке светлые
длинные полоски, маленькие черные глазки, есть рот, нос, уши).
Воспитатель: Ребята, посмотрите на голове за ушами 2 красные полоски,
поэтому эту черепаху и называют красноухой.
Воспитатель: Молодец!
Воспитатель:- А зачем красноухой черепахе нос?
-Рот?- Глаза? (Ответы детей).
-Посмотрите, какие у черепахи ноги. (Длинные, тонкие ноги).
Незнайка - А это что? (Показывает на перепонки). На задних ногах.
Воспитатель: - Это перепонки. Они необходимы водной черепахе для более
быстрого передвижения в воде.
(Дети поэтапно описывают части тела черепахи).
Воспитатель: - А какая самая большая часть тела черепахи? (Панцирь).
Воспитатель: Давайте рассмотрим какой он. Аккуратно потрогайте панцирь
черепахи и скажите, какой он на ощупь. (Ответы детей) (Выпуклый, твердый,
бугристый, по краям острый).
Посмотрите, какая нижняя часть панциря. ( Более светлая; гладкая, твердая).
(Выявление защитной функции панциря.) Незнайка - Теперь я все про
панцирь знаю, только я не понял, зачем
черепаха в него прячется, ребята?
(Ответы детей).
Воспитатель: - Да, правильно, а почему черепаха прячется в панцирь, а не
куда-нибудь еще? (Панцирь твердый, его не могут раскусить хищники).
Воспитатель: Молодцы! А на что похож панцирь? (На камень).
Воспитатель: Правильно. Когда черепаха прячется в свой панцирь, она
становится похожа на камень. И многие обитатели водоема проплывая мимо,
не обращают на нее внимания.
Незнайка - Так она, что “неживая? (Ответы детей. Дети доказывают ее
принадлежность к живому организму: дышит, питается, двигается, растет).
Воспитатель: -Ребята, чтобы посмотреть, как двигается красноухая черепаха,
мы ее поместим в аквариум и понаблюдаем за ней.
(Дети вместе с воспитателем переносят черепаху в аквариум).
Незнайка - А ей там не будет плохо?
Воспитатель: - Давайте докажем Незнайке, что здесь нашей черепахе будет
хорошо. Какие условия необходимы для того, чтобы ей хорошо жилось?
Какая нужна вода? (Чистая вода, прозрачная, теплая; будем кормить).
Ребята, красноухие черепахи любят погреться на солнышке. Для этого они
выползают на сушу. А в нашем аквариуме калифорнийская красноухая
черепаха будет греться под лампой, которая заменит солнышко, на этом
плотике.
В это время незнайка приносит сухопутную черепаху и хочет выпустить ее в
аквариум.
Воспитатель его останавливает.
Воспитатель:- Эту черепаху незнайка нельзя опускать в воду, она погибнет.
Незнайка - Почему? У нее есть голова, ноги, панцирь. (Ответы
детей).
Воспитатель: - У этих черепах разная среда обитания. Эта черепаха живет
только на суше, а калифорнийская красноухая черепаха - в воде. У них даже
ноги разные: у красноухой на ногах перепонки, чтобы лучше плавать, а у
сухопутной - ноги покрыты толстой кожей.
(Кормление черепах.) Незнайка - А что ест, чем вы кормите свою сухопутную
черепаху? (Ответы).
Воспитатель: - А чтобы узнать, чем питается красноухая черепаха, мы узнаем
прочитав нашу «Умную книгу» «Царство животных» стр. 29. (Воспитатель
зачитывает отрывок из энциклопедии).
Воспитатель: В этой книги изображены разные черепахи, их мы рассмотрим
в группе.
Воспитатель: А теперь давайте покормим нашу калифорнийскую красноухую
черепаху. (Показ воспитателя, дети кормят).
Незнайка говорит, что дети молодцы и дарит им свою черепаху детям. Просит
в обмен подарить портрет красноухой черепахи и придумать ей кличку.
(Продуктивная деятельность.) Дети идут в группу и рисуют черепаху.