Напоминание

"Нетрадиционные формы работы педагога с семьями воспитанников в условиях внедрения ФГОС ДО"

Автор: Левинец Ирина Геннадьевна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №56 "Дружные ребята"

Населённый пункт: город Прокопьевск

Наименование материала: статья

Тема: "Нетрадиционные формы работы педагога с семьями воспитанников в условиях внедрения ФГОС ДО"

Описание:

Краткая информация о нетрадиционных формах работы с родителями. Определения. Термины. Способы применения.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=1181

Опубликовано 22.10.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


«Нетрадиционные формы работы педагога с семьями воспитанников

в условиях внедрения ФГОС ДО»

Дискуссия
- обмен мнениями, публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы, важной и неоднозначной по подходу и толкованию, целью которого является выяснение и сопоставление различных точек зрения.
Диспут
- размышление по проблемам воспитания - одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Проходит в непринуждённой обстановке и позволяет всем включится в обсуждение проблемы.
Семинар
- эта форма предполагает обсуждение актуальной темы с привлечением компетентных специалистов. В данном случае важно не навязывать родителям каких-то «правильных» мнений, а постараться рассмотреть спектр мнений по затронутым вопросам. Основным достоинством таких собраний является развитие коммуникативных навыков у родителей, особенно у пассивной части. При проведении семинаров важно «не задавить» родителей авторитарностью, дать возможность им высказаться. Интересны родительские собрания, в ходе которых для активизации родителей педагог вовлекает их в дискуссии разного плана, например, «Хвалить ребенка вредно или полезно?» Согласно древней легенде, мудрый король Артур впервые усадил своих соратников за круглый стол с целью сделать их равными и равноправными. Благодаря возможности всем участникам дискуссии чувствовать себя равными в правах, круглый стол дошел до сегодняшних дней как символ плодотворной дискуссии и принятия компромиссных решений.
Круглый стол
- современная форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда родители высказываются по очереди или в определенном порядке. Круглый стол - предоставляет максимальную возможность проводить плодотворные обсуждения, всесторонне рассматривать различные вопросы и вырабатывать совместные решения. Проблемы, обсуждаемые за "круглым столом" могут затрагивать любые социально-значимые проблемы, быть направленными на решение конкретных заданий или предлагать возможные пути развития.
«Круглые столы» характеризуются тем, что:
- проводятся в форме обсуждения одного или нескольких определенных вопросов или проблем; -обсуждаемый вопрос допускает разные мнения и толкования, а также взаимные возражения участников; -- в результате обсуждения должны быть выявлены точки зрения всех участников на данный вопрос; -участники имеют равные права и высказываются в определенном порядке.
При организации и проведении «круглого стола» следует обратить

внимание на следующее:
- время проведения «круглого стола» не должно превышать двух часов; - количество участников не должно быть очень большим;
-следует предусмотреть, чтобы в распоряжении участников дискуссии были необходимые канцелярские принадлежности, общение было удобным, выступающие имели возможность наглядно продемонстрировать различный материал; - ведущему необходимо быть очень внимательным, чтобы дать высказаться всем участникам и соблюсти регламент. - вопросы, предлагаемые для обсуждения, должны быть заранее подготовлены и известны участникам.
Ролевые игры
— форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы/детского сада», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.
Деловая игра.
Методика проведения деловых игр достаточно проста: присутствующие родители и педагоги делятся на группы, в том числе должна быть предусмотрена группа экспертов. Перед ними ставится некая проблема, и группы ищут эффективные пути решения этой проблемы. В рамках деловой игры хорошо проходят тренинги родителей по развитию способностей решать различного рода конфликтные ситуации.
Родительские

чтения
- очень интересная форма работы с родителями, которая даст возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Педагог собирает информацию и анализирует се. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов определяются книги, с помощью которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают книги, а затем используют рекомендованную литературу в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги. Интересной и продуктивной формой работы с родителями являются родительские
университеты
. Назначение родительских университетов – психолого- педагогическое просвещение родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со ОУ, а также взаимодействию родителей и педагогов в воспитательной работе. Программа университета составляется педагогом с учетом контингента детей и их родителей. Формы
организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д.
Вечер вопросов и ответов
проводится после опроса родителей или составления по группам проблемных вопросов, возникающих в воспитании детей и взаимоотношениях с ними.
День открытых дверей
- одна из самых эффективных форм работы, но и требует большой подготовки. Родители могут посетить подготовленные для них открытые Уроки/занятия, а потом принять участие в их обсуждении. Педагог должен продумать, что он хочет показать: это какие-то положительные моменты, или, наоборот, отрицательные, и в зависимости от этого строить работу на уроках. Тщательно продумать нужно не только уроки или занятия, но и переменки. В такие дни родители видят своего ребенка с другой стороны, они узнают его как ученика, видят, как он работает на уроках, какие проблемы у него возникают, как проводит перемены. Тем самым получают бесценный опыт сравнения ребенка с ним же самим, только в разных ситуациях (в школе/детском саду и дома). Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются
родительские вечера
. Родительский вечер это праздник общения с родителями друзей твоего ребенка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Родительские вечера - форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе/группе без присутствия детей. Непринужденная праздничная атмосфера, душевность, отсутствие назидательности, добрый юмор и желание поделиться своим умением способствуют тому, что родители могут достаточно откровенно говорить о своих проблемах, спрашивать совет, предлагать помощь и поддержку тем, кто в них нуждается. Родительские вечера помогают более тепло и сердечно пережить обиды и огорчения, посмотреть на наболевшие проблемы в воспитании ребенка спокойно и без истерик. Родительский вечер это возможность найти единомышленников и помощников по воспитанию детей и формированию детского коллектива.
Родительские тренинги
- это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребенка.
В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12-15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5-8 занятий. По результатам участия в тренинге даются рекомендации по организации взаимодействия с каждым ребенком и с каждой семьей. Творческих успехов вам в работе с родителями !


Яндекс.Метрика