«Нетрадиционные формы работы педагога с семьями воспитанников
в условиях внедрения ФГОС ДО»
Дискуссия - обмен мнениями, публичное обсуждение какого-либо спорного
вопроса, проблемы, важной и неоднозначной по подходу и толкованию,
целью которого является выяснение и сопоставление различных точек
зрения.
Диспут - размышление по проблемам воспитания - одна из интересных для
родителей форм повышения педагогической культуры. Проходит в
непринуждённой
обстановке и позволяет всем включится в обсуждение проблемы.
Семинар
- эта форма предполагает обсуждение актуальной темы с
привлечением компетентных специалистов. В данном случае важно не
навязывать родителям каких-то «правильных» мнений, а постараться
рассмотреть спектр мнений по затронутым вопросам. Основным
достоинством таких собраний является развитие коммуникативных навыков у
родителей, особенно у пассивной части. При проведении семинаров важно
«не задавить» родителей авторитарностью, дать возможность им высказаться.
Интересны родительские собрания, в ходе которых для активизации
родителей педагог вовлекает их в дискуссии разного плана, например,
«Хвалить ребенка вредно или полезно?» Согласно древней легенде, мудрый
король Артур впервые усадил своих соратников за круглый стол с целью
сделать их равными и равноправными. Благодаря возможности всем
участникам дискуссии чувствовать себя равными в правах, круглый стол
дошел до сегодняшних дней как символ плодотворной дискуссии и принятия
компромиссных решений.
Круглый стол
- современная форма публичного
обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда родители
высказываются по очереди или в определенном порядке. Круглый стол -
предоставляет максимальную возможность проводить плодотворные
обсуждения, всесторонне рассматривать различные вопросы и вырабатывать
совместные решения. Проблемы, обсуждаемые за "круглым столом" могут
затрагивать любые социально-значимые проблемы, быть направленными на
решение конкретных заданий или предлагать возможные пути развития.
«Круглые столы» характеризуются тем, что:
- проводятся в форме
обсуждения одного или нескольких определенных вопросов или проблем;
-обсуждаемый вопрос допускает разные мнения и толкования, а также
взаимные возражения участников;
-- в результате обсуждения должны быть выявлены точки зрения всех
участников на данный вопрос;
-участники имеют равные права и высказываются в определенном порядке.
При организации и проведении «круглого стола» следует обратить
внимание на следующее:
- время проведения «круглого стола» не должно
превышать двух часов; - количество участников не должно быть очень
большим;
-следует предусмотреть, чтобы в распоряжении участников дискуссии были
необходимые канцелярские принадлежности, общение было удобным,
выступающие имели возможность наглядно продемонстрировать различный
материал; - ведущему необходимо быть очень внимательным, чтобы дать
высказаться всем участникам и соблюсти регламент. - вопросы, предлагаемые
для обсуждения, должны быть заранее подготовлены и известны участникам.
Ролевые игры
— форма коллективной творческой деятельности по
изучению уровня сформированности педагогических умений участников.
Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие:
«Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы/детского сада»,
«Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает
определение темы, состава участников, распределение ролей между ними,
предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения
участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов
(положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем
совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ
действий.
Деловая игра.
Методика проведения деловых игр достаточно
проста: присутствующие родители и педагоги делятся на группы, в том числе
должна быть предусмотрена группа экспертов. Перед ними ставится некая
проблема, и группы ищут эффективные пути решения этой проблемы. В
рамках деловой игры хорошо проходят тренинги родителей по развитию
способностей решать различного рода конфликтные ситуации. Родительские
чтения
- очень интересная форма работы с родителями, которая даст
возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать
литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения
можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале
учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии,
которые их наиболее волнуют. Педагог собирает информацию и анализирует
се. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов
определяются книги, с помощью которых можно получить ответ на
поставленный вопрос. Родители читают книги, а затем используют
рекомендованную литературу в родительских чтениях. Особенностью
родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны
изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его
решению после прочтения книги. Интересной и продуктивной формой
работы с родителями являются родительские
университеты . Назначение
родительских университетов – психолого- педагогическое просвещение
родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами
педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с
учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов
родителей с общественностью, семьи со ОУ, а также взаимодействию
родителей и педагогов в воспитательной работе. Программа университета
составляется педагогом с учетом контингента детей и их родителей. Формы
организации занятий в университете педагогических знаний достаточно
разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и
т.д.
Вечер вопросов и ответов
проводится после опроса родителей или
составления
по группам проблемных вопросов, возникающих в воспитании детей и
взаимоотношениях с ними.
День открытых дверей
- одна из самых эффективных форм работы, но и
требует большой подготовки. Родители могут посетить подготовленные для
них открытые
Уроки/занятия, а потом принять участие в их обсуждении. Педагог должен
продумать, что он хочет показать: это какие-то положительные моменты, или,
наоборот, отрицательные, и в зависимости от этого строить работу на уроках.
Тщательно продумать нужно не только уроки или занятия, но и переменки.
В такие дни родители видят своего ребенка с другой стороны, они узнают его
как ученика, видят, как он работает на уроках, какие проблемы у него
возникают, как проводит перемены. Тем самым получают бесценный опыт
сравнения
ребенка с ним же самим, только в разных ситуациях (в школе/детском саду и
дома).
Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются
родительские вечера . Родительский вечер это праздник общения с
родителями друзей твоего ребенка, это праздник воспоминаний собственного
детства и детства своего ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые
перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Родительские вечера
- форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив.
Родительские вечера проводятся в классе/группе без присутствия детей.
Непринужденная праздничная атмосфера, душевность, отсутствие
назидательности, добрый юмор и желание поделиться своим умением
способствуют тому, что родители могут достаточно откровенно говорить о
своих проблемах, спрашивать совет, предлагать помощь и поддержку тем, кто
в них нуждается. Родительские вечера помогают более тепло и сердечно
пережить обиды и огорчения, посмотреть на наболевшие проблемы в
воспитании ребенка спокойно и без истерик. Родительский вечер это
возможность найти единомышленников и помощников по воспитанию детей
и формированию детского коллектива.
Родительские тренинги
- это активная форма работы с теми родителями,
которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое
взаимодействие с
собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и
понимают
необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании
собственного ребенка.
В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого
эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать.
Тренинг проводится с группой, состоящей из 12-15 человек. Родительские
тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно
участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он
должен включить в себя 5-8 занятий. По результатам
участия в тренинге даются рекомендации по организации взаимодействия с
каждым
ребенком и с каждой семьей.
Творческих успехов вам в работе с родителями !