Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №56 "Дружные ребята"
Населённый пункт: город Прокопьевск
Наименование материала: статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Описание:
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание
здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой
главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и
обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и
обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья
воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для
формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как
собственных, так и других людей.
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление
ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно
именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации
российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач
становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим
педагогический процесс современного детского сада. Но что такое
здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ и что ими
считать - до сих пор остается загадкой для широкого круга профессионально-
педагогической аудитории и даже для тех, кто уверенно использует эти
технологии в своей практике. Попробуем разобраться в понятиях.
Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по
Уставу ВОЗ).
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле
слова - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме
здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на
обеспечение физического, психического и социального благополучия
ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия
организации педагогического процесса в ДОУ.
В более узком смысле слова - это специально организованное,
развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной
системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение
целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования,
воспитания и обучения.
Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога,
соответственно характеризующаяся качественным прилагательным
педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что
она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор
определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя
педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и
итоговые результаты собственной профессионально-педагогической
деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и
четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора
содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования
совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной
диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.
Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее
воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть
здоровьесберегающей!
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании технологии,
направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного
образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья
субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и
родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном
образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня
реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание
валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка
к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать,
поддерживать и охранять его, валеологической компетентности,
позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи
здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с
оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и
помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры
здоровья, в том числе культуры профессионального 'здоровья воспитателей
ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании –
классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и
решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и
здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду. В
связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих
технологий в дошкольном образовании: медико-профuлактические;
физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-
психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и
здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического
просвещения родителей, здоровьесберегающие образовательные технологии
в детском саду.
Медико-профuлактические технологии в дошкольном образовании
технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей
под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с
медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских
средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга
здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского
здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного
возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация
профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и
помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация
здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании –
технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья
ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и
становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная
гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и
формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной
среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной
физической активности и заботе о здоровье и др. реализация этих
технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому
воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных
форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко
используются педагогами дошкольного образования в разных формах
организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные
моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического
взаимодействия взрослого с ребенком и др.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это
прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или
культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление
осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление
знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять
его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику
самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и
безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной
медицинской, психологической самопомощи и помощи. В дошкольной
педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии
личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников.
Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей
ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и
предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и
обучения. Пстроение педагогического процесса с ориентацией на личность
ребёнка закономерным образом содействует его благополучному
существованию, а значит здоровью.