Конспект НОД по изобразительной деятельности в
подготовительной к школе группе.
Тема: «Прощание с осенью»
ПДО по изобразительной
деятельности
Артемьева Н.А.
Цель :
-Закрепить знания о богатстве и разнообразии природного мира.
-Рассмотреть различные формы проявления красоты в художественных
образах.
Задачи:
-Формировать умение детей самостоятельно выбирать содержание и способы
изображения рисунка; отражать собственные впечатления и представления о
разных периодах осени (ранняя осень, золотая осень).
-Закрепить технические приемы рисования красками всей кистью и её
кончиком, использование боковых и вертикальных мазков; способа «тычок»,
«набрызг».
-Развивать способность сопереживать настроению художественного
произведения.
-Обогащать словарь эмоционально-оценочной лексикой, эстетическими и
искусствоведческими терминами, оценки и суждения; соотносить увиденное
со своим настроением и опытом восприятия природы.
-Воспитывать интерес к образовательной деятельности, бережное отношение
к природе.
Предварительная работа:
-Рассматривание и обсуждение репродукций картин художника И.И.Левитана
«Золотая Осень», «Поздняя осень».
-Чтение стихов: А. Толстого "Осень", И. Бунин "Осень", А.С. Пушкин
"Унылая пора!" М. Алимбаев "Приметы осени". Разучивание песен:
"Листопад", "Осенняя песнь".
-Рассматривание детских работ, нарисованных за осенний период на темы:
"Осенний лес", "Дары осени", "Листопад".
-Наблюдения на прогулке, сбор гербария.
-Осенний праздник «Экологическая тропа» с выездом детей в МОУ ДО
центр «Патриот».
Оборудование:
Ноутбук; проектор, презентация, иллюстрации картин: И.И.Левитан «Золотая
осень», «Поздняя осень»
. Музыкальный центр с диском П.И.Чайковский
«Времена года»:
Материал : Краски гуашь, палитра. Кисти №
3, 5 ; палочки с поролоном,
зубная щетка и расческа; тонированная бумага для рисования по количеству
детей, салфетки для вытирания кисточки, салфетки для рук, баночки с водой.
Вводная часть:
- Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие, в зал, куда приходят люди,
чтобы полюбоваться картинами художников. (картинная галерея). Правильно.
Закройте глаза.
-Покружитесь, покружитесь, на картине появились. Откройте глаза
1
СЛАЙД
Посмотрите, вот мы и в картинной галере. Садитесь пожалуйста, так вам
будет удобнее рассмотреть картину.
-Посмотрите! Перед вами картина художника… Исаака Левитана.
-Как одним словом можно назвать то, что вы видите на картины? (пейзаж).
-Расскажите мне о картине. (на картине нарисованы березы, ствол белого, а
листья желто- оранжевого цвета).
-Что еще нарисовал художник. (рыжевато-желтую траву)
-Кто дополнит? (вода в реке сине-голубая, бело- голубая).
-Что вам нравится в картине? (картина написана светлыми красками,
солнечный и ясный день).
-Посмотрите, обьединение золота и лазури голубой. Много простора, так и
хочется вдохнуть поглубже и ощутить прохладу воды в реке.
- Осень – чудная пора. Она вдохновляет художников писать картины, поэтов
сочинять стихи.
Иван Бунин сказал так:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой
СЛАЙД 2
-Вот перед вами вторая картина художника-пейзажиста….Левитана.
-Какой период осени на ней изображен? (поздняя осень).
-Почему ты так думаещь? (деревья серо-черневого цвета, на деревьях нет
листьев).
-Кто еще дополнит? (трава вся промокла, почернела от сырости).
-Что еще можно увидеть на картине? (небо темное, дождливое: большая
лужа, в ней отражается хмурое небо).
Игра: «Назови ответ»
-Какая погода на картине?
(дождливая, хмурая, ненастная, пасмурная, грустная, унылая).
-Назовите приметы осени: («Осень - перемен восемь», «В ноябре зима с
осенью борется», «Осень идет, дождь за собой ведет»).
Физ. Минутка. «Покажите мимикой жестами»
-Замерзли, промокли? Давайте переместимся в золотую осень и полетаем
вместе с теплым ветром.
Пальчиковая гимнастика
Ветер по лесу летал волнообразные движения над головой
Ветер листики считал, показываем указательным пальцем
Вот дубовый загибаем пальчики поочередно
Вот кленовый на правой и левой руке
Вот рябиновй резной,
Вот с березки золотой
Вот последний лист осинки
Ветер бросил на тропинки. руки спокойно опускаем.
-При помощи, каких средств передает художник настроение картины (красок)
-А музыканты, композиторы? (мелодии, звуков)
-Слушая произведение Чайковского «Времена года», постарайтесь в своем
рисунке отразить то осеннее настроение, которое вы почувствуете в музыке.
-Как вы получите нужные вам цвета и оттенки красок? (смешивая краски на
палитре).
-При рисовании листвы, каким способом воспользуетесь? («тычок», «мазки»
-Каким способом нарисуете дождь? («набрызг»).
-Вы приготовили листы бумаги для своих картин. Пройдите к ним и
приступайте к работе. (дети рассаживаются).
Самостоятельная деятельность детей.
Музыка.
По ходу занятия оказываю индивидуальную помощь (композиционное
решение, размер объектов изображения, виды деревьев, работа на палитре,
техника рисования с разными материалами. Слежу за осанкой детей).
Анализ:
- Какой период осени ты нарисовал?
- Какие краски ты использовал, тобы получить эти оттенки листвы?
- Какие краски ты взял, чтобы передать настроение поздней (ранней осени)
- Как тебе удалось показать дождь на картине своей?
- Какие приемы изображения листьев ты использовал?
- Какое настроение на этой картине?
- Кто еще воспевает природу в своих произведениях?
- Картины, какого художника мы сегодня рассматривали?
- Как называются картины, где нарисована природа?
- Спасибо вам ребята за прекрасные работы. Вам удалось отразить в своих
рисуеках различное настоение осенни. Работы красочные, яркие.
- Пора возвращаться детский сад. Закройте глаза. Покружились, покружились,
в детском саду мы очутились. Я предлагаю вам организовать в группе
картинную галерею для ваших родителей.