Конспект интегрированного занятия по развитию речи
в подготовительной группе.
Занятие провела воспитатель Вершинина Е.Г.
Задачи:
Продолжать учить детей составлять описательные рассказы по картине,
упражнять слуховой анализатор, учить говорить то тихо, то громко. Учить
согласованию в речи существительных с прилагательными, отвечать на вопрос
какая?
Закреплять умение придумывать слова со звуком "л", "ль", "с", "сь".
Закреплять умение отгадывать загадки, выделяя существенные признаки
предметов. Сравнивать явления природы по признакам различия и сходства,
узнавать реальные признаки осени в их поэтическом выражении, отвечать на
вопросы.
Воспитывать внимание и память, дружеское отношение к своим сверстникам,
желание играть вместе.
Предварительная работа : Беседа «Осень, осень в гости просим…»,
разучивание стихов и песни,
рассматривание картины
«Поздняя осень»
Оборудование:
1. Мольберт
2. Картина "Осень"
3. Письмо от Лесовичка
4.Кукла перчатка – Старичок-
Лесовичок
5. Карточки с изображением птиц
зимующих и перелетных.
6. Осенний листочек для игры.
7. Корзина с угощением.
8.Диск с мелодиями.
Ход занятия.
(дети проходят в группу, группа украшена как осенний лес)
Воспитатель: У нас сегодня необычное занятие. Проходите и садитесь на
стульчики, спинку все выпрямите, ножки поставьте красиво. Послушайте, как звучит
красиво музыка. Какие слова можно подобрать к этой музыке? (задумчивая, яркая,
замечательная) А какое время года она вам напоминает? (осень)
Слушание (звучит музыка)
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года? (осень)
А какие осенние месяцы вы знаете?
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
А какой бывает осень? (ранней,
поздней, золотой)
Сейчас какая осень? (поздняя)
А давайте вспомним загадку и приметы
поздней осени.
Поле черно-белым стало
Падает то дождь, то снег
А еще похолодало
Льдом сковало воды рек
Мерзнет в поле оземь ржи,
Что за месяц подскажи:. (ноябрь)
"Ноябрь-ворота зимы"
"Ноябрь последний месяц осени"
"Холоден октябрь батюшка, а ноябрь его перехолодил"
А стихи про осень вы помните? (дети читают стихи)
Рассматривание картины
Воспитатель: Ребята, а что изображено на этой картине? Ребята, отвечайте полными
предложениями. Птицы улетают в теплые края. Часто идут дожди, пасмурно,
холодно. Люди одевают теплую одежду (сапоги, куртки, шапки). С деревьев опадают
листья - начался листопад. Какими становятся листья? (желтыми, красными,
оранжевыми, коричневыми). Осенью в садах и огородах собирают урожай.
Молодцы ребята. А поиграть вы хотите с осенним листочком? (дети называют слова
с заданным звуком и передают осенний листочек друг другу по очереди)
Игра "Придумай слова с заданным
звуком"
Придумайте слова со звуком "л", "ль"
(например: лист, лес, лесник, клад,
олень, альбом, апельсин, плита и др. )
Придумайте слова со звуком "с", "сь"
(например: сок, сокол, осока, осел,
сетка, собака, лиса, скворец и др. )
Молодцы ребята много слов
придумали.
А давайте сейчас мы с вами помечтаем
об осени и споем песню "Листопад".
Песня "Листопад"
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пока мы с вами об осени говорили нам письмо
прислали. От кого же оно, давайте прочитаем?
"Дорогие друзья! Я вас приглашаю в путешествие по сказочному осеннему лесу.
Старик-Лесовик"
Ну, что ребята, отправимся в путешествие по сказочному лесу? (дети идут змейкой
по залу и выполняют движения)
Физкультминутка.
А теперь мы в лес пойдем (шагают)
В брод ручей мы перейдем (высоко поднимаем колени)
Небывалой высоты, у ручья растут цветы (руки вверх, подняться на носочки)
Посмотри по сторонам (поворачиваем голову в стороны)
Что же лес подарит нам?
Наклонись, сорви малинку (наклоны)
И клади её в корзинку.
Крепкий беленький грибок (приседания)
Мы положим в кузовок.
(ребята стоят в кругу)
Ребята, что-то никого не видно, а давайте скажем волшебные слова, чтобы увидеть
Старика - Лесовика.
Су-су-су- живет лиса в лесу.
Сы-сы-сы - не боюсь я злой лисы.
Са-са-са- появляйтесь чудеса.
Воспитатель: Вот мы и в лесу. Слышите "Ау" (издалека). Это ребята - Эхо, давайте
поиграем с ним, может нас услышит Старик - Лесовик и выйдет к нам.
Игра "Эхо" (ведущий выбирается по считалке)
"Ваня, ты сейчас в лесу, мы зовем тебя ау, ну-ка глазки закрывай не робей, кто
позвал тебя узнай, поскорей" (дети меняют голоса, говорят то тихо, то громко)
(Выходит Лесовик)
Лесовик: Здравствуйте, ребята! Я вас долго ждал, скучно мне в лесу, хочу с вами
поиграть, проходите вот на эту полянку, присаживайтесь (дети садятся на коврик).
Лесовик: У меня в лесу много деревьев. А вы знаете, как они называются?
Игра "Назови деревья"
Лесовик: Чем деревья похожи между собой? (у всех деревьев есть ствол, корень,
ветки)
А чем отличаются друг от друга? (у одних деревьев есть листочки, их называют
лиственными, а у других иголочки - хвойные, а ещё они отличаются по цвету коры
(береза).
Лесовик: Ребята, есть такая пословица: "Возле леса жить - голодным не быть" Чем
можно полакомиться в осеннем лесу? (ягоды, грибы)
А слова лесные вы умеете придумывать?
Игра "Подбери лесные слова"
Лес - лесок, лесной, лесовик, лесник.
Гриб - грибок, грибник, грибочек, грибной.
Лист - листочек, листик, листва, лиственный.
Лесовик: Ребята, а вы загадки любите отгадывать?
Загадки
1.
Лежала между ёлками подушечка с
иголками.
Тихонечко лежала, потом вдруг
убежала. (ёж)
2.
Кто на ветке шишку грыз и бросал
объедки вниз.
Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (белка)
3.
Он в берлоге спит зимой под большущею сосной.
А когда придет весна, просыпается от сна. (медведь)
4.
Угадай-ка, что за шапка, меха целая охапка.
Шапка бегает в бору, у стволов грызет кору? (заяц)
Воспитатель: Лесовик, в лесу сейчас листопад, а ребята знают пальчиковую игру
"Осень" хочешь с нами поиграть?
Пальчиковая гимнастика "Осень" (стоя на ковре )
Ветер листики считал: (плавные движения рук вперед к груди)
Вот дубовый ::::. (пальцы загибают)
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки - золотой,
Вот последний лист - с осинки,
Ветер бросил на тропинку (встряхнуть кисти рук).
Лесовик: Ребята, слышите? (включается запись курлыканья перелетных птиц)
А куда улетают птицы? (в теплые края)
Почему они улетают? (стало холодно, мало корма)
У меня в лесу много птиц живет. А каких птиц вы знаете? Назовите их.
А как называют птиц, которые улетают в теплые края? (перелетные)
А тех, которые остаются зимовать? (зимующие)
Игра "Перелетные и зимующие птицы"
(на столе лежат карточки с изображением перелетных и зимующих птиц по
количеству детей)
Воспитатель: Ребята, возьмите по одной картиночке. Те, у кого изображены
перелетные птицы, подойдите к Лесовику, а те у кого зимующие подойдите ко мне.
Лесовик: Молодцы ребята! Мне понравилось с вами играть. Я хочу подарить вам
корзиночку орщками. А мне пора, у меня еще много дел в лесу, до свидания.
(Лесовик уходит)
Воспитатель: Ребята, нам пора тоже возвращаться в детский сад, а для этого нам
нужно сказать волшебные слова.
Су-су-су- живет лиса в лесу.
Сы-сы-сы - не боюсь я злой лисы.
Са-са-са- появляйтесь чудеса.
Вот мы и в детском саду. Понравилось вам путешествие? ( Ответы детей)
Молодцы, все хорошо выполняли все задания.