МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ В ДОУ ПО РАЗВИТИЮ ПАТРИОТИЧЕСКИХ
ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Природа – важный фактор в воспитании патриотизма у детей дошкольного возраста.
М.Пришвин писал: «Охранять природу – значит охранять родину».
Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе родного края. Это сложное
чувство включает в себя эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и
желание охранять и приумножать природные богатства. Впечатления от родной природы,
полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и влияют на отношение к природе, к
Родине. Понимание Родины у дошкольников (особенно младших) тесно связано с
конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Оно формируется
постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире,
вырастает из любви к близким, родным местам. Мы, педагоги, считаем, что очень важно
привить детям чувство любви и привязанности к культурным ценностям родного края, т.к.
именно на этой основе воспитывается патриотизм. Наш коллектив своим воспитанникам
прививает умение чувствовать красоту родной земли, воспитывает любовь к родным
местам. А важнейшей задачей дошкольного воспитания детей нашей группы является
формирование реалистических представлений о родной природе, ее объектах и явлениях.
В нашем детском саду при организации работы по патриотическому воспитанию
мы учитываем региональный компонент (ближайшее природное окружение и
экологическую ситуацию в регионе) и ресурсное обеспечение педагогического процесса.
Построение образовательного процесса на региональном материале позволяет
осуществлять решение следующих задач: воспитание чувства гордости, любви,
привязанности к Родине; обогащать знания детей о природе родного края; формировать
духовную личность, способную поступать нравственно по отношению к природе в разных
ситуациях; воспитывать бережное отношение к природе.
Основные дидактические принципы, на которых основана работа по данному
направлению: от общего к частному, от близкого к отдаленному, опора на собственный
опыт детей, систематичность и последовательность работы, учет воспитательных
ценностей и потенциала для формирования нравственных чувств, взаимодействие с
семьей.
Представления о родной природе успешно интегрируются с различными
образовательными областями «Социализация», «Художественное творчество»,
«Музыка», «Труд» и др., поэтому работа осуществляется по следующим направлениям:
краеведческое, духовно-нравственное, социальное-эстетическое, интеллектуальное,
трудовое, работа с семьей.
Патриотическое воспитание дошкольников на основе формирования
экологического сознания предполагает проведение непосредственно-образовательной
деятельности, различных видов совместной и самостоятельной деятельности детей в
комплексе. В нашей группе краеведческий уголок находится рядом с экологическим, что
позволяет соотнести природоведческую составляющую с краеведческой. Там
представлены предметы быта, народные игрушки, макет деревенской избы.
Мы живем на старинной поморской земле, богатой народными традициями.
Природа – неиссякаемый источник народного творчества. Она вдохновляла наших
предков на создание предметов искусства, быта, художественного слова. С помощью них
мы знакомим детей с историей родного края. Широко используем все виды фольклора:
сказки, потешки, заклички, загадки, попевки, поговорки, хороводы о животных родного
края, объектах неживой природы: солнце, дожде, радуге и т.п. Знакомим детей со
стихами русских поэтов о красоте природы. Часто используем их при наблюдениях на
прогулках.
Работа по воспитанию патриотизма более эффективна, если установлена тесная
связь с родителями воспитанников. Они совместно с детьми изготавливают поделки из
природных материалов, участвуют в экологических акциях, например «Поможем птицам
зимой», «Родовое дерево». В групповом уголке для рисования находятся предметы ДПИ,
которые сделали народные умельцы, вдохновленные красотой природы (растительные
орнаменты, изображения животных).
В театрализованной деятельности дети обыгрывают произведения устного
народного творчества, изображая животных из русских сказок.
Знакомство с объектами природы родного края происходит посредством
рассматривания картин, иллюстраций, фото, открыток, а закрепление экологических
знаний мы осуществляем через дидактические игры («Кто, где живет?», «Во саду, ли в
огороде», «Животные и их детеныши» и др.).
Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощутить красоту
жизни, важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной
природы. Через воспитание любви к природе появляются самые высокие нравственные
качества человека, в их числе и любовь к Родине.
Совместно с родителями и детьми организованы выставка «Дары осени» и акция –
«Родовое дерево». Мы основывались на том, что восприимчивость ребенка дошкольного
возраста особенно высока, поэтому чрезвычайно важно именно в период дошкольного
детства создавать одухотворенную среду, формировать эстетическое отношение к
окружающему миру и самому себе. Под одухотворенной, развивающей средой, с точки
зрения педагогики, понимается целенаправленно организованное окружение,
систематически воздействующее на ребенка, в котором наиболее эффективно
развивается его интеллект, эмоциональная и социальная сферы, а также позитивное
отношение к окружающему миру, обществу, культуре.
Преимущество выставки заключается в том, что ребенку предоставляется простор для
самостоятельного выбора изучения объектов, каждый может взять его в руки,
рассмотреть с близкого расстояния, почувствовать его объем, форму, текстуру и т.д.;
детям предоставляется возможность многократного восприятия поделки в любое
время.
Педагогические функции таких мини выставок: образовательная, развивающая,
просветительская, воспитательная.
Наличие такого рода совместных творческих работ из природных объектов родителей и
детей помогает педагогам решать ряд задач:
- приобщать дошкольников к культурно-эстетическим ценностям, побуждать к творческой
деятельности, воспитывать любовь к родному краю, городу; способствовать обогащению
представлений о природном и рукотворном мире, развивать познавательные интересы,
развивать эстетическое восприятие.
Требования к выставке:
- все экспонаты должны быть эстетичными;
- экспонаты должны находиться в интерактивном состоянии (чтобы их можно было
потрогать);
- выставка предметов должна располагаться в доступном месте, на уровне глаз детей;
- экспозиция должна быть доступна для понимания детьми данного возраста, обогащать
их знания и опыт.
В рамках акции «Моя малая Родина» родители и дети организованно посадили от
каждой семьи «Родовое» дерево, в течение многих лет дети будут ухаживать за своими
саженцами. В процессе данного мероприятия были решены следующие задачи: дать
элементарные представления о том, как правильно посадить дерево, как важен уход за
ним, воспитать трудолюбие, уважать результат труда.
Таким образом, проведенные в нашем детском саду мероприятия, выступили
своеобразным образовательным и культурным компонентом, интегрирующим разные
направления воспитательно - образовательной работы, направленной на воспитание
любви к родной природе, к Родине, которые и формируют чувство патриотизма у детей
дошкольного возраста.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Вернигорова Нина Викторовна