Напоминание

"МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ В ДОУ ПО РАЗВИТИЮ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Автор: Вернигорова Нина Викторовна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ №69 "Дюймовочка"

Населённый пункт: г.Северодвинск

Наименование материала: Методическая разработка

Тема: "МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ В ДОУ ПО РАЗВИТИЮ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Описание:

Опыт работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию патриотических чувства.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=1208

Опубликовано 24.10.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ В ДОУ ПО РАЗВИТИЮ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Природа – важный фактор в воспитании патриотизма у детей дошкольного возраста. М.Пришвин писал: «Охранять природу – значит охранять родину». Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе родного края. Это сложное чувство включает в себя эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и приумножать природные богатства. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и влияют на отношение к природе, к Родине. Понимание Родины у дошкольников (особенно младших) тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным местам. Мы, педагоги, считаем, что очень важно привить детям чувство любви и привязанности к культурным ценностям родного края, т.к. именно на этой основе воспитывается патриотизм. Наш коллектив своим воспитанникам прививает умение чувствовать красоту родной земли, воспитывает любовь к родным местам. А важнейшей задачей дошкольного воспитания детей нашей группы является формирование реалистических представлений о родной природе, ее объектах и явлениях. В нашем детском саду при организации работы по патриотическому воспитанию мы учитываем региональный компонент (ближайшее природное окружение и экологическую ситуацию в регионе) и ресурсное обеспечение педагогического процесса. Построение образовательного процесса на региональном материале позволяет осуществлять решение следующих задач: воспитание чувства гордости, любви, привязанности к Родине; обогащать знания детей о природе родного края; формировать духовную личность, способную поступать нравственно по отношению к природе в разных ситуациях; воспитывать бережное отношение к природе. Основные дидактические принципы, на которых основана работа по данному направлению: от общего к частному, от близкого к отдаленному, опора на собственный опыт детей, систематичность и последовательность работы, учет воспитательных ценностей и потенциала для формирования нравственных чувств, взаимодействие с семьей. Представления о родной природе успешно интегрируются с различными образовательными областями «Социализация», «Художественное творчество», «Музыка», «Труд» и др., поэтому работа осуществляется по следующим направлениям: краеведческое, духовно-нравственное, социальное-эстетическое, интеллектуальное, трудовое, работа с семьей. Патриотическое воспитание дошкольников на основе формирования экологического сознания предполагает проведение непосредственно-образовательной деятельности, различных видов совместной и самостоятельной деятельности детей в
комплексе. В нашей группе краеведческий уголок находится рядом с экологическим, что позволяет соотнести природоведческую составляющую с краеведческой. Там представлены предметы быта, народные игрушки, макет деревенской избы. Мы живем на старинной поморской земле, богатой народными традициями. Природа – неиссякаемый источник народного творчества. Она вдохновляла наших предков на создание предметов искусства, быта, художественного слова. С помощью них мы знакомим детей с историей родного края. Широко используем все виды фольклора: сказки, потешки, заклички, загадки, попевки, поговорки, хороводы о животных родного края, объектах неживой природы: солнце, дожде, радуге и т.п. Знакомим детей со стихами русских поэтов о красоте природы. Часто используем их при наблюдениях на прогулках. Работа по воспитанию патриотизма более эффективна, если установлена тесная связь с родителями воспитанников. Они совместно с детьми изготавливают поделки из природных материалов, участвуют в экологических акциях, например «Поможем птицам зимой», «Родовое дерево». В групповом уголке для рисования находятся предметы ДПИ, которые сделали народные умельцы, вдохновленные красотой природы (растительные орнаменты, изображения животных). В театрализованной деятельности дети обыгрывают произведения устного народного творчества, изображая животных из русских сказок. Знакомство с объектами природы родного края происходит посредством рассматривания картин, иллюстраций, фото, открыток, а закрепление экологических знаний мы осуществляем через дидактические игры («Кто, где живет?», «Во саду, ли в огороде», «Животные и их детеныши» и др.). Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощутить красоту жизни, важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы. Через воспитание любви к природе появляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине. Совместно с родителями и детьми организованы выставка «Дары осени» и акция – «Родовое дерево». Мы основывались на том, что восприимчивость ребенка дошкольного возраста особенно высока, поэтому чрезвычайно важно именно в период дошкольного детства создавать одухотворенную среду, формировать эстетическое отношение к окружающему миру и самому себе. Под одухотворенной, развивающей средой, с точки зрения педагогики, понимается целенаправленно организованное окружение, систематически воздействующее на ребенка, в котором наиболее эффективно развивается его интеллект, эмоциональная и социальная сферы, а также позитивное отношение к окружающему миру, обществу, культуре. Преимущество выставки заключается в том, что ребенку предоставляется простор для самостоятельного выбора изучения объектов, каждый может взять его в руки, рассмотреть с близкого расстояния, почувствовать его объем, форму, текстуру и т.д.;
детям предоставляется возможность многократного восприятия поделки в любое время. Педагогические функции таких мини выставок: образовательная, развивающая, просветительская, воспитательная. Наличие такого рода совместных творческих работ из природных объектов родителей и детей помогает педагогам решать ряд задач: - приобщать дошкольников к культурно-эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности, воспитывать любовь к родному краю, городу; способствовать обогащению представлений о природном и рукотворном мире, развивать познавательные интересы, развивать эстетическое восприятие. Требования к выставке: - все экспонаты должны быть эстетичными; - экспонаты должны находиться в интерактивном состоянии (чтобы их можно было потрогать); - выставка предметов должна располагаться в доступном месте, на уровне глаз детей; - экспозиция должна быть доступна для понимания детьми данного возраста, обогащать их знания и опыт. В рамках акции «Моя малая Родина» родители и дети организованно посадили от каждой семьи «Родовое» дерево, в течение многих лет дети будут ухаживать за своими саженцами. В процессе данного мероприятия были решены следующие задачи: дать элементарные представления о том, как правильно посадить дерево, как важен уход за ним, воспитать трудолюбие, уважать результат труда. Таким образом, проведенные в нашем детском саду мероприятия, выступили своеобразным образовательным и культурным компонентом, интегрирующим разные направления воспитательно - образовательной работы, направленной на воспитание любви к родной природе, к Родине, которые и формируют чувство патриотизма у детей дошкольного возраста. ВОСПИТАТЕЛЬ: Вернигорова Нина Викторовна



Яндекс.Метрика