"Укрепление мышечного корсета у детей в процессе формирования правильной осанки"
Автор: Ксёнз Геннадий Александрович
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: гимназия имени Ф. К.Салманова
Населённый пункт: г.Сургут
Наименование материала: памятка для родителей
Тема: "Укрепление мышечного корсета у детей в процессе формирования правильной осанки"
Описание:
Детский сад – новый период в жизни вашего ребёнка. Отсутствие навыка правильной осанки - ухудшает состояние опорно-двигательного аппарата. И от вас, родители, зависит красота и здоровье вашего ребёнка.
В памятке отражена значимость осанки в жизни ребенка, как растущего организма, предложен комплекс упражнений "Весёлый зоосад", направленный на укрепление мышечного корсета, который вызывает у детей интерес и положительные эмоции.
МБОУ гимназия им. Ф.К. Салманова
Памятка для родителей
«
Укрепление
мышечного
корсета
у
детей
в
процессе
формирования
правильной
осанки
»
Состав
итель: инструктор по ФК
Ксёнз Г.А.
г. Сургут 2015
Уважаемые родители
Детский сад – новый период в жизни вашего ребёнка. Отсутствие
навыка правильной осанки - ухудшает состояние опорно-
двигательного аппарата. И от вас, родители, зависит красота и
здоровье вашего ребёнка.
В памятке отражена значимость осанки в жизни ребенка, как
растущего организма, предложен комплекс упражнений «Весёлый
зоосад», направленный на укрепление мышечного корсета, который
вызывает у детей интерес и положительные эмоции.
«
Укрепление
мышечного
корсета
у
детей
в
процессе
формирования
правильной
осанки
»
Искривления осанки являются самым распространенным
заболеванием опорно-двигательного аппарата у дошкольников и детей
младшего школьного возраста. По статистике, до 60% современных
детей имеют кифозы, лордозы и сколиозы, что приводит к
нарушениям в работе организма ребенка. Для формирования
правильной осанки необходимо создание рациональной среды не
только в образовательных учреждениях, но и в домашних условиях.
Воспитание навыков поддержания правильной осанки должно
начинаться в семье.
Как выглядит правильная осанка?
Осанку характеризует то, как человек держит тело, находясь в
непринужденном положении
Нормальная осанка характеризуется симметричным расположением
частей тела относительно позвоночника:
голова поставлена прямо;
плечи отведены назад и симметрично расположены;
грудная клетка развернута, в поясничной части позвоночника
небольшой изгиб вперед;
живот подобран.
Как формируется осанка?
Формирование осанки начинается с самого раннего возраста.
Родители часто не обращают внимания на осанку ребенка, так как
дети редко жалуются на что-либо. Вернее, жаловаться они могут и на
головные боли, повышенную утомляемость, плохую память. Но мало
кто знает, что все эти нарушения вызваны нарушением осанки у детей.
Главную роль в сохранении вертикальной позы играют мышцы
спины, выпрямляющие позвоночник, и подвздошно-поясничные
мышцы. Если мышцы туловища развиты равномерно и тяга мышц
сгибателей, уравновешивается тягой мышц разгибателей, то туловище
и голова держатся прямо.
Мышцы брюшного пресса имеют не меньшее значение для
удержания осанки и защиты позвонков от смещений и травм, чем
мышцы спины. Мышечная тяга формирует изгибы позвоночника,
стимулирует его нормальное развитие. Хорошо развитый мышечный
корсет способен защитить позвоночник от травмирующих нагрузок.
Позвоночник должен быть подвижен, устойчив и достаточно
крепок, чтобы выдержать статические и динамические нагрузки. А
нагрузкам позвоночник подвергается постоянно, потому что участвует
буквально в каждом движении. И при ходьбе и при любом движении
головы или конечностей на центральную ось тела действуют
динамические нагрузки. Кроме того, позвоночник испытывает
практически постоянно статические нагрузки. Поддерживать
определенное положение тела приходится не только стоя, но и сидя
или при работе в наклон. Если положение тела правильное, то каких-
либо негативных изменений в состоянии здоровья человека не
происходит.
Нарушение осанки чаще всего появляется в старшем
дошкольном и школьном возрасте, особенно в периоды ускоренного
роста скелета детей (периоды вытягивания), но, поскольку
сегодняшнее поколение детей много время проводит у телевизора и
компьютера, осанка у детей ухудшается уже в дошкольном возрасте.
Ребенок с нарушенной осанкой отличается не только
непривлекательным внешним видом. Этот ребенок, как привило, мало
времени проводит на свежем воздухе, он малоподвижен и
неправильно питается, часто болеет простудными заболеваниями.
Нарушение осанки – это не болезнь, но ребенок с нарушенной
осанкой находится в группе риска по развитию ортопедической
патологии позвоночника, заболеваний органов дыхания, пищеварения,
развитию астено-невротических состояний
Как научиться держать осанку?
Правильно организовать место для сна.
Подобрать правильную или при необходимости
корректирующую обувь.
Двигательная активность должна быть регулярной и
направленной на все группы мышц.
Необходимо следить за тем, как ребенок сидит: не класть ногу
на ногу, не перекашиваться на одну сторону.
Следить за правильным ношением портфелей и рюкзака.
Обязательно проводится гимнастика для осанки.
Наиболее эффективны физические упражнения для коррекции
осанки в детском возрасте, когда скелет еще не сформирован, т.к.
использование в более поздние сроки становиться менее
эффективным. Для профилактики нарушений осанки применяются в
первую очередь упражнения на формирование правильной осанки, а
также симметричные и ассиметричные упражнения с разгрузкой
позвоночника. Эффективность применения специальных упражнений
во многом зависит от исходных положений, при которых нагрузка на
позвоночник по оси и влияние угла наклона таза на тонус мышц
минимальны. К таким относятся положения лежа на спине, на животе,
стоя на коленях, на четвереньках. Ниже приведены основные
упражнения для укрепления осанки (Приложение 1).
Лишь совместные усилия могут привести к ощутимому
результату и гарантировать полноценную жизнь подрастающему
поколению.
Итак, предотвратить возникновение нарушения осанки у ребенка
как оказалось совершено несложно! Действуйте!
Приложение 1.
Упражнения,
направленные на укрепление
мышечного корсета, из комплекса
«ВЕСЕЛЫЙ ЗООСАД»
Животные в зоопарке
Из стран холодных и жарких
Живут-поживают, не тужат
И между собою дружат.
И каждое утро зверятки
Играют на детской площадке.
Б. Заходер
Упражнение
№
1
«Лев рычит»
И.п. – стоя в упоре на коленях.
1–2 – прогнуться, вдох.
3–4 – округлить спину, голову вниз,
выдох со звуком «р-р»
Недоволен царь зверей:
Столько маленьких детей
Ручки тянут, осмелев.
Осторожно! В клетке лев!
Б. Эльшанский
Упражнение
№
2
«Львица охотится»
И.п. – сидя на пятках, наклон вперед, руки вверху.
1–2 – сгибая руки, лечь на живот, руки согнуты в упоре у груди.
3–4 – выпрямляя руки, прогнуться, упор лежа на бедрах.
5–6 – то же, что 1–2.
7–8 – и.п.
Упражнение
№
3
«Львенок разбегается»
И.п. – упор присев.
1 – правую ногу отставить назад, упор присев на
левой.
2 – левую ногу назад, упор лежа.
3 – упор присев на правой ноге, левую назад.
Уж очень вид у них чудной:
У папы – локоны волной,
А мама ходит стриженой,
За что она обижена?
Недаром часто злится
На всех мамаша-львица.
Б. Эльшанский
Дети львов – это милые львята,
У них нет еще гривы пока.
Жмутся к маме они, как котята,
Любят вволю поесть молока.
Л. Парамонова
4 – согнуть левую ногу вперед, упор присев,
и.п.
Упражнение
№
4
«Тюлень высунул голову из воды»
И.п. – лежа на животе, руки перед грудью,
подбородок на кистях рук.
1–2 – прогнуться, поднимая голову и плечи.
3–4 – и.п.
Упражнение
№
5
«Кобра»
И.п. – стоя на коленях,
Любит плавать целый день
В ледяной воде тюлень.
С. Георгиевская
Кобра всех страшит не зря –
Ядовитая змея!
С. Георгиевская
руки за головой («капюшон кобры»).
1–2 – отклонять туловище назад с прямой спиной.
3–4 – и.п., произнести звук «ш-ш».
Упражнение
№
6
«Павлин»
И.п. – лежа на спине, руки внизу.
1–2 – поднять ноги вверх.
Упражнение
№
7
«Крокодил»
До чего красив павлин!
У него порок один:
Вся павлинья красота
Начинается с хвоста.
Б
.
Заходер
Крокодилушка не знает
Ни заботы, ни труда,
Золотит его чешуйки
Быстротечная вода.
Милых рыбок ждет он в гости,
На брюшке, средь камышей:
Лапки врозь, дугою хвостик
И улыбка до ушей...
Льюис Кэрролл,
пер. В. Набокова
И.п. – лежа на животе, руки вытянуты вперед.
1 – прогнуться, поднять голову и правую руку вверх
(«крокодил улыбнулся»).
2 – и.п.
3–4 – проделать то же с левой рукой.
5–6 – поднять ноги («дугою хвостик»).
7–8 – и.п.
Упражнение
№
8
«
Носорог
»
И.п. – лежа на спине, руки за головой.
1 – согнуть правую ногу вперед.
2 – сгибая туловище вперед, коснуться локтями
колена правой ноги.
3–4 – и.п.
5–8 – проделать то же с левой ногой
Упражнение
№
9
«
Жираф
»
Носорог бодает рогом.
Не шутите с носорогом
.
С. Маршак
Мне очень нравится жираф:
Высокий рост и добрый
нрав.
В. Маяковский
И.п. – лежа на спине, руки вниз.
1–4 – стойка на лопатках.
5–8 – и.п.