"Понятие и значение продуктивной деятельности в развитии личности ребенка дошкольного возраста".
Автор: Бублик Любовь Михайловна
Должность: воспитатель I квалификационной категории
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР-детский сад № 6
Населённый пункт: г. Губаха, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: "Понятие и значение продуктивной деятельности в развитии личности ребенка дошкольного возраста".
Описание:
Продуктивные виды деятельности способствуют всестороннему развитию личности, развитию познавательных процессов - воображению, мышлению, памяти, восприятию. Раскрывают творческий потенциал ребенка.
в развитии личности ребенка дошкольного возраста.
Дошкольный возраст, как отмечается многими психологами и педагогами
(В.С.Мухиной, Л.С.Выготским, В.В.Давыдовым, А.П.Усовой,
А.В.Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, Д.Б.Элькониным) является сензитивным
периодом для становления многих видов деятельности. Продуктивные виды
деятельности, а именно изобразительная и конструктивная, весьма значимы
для дошкольника, они способствуют всестороннему развитию его личности,
развитию познавательных процессов (воображения, мышления, памяти,
восприятия), раскрывают их творческий потенциал.
Занятия различными видами художественной деятельности и
конструированием создают основу для полноценного и содержательного
общения детей с взрослыми и сверстниками.
Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира,
приводит к созданию реального продукта, в котором представление о
предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке,
конструкции, объемном изображении.
Предпосылками продуктивных видов деятельности выступают потребность
ребенка в самостоятельности и активности, подражание взрослому, освоение
предметных действий, формирование координации движений руки и глаза.
Изобразительная и конструктивная деятельности достаточно давно
интересуют педагогов и психологов (Т.С.Комарова, В.С.Мухина, Е.А.Флерина
и другие). Основные исследования сосредоточены главным образом на
возрастной эволюции детского рисунка. Некоторые авторы шли по линии
психологического анализа процесса рисования, лепки, конструирования и
аппликации (Э.Нейман, Н.М.Рыбников). Следующая категория работ по
изучению продуктивной деятельности дошкольников шла по линии
измерения одаренности (Ф.Гуденаф). Здесь рекомендовалось использовать
рисование, как тест на умственное развитие.
Виды продуктивной деятельности и краткая характеристика.
Лепка. Процесс лепки вызывает у детей радость от ощущения
собственной силы, под воздействием которой комочек глины
расплющивается, скатывается в шарик, столбик и т. д. Они с большим
интересом занимаются лепкой. Малышей увлекает возможность отрывать от
глины куски, соединять их. Ребенок наблюдает изменение первичного кома
глины, и это также производит на него впечатление (был шарик, сжал его
между ладонями - получилась лепешка, раскатал комок - получился столбик
или шарик).
Рисование. Основная задача обучения рисованию - помочь детям
познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность,
воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения,
одновременно осуществляется основная задача изобразительной
деятельности - формирование творческих способностей детей в создании
выразительных образов различных предметов доступными для данного
возраста изобразительными средствами.
Конструирование . Название конструктивной деятельности происходит
от латинского слова constructio - построение. Под детским конструированием
понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов
(бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и
конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки).
Конструирование является довольно сложным видом деятельности для
детей. В ней мы находим связь с художественной, конструктивно-
технической деятельностью взрослых.
Аппликаци я (от лат. appllcatio — накладывать, прикладывать) — один
из видов прикладного искусства, используемый для художественного
оформления различных предметов (одежды, мебели, посуды и т. д.) при
помощи прикрепления к основному фону вырезанных декоративных или
тематических форм.
Своеобразие аппликации заключается как в характере изображения,
так и в технике ее исполнения. Процесс выполнения аппликации включает
два этапа: вырезывание отдельных форм и прикрепление их к фону.