Наименование материала: Методическая разработка проекта
Тема: "Мой любимый город Гагарин"
Описание:
Разработка познавательного проекта для детей старшего дошкольного возраста, цель которого -дать детям определенные знания о родном городе, его истории, культуре, природе.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Звездочка»
Методическая разработка
проекта
«Мой любимый город Гагарин»
Автор
Павлова Наталья Алексеевна– воспитатель,
г.Гагарин
2015г.
Вид проекта: познавательный.
Участники: дети подготовительной группы.
Продолжительность проекта: 3 недели.
Актуальность:
Большое значение для познавательного, социально -
личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет
знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на
которой ребенок проживает, с известными людьми, прославившими город.
Кроме того, при ознакомлении с родным городом важно не просто дать
некоторое количество полезной информации, но и сформировать
познавательный интерес к истории и культуре родного города, чувство
уважения к его жителям, гордость от осознания принадлежности к жителям
Гагарина.
В современное время даже коренные жители имеют недостаточно знаний
о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, в
результате дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не
имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное
отношение к малой Родине. «Знать – значит любить» - говориться в русской
поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной
– городом Гагарин – в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство
гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться,
владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от
предшествующих поколений.
Замыслом проекта является приобщение ребенка к культуре своего народа,
пополнение знаний детей о родном городе, воспитание уважения к его
традициям и обычаям, развитие потребности детей в освоении окружающего
мира путем изучения культурного наследия.
В процессе формирования чувства патриотизма в дошкольном возрасте
важно давать детям начальные знания о Родине, представления о нашей
стране, о родном городе. Базовым этапом формирования у детей любви к
Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем
городе, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с
любви к своей малой Родине – месту, где человек родился.
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств. Без него
человек ущербен, не ощущает корней. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в
дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную
землю и ее будущее.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и
длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу,
родному краю, родной стране играют огромную роль в становлении
личности. Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства. Это
является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или
добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные
качества разовьют у ребенка зависит, прежде всего, от родителей и
окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими
впечатлениями обогатят. Патриотизм формируется у каждого ребенка
индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными
переживаниями. И наша задача помочь узнать, чем красив и богат наш город,
который носит такое гордое имя.
Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою страну, город край необходимо
показать их с привлекательной стороны, чтобы вызвать чувство восхищения
и гордости. Дать детям определенные знания о родном городе, его истории,
культуре, природе. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи,
неотъемлемой частью своей малой Родины, потом – гражданином России, и
только потом – жителем планеты Земля.
Задачи проекта:
1.
Воспитывать любовь к родному городу.
2.
Формировать интерес к прошлому и настоящему города.
3.
Воспитывать нравственно – патриотические качества: гуманизм,
гордость, желание сохранить и приумножить богатства своего родного
края и страны.
4.
Расширять представления детей о достопримечательностях своего
города, о названиях улиц и его исторических памятниках.
5.
Обогащать и систематизировать знания детей об истории города и его
культурных ценностях, его природе и животном мире.
6.
Воспитывать чувство гордости за родной край.
Предполагаемые результаты:
Формирование разносторонних знаний о родном городе, любви и
бережном отношении к нему.
Приобретение детьми исследовательских навыков сбора информации.
Интеграция:
Познавательно – игровые занятия
Целевые прогулки
Экскурсии, наблюдения
Беседы
Продуктивные виды деятельности
Физическое развитие
Игровая деятельность.
Предварительная работа:
Ознакомительная консультация с родителями о проекте.
Ход работы над проектом:
1 этап – подготовительный
Изучение теоретических вопросов проблемы.
2 этап
Рассказ воспитателя об истории возникновения и развития города.
Рассматривание фотографий «Старый и новый город».
Беседа на тему «Гордимся тобой, наш город родной».
Беседа об исторических названиях улиц.
Составление творческих рассказов: «Как я люблю отдыхать», «Моя
улица», «Животный и растительный мир нашего края», «Город, в
котором я живу».
Целевые прогулки по близлежащим улицам.
Образовательная деятельность:
История возникновения города
Цель: вызвать интерес и желание узнать об истории возникновения своего
города. Формировать познавательные интересы, любознательность,
активность. Воспитывать любовь к родному городу.
Архитектура и памятники города
Цель: расширять и закреплять представления детей о
достопримечательностях города, познакомить с архитектурными
особенностями старого города и современных зданий. Воспитывать любовь к
родному городу, уважение к тем людям, которые участвовали в его создании.
Наш любимый город
Цель: закрепить понятие – малая Родина. Формировать умение замечать
красоту городских улиц, расширять представления детей о родном крае в
поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства. Воспитывать
эмоциональную отзывчивость, любовь к родному краю.
Совместная и самостоятельная деятельность:
Рисование «Улица, на которой я живу», «Мой любимый детский сад»,
«Профессия моих родителей», «Как я отдыхаю», «Что мы видели на
экскурсии».
Составление коллажа «Мой город родной».
Изготовление карты «Мой любимый детский сад»
Игровая деятельность:
Сюжетно – ролевые игры: «Построим улицу города», «Наш театр»,
«Строительство нового дома», «Экскурсия по городу».
Дидактические игры: «Выложи герб из фрагментов», «Где находится
памятник», «Путешествие по городу».
3 этап – Презентация
Игра – викторина «Знатоки родного города» (проводится вместе с
родителями).
Итог работы:
Вопросы к детям:
Что вы узнали нового, чего раньше не знали?
Что вас удивило?
Что понравилось больше всего?
Воспитательная ценность проекта:
У детей появилось чувство гордости за свой город, за людей, участвовавших
в его создании, за его неповторимую красоту.
Познавательная ценность проекта:
У детей и родителей появился интерес к историческому прошлому нашего
города, активность в поиске краеведческого материала, интерес к
неповторимой природе родного края.
Умственная ценность проекта:
Расширился и систематизировался объем знаний детей об истории
возникновения родного города, расширился словарный запас детей.