Населённый пункт: город Боровичи Новгородской области
Наименование материала: Проект
Тема: "Мой город: вот эта улица, это - мой дом"
Описание:
Познавательно-информационный проект для детей второй младшей группы, целью которого является расширение знаний о родном городе и его достопримечательностях на основе ознакомления с ближайшим окружением.
Вид проекта: познавательно - информационный, краткосрочный, групповой.
Продолжительность: с 12.05.2015г. по 22.05.2015г.
Участники проекта : дети второй младшей группы «Малыши», воспитатель,
родители воспитанников.
Интеграция образовательных областей:
познание, коммуникация, физическая
культура, безопасность, социализация,
труд, чтение художественной литературы,
художественное творчество, музыка.
Актуальность проекта:
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой
Родине – к месту, где родился человек.
Цель проекта: расширить знания о родном городе, его достопримечательностях.
Задачи проекта:
1. Формировать представление о Родине на основе ознакомления с ближайшим
окружением.
2. Знакомить с элементарными правилами безопасного дорожного движения в
качестве пешехода и пассажира.
3. По знакомить детей с улицей, ее особенностями, с грузовым и пассажирским
транспортом.
4. Вызвать познавательный интерес, желание узнать новое о родном городе.
5. Воспитывать любовь к своему родному городу Боровичи, гордость к своей малой
Родине.
Работа с родителями:
1. Беседа на тему «Патриотическое воспитание в семье».
2. Совместная продуктивная деятельность детей и родителей: «Дома и здания».
3. Выставка совместных работ «Дом, в котором я живу».
4. Беседа родителей с детьми о своём городе, домашнем адресе, объяснение правил
поведения на улицах города и в общественном транспорте.
Продукт проектной деятельности:
1. Панно « Вот это улица, рядом - река »
2. Коллективная работа по изодеятельности «Транспорт».
3. Презентация проекта.
Предполагаемый результат:
1. Повышение уровня знаний детьми о своем городе, улице и ее сопутствующих
понятиях, а также знаний транспорте, правилах поведения на дорогах города, в
общественном транспорте.
2. Активизация интересов детей к своей малой Родине – к своему городу.
Этапы проекта:
Подготовительный этап:
- подбор иллюстраций, картин, грамзаписей по теме проекта;
- подбор детской литературы по тематике проекта;
- подбор фотографий видов города;
- подготовка материала для изобразительной деятельности.
Содержание проекта:
- провести занятия познавательного цикла по ознакомлению с окружающим;
- организовать творческую деятельность детей: русские народные игры, рисование,
аппликацию, лепку;
- привлечь детей и родителей к изготовлению домов и зданий для оформления
макета улицы.
Реализация проекта:
Деятельность педагога
1. Пополнение центра книги фотографиями и иллюстрациями
пейзажей и достопримечательностей нашего города.
2. Оформление фотоальбома «Мой любимый город».
3. Разработать цикл бесед и НОД по теме проекта.
4. Оформление картотеки наблюдение за транспортом.
5. Оформление альбома стихотворений о городе Боровичи.
Деятельность детей
1. Чтение художественной литературы о транспорте, городе:
стихи, загадки.
2. Рассматривание иллюстраций «Транспорт пассажирский»,
«Транспорт грузовой», «Здания».
3. Художественно-продуктивная деятельность:
Рисование «Домик с забором», «Вот едет машина», панно
«Вот это улица, рядом - река».
Аппликация «Окна для дома».
Лепка «Кирпичики», «Машинки».
4. Пальчиковая гимнастика.
Деятельность родителей
1. Проведение бесед с детьми.
2. Помощь в пополнении центра книги иллюстрациями и
фотографиями.
3. Рисование «Дом, в котором я живу».
4. Изготовление из бросового материала макетов зданий и
домов.
5. Прогулка с детьми по городу, обратить внимание на
красоту городского пейзажа, на архитектуру зданий.
План работы с детьми:
1 неделя
Беседы: «Какие бывают машины»; «Едем в автобусе»; приглашение в группу папы –
водителя (рассказ о работе водителя грузового автомобиля).
Рассматривание иллюстраций из серии «Транспорт» (грузовой, пассажирский);
рассматривание карты города (обратить внимание, что на карте отмечены все улицы
города, река Мста, которая делит город на две части);
Наблюдения: целевая прогулка к грузовому автомобилю, наблюдение за автобусом
(где останавливается, правила поведения в общественном транспорте),
Чтение художественной литературы: Б. Заходер «Строители», «Шофер»; С.
Михалков «Шла по улице машина»; В. Берестов «Это еду я бегом»
Художественно – продуктивная деятельность: конструирование «Гараж и ворота для
транспорта, рисование «Домик с заборчиком», лепка «Машинка», аппликация «Автобус
для ребят».
Физкультминутка «Автомобиль».
Пальчиковая гимнастика «Шел один я…», «Дом».
Сюжетно – ролевые игры: «Автозаправочная станция», «Ремонт машин».
Д/игры: «Купи для машины нужную деталь», «Скажи правильно», «Почини
машину», «Транспорт» (ориентировка в цвете, форме предметов, классификация
предметов), «Встань там, где я скажу».
Пение: «Машина, машина едет, гудит».
2 неделя
Беседы: «Какие бывают дома» (рассматривание многоэтажного дома: подъезд,
лестница, почтовые ящики, двери; и частного дома: забор, двор, крыльцо, огород; обратить
внимание на отличия), «Улицы города», «Назначение светофора с использованием
плаката»; «Дом, в котором я живу» (название города, улицы).
Рассматривание фотографий «Достопримечательности города Боровичи (арочный
мост Белелюбского» через реку Мста; железнодорожный вокзал, куда приходят поезда);
рассматривание плаката «На нашей улице».
Наблюдения: целевая прогулка «Мы знакомимся с улицей»; наблюдение за
движением транспорта на дорогах,
Чтение художественной литературы: Н. Калинина «Как ребята переходили улицу»;
С. Михалков «Моя улица»; С. Маршак «Для пешеходов».
Художественно – продуктивная деятельность: строительство домов высоких и
низких, рисование «», лепка «Кирпичики», аппликация «Светофор», выкладывание из
заготовок улицы города, закрашивание силуэтов домов и других зданий города, создание
панно «Это наша улица».
Физкультминутка «Мы по городу гуляем».
Пальчиковая гимнастика «Человечек на прогулке», «Наша прогулка».
Сюжетно – ролевые игры: «Мы едем в автобусе», «Шоферы».
Д/игры: «Третий лишний», «Куда что положить?», «Собери светофор», «Правильно -
неправильно», «Составь целое», «Можно или нет».
Мероприятия:
1. Экскурсия «Улицы нашего города»
2. Выставка совместных работ детей и родителей «Дом, в котором я живу».
3. Оформление макета улицы (совместная работа педагога и детей – изготовление
макета проезжей части дороги, тротуара и светофора; детей и родителей – изготовление
макетов домов и зданий из бросового материала)
В результате реализации проекта:
У детей повысится уровень знаний о своем городе, о его объектах и
достопримечательностях, о разнообразии видов транспорта и транспортных средств.
Появится интерес к своей малой Родине – к своему городу.
Сформируются знания об улице и ее особенностях, знания правил поведения на
дорогах города и в общественном транспорте.
Вывод
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – к месту, где родился
человек.
Таким образом, заложить любовь к Родине, к родному городу, к родной природе,
можно только в младшем возрасте.
Конспект проведения НОД для детей 3 – 4 лет на тему:
«На улицах города»
Программное содержание : дать детям представление об улице и ее особенностях, о
назначении пешеходного перехода, светофора; развивать интерес к различным видам игр,
умение наблюдать и делать простейшие выводы; воспитывать умение правильно вести
себя на улице; способствовать привитию через игровые образы культуры безопасного
поведения на дороге.
Интеграция образовательных областей : познание, социализация, коммуникация,
физкультура, здоровье, безопасность, чтение художественной литературы.
Материал и оборудование
: макет проезжей части с пешеходным переходом
(«зебра»), полоски бумаги коричневого цвета (тротуары), макеты домов и зданий, макет
светофора, руль.
Предшествующая работа : чтение художественной литературы С. Михалков «Моя
улица», С.Волков «Про правила дорожного движения: пешеходы и машины»;
рассматривание иллюстраций и фотографий «Улицы нашего города», целевые прогулки по
ближайшим улицам (рассматривание светофора), д/игра «Наш друг – светофор»,
постройки из строительного материала «Вот это улица»…
Ход НОД:
Воспитатель: «Дети, мы живем с вами в городе Боровичи. В нашем городе много улиц,
разных домов и зданий. По дорогам мчится очень много машин с большой скоростью,
пешеходы переходят дорогу». А какие машины вы видели на дороге? Правильно грузовые
(они перевозят грузы), легковые, автобусы (перевозят людей).- А как называют людей,
которые едут в автобусе? (пассажиры). А еще в пассажирском транспорте надо покупать
билет, проходить и садиться на свободное место, соблюдать правила поведения.
Транспорт помогает нам быстро добраться туда, куда нам необходимо.
Раздается стук в дверь, воспитатель вносит куклу – мальчика.
- Это Торопыжка. Зовут его так потому, что он всегда торопится. Он спешил к нам в гости,
но по дороге попал в неприятную историю.
- Здравствуй Торопыжка, что с тобой случилось?
- Я хотел принести ребятам подарки, но их так много, что я не знаю, как их донести.
- Давайте, ребятки, расскажем Торопыжке, на чем можно привезти все подарки сразу. (на
грузовой машине).
Торопыжка: - А какие грузы могут перевозить грузовые машины? (Мебель, кирпичи,
доски, песок, продукты).
- А кто же водит пассажирский и грузовой транспорт? (Водители).
- Машины наши помощники, но без водителя они не смогут работать.
- А давайте с вами поиграем в игру «Перевези груз». (Дети по сигналу превращаются в
любую грузовую машину и двигаются по группе, не сталкиваясь, осторожно везут свой
груз. После игры дети рассказывают, какого цвета грузовиками они были и какой груз они
перевозили).
Торопыжка: - А теперь знаю, как привезти подарки. Я погружу их в грузовую машину.
- Торопыжка, а ты помнишь, как к нам проехать? Ведь в городе очень много улиц и у них
разные названия: есть улица Пушкинская, Гоголя, Подбельского (Торопыжка пожимает
плечами). Наш детский сад находиться на улице Ботаническая.
Торопыжка: - Вот вы все говорите улица, а что такое улица?
- Давайте- ка, ребятки, расскажем и покажем, что такое улица. А ты Торопыжка смотри и
запоминай.
- Вот это дорога, называется проезжая часть (дети кладут на пол макет дороги), по ней
едут машины навстречу друг другу, а вот это тротуар (выкладывают дорожки вдоль
дороги) по нему идут люди.
– Скажите, как называют людей, идущих по улице? (Пешеходы). По тротуару ходят
спокойным шагом, придерживаются правой стороны, чтобы не мешать друг другу.
Осталось только расставить дома и здания (дети расставляют макеты домов и маленькие
машины). Вот и получилась наша улица.
Торопыжка: - Ура, я могу перейти через улицу. (Торопыжка перебегает через дорогу).
- Торопыжка, так дорогу переходить нельзя, можно попасть под машину. Сейчас дети тебе
расскажут и покажут, как правильно перейти дорогу. А переходить дорогу можно только в
специальном месте.
Чтение отрывка из стихотворения С. Волкова «Про правила дорожного движения. Как
перейти дорогу».
Вот обычный переход Все, шагай в свой магазин.
По нему народ идет. Видит – улица с дорогой пересекается,
Здесь специальная разметка, А пересеченье это
«Зеброю» зовется метко! Перекрестком называется!
Белые полоски тут Чтобы возле перекрестка
Через улицу ведут! Ты дорогу перешел,
Знак «Пешеходный переход», Все цвета у светофора
Где на «зебре» пешеход, Нужно помнить хорошо!
Ты на улице найди Загорелся красный свет -
И под ним переходи! Пешеходам хода нет!
К «зебре» подошел – и жди, Жёлтый – значит подожди,
Не спеши вперед идти: А зелёный свет – иди!
Ты налево погляди,
Если нет машин – иди.
Вправо смотришь – нет машин,
Во время чтения стихотворения дети производят действия, в соответствии с текстом.
- Теперь ты понял Торопыжка, как правильно перейти через дорогу? (Да, спасибо ребята)
- К нам в гости пришёл наш друг светофор. Давайте покажем Торопыжке, какие огни он
зажигает.
Д/игра «Наш друг светофор» (Светофор не работает, надо его починить; повторить, что
обозначает каждый цвет).
Торопыжка: - Спасибо ребята, вы меня многому научили, я буду очень внимательным на
улице, но мне пора за подарками. Я привезу их на грузовой машине. До свидания.
- До свидания Торопыжка, приходи к нам в гости.