Учебное заведение: СП "Детский сад "Березка" ст.Пронино ГБОУ СОШ с.Борискино-Игар
Населённый пункт: ст.Пронино, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Учим мыслить логически ребенка-дошколенка"
Описание:
Основными показателями умственного развития старших дошкольников являются: усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний.
«Учим мыслить логически ребенка-дошколенка»
Основными показателями умственного развития старших дошкольников
являются: усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие
творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности,
необходимыми для приобретения новых знаний. Важнейшим представляется
развитие умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки
предметов и явлений, классифицировать, делать простейшие выводы и
обобщения. Приобретенные в результате логические приемы мышления как
способы познавательной деятельности необходимы для решения широкого
круга умственных задач и призваны служить основой интеллекта ребенка.
Для эффективности работы по развитию логического мышления в СП
«Детский сад «Березка» ст.Пронино ГБОУ СОШ с.Борискино-Игар мы,
воспитатели используем разнообразные методы обучения:
практические: упражнения, лабораторный метод, познавательные
игры;
наглядные наблюдения, демонстрации тематических картинок, слайдов,
видеофильмов;
словесные: рассказы, беседы, загадки;
игровые: дидактические игры, настольные игры;
проблемные: решение проблемных ситуаций;
исследовательские: игры-эксперименты.
В процессе развития логического мышления детьми дошкольного возраста
значительное место отведим различным средствам:
1. игровым формам в познавательной деятельности:
- игровые проблемные ситуации «Как мы следы невиданных зверей искали»,
«Что перепутал художник?», «Как Белоснежка гномов считала»;
- игры-эксперименты «Капитошкины загадки», «Сосчитай бусинки в
стакане»;
- словесные игры «Назови лишнее»; «Кто сосед?»;
- пальчиковые игры – эти игры активизируют деятельность мозга, развивают
мелкую моторику рук, способствуют развитию речи и творческой
деятельности. Пальчиковые игры – это инсценировка, каких – либо
рифмованных историй, сказок с помощью пальцев.
-загадки, игры на развитие воображения.
Используется широкая тематика: о домашних и диких животных, одежде,
питании и т. д.
2. игровым формам в самостоятельной деятельности:
- дидактические игры «Домик с числами», «Убери лишнее».
Этапы работы для достижения цели желаемых результатов:
1. С помощью диагностики выявляем уровень познавательной
подготовленности. Формы мониторинга: наблюдения, беседы, тесты
(«Система мониторинга в дошкольных образовательных учреждениях» Л. Д.
Калачева, Л. Н. Прохорова).
2. Разработали НОД познавательного направления «Цифры в домиках».
3. Совершаем экскурсии в библиотеку.
4. Создали условия по развитию логического мышления дошкольников в
режимных моментах:
- используем дидактические игры в непосредственно образовательной
деятельности;
- используем игры на развитие логического мышления: «Верю - не верю»,
«Ассоциации», «Назови одним словом», «Дорисуй картину», «Рассыпанные
бусы» и т.д.
5. Организовали развлечения: «Незнайка в гостях у детей», «День
математики»;
6. Организовали работу с родителями:
- консультации «Использование инновационных технологий в ДОО»; -
приглашали родителей на деловую игру «Путешествие в страну логических
игр».
- родительские собрания с привлечением педагога-психолога, медсестры.
7. Работа с педагогами:
- консультации «Дидактические игры в образовательной деятельности»,
«Успешный дошкольник - успешное будущее»;
- мастер-класс «Использование инновационных технологий в ДОО»;
- семинары «Развитие у дошкольников логического мышления в
дидактических играх».
Для успешного освоения программы ребёнку необходимо не столько много
знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, иметь элементарные
навыки речевой культуры, владеть приёмами произвольного внимания и
памяти, уметь выделить логическую задачу и превратить её в
самостоятельную цель деятельности. Иными словами, важно не
количественное накопление знаний, а их качественная сторона, и
способность ребёнка самому находить способы удовлетворения
познавательных запросов.