"Сказкотерапия как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста"
Автор: Балина Снежана Михайловна
Должность: воспитатель 1кв. категории
Учебное заведение: МКДОУ № 37
Населённый пункт: г. Богданович
Наименование материала: статья
Тема: "Сказкотерапия как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста"
Описание:
Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, стоящая перед педагогом в свете выполнения требований ФГОС. Одним из эффективных средств нравственного воспитания дошкольников является применение сказки.
воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем,
которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То,
что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и
нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в
обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и
воспитанием ребёнка до школы.
В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко.
Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих
отношений, формирования основ личности будущего гражданина.
Образовательные программы дошкольных учреждений, хотя и
включают смысловой блок, обозначающий нравственные приоритеты, но они
в большей степени связаны с ориентацией воспитателей на формирование
знаний детей в нравственной сфере. Дети дошкольного возраста должны
иметь возможность практически осваивать и закреплять нравственно-
этические нормы, ведущие к овладению механизмами социальных и
нравственно-гражданских отношений между людьми через все виды
деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Нормативно правовые документы федерального уровня последних лет, в
первую очередь закон РФ «Об образовании» и Приказ Министерства
образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования" , внесли значительные коррективы в сложившееся
представление работников системы дошкольного образования о программном
обеспечении деятельности ДОУ. В настоящее время, когда начинается
процесс духовного возрождения России, ФГОС закрепляет приоритет
духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО
является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства.
Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение
следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный
образовательный процесс на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества.
Документом, ориентирующим современного педагога в вопросах
выбора содержания духовно-нравственного воспитания детей, является
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России», принятая в сентябре 2009года. Её авторами являются
А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Концепция является
методологической основой разработки и реализации федерального
государственного образовательного стандарта общего образования.
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России» поставлены следующие задачи в сфере личностного
развития обучающихся и воспитанников:
• формирование морали как осознанной личностью необходимости
определённого поведения, основанного на принятых в обществе
представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
• развитие совести как нравственного самосознания личности,
способности формулировать собственные нравственные обязательства,
осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения
моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим
поступкам.
«Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание
обучающихся является первостепенной задачей современной
образовательной системы и представляет собой важный компонент
социального заказа для образования»
.
Актуальность
данного вопроса обусловлена социальной значимостью
духовно-нравственного развития личности ребенка, начиная с младшего
возраста, когда его восприятие открыто к формированию духовно-
нравственных ценностей. Особую актуальность данная задача приобретает в
контексте внедрения ФГОС в условиях муниципальной системы дошкольного
образования.
Проблема нравственного воспитания в дошкольном образовании является
объектом научных исследований многих педагогов и психологов.
Исследованию особенностей формирования взаимоотношений между детьми
дошкольного возраста посвящены научные труды многих педагогов и
психологов – Л.И.Божович, Л.С.Выготского, Я.Л.Коломинского,
М.И.Лисиной, А.А.Люблинской, Е.О.Смирновой и др. Использование
сказки в психотерапевтических целях изучалось зарубежными и российскими
учеными (Д.Бретт, И.В.Добряков, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Л.Д.Короткова,
И.М.Никольская и др.)
Широко рассматривается исследуемая проблема и в научных
публикациях ученых, педагогов - практиков в журналах «Дошкольное
воспитание», «Современный детский сад», «Детский сад от А до Я», и др
Дошкольный возраст - возраст сказки. И здесь ребенок проявляет
сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Близок и мил им
самый язык сказки, ее стиль, простота и выразительность, яркость и
наглядность образов, обилие сравнений повторений которые так свойственны
речи своего ребенка. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и
вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она
найдет в детях чутких, внимательных слушателей.
При помощи сказочных произведений можно бороться с различными
детскими "недугами". В психологии этот метод работы с детьми,
испытывающими те или иные затруднения, называется сказкотерапия.
Различные авторы, использующие этот метод в своей работе (Д. Бретт, Д.
Миллс, Р. Кроули, Д. Соколов, Л. П. Стрелкова и др.) указывают, что
применение сказкотерапии позволяет решать ряд проблем (как сиюминутных,
так и глубоко личностных), возникающих у детей дошкольного возраста. В
частности посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными,
неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи,
непринятием своих чувств и т. д. Кроме того, сказкотерапия позволяет
ребенку актуализировать и осознавать свои проблемы, а также увидеть
различные пути их решения.
Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева является автором психолого-педагогической
технологии «Комплексная сказкотерапия». В практикуме по сказкотерапии
Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевой выделены общие принципы работы со
сказками: осознанность, множественность и связь с реальностью. Автор
раскрывает приемы использования сказок в психологической, педагогической
и воспитательной работе. Особый интерес вызывают рекомендации
А.Ю.Капской и Т.Д.Мирончик по использованию сказкотерапии в работе с
дошкольниками. Авторы выделяют три взаимосвязанные стороны
нравственного развития ребенка: становление нравственного сознания,
развитие нравственных переживаний и чувств и формирование
нравственного поведения. Первоначально дошкольники усваивают
моральные представления («что такое хорошо» и «что такое плохо»). На
основе литературных произведений, примеров из жизни у детей
формируются нравственные суждения и оценки. Дети дошкольного возраста
способны проявить симпатию (антипатию), сочувствие и переживание
другому человеку. Выявленные особенности и приемы использования
сказкотерапии в нравственном воспитании дошкольников были учтены при
проведении работы со старшими дошкольниками.
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева утверждает, что сказки всегда поучают,
наставляют, они моральны, дидактичны. Учат молодое поколение нормам
этики. Те герои сказок, которые не нарушают правил, побеждают, которые
нарушают – погибают.
Изучение проблемы использования сказкотерапии для формирования
нравственного мира, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно
актуально в настоящее время. Таким образом, в настоящее время весьма
актуальным представляется проведение работы, направленной на разработку
комплекса мероприятий с использованием сказкотерапии для нравственного
воспитания ребенка старшего дошкольного возраста.