Тема: «Зима. Зимние забавы»
Составитель: учитель-логопед Машаева Екатерина Вакильевна
МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 8», г. Чита
Коррекционно-образовательные задачи:
- закрепление представление о зиме и её приметах;
- активизация и расширение словаря по теме «Зима. Зимние забавы»;
- развитие языкового чутья путём образования родственных слов;
- образование существительных и прилагательных с помощью уменьшительно-
ласкательных суффиксов;
- развитие связной речи, упражнение в составлении сложносочинённых
предложений;
- закрепление и совершенствование навыков звуко-слогового анализа слов и
чтения слов.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развитие зрительного и слухового внимания и памяти, мышления;
- развитие координации речи и движения;
- развитие речевое дыхания;
- развитие навыков самомассажа;
- развитие личностных качеств: любознательности, активности, умения
применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие
способности к самооценки и самоанализу.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитание устойчивого интереса к занятию, стремление к активной
деятельности, самостоятельности в принятии решений;
- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания,
доброжелательности, самостоятельности.
Оборудование: проектор, музыкальный центр, карточки для «Логического
квадрата», снеговик, снежки для метания, снежинки с написанными буквами,
снежинки с картинками, картинки с изображением детских забав летом и зимой,
картинка-загадка, снежинки для дыхания, конверты со словами из предложения,
заготовки для аппликации, картинки раскраски.
Ход занятия
1. Организационный момент
Приветствие. Дети становятся в круг, берутся за руки
Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг
Дружно за руки возьмемся и все вместе улыбнемся!
Логопед: Ребята, какое сейчас время года? (зима) Правильно, сегодня на занятии
мы будем говорить о зиме и зимних забавах. Нам будет помогать один сказочный
герой. Кто же это? Вы увидите его, когда отгадаете загадку.
Это что за человек
Пробрался в двадцать первый век?
Морковка – нос, в руке – метла,
Боится солнца и тепла (снеговик)
2. Упражнение «Логический квадрат»
Логопед: Снеговик пригласил нас в путешествие, а на чем же мы поедем?
Упражнение «Логический квадрат»
Лыжи, санки, коньки
Коньки, лыжи, санки
Санки, коньки, ….
Логопед: Догадайтесь, какой картинки не хватает? (нет лыж).
Отправляемся вместе со снеговиком на лыжах в зимний лес.
Дети имитируют ходьбу на лыжах под музыку.
Логопед: Вот мы оказались в зимнем заснеженном лесу.
Слайд с изображением зимнего леса.
Логопед: Как здесь красиво. Снеговик предлагает нам стать поэтами.
А давайте, поиграем со словом «снеговик», я начну предложения, а вы закончите
его словом «снеговик»
Мы решили слепить…. (снеговика).
Мы приделали нос-морковку нашему …. (снеговику).
Мы показали соседям нашего …. (снеговика).
Мы играли с нашим …. (снеговиком).
Мы всем рассказали о нашем …. (снеговике).
- Ребята, а когда мы с вами можем слепить снеговика, в какое время года?
3. Беседа о зиме, презентация: «Окружающий мир зимой»
-Какие времена года вы знаете?
- Какой месяц год начинает?
- Какая зимой погода? (холодная)
- Что выпадает зимой? (снег)
- Если зимой много снега, то зима какая? (снежная)
- Если зимой сильный мороз, то зима какая? (морозная)
- Если часто метет метель, то зима какая? (метельная)
- А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (вьюжная)
- Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа,
студено, то зима какая? (студеная)
- Какое время года следует за зимой? (весна)
- Какие признаки зимы вы знаете? (снег, снежинки, вьюга, метель, холод, мороз)
Вот как много вы рассказали о зиме. Молодцы!
4. Знакомство с темой «Назови зимние виды спорта»
Логопед: Как здесь красиво. Снеговик предлагает нам стать поэтами. Вы знаете
кто такие поэты? Да, это люди, которые пишут стихи. Мы попробуем сочинить
стихотворение. Я начну, а вы продолжите.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю … (снег).
С неба все скользят пушинки —
Серебристые … (снежинки).
На поселки, на лужок
Все снижается… (снежок).
Землю белой, чистой, нежной
Застелил постелью… (снежной).
Вот веселье для ребят —
Все сильнее … (снегопад).
Словно в белый пуховик
Нарядился… (снеговик).
Рядом — снежная фигурочка:
Это девочка … (Снегурочка).
На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой… (снегири)
Словно в сказке, как во сне
Землю всю украсил… (снег)
Логопед: Вы – молодцы, хорошо думали и быстро нашли правильные ответы.
Давайте еще раз назовем все слова. Снег, снежинки, снежок, снежная, снегопад,
снеговик, снегири.
А теперь скажите, что связывает эти слова вместе, чем они
похожи? (Это родственные слова).
Сажусь и качусь,
С горы я мчусь,
Но это не санки,
А просто … (ледянка).
Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка.
На бруски набил я планки,
Дайте снег! Готовы … (санки).
Он на вид – одна доска,
Но зато названьем горд,
Он зовется… (сноуборд).
Два березовых коня
По снегам несут меня.
Кони эти рыжи,
А зовут их … (лыжи).
Зима в подарок нам даёт
Румяные деньки.
Скорей на снег,
Скорей на лёд,
На лыжи и … (коньки).
На ледяной площадке крик,
К воротам рвется ученик.
Кричат все: «Шайба! Клюшка! Бей!»
Веселая игра … (хоккей).
Вдруг отточенным движеньем
Хвать винтовки – и стрелять!
Бьют прицельно по мишеням,–
Раз, другой, четыре, пять.
И помчались под уклон.
Что же это? … (Биатлон.)
5. Упражнение «Зимняя зарядка»
Физминутка
Звучит песня «Коньки» из мультфильма «Маша и Медведь».
Выпал беленький снежок,
Дети идут по кругу.
Соберёмся все в кружок.
Останавливаются.
Мы на саночки садимся,
Приседают.
И с горы
на санках мчимся.
Дети все на лыжи встали.
Имитация ходьбы на лыжах.
Друг за другом побежали.
Мы из снега ком слепили,
«Рисуют» руками большой круг
Снеговика мы мастерили,
«Рисуют» снеговика из трёх комков.
Поиграли, полепили,
И к делам мы приступили.
Проходят на свои места.
6. Развитие слухового внимания
Игра «Найди лишнее слово»
Вы так хорошо играли, а сейчас послушайте и найдите лишнее слово.
«Мороз, морозильник, мороженое, моросит». (моросит)
«Снег, снегирь, снасти, снеговик». (снасти)
«Холод, хороший, холодильник, холодок». (хороший)
«Лёд, ледышка, лекарство, ледяной». (лекарство)
«Лыжи, булыжник, лыжница, лыжня» (булыжник)
(Дети находят лишнее слово и объясняют свой выбор.)
7. Самомассаж биологически активных точек «Вспомним лето»
Хоть и зимушка пришла, (Потирание ладоней.)
Солнца не забыть нам. (Прикладывают ладони ко лбу «козырьком» и энергично
растирают лоб.)
Вспомним мы сегодня все, (Раздвигают указательный и средний пальцы
«вилочкой» и растирают точки перед ушами и за ними.)
Как играли летом. (Растирают указательными пальцами крылья носа.)
По полянкам мы пройдем (Поочередно проводят ладонями по шее справа и
слева.)
Больше силы наберем. (Потирание ладоней.)
8. Дыхательные упражнения
Логопед: Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.
Подул зимний ветерок, полетел снежок.
Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех.
Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки.
(Раздаёт снежинки). А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как
это надо делать.
Дети рассказывают: Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе
щёки не надуваем. (Дети дуют на снежинку.)
А теперь представьте, что вы снежинки, полетайте так же плавно, как они.
А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют» ручки)
9. Образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского
рода с приставкой «за»
Игра «Что наделала зима?»
Логопед: Ребята, подойдите, посмотрите в окошко. (Дети встают). Я проснулась
ранним утром, выглянула в окно и удивилась. Зимушка-зима, что же ты наделала?
Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).
Метель мела и все тропинки – (замела).
Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).
Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).
Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).
10. Артикуляционно-дыхательные и мимические упражнения
«Хоккей» — «шайбу» (язык) загоняем в «ворота» (щеки). Рот закрыт.
«Штангист» — прилепить язык к верхнему небу («Грибок»).
«Фигуристы» — облизать языком губы («Вкусное варенье»).
Мимические упражнения:
Порадовались победе!
Огорчились неудаче.
Сосредоточились на старте.
11. Работа с деформированным предложением
Логопед: Я тоже придумала красивые предложения о зиме, но ветер подул, и все
слова разлетелись. Помогите мне их собрать. Выбирайте сами.
(Дети подходят к столу и выбирают конверты с предложениями).
«Снежная, мне, зима, нравится».
«Нас, у, дворе, во, горка ».
«Дети, горки, катаются, с».
«Забава, зимняя, любят, дети, все».
13. Пальчиковая гимнастика «Зима».
Да-да-да –
сжимание и разжимание пальцев
Зимою холода.
потирание ладошек друг о друга
Да-да-да –
сжимание и разжимание пальцев
Превратилась в лед вода.
ритмичное соединение подушечек пальцев
Ды-ды-ды –
сжимание и разжимание пальцев
В инеи кусты.
перекрещивание ладоней с широко
расставленными пальцами
Ди-ди-ди –
сжимание и разжимание пальцев
Метели замели,
круговые вращения больших пальцев
обеих рук
Ди-ди-ди –
сжимание и разжимание пальцев
Метели замели,
круговые вращения указательных пальцев
Ди-ди-ди –
сжимание и разжимание пальцев
Метели замели.
круговые вращения рук, согнутых в локтях
14. Аппликация «Снеговик»
Молодцы ребята! Мы с вами поиграли, зарядку для глаз выполнили. А сейчас
разделитесь по парам. Подходите к столам. Для вас приготовлены геометрические
фигуры. Попробуйте из них выложить снеговиков.
(Дети выкладывают снеговиков, а потом приклеивают их на листы бумаги.)
Ребята, а теперь Снеговик предлагает нам поиграть в игру «Снежки».
12. Подвижная игра
Игра «Снежки»
- Посмотрите на доску. На ней большие снежинки. Каждый из вас будет бросать
«снежки» в мишень. Если попадёте, я переверну снежинку и на ней будет
картинка. А вы по первым звукам (в названиях картинок) попробуйте отгадать
зашифрованные слова.
Зяблик, иголка, малина, арбуз – ЗИМА.
Самокат, акула, ножницы, кит, игрушки – САНКИ.
15.Заключительная часть
Логопед: Вот подходит к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы сегодня
делали, о чём говорили? Кому что понравилось? Что у каждого из вас получилось
лучше всего?
(Дети передают из рук в руки «Волшебный снежок» и отвечают).
- Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо занимались!
Снеговик передал для
вас подарки. Это картинки раскраски. Вот и закончилось наше занятие.
Спасибо за внимание!