Напоминание

"Народный фольклор как средство обогащения нравственно-эстетических чувств детей дошкольного возраста"

Автор: Алхасова Татьяна Джеммовна

Должность: музыкальный руководитель

Учебное заведение: МБДОУ д/с "Радуга"

Населённый пункт: Саратовская обл., с.Святославка

Наименование материала: статья

Тема: "Народный фольклор как средство обогащения нравственно-эстетических чувств детей дошкольного возраста"

Описание:

Роль народного фольклора в дошкольном детстве, значение комплексного подхода в ознакомлении дошкольников с народной культурой..

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=132

Опубликовано 03.08.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Народный фольклор как средство обогащения нравственно- эстетических

чувств детей дошкольного возраста
Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда народная культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. На экранах телевизоров ребенок видит зарубежную аннимацию( порой не самую лучшую), по радио звучат мотивы, отличающиеся от традиционной русской музыки, на новогодние утренники приходят бэтмены и люди-пауки. А как же наши сказочные герои, чудесные мультфильмы, изумительные фильмы-сказки? Вспомним слова академика Д.С. Лихачева: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов- авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой». Хочется подчеркнуть значение комплексного подхода в ознакомлении дошкольников с народнй культурой. Малые формы детского фольклора (потешки, считалки, дразнилки, поговорки и т. д.), сказки, песни, народные танцы, ознакомление с росписями, детский фольклорный театр- все эти виды детской деятельности создают возможность ребенку соприкоснуться с историческим прошлым русского народа. А народный праздник поможет детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Праздник- это всегда всплеск положительных эмоций. А по мнению В.А. Сухомлинского , эмоциональный фактор -это «единственное средство развивать ум ребенка, обучить его и сохранить детство». Каждый народ имеет национальную культуру, в которой существуют пласты народной и профессиональной культуры. С древнейших времен люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество, человека. Эти воззрения , основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению в художественной форме. Задолго до создания педагогических теорий люди стремились воспитать молодежь, развивая чувство прекрасного, прививая подрастающему поколению такие качества, как честность, любовь к труду, гуманное отношение ко всему живому, преданность человеческим идеалам. В исследованиях, научных трудах известных ученых и педагогов Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, В.И. Петровой, Л.В. Пантелеевой и других подчеркивается, что нельзя детей научить правде, добру без постоянного формирования у них понятия «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», «добро» и «зло»., нельзя научить ребенка стремиться к защите правды и добра, не сформировав у него эмоциональное отрицание, эмоциональный протест против зла и лжи, умения ценить прекрасное и доброе в природе , в людях, в произведениях искусства. Также в хоже воспитания и обучения у ребенка формируется нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру: во-первых, первоначальный, эмоциональный опыт и способность к эмоциональному сопереживанию; во-вторых, развитие нравственных представлений
и суждений (одобрение прекрасного т осуждение безобразного); в-третьих, возможность применять свои знания и умения в жизни. В исследованиях Л.П. Печко подтверждается мысль о том, что эстетическая и нравственная культура ребенка взаимосвязаны и являются составными компонентами общей культуры. В проведение учебно-воспитательной работы эти два направления ( нравственное и эстетическое) относительно самостоятельны. Каждое из них решает свои задачи и имеет собственные средства и методы их реализации. Но вместе с тем, проведенные исследования показали, что они имееют много общего по своему содержанию и направленности. Их общие черты предопределены укладом жизни. людей. Праздники, которые отмечаются в детском саду, имеют свои цели и задачи. Конечно, самое главное- это создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем, сформировать праздничную культуру: рассказат им о традициях праздника, его организации, гостевом этикете. Подготовка к празднику вызывает у детей интерес к предстоящему торжеству ; на основе интереса формируются их моральные и нрвственные качества, художественный вкус. Каждый праздник в старину имел свои обычаи и традиции, свой «сценарий». Своеобразие традиций зависело от идеи праздника, его значимости для общества, поэтому у каждого праздника были свои главные и второстепенные действующие лица, атрибуты, песни, заговоры, специфические блюда, игры, хороводы и, самое главное, особенные ритуалы в церковном богослужении. Праздники играли и продолжают играть большую роль в жизни общества. Они способствуют сближению жителей одного села, деревни, города. Праздник способствует и сближению родственников. Одновременно он носит образовательную функцию. Нельзя не согласиться с М.М. Бахтиным , который полагает, что любой праздник является первичной формой культуры. А С.А. Шмаков считает, что культура праздника слагается из культуры игры, культуры слова, культуры движения, культуры музыкального звука, культуры моды, костюма, этикета, обычая, ритуала- словом, из совокупности разных культур. Народные праздники, обряды и обрядовая поэзия, по определению Ю.Г. Круглова,- это одно из самых ярких явлений в духовной культуре русского народа.


Яндекс.Метрика