Напоминание

"Сенсорное развитие у детей дошкольного возраста"

Автор: Пидякова Надежда Ивановна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МКОУ "Детский дом-школа №95"

Населённый пункт: Кемеровская область, город Новокузнецк

Наименование материала: Методические разработки

Тема: "Сенсорное развитие у детей дошкольного возраста"

Описание:

Разработанный методический материал поможет педагогам организовать целенаправленную и продуктивную работу, направленную на развитие сенсорной сферы младших дошкольников.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=1366

Опубликовано 05.11.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Детский дом-школа №95»
Сенсорное развитие у детей дошкольного возраста

Методическая разработка
Составили воспитатели: высшей квалификационной категории Рябова Елена Михайловна, Пидякова Надежда Ивановна 2015 1

СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение 2. Тематическое планирование работы с младшими дошкольниками по сенсорному развитию 3. Диагностика сенсорной сферы младших дошкольников 4. Заключение 5. Приложение 6. Литература 2

Введение.
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, в котором происходит совершенствование его ориентировки во внешних свойствах, в отношениях предметов и явлений, в пространстве и во времени. Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот этап наиболее благоприятен для становления деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, с другой стороны, составляет фундамент общего познавательного развития. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Следует отметить, что чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе младшего дошкольного детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. В этом возрасте восприятие, становясь управляемым, осмысленным, интеллектуальным процессом, опираясь на использование фиксированных в культуре способов и средств, позволяет глубже проникнуть в окружающее и познать более сложные стороны действительности. Особая роль в младшем дошкольном возрасте принадлежит педагогу. На данном этапе очень важно своевременно выявить проблемы в развитии сенсорной сферы, наметить пути коррекции и совершенствования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, своевременно устранить недостатки развития и отследить результаты педагогической деятельности. Нами разработаны методические материалы, которые помогут воспитателям в работе по сенсорному развитию детей 3-4 лет. Целью деятельности в данном направлении мы считаем создание благоприятных условий для сенсорного развития младших дошкольников. Задачами являются: 1. Развитие зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного восприятия, восприятия пространства и времени. 2. Развитие системы персептивных действий. 3. Формирование системы сенсорных эталонов цвета, формы и величины. 4. Развитие целенаправленности, управляемости, осознанности восприятия. Следует отметить, что в любой период дошкольного детства усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, представленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Он, привлеченный увлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что учится, 3
хотя при этом все время сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии он выполняет задание взрослого, то в игре ребенок решает свою собственную задачу. Именно поэтому в разработанный нами тематический план сенсорного развития вошли развивающие игры и игровые упражнения, группирующиеся следующим образом:  игры и упражнения на развитие восприятия формы, цвета и величины;  игры и упражнения на выделение пространственных отношений;  игры и упражнения на развитие тактильных ощущений и восприятия;  игры и упражнения на развитие слухового восприятия;  комплексные игры и упражнения, при выполнении которых необходимо учитывать одновременно два и более свойств предметов (например, форму и цвет). Предлагаемые игры и упражнения могут быть использованы на занятиях по математике, ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, конструированию, а также вне занятий. Игры и упражнения можно проводить как индивидуально, так и по подгруппам, либо со всеми детьми одновременно. Длительность проведения игр составляет 10-15 минут. Все игры и упражнения проводятся неоднократно. Следует отметить, что любая игра, приведенная далее, помимо развития сенсорной сферы способствует развитию других познавательных процессов, таких как внимание, память, мышление, а также имеет воспитательное значение. В тематическом плане приведены лишь развивающие цели в области сенсорики, однако по усмотрению педагога их следует дополнить развивающими и воспитательными задачами в зависимости от конкретных условий воспитательно-образовательного процесса. 4

Тематическое планирование работы с младшими дошкольниками по

сенсорному развитию.
Использование приведенных в плане игр и упражнений рассчитано на продолжительный временной отрезок времени в шесть месяцев. Однако следует подчеркнуть, что доступность и полезность для детей каждого вида заданий определяется не столько возрастом, сколько предварительной подготовкой, которую они получили. Поэтому система заданий может быть «сжата» или «растянута» в зависимости от конкретных условий работы по сенсорному воспитанию в данном дошкольном учреждении. Подробное описание игр и упражнений приведено в приложении 1. В тематическом плане игры и упражнения распределены по месяцам и неделям, указаны цель и количество детей, которые могут быть одновременно задействованы в мероприятии. Количество детей может варьироваться от 1 до 15 в зависимости от особенностей самой игры, от уровня подготовки воспитанников и особенностей усвоения программного материала, от предпочтений педагога и наличия времени в режиме дня.
месяц

недели

Название

игры/упражнения

Цель

Количество детей,

одновременно

задействованных в

игре/упражнении
1 1 1. «Банка в банке». 2. «Геометрическое лото». Формирование представлений о величине предметов, умения сравнивать предметы, подбирать и упорядочивать их по размеру, развитие зрительного восприятия. Развитие восприятия формы геометрических фигур (прямоугольника, треугольника, овала, квадрата). 1-8 4 5
2 1. «Подбери нужный цвет». 2. «Сложи картинку». Развитие представлений о цвете, формирование умения называть цвета (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Развитие пространственного восприятия. 1 3 3 1. «Банка в банке». 2. «Геометрическое лото». Формирование представлений о величине предметов, умения сравнивать предметы, подбирать и упорядочивать их по размеру, развитие зрительного восприятия. Развитие восприятия формы геометрических фигур (прямоугольника, треугольника, овала, квадрата). 1-8 4 6
4 1. «Подбери нужный цвет». 2. «Сложи картинку». Развитие представлений о цвете, формирование умения называть цвета (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Развитие пространственного восприятия. 1 3 2 1 1. «Мешок игрушек». 2. «Кто разбудил куклу». Развитие тактильного восприятия, формирование умения на ощупь узнавать предмет. Обучение детей прислушиваться к окружающим звукам, целенаправленно воспринимать и различать их. 4-6 15 7
2 1. «Сложи лесенку». 2. «Найди правильную фигуру». Развитие умения определять длину объектов, развитие целенаправленного зрительного восприятия. Развитие целенаправленного зрительного восприятия формы, развитие умения сравнивать и различать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). 1-6 5-7 3 1. «Мешок игрушек». 2. «Кто разбудил куклу» Развитие тактильного восприятия, формирование умения на ощупь узнавать предмет. Обучение детей прислушиваться к окружающим звукам, целенаправленно воспринимать и различать их. 4-6 15 8
4 1. «Сложи лесенку». 2. «Найди правильную фигуру». Развитие умения определять длину объектов, развитие целенаправленного зрительного восприятия. Развитие целенаправленного зрительного восприятия формы, развитие умения сравнивать и различать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). 1-6 5-7 3 1 1. «Узнай по цвету». 2. «Расставь мебель» Развитие цветовой чувствительности, целенаправленного зрительного восприятия. Развитие ориентировки в пространстве, умения соотносить объемные предметы с их условными обозначениями на плане. Знакомство с простыми соотношениями предметов и их словесными обозначениями. 2-4 5-15 9
2 1. «Отгадай предмет». 2. «Догадайся по звуку». Развитие осязательного восприятия формы предметов, обучение целенаправленному обследованию формы путем поворачивания предмета и ощупывания его пальцами со всех сторон. Формирование целенаправленного восприятия звуков. 5-15 15 3 1. «Узнай по цвету». 2. «Расставь мебель». Развитие цветовой чувствительности, целенаправленного зрительного восприятия. Развитие ориентировки в пространстве, умения соотносить объемные предметы с их условными обозначениями на плане. Знакомство с простыми соотношениями предметов и их словесными обозначениями. 2-4 5-15 10
4 1. «Отгадай предмет». 2. «Догадайся по звуку». Развитие осязательного восприятия формы предметов, обучение целенаправленному обследованию формы путем поворачивания предмета и ощупывания его пальцами со всех сторон. Формирование целенаправленного восприятия звуков. 5-15 15 4 1 1. «Кто больше». 2. «Красивые салфетки». Формирование умения определять величину объектов. Развитие зрительного восприятия формы плоскостных фигур – круга, овала, квадрата, прямоугольника и треугольника, формирование умения составлять фигуру из частей. 4-15 4-6 11
2 1. «Цветовое лото». 2. «Веселые гости». Формирование умения классифицировать предметы по цвету, развитие целенаправленного зрительного восприятия. Обучение детей выделению звука среди других и восприятию его как сигнала какого- либо действия, развитие целенаправленного слухового восприятия. 5 15 3 1. «Кто больше». 2. «Красивые салфетки». Формирование умения определять величину объектов. Развитие зрительного восприятия формы плоскостных фигур – круга, овала, квадрата, прямоугольника и треугольника, формирование умения составлять фигуру из частей. 4-15 4-6 12
4 1. «Цветовое лото». 2. «Веселые гости». Формирование умения классифицировать предметы по цвету, развитие целенаправленного зрительного восприятия. Обучение детей выделению звука среди других и восприятию его как сигнала какого- либо действия, развитие целенаправленного слухового восприятия. 5 15 5 1 1. «Расставь мебель». 2. «Мешок игрушек». Развитие ориентировки в пространстве, умения соотносить объемные предметы с их условными обозначениями на плане. Знакомство с простыми соотношениями предметов и их словесными обозначениями. Развитие тактильного восприятия, формирование умения на ощупь узнавать предмет. 5-15 4-6 13
2 1. «Геометрическое лото». 2. «Угадай что?» Развитие восприятия формы геометрических фигур (прямоугольника, треугольника, овала, квадрата). Обучение определению предметов по словесному описанию, закрепление в речи названия цветов и величин. 4 5-7 3 1. «Кто больше». 2. «Узнай по цвету». Формирование умения определять величину объектов. Развитие цветовой чувствительности, целенаправленного зрительного восприятия. 4-15 2-4 4 1. «Кто разбудил куклу». 2. «Угадай что?». Обучение детей прислушиваться к окружающим звукам, целенаправленно воспринимать и различать их. Обучение определению предметов по словесному описанию, закрепление в речи названия цветов и величин. 15 5-7 14
6 1 «Раздели по признакам» Формирование умения различать признаки величины, цвета, формы, классифицировать предметы по отдельным признакам, развитие целенаправленного зрительного и тактильного восприятия. 3-5 2 «Орнамент» Учить воспринимать и воспроизводить взаимное расположение геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы, развитие целенаправленного зрительного и тактильного восприятия. 5-7 15
3 «Цвет и форма» Закрепить представления детей о пяти геометрических формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) и шести спектральных цветах (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый); учить ориентироваться на два признака одновременно (цвет и форму), отвлекаясь от третьего (величины). Развитие целенаправленного зрительного и тактильного восприятия. 1-6 4 «Раздели по признакам» Формирование умения различать признаки величины, цвета, формы, классифицировать предметы по отдельным признакам, развитие целенаправленного зрительного и тактильного восприятия. 3-5 16
Указанная последовательность игр является рекомендуемой, но не обязательной. Воспитатель должен творчески подходить к использованию предлагаемого материала, учитывая особенности развития детей своей группы, условий, в которых протекает педагогический процесс. Важно только перемежать задания, предусматривающие работу с разными свойствами предметов. В противном случае существует опасность фиксировать внимание детей на выделении одного из свойств в ущерб другим. Главный принцип использование игр – их повторение, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше использовать условия, которые создает игра для освоения и применения нового опыта. Мы рекомендуем повторять каждую игру не менее двух раз. Однако при возникновении затруднений в усвоении детьми материала педагог может по- своему усмотрению увеличить количество повторений со всеми детьми или с детьми, у которых возникли трудности. Также следует учитывать то, что в начале приведены игры и упражнения, при выполнении которых детям предлагается сосредоточиться на одном свойстве предметов, отвлечься от других свойств, а в конце – комплексные задания, требующие учета нескольких свойств одновременно («Раздели по признакам», «Орнамент», «Цвет и форма»). Комплексные задания являются более сложными и должны использоваться на заключительном этапе. На пятой неделе идет повторение некоторых игр в третий раз. В плане прописан примерный перечень игр и упражнений. Педагог же должен в процессе работы выявить те игры, которые вызвали наибольшие затруднения у большинства детей, и использовать их для повторения. Важным моментом при организации работы является принцип объединения детей в подгруппы. Такое объединение необходимо осуществлять с учетом уровня сенсорного развития каждого ребенка, особенностей усвоения материала. Выполнить это требование поможет использование комплекта диагностических методик (приложение 2), направленных на изучение сенсорной сферы младших дошкольников.
Диагностика сенсорной сферы младших дошкольников.
Диагностирование необходимо проводить перед началом работы по тематическому плану с целью выявления уровня сенсорного развития детей, распределения их по подгруппам, и в конце работы для оценки эффективности педагогических воздействий и проектирования дальнейшей деятельности. Диагностический комплект включает в себя следующие методики.


п/п

Название методики

Цель
1 Коробка форм Выявление уровня развития восприятия 17
формы и действий восприятия. 2 Разрезные картинки Выявление степени овладения зри тельным синтезом — объединением элементов в целостный образ. 3 Конструирование по образцу Определение уровня развития пространственного восприятия на основе анализа взаим ного расположения объектов в пространстве 4 Изучение восприятия цвета Определение уровня развития восприятия цвета. 5 Изучение умения ориентироваться в величине предмета Определение уровня развития умения ориентироваться в величине предмета . 6 Отгадай предмет Определение уровня развития слухового восприятия, его целенаправленности. 7 Что это такое? Определение уровня развития тактильного восприятия, его целенаправленности. Методики могут использоваться в удобной для педагога последовательности. Особенностью их является то, что они просты в использовании, позволяют выявить уровень развития исследуемой функции (высокий, средний или низкий), разносторонне оценить сенсорное развитие ребенка. Результаты исследования группы детей целесообразно оформлять в виде таблицы (см. приложение 3).
Заключение.
Подводя итоги, можно отметить, что разработанный методический материал поможет педагогам организовать целенаправленную и продуктивную работу, направленную на развитие сенсорной сферы младших дошкольников. Предлагаемые игры создают условия для развития произвольного восприятия внешних признаков предметов. В процессе игр ребенок учится различным приемам зрительного, слухового и осязательного обследования, помогающим различать и выделять качества предметов. Залогом успешного использования развивающих игр является творческий подход воспитателя, а также учет конкретных условий протекания воспитательно-образовательного процесса. 18

Приложение 1.

Упражнение «Банка в банке»
Цель. Формирование представлений о величине предметов, умения сравнивать предметы, подбирать и упорядочивать их по размеру, развитие зрительного восприятия. Игровой материал. Набор банок для специй, камеш ки, песок, вода, набор формочек и цилиндров, пирамидки, матрешки. Описание упражнения . Упражнение может проводить ся в нескольких вариантах. 1. Воспитатель показывает детям набор баночек для специй и предлагает каждую банку накрыть крышкой, а затем поставить в следующую. При этом он показывает детям последовательность собирания банок, если у них не получается, воспитатель помогает вопросами: «Где у вас самая маленькая банка? А где для нее крышка? Давайте закроем банку. Где самая маленькая из оставшихся? Эта поместится в нее? Давайте поставим и закроем подходящей крышкой. Теперь, где самая маленькая из оставшихся?» и т.д. В следующий раз воспитатель может провести такое последовательное собирание на улице, заполняя банки раз ным содержимым: например, в первую, самую маленькую банку ребята насыпают камешки и закрывают ее. Ставят банку в следующую, наливают в нее воду до края и закры вают крышкой. Затем ставят ее в банку побольше. Свобод ный объем этой банки засыпают песком и закрывают крыш кой. Воспитатель предлагает детям подумать и ответить на вопросы: «Есть ли в большой банке камни? а песок? а вода? а другие банки? Станут ли камни мокрыми? Но ведь и камни, и вода в большой банке! Возьмите еще одну банку, положите туда камешки и залейте водой. А в этой банке камешки будут мокрыми, почему?» 2. Воспитатель показывает детям набор формочек или цилиндров, 19
вкладывающихся друг в друга, и вначале дает их ребятам, чтобы они поиграли с ними самостоятельно. Воспитатель наблюдает за детьми и помогает тем, у кого не получается: «Сначала найдем самую большую формочку. Теперь найдем самую большую из оставшихся и вло жим ее в первую...», то есть все время осуществляется выбор самой большой из оставшихся. 3. Воспитатель предлагает из формочек-вкладышей по строить башни. Ребята выполняют то же действие: выби рают самую большую формочку из оставшихся и ставят ее на предыдущую. 4. Воспитатель предлагает детям собирать пирамидки. Сборка пирамидки на конусной основе осуществляется тем ж е способом: нужно выбрать самое большое колечко из оставшихся и надеть его на стержень. Чтобы задание не вызывало у детей трудностей, предварительно воспитатель упражняет малышей в надевании на стержень колец оди - накового размера, а затем двух контрастных размеров. Перед началом сборки воспитатель показывает ребенку правильно собранную пирамидку, проводит по ней рукой малыша и обращает его внимание на то, что пирамидка ровная, гладкая, плавно собирается вверху. Каждое ко лечко удобно сидит, потому что под ним колечко больше го размера. Когда ребенок выполнит задание, воспитатель снова предлагает ему провести рукой по своей пирамидке, чтобы проверить, ровная ли она получилась, всем ли колечкам удобно сидеть. 5.Воспитатель предлагает детям собирать матрешки. Многие из детей уже умеют это делать: выбирают самую маленькую юбочку и подбирают к ней соответствующую (тоже самую маленькую) головку. Получается маленькая матрешка. Затем, выбирают опять самую маленькую из оставшихся юбочку и вкладывают в нее матрешку. На юбочку надевают соответствующую ей головку и так до тех пор, пока большая матрешка не будет собрана. ♦
Упражнение «Сложи лесенку»
Цель. Развитие умения определять длину объектов, развитие целенаправленного зрительного восприятия. Игровой материал. Пять картонных полосок, различных по длине. Описание упражнения. Воспитатель кладет перед деть ми полоски и предлагает из них сложить лесенку. Когда лесенка готова, игрушечная собачка бежит по ней вверх и вниз. Она сразу же обнаруживает ошибки и просит их исправить, потому что она не может подняться по лесен ке. Во время постройки лесенки дети проговаривают: «Длин ная полоска, теперь короче, еще короче и самая короткая полоска. ♦
Упражнение «Кто больше?»
Цель. Формирование умения определять величину объектов. 20
Описание упражнения. Воспитатель спрашивает у де тей: «Кто больше: маленький слон или большая мышка? Живой медведь или игрушечный? Большой кот или ма ленький бегемот? и т.д.». После ответов на все вопросы воспитатель вместе с детьми придумывает новые вопросы. ♦
Игра «Геометрическое лото»
Цель. Развитие восприятия формы геометрических фигур (прямоугольника, треугольника, овала, квадрата). Игровой материал. Карты и карточки с изображением геометрических фигур (прямоугольника, треугольника, квадрата, овала) (рис. 1). Ход игры. Воспитатель раздает детям карты и вытас кивает из мешочка по одной карточке. Кому нужна эта карточка, тот тянет руку. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не заполнят поля своих карточек. Рис. 1 ♦
Упражнение «Найди правильную фигуру»
Цель. Развитие целенаправленного зрительного восприятия формы, развитие умения сравнивать и различать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Игровой материал. Два комплекта геометрических фигур, по шесть фигур в каждом: круг, квадрат, треуголь ник, овал, трапеция и ромб, окрашенных в разные цвета; рельефные контурные изображения каждой фигуры на отдельных карточках для вкладывания фигур. Рельефный контур изготовляют из плотного картона, наклеенного в два слоя. На верхнем слое предварительно вырезается окошко, форма и размеры которого соответствуют одной из основных фигур. Полученное углубление окрашивается в цвет, соответствующий фигуре. Описание упражнения. Упражнение проводится по под группам {5—7 человек). Воспитатель рассаживает детей и достает три фигуры — треугольник, круг и квадрат, а затем карточку с рельефным контуром круга и спраши вает: «Для какой из этих фигур здесь приготовлено мес то? Давайте вместе закроем фигуркой окошко». Потом пе дагог предлагает ребятам обвести пальчиком рельефный контур фигуры, поднося каждому карточку, проговари вая: «Смотри внимательно, твой пальчик идет по самому краешку». Затем предлагает одному из детей выбрать ту фигуру, для которой приготовлено место, и закрыть ею окошко. Ребенок, выбрав фигуру, накладывает ее на кон тур и показывает всем детям. Остальные ребята оценивают, правильно ли он закрыл окошко. 21
После этого педагог дает каждому малышу по карточке с рельефным контуром фигуры и, вызывая по одному ре бенку, просит подобрать нужную фигуру, которая лежит вместе с остальными на столе. Во время выполнения задания воспитатель предлагает каждому малышу сначала об вести контур фигуры пальчиком, а потом нарисовать тот же контур в воздухе. Пока ребенок вкладывает фигуру в контур, закрывает окошко, остальные малыши оценивают правильность выполнения задания. При последующих проведениях упражнения рельефный контур нужно заменить прорисованным. ♦
Игра «Красивые салфетки»
Цель. Развитие зрительного восприятия формы плоскостных фигур – круга, овала, квадрата, прямоугольника и треугольника, формирование умения составлять фигуру из частей. Игровой материал. Планшеты, в центре которых име ются рельефные углубления определенной геометрической формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоуголь ник); одноцветные геометрические фигуры, которыми заполняется углубление на каждом планшете. Форма этих фигур соответствует форме углублений (например, углуб ление квадратной формы заполняется маленькими квад ратами и т.д.). Ход игры. Игра может проводиться по подгруппам (4— б человек). Воспитатель сажает детей по двое за один сто лик, раздает каждому планшеты с углублениями и детали этой формы в специальной коробке и предлагает сделать салфеточки разной формы. Для этого надо подобрать нужные части фигуры, уложить их в углубление планшета таким образом, чтобы получилась целая фигура. Воспитатель сначала показывает, как можно составить ту или иную фигуру из двух и четырех частей, предлагает ребятам внимательно рассмотреть форму углубления и ска зать, для какой фигуры здесь приготовлено место. Затем подбирает детали, которыми можно заполнить углубление. После этого педагог предлагает ребятам самим сделать сал - феточки. Окончив составление фигур, ребята вместе с воспитате лем рассматривают то, что получилось. Они оценивают правильность заполнения формы и решают, чья салфе точка лучше. При последующих проведениях этой игры воспитатель может предложить ребятам собирать салфеточки из раз ноцветных частей. ♦
Упражнение «Подбери нужный цвет»
22
Цель. Развитие представлений о цвете, формирование умения называть цвета. Игровой материал. 6 кружочков и 6 полосок, окра шенных в разные цвета (красный, желтый, синий, зеленый, черный, белый). Описание упражнения. Упражнение проводится инди видуально в три этапа. 1. Воспитатель выкладывает перед ребенком на столе в ряд шесть кружочков, окрашенных в основные цвета, за тем молча помещает под одним из них полоску соответ ствующего цвета, а остальные полоски передает ребенку. Если он не понимает цели задания, говорит ему: «Положи полоску под кружочками, как это сделала я. Ребенок раскладывает полоски, воспитатель следит за правильнос тью выполнения задания. 2. Воспитатель в произвольном порядке просит ребен ка: «Дай синий кружок, дай желтую полоску и т.д.». 3.Воспитатель показывает пальцем на полоску и спра шивает: «Какого цвета полоска? А эта полоска, какого цвета?» и т.д. Данное упражнение можно проводить на любом мате риале. ♦
Игра «Узнай по цвету»
Цель. Развитие цветовой чувствительности, целенаправленного зрительного восприятия. Игровой материал. Карточки с контурами предметов (лист, огурец, мак, лимон, апельсин и др.), полоски разного цвета. Ход игры. Игра проводится с подгруппой детей (2- 4 человека). Воспитатель раздает каждому ребенку по цвет ной полоске. Затем по очереди показывает карточки с контурами предметов (лист, огурец, арбуз, мак, лимон, апельсин и др.) и просит показать полоску соответствующего цв ета, назвать этот цвет. Например, педагог показывает карточку с контуром огурца, ребенок, у которого в руках зеленая полоска, должен показать ее и сказать «зеленый». ♦
Игра «Цветовое лото»
Цель. Формирование умения классифицировать предметы по цвету, развитие целенаправленного зрительного восприятия. Игровой материал. Карты, состоящие из четырех квад ратиков, в верхних правых квадратиках изображены пятна, окрашенные в разные цвета (красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый), карточки с изображе нием предметов разных цветов. Ход игры. Воспитатель раздает карты ребятам и вы таскивает из мешочка по одной картинке. Кому нужна картинка, поднимает руку. Дети должны заполнить поле своей карты карточками с предметами соответствующего цвета. ♦
Упражнение «Угадай что?»
23
Цель. Обучение определению предметов по словесному описанию, закрепление в речи названия цветов и величин. Игровой материал. Две куклы, разные по размеру, три мяча разного размера, кубики разных цветов (красный, синий, зеленый), три полоски картона разной длины, три полоски картона разной ширины, три картинки домиков, разных по высоте. Описание упражнения. Упражнение может проводить ся в разных вариантах подгруппами. 1.Воспитатель показывает детям две куклы и расска зывает историю: «Жили-были две куклы Катя и Света. Катя — большая кукла, а Света — маленькая кукла. Уга дай, кто Катя, а кто Света». 2.Перед детьми лежат три мяча. Воспитатель просит показать большой мяч — дети показывают. Потом воспи татель просит показать не большой и не маленький мяч. Дети должны догадаться и показать на мяч среднего размера. 3.Перед детьми лежат кубики разных цветов. Воспита тель просит показать не красный и не синий кубик. Дети показывают и говорят: «Это зеленый кубик». 4.Перед детьми лежат три полоски картона. Воспита тель просит показать не короткую и не длинную полос ку. Дети показывают и проговаривают: «Полоска средней длины». 5.Воспитатель кладет перед детьми три полоски из картона, разные по ширине и спрашивает: «Какая полос ка самая широкая? Какая полоска самая узкая? Покажи те полоску не широкую и не узкую». Дети, показывая нужные полоски, проговаривают: «Широкая полоска. Узкая полоска. Не узкая и не широкая полоска». 6.Перед детьми на столе лежат три картинки с изобра жением домов. Воспитатель спрашивает: «Какой дом са мый высокий? Какой дом самый низкий? Покажи дом не низкий и не высокий». Дети отвечают на вопросы и говорят: «Высокий дом. Низкий дом. Не высокий и не низкий дом». ♦
Упражнение «Раздели по признакам»
Цель. Формирование умения различать признаки величины, цвета, формы, классифицировать предметы по отдельным признакам, развитие целенаправленного зрительного и тактильного восприятия. Игровой материал. Ракушки, скрепки, пуговицы, ка мешки, палочки, ленточки, веревочки, кубики, кирпичи ки, арки, шишки, кусочки ткани. Описание упражнения. Упражнение проводится в раз ных вариантах подгруппами (3-5 человек). 1.Воспитатель предлагает положить в одну коробку ма ленькие ракушки (скрепки, пуговицы, камешки), а в дру гую — большие. 2.Воспитатель просит сложить в одну кучку длинные палочки (ленточки, веревочки), а в другую — короткие. Справа положить широкие ленточки, а слева — узкие. 24
3.За обедом воспитатель предлагает детям рассортировать ложки на большие (для супа) и маленькие (чайные). 4.Воспитатель просит сложить в одну коробку кубики, в другую — кирпичики, в третью — арки. 5.Воспитатель дает задание выбрать из всех пуговиц только круглые. 6.Воспитатель предлагает выбрать из всех шишек ело вые и сосновые. 7.Воспитатель просит детей сложить в одну коробочку красные пуговицы, в другую — зеленые, в третью — бе лые, в четвертую — черные, в пятую — желтые, а в шес тую — синие. 8.Воспитатель объясняет, что с закрытыми глазами надо рассортировать камешки на легкие и тяжелые. 9.Воспитатель предлагает детям разделить предметы на мягкие и твердые. 10.Воспитатель дает детям на ощупь, с закрытыми глазами, расклассифицировать коллекцию тканей на тон кие и плотные. 11. Воспитатель предлагает на ощупь из коллекции различных материалов выделить образцы дерева, метал ла, пластмассы и т.д. ♦
Упражнение «Сложи картинку»
Цель. Развитие пространственного восприятия. Игровой материал. Картинки: лейка, ракета, машина, разрезанные на две части (рис. 2). Рис.2 Описание упражнения . Упражнение проводится с тре мя детьми. Воспитатель предлагает детям по образцу сло жить изображение из двух частей. Если у кого-то из детей возникнут затруднения, то показывает, как нужно сло жить картинку, потом складывает ее вместе с ребенком, а затем предлагает ему сделать это самостоятельно. После того как все дети сложили картинки, воспитатель спра шивает, что собрал каждый из детей. ♦
Игра «Расставь мебель»
Цель. Развитие ориентировки в пространстве, умения соотносить объемные предметы с их условными обозначениями на плане. Знакомство с простыми соотношениями предметов и их словесными обозначениями. 25
Игровой материал. Кукольная комната, игрушечная мебель (стол, диван, стул), фигурки из картона (круг, квадрат, прямоугольник). Ход игры. Игра проводится со всей группой. Дети са дятся на коврик. Воспитатель ставит перед ними куколь ную комнату и мебель и рассказывает историю: «Кукла Катя купила мебель и расставила ее в своей комнате. По середине она поставила стол, рядом с ним стул, у стены под окном — диван». Рассказ сопровождается расстанов кой предметов в нужных местах комнаты. Дальше воспитатель говорит: «Лисичка увидела, как Катя удобно рас ставила мебель, и захотела расставить мебель у себя дома так же. Нужно помочь лисичке. Лисичкина комната у нас будет здесь, на листе бумаги. Вот тут дверь, окно (они изображены черточками в нужных местах), а вместо ве щей у нас будут картонные фигурки: круг — это стол, квадрат — это стул, диван — прямоугольник. Теперь по ставьте фигурки на свои места». Дети ставят фигурки на плане и говорят: «Стол — посередине, стул — рядом, диван — справа». ♦
Игра «Мешок игрушек»
Цель. Развитие тактильного восприятия, формирование умения на ощупь узнавать предмет. Игровой материал. Мешочек, маленькие игрушки кон трастной формы: кубики, шарики, игрушечная посуда, зайчики, машинки и др. Ход игры. Игра проводится с подгруппой (4—6 чело век). Воспитатель предлагает ребятам сесть на стульчики и посмотреть, что у него в руках (яркий мешочек). Педа гог сообщает, что в этом мешочке много-много игрушек для каждого. После этого спрашивает детей: «Хотите уз нать, что там в мешочке?» Для этого нужно по очереди подходить к мешочку, но не заглядывать туда, а только руками выбрать себе подарок, потом сказать, что выбрал, и только после этого достать из мешочка и показать всем. Воспитатель по очереди вызывает детей и предлагает поискать игрушку. Таким образом, все ребята получают подарки и с ними возвращаются на свои места. Затем вос питатель разрешает поиграть с игрушками, внимательно их рассмотреть, пощупать. Потом игрушки снова собира ются в мешочек, и игра повторяется снова. Дети опять ищут себе подарки, но теперь уже каждый ребенок знает, какую по форме игрушку ему хочется найти. ♦
Игра «Отгадай предмет»
Цель. Развитие осязательного восприятия формы предметов, обучение целенаправленному обследованию формы путем поворачивания предмета и ощупывания его пальцами со всех сторон. Игровой материал. Хорошо знакомые игрушки сред них размеров и контрастной формы: деревянный шарик, кубик, грибок, матрешка, ведерко, ложечка, тарелочка, куколка, уточка и т.д.; повязка на глаза. 26
Ход игры. В игре принимает участие вся группа. Дети садятся на стулья напротив стола воспитателя. Педагог достает мешочек, вынимает из него игрушки, показывает их малышам и ставит на стол. После этого дает возможность детям рассмотреть игрушки, потом говорит: «Да вайте поиграем в такую игру: кто-то из вас с завязанными глазами будет отгадывать предмет и называть его». Педагог подзывает к себе двух детей: одному надевает повязку на глаза, а другой малыш берет любую игрушку со стола и дает в руки первому. Все ребята в это время говорят хором: «Догадайся, что это?» По ходу игры педагог напо минает детям правило: нужно соблюдать тишину и не на зывать предмет, который дают в руки ребенку с завязан ными глазами. Когда ребенок с закрытыми глазами берет в руки игрушку, педагог советует ему поворачивать ее в руках, ощупывать пальцами со всех сторон. После этого малыш должен сам назвать игрушку. Правильный ответ вызывает аплодисменты. Затем ребенок снимает повязку, раскланивается перед зрителями, как артист, и садится на свое место. Потом выбирается новый отгадчик. ♦
Игра «Кто разбудил куклу?»
Цель. Обучение детей прислушиваться к окружающим звукам, целенаправленно воспринимать и различать их. Игровой материал . Кукла средних размеров, нарядно одетая. Ход игры. В игре участвуют все дети группы. Ребята рассаживаются полукругом. Воспитатель приносит в группу новую игрушку — куклу и предлагает познакомиться с ней. Педагог обращает внимание детей на красивый, яр кий наряд куколки и сообщает, что кукла очень хочет поиграть с ними. Затем воспитатель предлагает поиграть в такую игру: кто-то будет укладывать куклу спать, а кто-то ее разбудит словами: «Куколка, пора вставать». Затем пе дагог подзывает к себе одного ребенка, передает ему куклу и предлагает сесть спиной к остальным детям на стул, просит не поворачиваться. Взрослый объясняет, что уба юкивать куклу будет этот ребенок, а будить — другой, которому она скажет на ушко. «Кукла должна сама догадаться, кто ее разбудил», — говорит взрослый, и игра начинается. Ребенок, у которого в руках кукла, начинает ее укачи вать. Воспитатель через некоторое время говорит: «Вот настало утро. Все уже давно встали, умылись, оделись, а куколка все спит да спит. Надо ее разбудить». Он подхо - дит к одному из детей и на ушко говорит: «Разбуди кукол ку». Тот малыш должен четко и громко произнести: «Ку колка, пора вставать!». После этого дети и воспитатель спрашивают: «Просну лась, куколка? Кто тебя разбудил? Иди к нам и най ди его». Ребенок с куклой подходит к ребятам, находит среди них того, кто произнес слова, и отдает куклу этому ребен ку. Все аплодируют кукле, а малыш кланяется. Затем куколку убаюкивает ребенок, который ее разбу дил, и игра начинается снова. 27

Игра «Догадайся по звуку»
Цель. Формирование целенаправленного восприятия звуков. Игровой материал. Три звучащие игрушки: колоколь чик, погремушка, пищалка; повязка на глаза, палочка. Ход игры. В игре может принимать участие вся груп па. Ребята рассаживаются на стульчики полукругом, а вос питатель достает из коробки и знакомит детей со звуча щими игрушками, показывает, как шумит погремушка , как звенит колокольчик, как пищит игрушка. Потом говорит: «В прошлый раз мы по голосу отгадывали, кто будит куколку, сегодня мы тоже будем загадывать, и отга дывать загадки, но по-другому. В этих загадках нужно будет догадаться, какая звучит игрушка». После этого педагог достает повязку и палочку и сооб щает, что эти предметы волшебные. Они будут помогать загадывать и отгадывать загадки. Потом детям предлага ется взяться за руки и встать в круг. Затем выбирает ребенка, который выходит на середину круга: он и будет отгадывать первую загадку. Педагог дает «волшебную па лочку» и завязывает ему глаза. Затем, двигаясь вместе с детьми по кругу в хороводе, произносит следующие слова: «Водим дружный хоровод, пусть нас палочка найдет». Слова повторяются два раза. Потом все останавливаются, а ребенок, стоящий в центре, начинает медленно вращаться внутри круга, держа палочку на вытянутой руке (гори - зонтально), по команде воспитателя «Стоп» останавлива ется. На кого указывает палочка в этот момент, тот и будет загадывать загадку. Воспитатель дает этому ребенку в руки одну из звучащих игрушек, и малыш говорит: «Послушай и отгадай, какая игрушка у меня в руке?» и из влекает звук. Ребенок в центре круга должен отгадать и назвать игрушку, которая издала звук. Если отгадка бу дет правильной, воспитатель вместе с детьми аплодирует ему. Если ребенок не может отгадать загадку или дает неправильный ответ, участники игры произносят слова: «Нет! Нет! Нет!». Отгадчик исправляет ошибку. После этого выбирается новый отгадчик и игра про должается. При последующих проведениях игры воспитателю нужно менять звучащие инструменты, можно предложить ре бятам послушать барабан, деревянную колотушку, нева ляшку и др. ♦
Игра «Веселые гости»
Цель. Обучение детей выделению звука среди других и восприятию его как сигнала какого-либо действия, развитие целенаправленного слухового восприятия. Игровой материал. Звучащие игрушки: барабан, му зыкальная шкатулка, гармошка; атрибуты в виде элемен тов костюма: шапочки с ушками для зайчиков, пояски для кукол, парики для клоунов; настольная ширма. Ход игры. В игре участвует вся группа детей. Ребята рассаживаются на стульчики. Воспитатель говорит: «Се годня мы будем встречать гостей. К нам придут два клоу на, две куколки и два зайчика. Все вы по очереди будете то гостями, то хозяевами». 28
Педагог предлагает ребятам рассмотреть приготовлен ные атрибуты: парики для клоунов, ушки для зайчиков, пояски для куколок. Потом показывает, что будут делать гости: клоуны будут бегать и смешить детей, куколки — красиво кружиться и танцевать, а зайчики — прыгать. Взрослый объясняет, что гости будут приходить по очере ди, а ребята — хозяева сами будут догадываться, кто собирается прийти. После этого педагог рассказывает ребятам, как они уз нают, какой гость придет: «Если вы услышите вот такой красивый, протяжный звук (играет на гармошке), знайте, что сейчас появятся клоуны. Если вы услышите другую музыку (звучит музыкальная шкатулка), — значит, к нам придут куколки. А если зазвучит такой звук (бьет в бара бан), то к нам скачут зайки». Затем воспитатель еще раз повторяет звучание инстру ментов и напоминает, какому гостю соответствует каждый сигнал. Потом объясняет, что, как только прозвучит сиг нал, нужно хором позвать гостей. Если загадка будет отгадана правильно, гости войдут и покажут, что умеют де лать. После этого воспитатель выбирает по два ребенка на роль каждого гостя и предлагает им надеть соответствую щие атрибуты. Гости выходят за дверь и немного приотк рывают ее, чтобы было слышно и видно, что происходит в группе. Затем, воспитатель подходит к столу с игрушками, за гораживает их ширмой и подает первый сигнал. Потом просит ребят назвать гостей, которые к ним спешат. Ус лышав приглашение, гости приходят и с помощью воспитателя развлекают хозяев. Потом, передав свои костюмы любым из участников игры, они садятся вместе с другими на стульчики. Потом подается новый сигнал, и игра про должается. Играть можно до тех пор, пока все дети не побывают гостями. ♦
Игра «Орнамент»
Цель. Учить воспринимать и воспроизводить взаимное расположение геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы, развитие целенаправленного зрительного и тактильного восприятия. Игровой материал. Демонстрационный: образец орнамента (в центре зеленый квадрат, по углам красные круги). Раздаточный материал: листы бумаги с контурным изображением того же орнамента; вырезанные из картона четыре красных и четыре зеленых круга, четыре красных и четыре зеленых квадрата. Ход игры. Воспитатель: «Дети, посмотрите, какая у нас висит красивая салфеточка. Какая фигура у нее посередине? Правильно, квадрат зеленого цвета. А еще на этой салфеточке есть украшения по уголкам. Какие фигурки наклеены в уголках? Правильно, это круги, красные круги». Затем педагог предлагает воспитанникам украсить свои салфеточки: «У вас много разных фигурок. Выберите нужные фигурки и разложите их на салфеточках так же, как на этой. Когда кончите, оставьте ваши салфеточки на столах». 29
Воспитатель следит за тем, как дети выполняют задание, помогает тем, кто затрудняется. В конце игры подводит итог: «Вот какие красивые салфетки сегодня сделала наша группа». ♦
Игра «Цвет и форма»
Цель. Закрепить представления детей о пяти геометрических формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) и шести спектральных цветах (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый); учить ориентироваться на два признака одновременно (цвет и форму), отвлекаясь от третьего (величины). развитие целенаправленного зрительного и тактильного восприятия. Игровой материал. Шесть карт, на каждой из них в разном порядке расположены пять фигур – квадрат, прямоугольник, равносторонний треугольник, круг и овал. Размеры: квадрат 2,5  2,5 см; прямоугольник 2,5  3,5 см; сторона равностороннего треугольника равна 2,5 см; диаметр круга 2,5 см; большой диаметр овала 3,5 см, малый – 2,5 см. Все фигуры, нарисованные на одной карте, имеют разный цвет. Тридцать вырезанных фигур – каждая из пяти форм представлена в шести цветах ( размеры: квадрат 5  5 см; прямоугольник 5  7 см; сторона равностороннего треугольника 5 см; диаметр круга 5 см; большой диаметр овала 7 см; малый – 5 см). Ход игры. В игре могут участвовать от одного до шести детей. Воспитатель берет на себя роль ведущего (в дальнейшем ее можно передать ребенку). Дети получают карты (от одной до трех – в зависимости от количества играющих и их опыта). Ведущий держит коробку с фигурами так, чтобы их не видели играющие. Вариант 1 . Ведущий достает из коробки по одной фигуре и спрашивает: «У кого такая?». Если ребенок, у которого есть фигура той же формы и цвета, обнаружил это, он получает ее и закрывает соответствующую фигуру на своей карте. Если никто не попросил фигуру, она откладывается в сторону. Выигрывает тот, кто первый закроет все фигуры на своих картах. Вариант 2. Ведущий незаметно берет из коробки фигуру и называет ее цвет и форму, например: «У кого красный квадрат?». Ребенок, у которого есть эта фигура, отзывается и получает ее. Выигрывает тот, кто первым закроет фигуры. 30

Приложение 2.

Диагностика уровня развития восприятия в младшем дошкольном

возрасте
.
♦ Тест 1. «Коробка форм»
(для детей 3-4 лет) Цель диагностики . Выявление уровня развития восприятия фор мы и действий восприятия. Экспериментальный материал . Небольшой ящик с прорезями и объемные фигуры-вкладыши (круг, треугольник , прямоугольник, квадрат, многогранник). Ход выполнения задания . Экспериментатор предлага ет внимательно рассмотреть предметы на столе: фигуры-вкладыши и ящик с прорезями. Затем говорит: «Это — необычный почтовый ящик и необычные письма. Для каждого письма есть свое окошечко. Тебе нужно опустить пись ма в этот почтовый ящик». Во время того, как ребенок помещает фигуры-вкладыши в ящик через соответствующие им прорези, педагог наблю дает за способом выполнения задания и делает записи. Оценка результатов . В зависимости от способа выпол нения задания выявляется уровень развития восприятия формы и действий восприятия у ребенка. 1.Высокий уровень . Ребенок выполняет задания на ос нове зрительного соотнесения основания фигуры-вклады ша с прорезью в ящике. 2.Средний уровень . Ребенок не всегда пользуется зри тельным соотнесением, часто примеривает, прикладывает фигуру-вкладыш к подходящей прорези. Простые фигу ры-вкладыши (с основанием — круг, квадрат) зрительно соотносит с прорезями, а сложные (с основанием — тре угольник, 31
многогранник) примеривает и прикладывает к разным прорезям. 3.Низкий уровень. Ребенок выполняет задания способом проб и ошибок (пытается протолкнуть сначала один, потом другой вкладыш в одну и ту же прорезь).
♦ Тест 2. «Разрезные картинки»
(для детей 3-4 лет) Цель диагностики . Выявление степени овладения зри тельным синтезом — объединением элементов в целостный образ. Экспериментальный материал. Картинки, состоящие из нескольких частей (от двух до шести). Ход выполнения задания . Взрослый раскладывает перед ребенком части картинки так, чтобы ему нужно было не просто сдвинуть их вместе, а придать им нужное пространственное положение. Затем экспериментатор спрашивает: «Посмотри внима тельно и скажи, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части картинки вместе?» Ребенок должен назвать, что изображено на разрезной картинке. Если же он не называет, что получится в результате сложения частей, взрослый предлагает сложить части и тогда посмотреть, что нарисовано на картинке. Экспериментатор предъявляет картинки по очереди, от двухсоставных к шестисоставным. После того как кар тинка собрана, взрослый убирает ее и предлагает сложить следующую. Во время того, как ребенок складывает картинки, взрослый наблюдает за способом выполнения зада ния и делает соответствующие записи. Оценка результатов. В зависимости от способа выпол нения задания и называния ребенком того, что будет изображено на картинке после сложения частей, выявляется уровень развития зрительного синтеза. 1.Высокий уровень. Ребенок выполняет задания на ос нове зрительного соотнесения. Допустимы 1—2 практические пробы в случае шестисоставной картинки. 2.Средний уровень. Ребенок правильно складывает кар тинки путем прикладываний (трех-, четырех-, пяти- и шестисоставных). 3.Низкий уровень. Ребенок составляет картинки с мно гочисленными неадекватными пробами или вовсе не складывает их. ♦
Тест 3. «Конструирование по образцу»
(автор Т.В. Лаврентьева) (для детей 3-4 лет) Цель диагностики. Определение уровня развития пространственного восприятия на основе анализа взаим ного расположения объектов в пространстве. 32
Экспериментальный материал . Дна набора деталей строительного материала разной формы (6 фигур с осно ванием — полукруг, треугольник, прямоугольник). Ход выполнения задания . Экспериментатор за шир мой (или листом бумаги — экраном) создает конструкцию из строительных деталей. Затем открывает конструкцию и просит ребенка: «Построй из своих кубиков точно так же». Во время того, как ребенок строит конструкции, пе дагог наблюдает за способом выполнения задания и делает записи. Оценка результатов . В зависимости от способа выпол нения задания выявляется уровень развития простран ственного восприятия у ребенка. 1.Высокий уровень. Ребенок выполняет на основе зри тельного соотнесения с образцом. 2.Средний уровень. Ребенок строит конструкцию после показа построения экспериментатором. 3.Низкий уровень. Ребенок не может самостоятельно выполнить задания, даже в случае, когда эксперимента тор строит конструкцию на его глазах. ♦
Тест 4. «Изучение восприятия цвета»
(для детей 3-4 лет) Цель диагностики. Определение уровня развития восприятия цвета . Экспериментальный материал . Кружки диаметром 3 см, окрашенные в разные цвета (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный) по 3 шт. каждого цвета; коробочки таких же цветов. Ход выполнения задания . Эксперимент проводится индивидуально с детьми и состоит из 3 серий. Первая серия. Перед ребенком ставят коробочки, дают набор кружков (по 3 шт. каждого цвета) и просят разложить по коробочкам в соответствии с их цветом. При этом цвет не называют. Вторая серия . Ребенку дают 6 кружков разного цвета. Затем называют цвет и просят ребенка найти кружки такого же цвета. Третья серия . Ребенку дают 6 кружков разного и просят назвать цвет каждого. Оценка результатов . В зависимости от успешности и способа выпол - нения задания выявляется уровень развития восприятия цвета . 1. Высокий уровень. Ребенок выполняет без ошибок все три задания. 2. Средний уровень. Ребенок выполняет задания с небольшой помощью экспериментатора, допускает ошибки, но быстро исправляется. 3. Низкий уровень. Ребенок не может выполнить все задания или часть даже при оказании помощи экспериментатором. ♦
Тест 5. «Изучение умения ориентироваться в величине предмета»
(для детей 3-4 лет) Цель диагностики. Определение уровня развития умения ориентироваться в величине предмета . 33
Экспериментальный материал . Одноцветная пирамидка из 4 колец разной величины. Ход выполнения задания . Исследование проводится индивидуально. Ребенок сидит за столом. Ему показывают пирамидку, затем у него на глазах снимают одно кольцо за другим, раскладывая их последовательно. После этого нарушают порядок и предлагают собрать пирамидку самостоятельно. Инструкцию можно повторить дважды. Расположение колец варьируется в следующем порядке: 1 вариант – 3,1,2,4 (в ряд); 2 вариант – 3,2,4,1 (в ряд); 3 вариант – 3,1,2,4 (в шахматном порядке); 4 вариант – 3,2,4,1 (в шахматном порядке). Цифра 4 – самое большое кольцо, 1 – самое маленькое. Оценка результатов . В зависимости от успешности и способа выпол - нения задания выявляется уровень развития умения ориентироваться в величине предмета . 1. Высокий уровень. Ребенок правильно выполняет все задания или часть заданий, использует зрительное соотнесение. 2. Средний уровень. Ребенок правильно выполняет все или часть заданий преимущественно на основе сравнения колец путем наложения. 3. Низкий уровень. Ребенок не может самостоятельно выполнить задания, осуществляет подбор колец путем «проб и ошибок». ♦
Тест 6. «Отгадай предмет»
(для детей 3-4 лет) Цель диагностики. Определение уровня развития слухового восприятия, его целенаправленности. Экспериментальный материал . Три звучащие игрушки, коробка. Ход выполнения задания . Исследование проводится индивидуально. Ребенок сидит за столом. Экспериментатор достает из коробки и знакомит ребенка со звуча щими игрушками, показывает, как звучит каждая. Затем просит ребенка отвернуться и назвать игрушки, догадавшись по звуку. После этого по очереди извлекает звук из каждой игрушки, ребенок называет предметы. Оценка результатов . В зависимости от успешности выпол нения задания выявляется уровень развития слухового восприятия, его целенаправленности . 1. Высокий уровень. Ребенок правильно угадывает все три игрушки. 2. Средний уровень. Ребенок правильно угадывает 1-2 игрушки. 3. Низкий уровень. Ребенок не может справиться с заданием. ♦
Тест 7. «Что это такое?»
(для детей 3-4 лет) Цель диагностики. Определение уровня развития тактильного восприятия, его целенаправленности. 34
Экспериментальный материал . Хорошо знакомые игрушки средних размеров и контрастной формы (шар, ложка, матрешка, кубик, куколка и др.) – 6 шт., повязка на глаза. Ход выполнения задания . Исследование проводится индивидуально. Ребенок сидит за столом. Экспериментатор достает из коробки и расставляет на столе игрушки. После этого дает возмож ность рассмотреть игрушки, потом говорит: «Да вайте поиграем в такую игру: я завяжу тебе глаза, и буду давать по одному предмету, а ты должен на ощупь угадать предмет и назвать его». Педагог завязывает ребенку глаза и дает для ощупывания по одному предмету. Оценка результатов . В зависимости от успешности выпол нения задания выявляется уровень развития тактильного восприятия, его целенаправленности . 1. Высокий уровень. Ребенок правильно угадывает 5-6 игрушек. 2. Средний уровень. Ребенок правильно угадывает 3-4 игрушки. 3. Низкий уровень. Ребенок правильно угадывает 1-2 игрушки или не может справиться с заданием. 35

Приложение 3.
Результаты исследования сенсорной сферы детей 2 младшей группы. № п/п Ф.И. ребенка уровень развития восприятия формы и действий восприятия у ребенка. уровень развития зрительного синтеза. уровень развития простран ственного восприятия уровень развития восприятия цвета уровень развития умения ориентироваться в величине предмета . уровень развития слухового восприятия, его целенаправленности уровень развития тактильного восприятия, его целенаправленности уровень развития тактильного восприятия, его целенаправленности итоговый уровень развития сенсорной сферы 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 Условные обозначения: 1 – до начала работы по развитию сенсорной сферы; 2 - после окончания цикла развивающих игр; В – высокий уровень, С – средний уровень, Н – низкий уровень. 36
37

Литература.
1. Анцупова Г.А. Давай поиграем. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. 2. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М.: Роспедагенство, 1994. 3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991 4. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1989. 5. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М.: Просвещение, 1988. 6. Данилова Е.Е., Практикум по возрастной и педагогической психологии. – М.: Академия, 2000. 7. Диагностический инструментарий детского психолога/ Ред. И.В. Дубровиной. – Н. Новгород, 1996. 8. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста/ Под ред. С.Л. Новоселовой. – М., 1985. 9. Краснощекова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего дошкольного возраста: игры, упражнения, тесты. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. 10.Лаврентьева Т.В. Психолог в детском дошкольном учреждении. – М.: Новая школа, 1996. 11. Марцинсковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М.: ЛИНКА ПРЕСС, 1997. 12.Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.: Просвещение, 1985. 13.Сенсорное воспитание в детском саду./ Под ред. Н.П. Саккулиной, Н.Н. Поддъякова. – М.: Просвещение, 1969. 14.Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение: Владос, 1995. 38


Яндекс.Метрика