Напоминание

"Экологические игры и упражнения для дошкольников"

Автор: Голикова Юлия Анатольевна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 4 "Рябинка"

Населённый пункт: город Елец

Наименование материала: методическое пособие

Тема: "Экологические игры и упражнения для дошкольников"

Описание:

Данное методическое пособие содержит описание экологических игр и упражнений для дошкольников.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=1370

Опубликовано 05.11.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Экологические игры и

упражнения для

дошкольников.




Игры со светом.
«Солнечные зайчики играют на стенах» - пытаться поймать на стене своим зайчиком солнечный зайчик другого ребенка. «Поиски клада» - в темной комнате с помощью фонарика разыскать спрятанную вещь. «Цветные сигналы» - придумать, с помощью каких средств можно изменить цвет сигнала фонарика: закрасить краской, закрыть цветной бумагой или стеклом. «Теневой театр» - на стене с помощью рук показать тени разных животных и птиц.
Игры с магнитами, стеклом, резиной и другими материалами.
«Свойства магнита» - экспериментировать с магнитом: притягивание разных предметов, какие притягиваются, какие нет; проверка подъемной силы магнита; какие предметы магнит поднимает, какие нет; через какие преграды может действовать магнит – через бумагу, картон, ткань, фанеру, воду. «Магнитный театр» - с помощью магнита заставить двигаться на листе бумаги или экране различные металлические фигуры, предметы; булавки, спички, проволочных человечков. «Марионетки» - привязать к длинной резинке различные предметы – колечки, мячики, фигурки – и, дергая их за нитку, заставить их подпрыгивать.
Игры с увеличительными стеклами.
«Кто самый внимательный?» - рассмотреть разные предметы, материалы, искать оставленные следы. «Мир в цветном стекле» - рассмотреть окружающий мир сквозь стекла разного цвета, определить, какие цвета какое цветное стекло «похищает».
Игры с бумагой.




«Заколдованные буквы» - рисовать и писать на бумаге молоком, лимонным и луковым соком, вместе с педагогом нагревать бумагу над свечой и узнавать, что написано в таинственном письме. Экспериментирование с копировальной бумагой разного цвета – рисовать, изготавливать копии. «Борьба с наводнением» - на пластиковую и деревянную поверхность нанести капли воды, небольшие лужицы; найти способ осушить их, используя разную бумагу, марлю, ткань.

Игры со звуками.
«Где быстрее распространяет звук?» - выявить особенности передачи звука на расстоянии; звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела. «Первый телефон» - познакомиться с простейшим устройством для передачи звука на расстоянии. «Как играет гитара» - выявить причины происхождения низких и высоких звуков – частоты звука. «Как передвигается по воде парусник?» - Как еще можно использовать ветер? Чтобы определить роль дождевого червя в природе, на дно банки нужно насыпать почву, сверху – слой песка. На песок положить сверху несколько сухих листьев и 3 – 5 дождевых червей, добавить немного воды и поставить банку в темное прохладное место. Через 2 – 3 дня можно посмотреть, что произошло в банке.
Игра «Цветочный магазин»
Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты. Ход игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов. Вариант 1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме. Вариант 2. Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался, о каком цветке идёт речь. Вариант 3. Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.
Игра-сказка «Фрукты и овощи»

Наглядный материал: картинки с изображением овощей. Воспитатель рассказывает: - Решил однажды помидор собрать войско из овощей. Пришли к нему горох, капуста, огурец, морковь, свекла, луковица, картофель, репа. (Педагог поочерёдно выставляет на стенд картинки с изображением этих овощей) И сказал им помидор: «Много желающих оказалось, поэтому ставлю такое условие: в первую очередь в войско моё пойдут лишь те овощи, в названии которых слышаться такие же звуки, что и в моём пооммиидоорр». - Как вы думаете, дети, какие овощи откликнулись на его призыв? Дети называют, выделяя голосом нужные звуки: гороох, моркоовь, картоофель, рееепа, огурееец, и объясняют, что в этих словах есть звуки р, п, как в слове помидор. Картинки с изображением названных овощей воспитатель передвигает на стенде поближе к помидору. Проводит помидор различные тренировки с горохом, морковью, картофелем, репой. Хорошо им! А остальные овощи опечалились: звуки, из которых состоят их названия, никак не подходят к звукам помидора, и решили они просить помидора сменить условие. Помидор согласился: «Будь по-вашему! Приходите теперь те, в названии которых столько же частей, сколько и в моём». - Как вы думаете, дети, кто теперь откликнулся? Сообща выясняется, сколько частей в слове помидор и в названии оставшихся овощей. Каждый отвечающий подробно поясняет, что в словах помидор и, например, капуста одинаковое количество слогов. Картинки с изображением этих растений также передвигаются в сторону помидора. - Но ещё больше опечалились лук и свекла. Как вы думаете, дети, почему? Дети объясняют, что количество частей в названии не такое, как у помидора, и звуки не совпадают. - Как помочь им. Ребята? Какое новое условие мог бы предложить им помидор, чтобы и эти овощи вошли в его войско? Воспитатель должен подвести детей к тому, чтобы они сами сформулировали такие условия: «Пусть приходят те овощи, в названии которых ударение в первой части» или «Принимаем в войско тех, в названии которых слышаться одинаковые звуки (лук, свекла)». Для этого он может предложить детям послушать и сравнить, где ударение в оставшихся словах – названиях овощей, сравнить их звуковой состав. - Все овощи стали воинами, и огорчений больше не было! – заключает воспитатель
Распределение плодов по цвету.

Воспитатель предлагает детям распределить плоды по цвету: на одно блюдо положить плоды с красным оттенком, на другое – с жёлтым, а третье – с зелёным. Игровой персонаж (например, Вини-Пух) тоже участвует в этом и совершает ошибки: например, жёлтую грушу кладёт к зелёным плодам. Воспитатель и дети доброжелательно и деликатно указывают на ошибку медвежонка, называют оттенки цвета: светло-зелёный (капуста), ярко- красный (помидор) и т.д.
Распределение плодов по форме и вкусу.
Воспитатель предлагает детям разложить плоды иначе, по форме: круглые – на одно блюдо, продолговатые – на другое. После уточнения даёт детям третье задание: распределить плоды по вкусу – на одно блюдо положить плоды сладкие, на другое – несладкие. Вини-Пух радуется – он любит всё сладкое. Когда распределение заканчивается, он ставит блюдо со сладкими плодами к себе: «Я очень люблю мёд и всё сладкое!» «Вини-Пух, разве это хорошо всё самое вкусное брать себе? – говорит воспитательница. – Дети тоже любят сладкие фрукты и овощи. Идите мыть руки, а я разрежу фрукты и овощи и угощу всех»
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается. Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать. Полетели капельки на землю..Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали- плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.
Дидактическая игра «Волшебные экранчики»

Цель: развитие у детей умений упорядочивать предметы по свойству, понимать условность обозначений, анализировать, сравнивать предметы. Материал: «Экран» с тремя «окнами прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств. Ленты – полоски с изображением предметов с разной степенью выраженности свойств (например, яблоко большое, среднее и маленькое), Правила и ход игры: воспитатель или кто-либо из детей вставляет изображение предмета в первом «окне». Предлагает подобрать «семейку» - построить упорядоченный ряд. Например: большой круг, затем средний, маленький; тёмное пятно – светлое, совсем светлое и т.д. В начале освоения игры содержание конструируется специально: выбирается свойство, подбираются картинки с ярким проявлением данного свойства. В дальнейшем можно использовать изображения с несколькими свойствами. Например, в первом «окне» красное яблоко, во втором и третьем «окнах» - разные по форме, цвету, размеру яблоки. Дети обсуждают, как построить ряд, какое свойство выбрать.
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний» заяц, ёж, лиса, шмель; трясогузка, паук, скворец, сорока; бабочка, стрекоза, енот, пчела; кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук; пчела, стрекоза, енот, пчела; кузнечик, божья коровка, воробей, комар; таракан, муха, пчела, майский жук; стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка; лягушка, комар, жук, бабочка; стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.
Подвижная игра «Земля, вода, огонь, воздух»

Играющие становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому- нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырёх слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово воздух - названием птиц. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему. Ошибающийся выбывает из игры.
Подвижная игра «Дождь»
Игроки делятся на четыре одинаковые по количеству участников команды: дождь, почва, семена пшеницы, деревья. Каждая команда делает для себя из цветной бумаги пилотки: команда «Дождь» — голубого (или синего) цвета, «Почва» — светло-коричневого цвета, «Семена» — желтого цвета, «Деревья» — ярко-зеленого цвета. В первой половине игры участвуют три команды: «Дождь», «Почва», «Семена». Команды «Почва» и «Семена» составляют одну смешанную группу, которая занимает безопасную позицию с тем, чтобы мимо нее можно было пробежать без риска. Команда «Дождь» стоит в стороне от этой группы. Правила игры,: по команде ведущего «Начинается сильный дождь» игроки команды «Дождь» поочередно быстро пробегают мимо команд «Почва» и «Семена» и пытаются их осалить. Осаленные игроки бегут вслед за дождем. Чем дождь больше осалит почвы и семян, тем лучше. Ведущий командует: Команды по местам. «Почва» и «Семена» перемешались. Начинается сильный дождь. Дождь побежал друг за другом. Веселее, веселее! Сальте, сальте «Почву» и «Семена». Больше, больше и все это на бегу. Осаленные «Почва» и «Семена» бегите вслед за дождем. Быстрее, быстрее! Стоп. Дождь прошел. Ведущий комментирует: Прошел сильный дождь. Почву и семена унесло водой. Надо защитить почву и семена от сильного дождя,— и далее командует: «Дождь», «Почва», «Семена», встаньте на свои прежние места. Команда «Деревья» займи место перед почвой и семенами, защити их. Шире, шире становитесь, чтобы сильный дождь не достал почву и семена. Встаньте в шахматном порядке. Встали? Молодцы! Игра продолжается. Снова пошел сильный дождь! «Дождь», «Дождь» бегом через деревья к почве. «Деревья» задерживайте «Дождь», сальте его. Осаленный «Дождь» медленно просачивается в «Почву» и «Семена». Так, «Деревья», весь «Дождь» осалили? Прекрасно. «Семена пшеницы», вы смочены захваченным «Дождем», начинайте прорастать.
Становитесь на стулья и медленно вытягивайтесь, вытягивайтесь вверх. Подняли вверх руки, радостно вздохнули и весело зашевелили руками- ветками. «Почва» поддержи стулья с прорастающими семенами. Дождь прекратился, из семян выросла прекрасная пшеница, Спасибо игрокам, вы прекрасно показали, как деревья спасают почву и семена от смыва, как они задерживают влагу и питают водой семена и как хорошо поэтому прорастают семена и дают богатый урожай пшеницы. Деревья — это защитники и друзья почвы и семян. Их надо беречь и сажать вокруг полей и огородов, чтобы они не давали сильному дождю уносить почву и семена. Спасибо всем. Игра окончена».
Подвижная игра «Ветер».
Игроки делятся на четыре команды: дождь, почва, деревья, семена деревьев. Команды «Ветер», «Деревья» и «Семена» одинаковые по численности, а команда «Почва» в два раза больше. Команды делают для себя пилотки из цветной бумаги: «Почва — светло- коричневого цвета, «Ветер» — голубого (синего) цвета, «Семена» — желтого, «Деревья» — зеленого цвета. В первой половине игры участвуют две команды: «Ветер» и «Почва». Команда «Почва» занимает безопасную позицию, чтобы можно было мимо нее пробежать без риска. Команда «Ветер» стоит в стороне от нее. Задачи команд: по команде ведущего: «Начинает дуть сильный ветер» игроки команды «Ветер» поочередно быстро пробегают мимо почвы и пытаются осалить игроков этой команды. Осаленные игроки «Почва» бегут вслед за ветром. Чем ветер больше осалит почвы, тем лучше. Ведущий командует: Команды по местам! «Почва» в центре, «Ветер» сбоку, «Деревья» и «Семена» на запасных местах. Начали! «Ветер» побежал. Сальте, сальте «Почву». «Ветер», «ветер», уноси, уноси «Почву». Ветер прекратился. Стоп. Как видите, сильный ветер почти полностью унес почву. Почву надо защитить от ветра. «Лес» с «Семенами», встаньте перед «Почвой». Пошире, пошире, в шахматном порядке. «Деревья» и «Семена» перемешайтесь, вот так! Снова подул ветер. «Ветер» побежал через «Деревья». «Деревья», задерживайте «Ветер», не давайте ему так быстро бежать. «Ветер», сбавь скорость, захватывай «Семена» и проноси их сквозь «Деревья», подальше от них. Прекрасно! Весь ослабленный «Ветер» просочился сквозь «Деревья» и унес с собой «Семена». Почва осталась нетронутой. Ура! Она спасена. Семена далеко унесены от деревьев.
«Семена», прорастайте, прорастайте на новом месте! Вставайте на стулья и вытягивайтесь, вытягивайтесь. «Ветер», поддержи стулья и ростки новых деревьев. Вот и вырос на новом месте могучий лес, который защитит почву на новом месте от разрушения ветром и водой. Ветер из врага почвы превратился в ее друга. И все это благодаря деревьям. Деревья защитили почву от разрушения сильным ветром, а сильный ветер далеко унес семена и посадил там новые леса. Как говорится: «У природы нет плохой погоды, всякая погода благодать». Спасибо всем. Игра окончена».
Интеллектуальная игра «Город будущего».
Участники игры разбиваются на команды по 3 -4 человека. Каждой команде дается 10 минут на составление рисунков и рассказа о том городе будущего, в котором они хотели бы жить. По сигналу ведущего начинается выступление команд. Очередность выступления устанавливается по жребию. На выступление одной команды дается 3-5 минут. В выступлении обязательно учитывается воздействие предлагаемого проекта на человека и окружающую среду. После этого жюри, составленное из членов команд или приглашенных гостей подводит итоги и объявляет победителя. При подведении итогов игры оценивается не только оригинальность разработанного проекта, но и его экологичность
Упражнение «Исследователи природы».
Проводится в целях привлечения внимания детей к запахам, звукам и осязательным ощущениям как средству получения информации об окружающей природе. Для этого можно ввести игровую ситуацию, в которой детям предлагается побыть информацию об окружающей природе в темноте или с завязанными глазами. Необходимо рассказать детям, как следует передвигаться с завязанными глазами: двигаться нужно медленно и осторожно. Дайте детям поупражняться. Попросите рассказать, как они воспринимают звуки, запахи, предметы на ощупь. На улице покажите детям, как лучше вести того, у кого завязаны глаза. Необходимо, чтобы каждый получил возможность повести исследование с закрытыми глазами. После каждого подобного исследования следует обсудить полученные детьми впечатления. Дети могут зарисовать предметы или подобрать картинки с изображением предметов, которые они трогали, нюхали,
слышали. Что они узнали о местах, которые исследовали? Какие запахи были основными? Было шумно или тихо? Сколько дети насчитали предметов, различающихся на ощупь? Предложите детям вырезать квадратик, соответствующий определенному чувству, и подобрать к нему соответствующую картинку. Попросите тоже самое проделать дома – в квартире или на улице. Пусть дети нарисуют предметы, которые они распознали с помощью каждого органа чувств.
Упражнение «Самый внимательный».
Направлено на развитие внимательности, наблюдательности. Необходимо научить детей замечать повторяемость форм и линий в природной и искусственной среде. Для этого следует выделить повторяемость форм в различных предметах, объектах природы. Прожилки листьев похожи на крону деревьев, чешуя рыбы повторяется в черепице на крыше. Узнавание образов может привести детей к новому осознанию красоты природных форм. Дети могут осознать соотношение формы и функционального назначения предмета или его части, при этом у детей развивается более широкий взгляд на окружающий мир. Вырежьте вместе с детьми найденные в природе формы, попросите найти их в группе, на участке, дома, в окружающей природе. Покажите образ, созданный из нескольких форм. Это же упражнение поводится в целях выделения разных поверхностях в природе. Сначала можно использовать « волшебные дощечки», на которых наклеены разные природные материалы: кора дерева, еловые иголки, песок и др. Предложите после каждого упражнения рассказать о своих ощущениях, назвать их. После того как дети научатся различать поверхности на дощечках, следует продолжать работу в естественных условиях. Попросите детей ответить на ряд вопросов: Чем отличается окра старых деревьев от молодых? Чем отличаются природные объекты от предметов, созданных людьми? Какие из форм встречаются наиболее часто? Какие формы или образы вы находите наиболее приятными и почему? Предложите детям создать пейзаж – вырезать формы окружающих предметов и объектов из цветной бумаги. Эти формы можно потом наклеить на большие листы бумаги. В качестве домашнего задания можно предложить на каждую форму подобрать картинки, соответствующие наблюдаемым вокруг предметам.
Упражнение «Прогулка с увеличительными стеклами».
Предварительно научить детей пользоваться увеличительным стеклом (лупой). Поупражняться в фокусировании стекол, например, на пальцах. Объясните, что стекло нужно держать ближе к глазам, а палец надо двигать, пока изображение не станет четким.
Когда дети освоят эти приемы, выведите детей на улицу для изучения деталей, которые трудно обнаружить не вооруженным глазом в окружающем их мире. Предложите навести стекло на кору дерева, найти маленькие волоски на поверхности различных растений. Рассмотрите «парашютики» семян одуванчиков, загляните внутрь какого-либо цветка. Рассмотрите камни, тротуар, каплю травы на травинке. Найдите насекомых, червей. Поищите их под камнями или досками на пустырях. Попросите детей внимательно рассмотреть их. Проследите, чтобы все находки были возвращены на место. После прогулки попросите детей зарисовать то, что они наблюдали.
Упражнение «Разноцветная мозаика».
Проводится в целях выделения цветов и их оттенков. Дети должны научиться различать характерные для их местности цвета – в природной и искусственной среде. Перед выполнением упражнения вспомните, какие бывают цвета и оттенки. Подготовьте карточки с их изображением. Предложите детям отыскать в природе, на участке детского сада и дома предметы на каждую цветовую карточку. Обсудите полученные результаты. Какие цвета в окружающей природе встречаются чаще? Составьте цветовую мозаику своего участка, местности своего дома, улицы, села. Посчитайте, сколько предметов, и какого цвета нашли дети. Сколько природных объектов, сколько предметов, созданных руками человека? Предложите рассказать, какие предметы детям нравятся больше всего и почему. Дайте детям возможность нарисовать любимые предметы, раскрасить их в любимые цвета. Раздайте детям листы с изображение основных цветов радуги. Предложите дома подобрать картинки предметов соответствующего цвета и распределить их на полосах. Попросить детей подсчитать их общее число объектов каждого цвета и определить цвета природных и искусственных объектов. Попросите рассказать, какие ощущения вызывают у детей каждый цвет, и какие предметы и краски им нравятся больше всего. После того как будут выполнены все домашние задания, можно создать картинку больших размеров «Цветовая мозаика улицы, села», объединив работы детей.


Яндекс.Метрика