Цель: создание условий для сенсорного развития детей.
Задачи:
Образовательные:
дать возможность применить полученные знания о геометрических фигурах
и их величинах;
закрепить умения сравнивать предметы по сенсорным признакам;
познакомить с новым понятием «округлый»;
обучать умению оценивать отдельные элементы обстановки с точки зрения
«Опасно - неопасно»;
Развивающие:
формировать умения сравнивать, находить сходства и различия предметов;
развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы на основе
полученной информации;
продолжать развивать умение работать в коллективе;
развивать умение слушать и концентрировать внимание;
развивать эмоциональную сферу, умения дифференцировать эмоции,
выражать эмоции невербально.
Воспитательная:
воспитывать доброе отношение к персонажам, желание им помогать,
переживать;
продолжать воспитывать бдительность в общении с чужими людьми,
разъяснить, какие опасности могут подстерегать на улице.
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций «Дикие животные»;
дидактическая игра на закрепление знаний о геометрических фигурах
«Фигуры вокруг нас»; театрализованное обыгрывание детьми сказки
«Колобок».
Материал и оборудование:
музыкальная игра «Тук – тук, дверь открой»;
релаксационная музыка «Шум леса»; электронные картинки – заяц, волк,
медведь, лиса; аппликация «Избушка»; геометрические фигуры для
конструирования избушки – 12 кругов, большой квадрат, маленький квадрат,
три маленьких прямоугольника, большой прямоугольник; письмо; две речки
– узкая и широкая; две дощечки; камни различной величины; два одинаковых
серых треугольника; один оранжевый круг; два коричневого квадрата; два
серых прямоугольника; два оранжевого прямоугольника; игрушка «Колобок».
Ход ИОС:
Дети свободно гуляют. Воспитатель приглашает их поиграть в музыкальную
игру «Тук – тук, дверь открой». Выполняются движения согласно тексту.
Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.
Дети здороваются.
Воспитатель: Ребята, сегодня я шла в детский сад и встретила почтальона. Он
просил передать вам письмо. На конверте написано, что оно от дедушки и
бабушки из сказки «Колобок». Давайте его прочтем? (ответы детей).
Воспитатель: Здесь написано, что дедушка попросил бабушку испечь
Колобок. Бабушка испекла и положила его на окошко студиться и он куда-то
пропал. Они очень переживают и просят вас им помочь найти Колобок.
Ребята поможем? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете эту сказку «Колобок»? (ответы детей).
Давайте вместе ее расскажем?
Воспитатель: Жили – были …
Дети: Дед и бабка.
Воспитатель: Где они жили?
Дети: В домике (избушке).
Воспитатель: Этот домик называется «Избушка». Посмотрите, как выглядит
избушка? (воспитатель показывает картинку избушки).
Воспитатель: В такой избушке жили дед и бабушка. Давайте построим такую
же избушку из геометрических фигур?
Дети вместе с воспитателем строят избушку из фигур и проговаривают
действия. (Предполагаемые ответы детей: стены - это большой квадрат,
крыша – треугольник, окно – маленький квадрат, дверь – большой
прямоугольник, труба – маленький прямоугольник, ставни у окна – два
маленьких прямоугольника одинакового цвета).
Воспитатель: Из каких фигур еще состоит избушка? (предполагаемый ответ:
круги).
Воспитатель: Эти круги называются – срубы. (Дети располагают круги на
избушке).
Воспитатель: Какой красивый дом у нас получился. Что же было в сказке
дальше?
Дети: Испекла бабка Колобок и положила его на окно студиться.
Воспитатель: Какую форму напоминает Колобок? (ответы детей - круг).
Какого цвета? (Предполагаемые ответы детей: желтый).
Воспитатель: На столе лежат фигуры, (имя ребенка) … среди них найди
желтый круг и положи его перед избушкой. (Дети по очереди выполняют
задания).
Воспитатель: Что же было дальше в сказке? (Предполагаемые ответы детей:
Колобок лежал, лежал на окне и покатился)
Воспитатель: Кого Колобок встретил сначала? (Предполагаемые ответы
детей: зайца)
Воспитатель показывает картинку зайца и спрашивает: На какую
геометрическую фигуру похож заяц? (Предполагаемые ответы детей: на
треугольник)
Воспитатель: Какого цвета заяц? (Предполагаемые ответы детей: серого
цвета)
Воспитатель: (…) среди фигур найди треугольник серого цвета и положи его
перед избушкой около круга.
Воспитатель: Кого Колобок встретил потом? (Предполагаемые ответы детей:
волка)
Воспитатель показывает картинку волка и спрашивает: На какую
геометрическую фигуру похож волк? (Предполагаемые ответы детей: на
прямоугольник)
Воспитатель: Какого цвета волк? (Предполагаемые ответы детей: серого).
Воспитатель: (…) среди фигур найди прямоугольник серого цвета и положи
его перед избушкой около треугольника.
Воспитатель: Кого потом встретил Колобок? (Предполагаемые ответы детей:
на медведя) .
Воспитатель показывает картинку медведя и спрашивает: На какую
геометрическую фигуру похож медведь? (Предполагаемые ответы детей:
квадрат)
Воспитатель: Какого цвета медведь? (Предполагаемые ответы детей:
коричневого).
Воспитатель: (…) среди фигур найди квадрат коричневого цвета и положи
его перед избушкой около прямоугольника.
Воспитатель: Какое животное Колобок встретил последним?
(Предполагаемые ответы детей: лису).
Воспитатель показывает картинку лисы и спрашивает: На какую
геометрическую фигуру похожа лиса? (Предполагаемые ответы детей:
прямоугольник)
Воспитатель: Какого цвета лиса? (Предполагаемые ответы детей:
оранжевого)
Воспитатель: (…) возьми прямоугольник оранжевого цвета и положи его
перед избушкой около квадрата.
Воспитатель: Ребята, мы вместе вспомнили сказку и не должны допустить
того, чтоб лиса съела Колобка. Пойдемте его искать. Как вы думаете, куда
мог покатиться Колобок? (Предполагаемые ответы детей: в лес)
Воспитатель: Пойдемте в лес, найдем и вернем Колобка бабушке и дедушке.
Воспитатель и дети подходят к первому ручейку.
Воспитатель: Ой, это же ручеек! Какой он по ширине? (Предполагаемый
ответ детей: узкий).
Воспитатель: Как мы можем его перейти? (Предполагаемый ответ:
перешагнуть).
Воспитатель: Давайте перешагнем ручеек? (Дети и воспитатель
перешагивают через ручеек).
Воспитатель: Еще одна речка! Как вы думаете, какая она по ширине?
(Предполагаемый ответ: широкая).
Воспитатель: Широкую речку мы не сможем перешагнуть, а как можно через
нее перебраться. (Предполагаемый ответ детей: по камешкам).
Воспитатель: Вокруг много камней. Какую форму они имеют?
(Предполагаемый ответ детей: круглую).
Воспитатель: Посмотрите внимательно, ни один камень не имеет ровную
форму, как у круга. Камень имеет закругленные линии и называется эта
форма - округлая.
Воспитатель: Подумайте, камни, какие по величине? (Предполагаемый ответ
детей: большие и маленькие);
Воспитатель: Какие камни лучше использовать, чтобы перейти речку –
большие или маленькие? Почему? (Предполагаемые ответы детей: лучше
использовать большие камни, чтобы не упасть).
Воспитатель: Что может произойти, если мы будем использовать маленькие
камни? (Предполагаемые ответы детей: с маленьких камней мы можем
упасть).
Воспитатель: Как еще можно перейти речку? (Предполагаемый ответ детей:
построить мост).
Воспитатель: Из чего можно построить мост? (Предполагаемый ответ: из
дощечек).
Воспитатель: (имя ребенка) … найди и положи дощечку через речку.
(Ребенок выполняет задание).
Воспитатель: Мост слишком узкий. Как вы думаете, хватит ли одной
дощечки? (Предполагаемый ответ – нет, нужна еще одна дощечка).
Воспитатель: (имя ребенка)… возьми еще одну дощечку и положи ее через
речку. (Ребенок выполняет задание).
Воспитатель: Ребята, мы построили мост, выложили камни, теперь смело
можно переходить речку.
Дети, по своему желанию, переходят речку по камням и по мосту.
Воспитатель: Вот мы и попали в лес. Закройте глаза, вдохните воздух.
Чувствуете, какой он свежий?
Дети дышат «лесным» воздухом.
Воспитатель: Прислушайтесь, слышите, как шумят листья на деревьях, поют
птицы? (Звучит музыкальная заставка «Шум леса»).
Воспитатель: Ребята, нужно идти дальше.
Дидактическая игра «Угадай животное».
Воспитатель: Я буду показывать фигуру, а вы вспомните, на какое животное
она похожа.
Треугольник серого цвета (предполагаемый ответ – заяц) – попрыгаем, как
заяц-трусишка;
прямоугольник серого цвета (предполагаемый ответ - волк) – порычали, как
злой волк;
квадрат коричневого цвета (предполагаемый ответ - медведь) – походим, как
косолапый медведь;
прямоугольник оранжевого цвета (предполагаемый ответ - лиса) – повиляем
хвостиком, как хитрая лиса.
Воспитатель: Тихо! Слышите, кто-то плачет? (Находят Колобка).
Воспитатель: Нашелся наш Колобок. Ребята, давайте его успокоим,
пожалеем. (Воспитатель и дети гладят Колобка). Не плачь Колобок, мы тебя
вернем дедушке и бабушке. Дети, расскажите Колобку, что надо делать,
чтобы не случилась беда? Какие правила мы должны соблюдать, чтобы не
потеряться?
Дети называют правила безопасности на улице.
Воспитатель: До вечера Колобок останется с нами. Мы за ним присмотрим,
чтобы он больше не попал в беду. Я знаю, где живут его дедушка и бабушка.
Когда пойду домой, отнесу Колобка им. Они будут рады! А теперь пора
возвращаться в детский сад. Чтобы не заблудиться, мы пойдем тем же путем,
что и пришли.
Воспитатель и дети переходят речку и возвращаются в свою группу.
Воспитатель: Ребята, что мы сделали, чтобы помочь Колобку? Если вам
когда-то предстоит переходить речку, какие материалы вы будите
использовать? Какая игра вам больше всего понравилась? Какое задание было
самым трудным?
Структура ИОС:
1.
Мотив: пришло письмо с просьбой о помощи.
2.
Проблема: потерялся Колобок, нужно его найти.
3.
Поиск путей решения.
4.
Решение проблемы: нашли Колобка и рассказали ему о безопасном
поведении.