Тема: «Маленькие экспериментаторы: опыты с водой»
«То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!»
Китайская пословица
Направленность программы – практическая, познавательная.
Пояснительная записка:
Серия наблюдений, опытов и экспериментов с водой способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и
эмоциональности в общении с окружающим миром. Восприятие мира детьми пятого года жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы
и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными
предметами. Как показывает практика, если ребенка среднего возраста не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в
дальнейшем он не всегда будет проявлять устойчивый интерес к деятельности, будет испытывать чувство страха при ознакомлении с новым
предметами.Ведущим познавательным процессом у детей является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит
способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и
явлений окружающего мира.Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму».Усваивается
все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в
практику работы с детьми младшего дошкольного возраста.Данный кратковременный образовательный практик способствует развитию
самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.
«То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю!»
Возрастная категория детей – 4-5лет
Количество часов: 4 занятия
Периодичность занятий: 1 раза в неделю
Время занятий -15-20 минут.
Прогнозируемый результат : формирование устойчивого интереса ;обогащение словаря детей; развитие познавательной активности
детей
;
расширить и обобщить представления о воде и ее свойствах.
Перспективный план на краткосрочные образовательные практики « Маленькие экспериментаторы: опыты с водой
»
№ Тема занятия
Задачи
Оборудование
Развернутое содержание
работы
Продукт деятельности,
результат
1.
Игра с водой:
«Налил-вылил»,
«Выжми
мочалку»
Способствовать развитию
координации движений и
развитию мелкой
моторики, содействовать
расширению
представления о свойствах
вещества.
Емкость с водой, один
большой и один
маленький стакан,
две емкости,
поролоновая губка.
◈
Поставить перед ребенком
тазик с водой. Показать, как
можно, зачерпывая воду
одним стаканом, переливать
ее в другой.
◈
Предоставить ребенку
свободу действий.
◈
Одну емкость заполните
водой. Показать ребенку, как с
помощью губки можно
переносить воду из одной
посуды в другую.
◈
Предложить попробовать
самому сделать то же самое.
Умение с помощью
губки переносить воду из
одной посуды в другую
2.
Игра с водой:
«Сквозь сито»,
«Буря в стакане»
Познакомить с
назначением предметов и
свойствами вещества
Стакан, сито.
◈
Поставить перед ребенком
тазик с водой. Пусть малыш
льет воду из стакана в сито.
◈
Объяснить ему, почему вода
Умение делать
простейшие выводы из
увиденного опыта
протекает сквозь сито
3.
Игра с водой:
«Поплывет или
утонет»
Способствовать развитию
наблюдательности, мелкой
моторики, освоению
навыков
классифицирования
предметов
Предметы, тонущие в
воде (камушки, ложки,
винтики,
пуговицы),предметы,
не тонущие в воде
(мячик, деревянные
дощечки,
пластмассовые
игрушки), емкость с
водой, два пустых
ведерка.
◈
Поставить перед ребенком
тазик с водой и разложите все
предметы. Пусть малыш
кидает по очереди предметы в
воду и наблюдает за ними.
◈
Доставать предметы из
воды и раскладывайте их по
разным ведеркам — в одно,
все, что не утонуло, в другое —
то, что оказалось на дне.
Умение
классифицировать
предметы на которые
тонут и не тонут в воде
4.
Игра с водой:
« Окрашивание
воды»
Содействовать
в выяснении свойства
воды: вода может быть
тёплой и холодной,
некоторые вещества
растворяются в воде. Чем
больше этого вещества, тем
интенсивнее цвет; чем
теплее вода, тем быстрее
растворяется вещество.
Ёмкости с водой
(холодной и тёплой),
краска, палочки для
размешивания,
мерные стаканчики.
◈
Рассматривание совместно с
детьми в воде 2-3 предмета,
выяснять, почему они хорошо
видны (вода прозрачная).
◈
Определяем вместе с
детьми, как можно окрасить
воду (добавить краску).
Взрослый предлагает окрасить
воду самим (в стаканчиках с
тёплой и холодной водой).
В каком стаканчике краска
быстрее растворится? (В
стакане с тёплой водой).
Как окрасится вода, если
красителя будет больше? (Вода
станет более окрашенной).
Умение окрашивать воду
с разной интенсивностью
цвета
Правила при работе с водой.
1.
Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело.
2.
Пролил воду — не беда:
3.
Тряпка под рукой всегда.
4.
Фартук — друг: он нам помог,
И никто здесь не промок.
Правила при окончании работы
1.
Ты работу завершил?
Все на место положил?
Свойства воды уникальны, мы не раскрыли большую часть, поэтому актуальность продолжения работы в этом направление необходима.