Напоминание

"Учить или не учить дошкольников грамоте?"

Автор: Газизова Марина Анатольевна

Должность: учитель - логопед

Учебное заведение: ЧДОУ "Детский сад № 259 ОАО "РЖД"

Населённый пункт: п. Новый Ургал Хабаровский край Верхнебуреинский район

Наименование материала: Консультация для родителей

Тема: "Учить или не учить дошкольников грамоте?"

Описание:

Учить детей грамоте можно и необходимо перенести из младшего школьного в дошкольный возраст. Уже в два с половиной – три года малыши начинают проявлять интерес к буквам. " Это какая буква? Что здесь написано?" - такие вопросы слышали все родители маленьких почемучек. Как же оставить такие вопросы без ответа? Период с 4 – 5 лет считается периодом "языковой одаренности", когда дети особенно восприимчивы к звуковой стороне речи.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=145

Опубликовано 04.08.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Учитель – логопед высшей квалификационной категории:

Газизова Марина Анатольевна

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Тема: «
Учить или не учить дошкольников грамоте?» На протяжении не одного десятка лет многих педагогов и родителей волнует вопрос: учить или не учить дошкольников грамоте? Известный российский психолог Р.С. Немов настаивает на том, что «научение» детей грамоте можно и необходимо перенести из младшего школьного в дошкольный возраст. Уже в два с половиной – три года малыши начинают проявлять интерес к буквам. « Это какая буква? Что здесь написано?» - такие вопросы слышали все родители маленьких почемучек. Как же оставить такие вопросы без ответа? Многие современные ученые считают, что дошкольники готовы к обучению грамоте уже к четырем годам. Именно период с 4 – 5 лет считается периодом «языковой одаренности», когда дети особенно восприимчивы к звуковой стороне речи. При обучении чтению нельзя закреплять у ребенка неправильное произношение звуков. А значит, процесс должен строиться только на материале правильно произносимых звуков. В связи с этим, следует начинать изучение звуков и букв только тех, которые правильно ребенок произносит. Разные звуки родной речи осваиваются ребенком в разные сроки – есть «трудные» для детей звуки. Часто бывает, что, начиная изучать буквы, ребенок еще не очень хорошо произносит звуки, ими обозначаемые, в даль- нейшем это может привести к возникновению нарушений письма и чтения. Поэтому, трудные в произношении звуки и соответствующие им буквы следует изучать в последнюю очередь. Последовательность изучения букв: А, У, О, И, Т, П, Н, М, К, Б, Д, Г, Ф, В, Х, Ы, С, З, Ш, Ж, Э, Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ. Но чтобы ваш ребенок научился читать, необходимо чтобы он понял, что
речь состоит из звуков, которые превращаются в слова, а также усвоил звукослоговое строение слов русской речи и обозначение звуков буквами. В совершенстве владел слуховым, зрительным восприятием и вниманием. Результаты диагностического обследования помогут оценить картину речевого развития ребенка, помогут наметить индивидуальную работу, а затем оценить эффективность собственной работы.
4 – 5 лет

да нет
1. Правильно произносит все звуки родного языка 1бал л - 2.Правильно произносит слова сложной слоговой конструкции: (перекресток, милиционер, температура, аквариум) 1бал л - 3.Умеет на слух различать длинные, короткие слова (мак, погремушка, трава и др.) 1бал л - 4. Знает 4 гласных звука (А, О, У, И) а) выделяет из ряда звуков; б) выделяет в начале слова; в) выделяет в конце слова. 1бал л 1балл 1балл 1балл - - - - 5. Знает 5 согласных Т, П, М, Н, К а) умеет выделять в начале слова; б) выделяет в конце слова. 1бал л 1балл 1балл - - - 6.Подбирает слова на заданный звук ( А,У,О,И,П,М,К,Т,Н) 1бал л - 7.Читает: а) слияние гласных :ау, уа, оа, ао, уо, оу, иа, аи, ои, ои б) закрытые слоги: ат, ут, оп, ип, ан, ун, им, ом, ак, ок,ик. в) открытые слоги: та, то, ми, му, па, по, пи, ки, ку, ко, на, но г) односложные слова: кот, кит, мак, ком, ток. Д) двусложные слова: мама, папа, кума, пика, нота, пума, кино, мука, Ната. 1бал л 1балл 1балл 1балл 1балл - - - - - Высокий уровень – 16 – 10 баллов Средний уровень - 10 – 7 баллов
Низкий уровень - ниже 7 баллов.
5 – 6 лет

да

нет
1.
.
Правильно произносит все звуки родного языка 1бал л - 2.Правильно произносит слова сложной слоговой конструкции: (перекресток, милиционер, температура, аквариум) 1бал л - 3. Владеет делением слов на слоги 1бал л - 4.Знает что такое: а) слог; б) слово; в) предложение; г) звук; д) буква. 1бал л 1балл 1балл 1балл 1балл - - - - - 5. Знает, что такое а) гласный звук; б) согласный звук. 1балл 1балл - - 6. Выделяет заданный звук в слове: а) в начале слова; б) в середине слова; в) в конце слова. 1бал л 1балл 1балл - - - 7. Владеет анализом и синтезом: а) обратных слогов типа: ат, ом, уп, ин и др. Б) в прямых слогах : ма, по, ку, на и др. 1балл 1балл - -
8. Умеет написать, выложить буквы 1бал л - 9. Умеет подбирать слово на заданный звук 1бал л - 10. Читает слова: а) закрытый слог: уха, ухо, это, эхо, усы, Эмма, яма и др. б) открытый слог: нога, дуга, вата, вода, коза, зима и др. в) слова типа: трава, бант, майка, дочка и др. г) предложения. 1бал л 1балл 1балл 1балл - - - - 11. Умеет решать ребусы 1бал л - Высокий уровень – 22 – 17 баллов Средний уровень – 16 - 10 баллов Низкий уровень –ниже 10 баллов
6 - 7 лет

да

нет
1.
.
Правильно произносит все звуки родного языка 1балл - 2.Правильно произносит слова со сложной слоговой структу- рой (перекресток, милиционер, температура, аквариум) 1балл - 3.Имеет знания о гласных и согласных звуках 1балл - 4.Знает признаки гласных и согласных звуков 1балл - 5. Различает твердые и мягкие звуки 1балл - 6. Выделяет заданный звук в слове : а) в начале слова; б) в середине слова; 1балл 1балл 1балл - - -
в) в конце слова. 7. Подбирает слова на заданный звук 1балл - 8. Владеет: а) слоговым анализом слова б) анализом предложения без предлога 1балл 1балл - - 9. умеет проводить анализ и синтез слова ( слон, слива, усы 1балл - 10 Читает: а) слоги; б) слова; В) предложения. 1балл 1балл 1балл - - - 11. печатает: а) слоги; б) слова; в) предложения. 1балл 1балл 1балл - - - 12 Умеет разгадывать ребусы,решать кроссворды, изографы 2балла - 13. Имеет представления о правилах правописания ( ча – ща, чу – щу, ши –жи) 2балла - 14 Дифференцирует : а) свистящие; б) шипящие; в) соноры. 1балл 1балл 1балл - - - Высокий уровень 25 – 19 баллов Средний уровень 18 – 13 баллов Низкий уровень ниже 13 баллов


Яндекс.Метрика