Учебное заведение: ЧДОУ "Детский сад № 259 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: п. Новый Ургал Хабаровский край Верхнебуреинский район
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Учить или не учить дошкольников грамоте?"
Описание:
Учить детей грамоте можно и необходимо перенести из младшего школьного в дошкольный возраст.
Уже в два с половиной – три года малыши начинают проявлять интерес к буквам. " Это какая буква? Что здесь написано?" - такие вопросы слышали все родители маленьких почемучек. Как же оставить такие вопросы без ответа? Период с 4 – 5 лет считается периодом "языковой одаренности", когда дети особенно восприимчивы к звуковой стороне речи.
Учитель – логопед высшей квалификационной категории:
Газизова Марина Анатольевна
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Тема: «
Учить или не учить дошкольников грамоте?»
На протяжении не одного десятка лет многих педагогов и родителей волнует
вопрос: учить или не учить дошкольников грамоте? Известный российский
психолог Р.С. Немов настаивает на том, что «научение» детей грамоте можно
и необходимо перенести из младшего школьного в дошкольный возраст.
Уже в два с половиной – три года малыши начинают проявлять интерес к
буквам. « Это какая буква? Что здесь написано?» - такие вопросы слышали
все родители маленьких почемучек. Как же оставить такие вопросы без
ответа? Многие современные ученые считают, что дошкольники готовы к
обучению грамоте уже к четырем годам. Именно период с 4 – 5 лет считается
периодом «языковой одаренности», когда дети особенно восприимчивы к
звуковой стороне речи.
При обучении чтению нельзя закреплять у ребенка неправильное
произношение звуков. А значит, процесс должен строиться только на
материале правильно произносимых звуков. В связи с этим, следует начинать
изучение звуков и букв только тех, которые правильно ребенок произносит.
Разные звуки родной речи осваиваются ребенком в разные сроки –
есть «трудные» для детей звуки. Часто бывает, что, начиная изучать буквы,
ребенок еще не очень хорошо произносит звуки, ими обозначаемые, в даль-
нейшем это может привести к возникновению нарушений письма и чтения.
Поэтому, трудные в произношении звуки и соответствующие им буквы
следует изучать в последнюю очередь.
Последовательность изучения букв: А, У, О, И, Т, П, Н, М, К, Б, Д, Г, Ф, В, Х,
Ы, С, З, Ш, Ж, Э, Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ.
Но чтобы ваш ребенок научился читать, необходимо чтобы он понял, что
речь состоит из звуков, которые превращаются в слова, а также усвоил
звукослоговое строение слов русской речи и обозначение звуков буквами.
В совершенстве владел слуховым, зрительным восприятием и вниманием.
Результаты диагностического обследования помогут оценить картину
речевого развития ребенка, помогут наметить индивидуальную работу, а
затем оценить эффективность собственной работы.
4 – 5 лет
да нет
1. Правильно произносит все звуки родного языка
1бал
л
-
2.Правильно произносит слова сложной слоговой конструкции:
(перекресток, милиционер, температура, аквариум)
1бал
л
-
3.Умеет на слух различать длинные, короткие слова (мак,
погремушка, трава и др.)
1бал
л
-
4. Знает 4 гласных звука (А, О, У, И)
а) выделяет из ряда звуков;
б) выделяет в начале слова;
в) выделяет в конце слова.
1бал
л
1балл
1балл
1балл
-
-
-
-
5. Знает 5 согласных Т, П, М, Н, К
а) умеет выделять в начале слова;
б) выделяет в конце слова.
1бал
л
1балл
1балл
-
-
-
6.Подбирает слова на заданный звук ( А,У,О,И,П,М,К,Т,Н)
1бал
л
-
7.Читает:
а) слияние гласных :ау, уа, оа, ао, уо, оу, иа, аи, ои, ои
б) закрытые слоги: ат, ут, оп, ип, ан, ун, им, ом, ак, ок,ик.
в) открытые слоги: та, то, ми, му, па, по, пи, ки, ку, ко, на, но
г) односложные слова: кот, кит, мак, ком, ток.
Д) двусложные слова: мама, папа, кума, пика, нота, пума,
кино, мука, Ната.
1бал
л
1балл
1балл
1балл
1балл
-
-
-
-
-
Высокий уровень – 16 – 10 баллов
Средний уровень - 10 – 7 баллов
Низкий уровень - ниже 7 баллов.
5 – 6 лет
да
нет
1.
. Правильно произносит все звуки родного языка
1бал
л
-
2.Правильно произносит слова сложной слоговой
конструкции: (перекресток, милиционер, температура,
аквариум)
1бал
л
-
3. Владеет делением слов на слоги
1бал
л
-
4.Знает что такое:
а) слог;
б) слово;
в) предложение;
г) звук;
д) буква.
1бал
л
1балл
1балл
1балл
1балл
-
-
-
-
-
5. Знает, что такое
а) гласный звук;
б) согласный звук.
1балл
1балл
-
-
6. Выделяет заданный звук в слове:
а) в начале слова;
б) в середине слова;
в) в конце слова.
1бал
л
1балл
1балл
-
-
-
7. Владеет анализом и синтезом:
а) обратных слогов типа: ат, ом, уп, ин и др.
Б) в прямых слогах : ма, по, ку, на и др.
1балл
1балл
-
-
8. Умеет написать, выложить буквы
1бал
л
-
9. Умеет подбирать слово на заданный звук
1бал
л
-
10. Читает слова:
а) закрытый слог: уха, ухо, это, эхо, усы, Эмма, яма и др.
б) открытый слог: нога, дуга, вата, вода, коза, зима и др.
в) слова типа: трава, бант, майка, дочка и др.
г) предложения.
1бал
л
1балл
1балл
1балл
-
-
-
-
11. Умеет решать ребусы
1бал
л
-
Высокий уровень – 22 – 17 баллов
Средний уровень – 16 - 10 баллов
Низкий уровень –ниже 10 баллов
6 - 7 лет
да
нет
1.
. Правильно произносит все звуки родного языка
1балл
-
2.Правильно произносит слова со сложной слоговой
структу-
рой (перекресток, милиционер, температура, аквариум)
1балл
-
3.Имеет знания о гласных и согласных звуках
1балл
-
4.Знает признаки гласных и согласных звуков
1балл
-
5. Различает твердые и мягкие звуки
1балл
-
6. Выделяет заданный звук в слове :
а) в начале слова;
б) в середине слова;
1балл
1балл
1балл
-
-
-
в) в конце слова.
7. Подбирает слова на заданный звук
1балл
-
8. Владеет: а) слоговым анализом слова
б) анализом предложения без предлога
1балл
1балл
-
-
9. умеет проводить анализ и синтез слова ( слон, слива, усы
1балл
-
10 Читает: а) слоги;
б) слова;
В) предложения.
1балл
1балл
1балл
-
-
-
11. печатает: а) слоги;
б) слова;
в) предложения.
1балл
1балл
1балл
-
-
-
12 Умеет разгадывать ребусы,решать кроссворды, изографы
2балла
-
13. Имеет представления о правилах правописания
( ча – ща, чу – щу, ши –жи)
2балла
-
14 Дифференцирует : а) свистящие;
б) шипящие;
в) соноры.
1балл
1балл
1балл
-
-
-
Высокий уровень 25 – 19 баллов
Средний уровень 18 – 13 баллов
Низкий уровень ниже 13 баллов