Детская одаренность – одно из интересных и загадочных явлений природы.
Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих
столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется
общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в
неординарной творческой личности.
Одно из определений понятия «одаренный ребенок»: «Одаренный ребенок –
это ребенок, который выделяется яркими, очевидными иногда выдающимися
достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том
или ином виде деятельности ».
Одаренные дети обычно обладают отменной памятью, которая основана на раннем
овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличают способность
классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными
знаниями.
Так же у детей часто наблюдается обширный словарный запас, сопровождающийся
сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы.
Одаренных детей также отличают повышенная концентрация внимания на чем-либо,
упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна.
Типичные черты одаренных детей:
- на занятиях все легко и быстро схватывают;
- знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не
догадываются;
- быстро запоминают услышанное или прочитанное;
- решают сложные задачи, требующие умственного усилия;
-задают много вопросов, многим интересуются;
-оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;
- очень восприимчивы, наблюдательны, быстро реагируют на все новое,
неожиданное.
Если у Вашего ребенка:
отличная память в сочетании с ранним языковым развитием,
чрезвычайное любопытство в отношении того, как устроен тот или иной
предмет, отчего мир устроен так, а не иначе,
проявляется способность отслеживать несколько процессов одновременно,
живое воображение, изобретательность и богатая фантазия,
1
отличное чувство юмора, он любит смешные несоответствия, игру слов,
шутки,
повышенные математические способности в плане вычислений и логики,
устойчивая концентрация внимания и большое упорство в решении
различных задач,
обостренное чувство справедливости, опережающее нравственное развитие,
наблюдаются трудности в общении со сверстниками,
высокий энергетический уровень (малая продолжительность сна),
зрение часто нестабильно, испытывает затруднения фокусирования с близкого
расстояния на дальнее (от парты к доске),
то можно говорить о наличии у него отличительных черт, характерных для одаренных
детей.
Что делать родителям?
Отвечайте на все бесчисленные вопросы . Одаренные дети в 6-7 летнем возрасте
очень любопытны и готовы исследовать все стороны окружающего их мира. В поиске
ответов на свои вопросы они упорней, чем средний ребенок. Здесь очень важно
проявить терпение, доброту и уважение. Используйте эти вопросы для того, чтобы
стимулировать ребенка к дальнейшим исследованиям и опытам.
Не делайте излишнего упора на занятиях, так как учебные программы скорее
суживают мышление ребенка, а не расширяют его. Традиционные занятия уделяют
слишком большое внимание логическим, цифровым и линейным процессам. Для
ребенка дошкольного возраста более естественно мышление интуитивное,
ассоциативное, которое лучше всего развивается в игре, и может подавляться ранними
интенсивными занятиями с использованием строго организованных материалов,
подобных школьным учебникам.
В одаренном ребенке надо развивать самые разные интересы. Например, активно
вовлекать в групповые занятия музыкой, ритмикой, сценическим искусством и т. д.
Выделите ребенку место для его коллекций, экспериментов и любимых
занятий . Такие занятия могут принимать форму элементарного природоведения
(пусть даже в городском дворе), а обычный сад или огород могут подтолкнуть ребенка
к изучению химии, иностранного языка (все растения имеют латинские названия),
агрономии. Эстетическое удовольствие, получаемое ребенком от цветения разных
растений, наблюдение за насекомыми, опыляющими цветы, могут заинтересовать его
биологией и энтомологией. Подобные занятия воспитывают в ребенке трудолюбие и
радость познания плодов собственного труда.
2
Если ребенок отказывается спать днем, родители могут заменить сон тихими
играми: чтением, решением кроссворда, прослушиванием сказки и т. д. Одаренный
ребенок весь день «крутится на высоких оборотах», поэтому иногда их надо и снизить,
да и родителям необходима передышка.
Объединиться в создании «групп по интересам». Папы и мамы могли бы
использовать собственные способности и устраивать для всех детей занятия вместо
дневного сна, от которого многие дети упорно отказываются.
Например, организовать занятия иностранным языком, так как в дошкольном возрасте
«языковые» центры мозга впитывают информацию наиболее эффективно. Занятия,
стимулирующие групповые дискуссии, также хороши: это прекрасная возможность
прояснить мысль, предложить идею и выслушать мнение других.
Избегайте создания «эффекта ореола». Помните, что ребенку необходимо с
ранних лет сталкиваться с ситуациями, в которых он не блещет, не достигает вершин.
Ребенок может принимать участие и получать удовольствие от занятий, в которых не
преуспевает. Успех приходит не всегда и не во всем. Неудача — вещь нормальная,
случающаяся со всеми.
Оградите малыша от общественного неодобрения и негативной реакции
сверстников, бабушек и дедушек. Сейчас не время критики! Кроха должен
укрепиться в своей позиции, тогда ему будет легче развиваться.
Советы Дэвида Льюиса,
одного из признанных специалистов по одаренности
Отвечайте на все вопросы ребенка терпеливо и честно.
Найдите достойное место в доме, где ребенок сможет демонстрировать свои
работы, достижения.
Не ругайте ребенка за беспорядок в комнате или на столе, если это связано с
творческим занятием, и работа еще не закончена.
Показывайте ребенку, что любите его таким, какой он есть, а не за его
достижения. Чаще говорите об этом вслух.
Поручайте своему ребёнку посильные дела и заботы.
Помогайте ему строить собственные планы и принимать решения.
Не сравнивайте своего ребёнка с другими, указывая при этом на его
недостатки.
Не унижайте своего ребёнка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то
хуже вас.
3
Приучайте вашего ребенка мыслить самостоятельно.
Принуждайте ребенка придумывать истории и фантазировать. Делайте это
вместе с ним.
Приучайте его к регулярному чтению с малых лет.
Внимательно относитесь к его потребностям.
Каждый день находите время, чтобы побыть с ребенком наедине.
Включайте ребенка в совместное обсуждение общих семейных дел.
Не дразните ребенка за ошибки.
Хвалите за любые успехи.
Учите его общаться с взрослыми любого возраста.
Разрабатывайте практические эксперименты, помогайте ребенку узнавать
больше нового.
Не запрещайте ребенку играть со всяким «хламом» – это стимулирует его
воображение.
Побуждайте ребенка находить проблемы и решать их.
Хвалите ребенка только за конкретные успехи и поступки и делайте это
искренне.
Будьте честными в оценке своих чувств к ребенку.
Не ограничивайте круг тем, обсуждаемых с ребенком.
Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения. Пусть он
почувствует ответственность за свои решения.
Помогайте ребенку стать личностью.
Помогайте ребенку находить полезные телепередачи и телепрограммы.
Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей.
Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых.
Верьте в здравый смысл вашего ребенка и доверяйте ему.
Никогда не отмахивайтесь от неудач ребенка, говоря ему: «Я этого тоже не
умею».
Старайтесь, чтобы основную часть работы, за которую взялся ваш ребенок, он
выполнял самостоятельно, даже если вы не уверены в позитивном конечном
результате.
Наблюдайте за развитием вашего ребенка, анализируйте процесс развития,
записывайте результаты в дневник.
4