Напоминание

"Одаренный ребенок - какой он и как его воспитывать"

Автор: Гарунова Ирина Гусейновна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ "ЦЦР-д/с "Белоснежка"

Населённый пункт: п.Пурпе-1, Пуровский район

Наименование материала: Консультация для родителей

Тема: "Одаренный ребенок - какой он и как его воспитывать"

Описание:

Консультация раскрывает типичные черты одаренных детей и содержит рекомендации по воспитанию детей с ярко выраженными способностями.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=147

Опубликовано 04.08.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Детская одаренность – одно из интересных и загадочных явлений природы. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности.
Одно из определений понятия «одаренный ребенок»: «Одаренный ребенок –

это ребенок, который выделяется яркими, очевидными иногда выдающимися

достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том

или ином виде деятельности
». Одаренные дети обычно обладают отменной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличают способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Так же у детей часто наблюдается обширный словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Одаренных детей также отличают повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна.
Типичные черты одаренных детей:
- на занятиях все легко и быстро схватывают; - знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются; - быстро запоминают услышанное или прочитанное; - решают сложные задачи, требующие умственного усилия; -задают много вопросов, многим интересуются; -оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения; - очень восприимчивы, наблюдательны, быстро реагируют на все новое, неожиданное.
Если у Вашего ребенка:
 отличная память в сочетании с ранним языковым развитием,  чрезвычайное любопытство в отношении того, как устроен тот или иной предмет, отчего мир устроен так, а не иначе,  проявляется способность отслеживать несколько процессов одновременно,  живое воображение, изобретательность и богатая фантазия, 1
 отличное чувство юмора, он любит смешные несоответствия, игру слов, шутки,  повышенные математические способности в плане вычислений и логики,  устойчивая концентрация внимания и большое упорство в решении различных задач,  обостренное чувство справедливости, опережающее нравственное развитие,  наблюдаются трудности в общении со сверстниками,  высокий энергетический уровень (малая продолжительность сна),  зрение часто нестабильно, испытывает затруднения фокусирования с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске), то можно говорить о наличии у него отличительных черт, характерных для одаренных детей.
Что делать родителям?

Отвечайте на все бесчисленные вопросы
. Одаренные дети в 6-7 летнем возрасте очень любопытны и готовы исследовать все стороны окружающего их мира. В поиске ответов на свои вопросы они упорней, чем средний ребенок. Здесь очень важно проявить терпение, доброту и уважение. Используйте эти вопросы для того, чтобы стимулировать ребенка к дальнейшим исследованиям и опытам.
Не делайте излишнего упора на занятиях,
так как учебные программы скорее суживают мышление ребенка, а не расширяют его. Традиционные занятия уделяют слишком большое внимание логическим, цифровым и линейным процессам. Для ребенка дошкольного возраста более естественно мышление интуитивное, ассоциативное, которое лучше всего развивается в игре, и может подавляться ранними интенсивными занятиями с использованием строго организованных материалов, подобных школьным учебникам.
В одаренном ребенке надо развивать самые разные интересы.
Например, активно вовлекать в групповые занятия музыкой, ритмикой, сценическим искусством и т. д.
Выделите ребенку место для его коллекций, экспериментов и любимых

занятий
. Такие занятия могут принимать форму элементарного природоведения (пусть даже в городском дворе), а обычный сад или огород могут подтолкнуть ребенка к изучению химии, иностранного языка (все растения имеют латинские названия), агрономии. Эстетическое удовольствие, получаемое ребенком от цветения разных растений, наблюдение за насекомыми, опыляющими цветы, могут заинтересовать его биологией и энтомологией. Подобные занятия воспитывают в ребенке трудолюбие и радость познания плодов собственного труда. 2

Если ребенок отказывается спать днем,
родители могут заменить сон тихими играми: чтением, решением кроссворда, прослушиванием сказки и т. д. Одаренный ребенок весь день «крутится на высоких оборотах», поэтому иногда их надо и снизить, да и родителям необходима передышка.
Объединиться в создании «групп по интересам».
Папы и мамы могли бы использовать собственные способности и устраивать для всех детей занятия вместо дневного сна, от которого многие дети упорно отказываются. Например, организовать занятия иностранным языком, так как в дошкольном возрасте «языковые» центры мозга впитывают информацию наиболее эффективно. Занятия, стимулирующие групповые дискуссии, также хороши: это прекрасная возможность прояснить мысль, предложить идею и выслушать мнение других.
Избегайте создания «эффекта ореола».
Помните, что ребенку необходимо с ранних лет сталкиваться с ситуациями, в которых он не блещет, не достигает вершин. Ребенок может принимать участие и получать удовольствие от занятий, в которых не преуспевает. Успех приходит не всегда и не во всем. Неудача — вещь нормальная, случающаяся со всеми.
Оградите малыша от общественного неодобрения и негативной реакции

сверстников, бабушек и дедушек.
Сейчас не время критики! Кроха должен укрепиться в своей позиции, тогда ему будет легче развиваться.
Советы Дэвида Льюиса,

одного из признанных специалистов по одаренности
 Отвечайте на все вопросы ребенка терпеливо и честно.  Найдите достойное место в доме, где ребенок сможет демонстрировать свои работы, достижения.  Не ругайте ребенка за беспорядок в комнате или на столе, если это связано с творческим занятием, и работа еще не закончена.  Показывайте ребенку, что любите его таким, какой он есть, а не за его достижения. Чаще говорите об этом вслух.  Поручайте своему ребёнку посильные дела и заботы.  Помогайте ему строить собственные планы и принимать решения.  Не сравнивайте своего ребёнка с другими, указывая при этом на его недостатки.  Не унижайте своего ребёнка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас. 3
 Приучайте вашего ребенка мыслить самостоятельно.  Принуждайте ребенка придумывать истории и фантазировать. Делайте это вместе с ним.  Приучайте его к регулярному чтению с малых лет.  Внимательно относитесь к его потребностям.  Каждый день находите время, чтобы побыть с ребенком наедине.  Включайте ребенка в совместное обсуждение общих семейных дел.  Не дразните ребенка за ошибки.  Хвалите за любые успехи.  Учите его общаться с взрослыми любого возраста.  Разрабатывайте практические эксперименты, помогайте ребенку узнавать больше нового.  Не запрещайте ребенку играть со всяким «хламом» – это стимулирует его воображение.  Побуждайте ребенка находить проблемы и решать их.  Хвалите ребенка только за конкретные успехи и поступки и делайте это искренне.  Будьте честными в оценке своих чувств к ребенку.  Не ограничивайте круг тем, обсуждаемых с ребенком.  Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения. Пусть он почувствует ответственность за свои решения.  Помогайте ребенку стать личностью.  Помогайте ребенку находить полезные телепередачи и телепрограммы.  Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей.  Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых.  Верьте в здравый смысл вашего ребенка и доверяйте ему.  Никогда не отмахивайтесь от неудач ребенка, говоря ему: «Я этого тоже не умею».  Старайтесь, чтобы основную часть работы, за которую взялся ваш ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если вы не уверены в позитивном конечном результате.  Наблюдайте за развитием вашего ребенка, анализируйте процесс развития, записывайте результаты в дневник. 4


Яндекс.Метрика