Консультация для родителей на тему: «Роль воспитателя в организации
и руководстве сюжетно – ролевой игрой»
Особая роль в развитии детей принадлежит сюжетно – ролевой игре. В
дошкольном возрасте заложены большие возможности, чтобы игра стала
ведущей деятельностью ребёнка. Но будет ли она определять психическое
развитие детей и активно влиять на их всестороннее воспитание – это
зависит от взрослых. Игра издавна использовалась для воспитания и
обучения. Народная педагогика умело применяла её для воспитания детей
разных возрастов. В одних играх на первый план выступали задачи
умственного воспитания, в других физического, в – третьих –
художественного. Особый характер носит игра, которую дети создают сами,
воспроизводя в ней то, что им близко и интересно (действия с предметами
быта, трудовые процессы, отношения людей друг к другу, их отдых,
развлечения и т.д.)
В таких играх тема, содержание, последовательность отображаемых
явлений не заданы заранее взрослыми, они основываются на жизненном
опыте детей, правила как бы скрыты в содержании отображаемых событий
(шофёр ведёт машину, лётчик – самолёт, мама учит дочку). Такие игры
называются творческими, сюжетно – ролевыми.
Роль взрослого в играх детей обусловлена не только чисто
«техническими средствами»; педагогическое воздействие на игровую
деятельность ребят во многом определяется личностью самого воспитания.
Пробудить интерес детей к игре может лишь тот педагог, который не
только умеет всколыхнуть их эмоции, владеет теорией и практикой игры, но и
является просто не равнодушным человеком.
Воспитатель не может стоять в стороне от играющих в ролевые игры
детей. Он должен уметь наблюдать за игрой для того, чтобы вовремя дать ей
новую жизнь, новое направление.
В разветвленной детской игре воспитатель является партнером –
координатором: он посоветует, что делать в тупиковой ситуации (если на
станции скопились неразгруженные вагоны, то их следует разгрузить, а товар
отправить в магазин, доставить в детский сад), вовлечет в игру так, чтобы
предоставить каждому на выбор роли, в которых они будут
взаимодействовать попарно, втроем. При нехватке ролей следует объяснить
детям, что для игры в магазин будут необходимы еще и менеджеры, грузчики,
водители, кассиры.
Для того, чтобы дети почувствовали себя уверенно в игре, нужно дать
им возможность проиграть все роли, которые есть в игре. Таким образом
происходит обмен ролями, накапливается игровой опыт; каждый ребенок
побывал в роли грузчика, машиниста, кассира. Воспитатель наблюдающий
детскую игру не должен прерывать ее без надобности, вмешиваться в детские
отношения. Если игра явно завершится не скоро, следует тактично и твердо
заранее предупредить детей о том, что надо делать перерыв в игре или
остановить ее до следующего раза.
Для развития сюжетно – ролевой игры воспитатель должен расширять
жизненные и игровые представления детей, раскрывая смысл отношений
между людьми в профессиональной деятельности: читать книги и
рассказывать о профессиях, водить на экскурсию, в том числе и по детскому
саду и продолжать знакомить с трудом работников дошкольного учреждения,
побуждать к разговору о профессиях родителей, водить их в зоопарк, учить
наблюдать за природой, отражать свои впечатления в игре.
Педагог должен подбирать художественную литературу
соответствующего содержания, которая смогла бы увлечь детей, дать сюжет
для игры.
Хорошим действенным средством для развертывания сюжета являются
– игры – упражнения, в которых у детей формируется умение придумывать
истории и сказки. Такие упражнения будят фантазию, развивают речь и
первоначальные навыки сюжетосложения.
Таким образом, игра при правильном ее формировании решает задачи
умственного, нравственного, физического, эстетического развития каждого
ребенка начиная с раннего возраста.
В игре с первых этапов ее развития формируется личность ребенка,
развиваются те качества, которые потребуются ему в учебной деятельности, в
труде, в общении с людьми.