Напоминание

"Формирование экологического сознания в старшем дошкольном возрасте"

Автор: Песчанская Светлана Ивановна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МАДОУ "ДС № 60 г.Благвоещенска"

Населённый пункт: г.Благовещенск

Наименование материала: статья

Тема: "Формирование экологического сознания в старшем дошкольном возрасте"

Описание:

В статье описывается конкретный опыт работы дошкольной организации по формированию экологического сознания в старшем дошкольном возрасте. даются практические рекомендации о формах работы с детьми.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=1496

Опубликовано 11.11.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Формирование экологического сознания в старшем дошкольном

возрасте
Наиболее благоприятным периодом для формирования и развития экологического сознания является дошкольный возраст. Это обусловлено главными особенностями этого возраста: психологической включенностью детей в мир природы, восприятием природных объектов в качестве полноправных субъектов, стремлением к непрагматическому взаимодействию с миром природы. В дошкольном детстве происходит интеграция ребенка в общество и культуру, осуществляется присвоение ребенком экологической субкультуры детства, которая обеспечивает фундамент для развития экологической личности, обладающей экоцентрическим типом экологического сознания. Однако анализ психолого-педагогической литературы показал, что данный вопрос остается малоизученным. Исследования, рассматривающие категорию экологического сознания в целом, представлены в трудах: С. Д. Дерябо, А.Ф. Лазурского, В.А. Ясвина и др.; отношения и поведения личности исследуются также в трудах Б.Г. Ананьева, М. Я. Басова, В.М. Бехтерева, С.Д. Дерябо, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна и др. Под экологическим сознанием понимается совокупность личных взглядов, убеждений, теорий человека и социальных эмоций, отражающих проблемы соотношения общества и природной среды. Структуру экологического сознания составляют экологические знания (факты, сведения, выводы, обобщения о взаимоотношениях и обмене, происходящем в мире животных и растений, а также в сфере их обитания и в целом в окружающей среде), нравственные и эстетические чувства и экологическая этика, подразумевающая экологическую ответственность. С целью формирования и развития основ экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста на базе детского сада № 60 г. Благовещенска Амурской области в подготовительной к школе группе проводились такие формы работы как: непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с миром природы; «уроки доброты»; «уроки мышления», экологические диспуты; коллекционирование, экологические экспедиции; «зеленый патруль»;создание мини-музея; выставки; экологические акции; проведение экологических праздников и конкурсов; «театр природы»; посадка «огорода на окне»; ежедневные наблюдения за объектами живой и неживой природы; экскурсии в «уголок леса»; ведение «панорамы добрых дел»; ведение календаря погоды; трудовые поручения в уголке природы; игры экологического содержания.
«Уроки доброты» способствуют развитию интереса детей к природе, воспитанию чуткости, чувства сопричастности, сопереживания. «Уроки мышления» обеспечивают усвоение детьми зависимостей между явлениями живой и неживой природы. Познавательная деятельность детей на «уроках мышления» сочетается с эмоциональным восприятием природы, с включением художественных произведений, что способствует формированию «чувства» природы. Экологические экспедиции, маршруты в природу формируют у детей представления об окружающих природных условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений в процессе обследования близлежащей местности. «Зеленый патруль» позволяет распространять деятельность детей на все зеленые насаждения, как на участке детского сада, так и в близлежащих окрестностях. Экологические акции и панорамы добрых дел формируют у детей и взрослых экологическую культуру, сознание, мировоззрение. Дети и их родители с желанием откликаются на акции: «Зеленая елочка-живаяиголочка», «День Земли», «Птичья столовая». Мини-музеи «Волшебница вода», «Музей маленькой природы», «Морское царство» с периодичностью оформляются в групповых комнатах, знакомят детей с разнообразием живого мира, воспитывают бережное отношение к нему. Экологические праздники и досуги сильно воздействуют на эмоциональную сферу личности ребенка. Однако наряду с данными мероприятиями не маловажное значение в вопросе развития экологического сознания у старших дошкольников занимает еще и не только правильно организованная эколого-социально- образовательная среда, которая представляет собой систему оборудованных предметных сред, насыщенных пособиями, играми, материалом для самостоятельной деятельности детей, но и систематическое включение детей в разнообразные формы экологической деятельности. Комплексное сочетание всех представленных выше направлений экологической деятельности с детьми и необходимых условий положительно отразилось на формировании и развитии основ экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста. Воспитатель: Песчанская С.И. МАДОУ детский сад №60 г. Благовещенска Амурской области
Список использованных источников 1. Бирюкова, Н.А. Проблемы формирования экологического сознания. Педагогика. – 2004. 2. Дерябо, С.Д. Ясвин, В.А. Экологическая педагогика и психология.- М., 1996. 3.Мини-музей в детском саду / Под ред. Н.А. Рыжовой и др. – М., 2008. 4.Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: «Детство- пресс», 2003. 4.Николаева, С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. – М., 2002.


Яндекс.Метрика