Тема: "Формирование экологического сознания в старшем дошкольном возрасте"
Описание:
В статье описывается конкретный опыт работы дошкольной организации по формированию экологического сознания в старшем дошкольном возрасте. даются практические рекомендации о формах работы с детьми.
Формирование экологического сознания в старшем дошкольном
возрасте
Наиболее благоприятным периодом для формирования и развития
экологического сознания является дошкольный возраст. Это обусловлено
главными особенностями этого возраста: психологической включенностью
детей в мир природы, восприятием природных объектов в качестве
полноправных субъектов, стремлением к непрагматическому взаимодействию
с миром природы. В дошкольном детстве происходит интеграция ребенка в
общество и культуру, осуществляется присвоение ребенком экологической
субкультуры детства, которая обеспечивает фундамент для развития
экологической личности, обладающей экоцентрическим типом
экологического сознания. Однако анализ психолого-педагогической
литературы показал, что данный вопрос остается малоизученным.
Исследования, рассматривающие категорию экологического сознания в
целом, представлены в трудах: С. Д. Дерябо, А.Ф. Лазурского, В.А. Ясвина и
др.; отношения и поведения личности исследуются также в трудах Б.Г.
Ананьева, М. Я. Басова, В.М. Бехтерева, С.Д. Дерябо, В.Н. Мясищева, С.Л.
Рубинштейна и др. Под экологическим сознанием понимается совокупность
личных взглядов, убеждений, теорий человека и социальных эмоций,
отражающих проблемы соотношения общества и природной среды.
Структуру экологического сознания составляют экологические знания
(факты, сведения, выводы, обобщения о взаимоотношениях и обмене,
происходящем в мире животных и растений, а также в сфере их обитания и в
целом в окружающей среде), нравственные и эстетические чувства и
экологическая этика, подразумевающая экологическую ответственность.
С целью формирования и развития основ экологического сознания у
детей старшего дошкольного возраста на базе детского сада № 60 г.
Благовещенска Амурской области в подготовительной к школе группе
проводились такие формы работы как: непосредственно образовательная
деятельность по ознакомлению с миром природы; «уроки доброты»; «уроки
мышления», экологические диспуты; коллекционирование, экологические
экспедиции; «зеленый патруль»;создание мини-музея; выставки;
экологические акции; проведение экологических праздников и конкурсов;
«театр природы»; посадка «огорода на окне»; ежедневные наблюдения за
объектами живой и неживой природы; экскурсии в «уголок леса»; ведение
«панорамы добрых дел»; ведение календаря погоды; трудовые поручения в
уголке природы; игры экологического содержания.
«Уроки доброты» способствуют развитию интереса детей к природе,
воспитанию чуткости, чувства сопричастности, сопереживания. «Уроки
мышления» обеспечивают усвоение детьми зависимостей между явлениями
живой и неживой природы. Познавательная деятельность детей на «уроках
мышления» сочетается с эмоциональным восприятием природы, с
включением художественных произведений, что способствует формированию
«чувства» природы. Экологические экспедиции, маршруты в природу
формируют у детей представления об окружающих природных условиях,
экологической обстановке, наличии животных и растений в процессе
обследования близлежащей местности. «Зеленый патруль» позволяет
распространять деятельность детей на все зеленые насаждения, как на
участке детского сада, так и в близлежащих окрестностях. Экологические
акции и панорамы добрых дел формируют у детей и взрослых экологическую
культуру, сознание, мировоззрение. Дети и их родители с желанием
откликаются на акции: «Зеленая елочка-живаяиголочка», «День Земли»,
«Птичья столовая». Мини-музеи «Волшебница вода», «Музей маленькой
природы», «Морское царство» с периодичностью оформляются в групповых
комнатах, знакомят детей с разнообразием живого мира, воспитывают
бережное отношение к нему. Экологические праздники и досуги сильно
воздействуют на эмоциональную сферу личности ребенка.
Однако наряду с данными мероприятиями не маловажное значение в
вопросе развития экологического сознания у старших дошкольников
занимает еще и не только правильно организованная эколого-социально-
образовательная среда, которая представляет собой систему оборудованных
предметных сред, насыщенных пособиями, играми, материалом для
самостоятельной деятельности детей, но и систематическое включение детей
в разнообразные формы экологической деятельности.
Комплексное сочетание всех представленных выше направлений
экологической деятельности с детьми и необходимых условий положительно
отразилось на формировании и развитии основ экологического сознания у
детей старшего дошкольного возраста.
Воспитатель: Песчанская С.И.
МАДОУ детский сад №60 г. Благовещенска Амурской области
Список использованных источников
1. Бирюкова, Н.А. Проблемы формирования экологического сознания.
Педагогика. – 2004.
2. Дерябо, С.Д. Ясвин, В.А. Экологическая педагогика и психология.-
М., 1996.
3.Мини-музей в детском саду / Под ред. Н.А. Рыжовой и др. – М., 2008.
4.Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания
дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф.
Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: «Детство-
пресс», 2003.
4.Николаева, С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном
детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада.
– М., 2002.