Материал носит практическое значение. в статье представлен опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников города Благовещенска ДОО № 60, но его очень просто можно адаптировать и применять педагогам дошкольных учреждений любых территорий, наполняя их своим смыслом.
Мы бы хотели представить Вашему вниманию диссеминацию опыта
работы по патриотическому воспитанию «словестные игры для юных
горожан».
Я хотела бы начать с вопроса…Хорошо ли вы знаете свой город?
зачастую дети живущие в городе, не знают какая улица главная, где находится
театр, или что такое музей. Краеведы, педагоги и просто не равнодушные
люди обеспокоены, что вырастает целое поколение жителей, имеющих
смутное представление о достопримечательностях, историческом прошлом
родного города. Может быть, в этом кроется причина грязных улиц,
сломанных скамеек в парках, разрушенных детских площадок?
Помочь детям лучше узнать и полюбить свой город могут
увлекательные и интересные творческие задания и игры. Они предоставляют
благоприятные условия для умственного развития дошкольников, побуждают
анализировать, сравнивать, обобщать то, что дети видят и узнают об
окружающей жизни, стимулируют активность детей, создают положительный
эмоциональный настрой.
Предлагаю вашему вниманию некоторые игры и игровые задания,
которые мы используем в работе с детьми дошкольного возраста.
Игра «Интервью»
Задача: развивать коммуникативные умения, желание поделится
своими впечатлениями и знаниями с товарищами.
Оборудование: микрофон, бейджик с надписью «корреспондент
газеты»
«корреспондент газеты» (воспитатель, дети) Задает вопросы по
определенной теме(например: «моя улица», «театры и музеи нашего города»
и др.), а участники игры отвечают.
Примерные вопросы: «на какой улице вы живете», «что находится на
вашей улице?», «чем известна ваша улица?», «что самое красивое на вашей
улице?», «ваш любимый уголок на вашей улице?».
Игра «город»
Задача: развивать быструю реакцию на слово, умение подбирать
подходящие по смыслу слова.
Воспитатель и дети стоят в кругу. Воспитатель произносит слово-
сигнал: город. Дети по очереди называют визуальные образы, связанные со
словом «город» (я вижу дом и т.п.), звуки города (я слышу шум машин и т.п.),
запахи (запах сирени, бензина, свежего хлеба, кондитерских изделий),
пытаются выразить словами чувства, которые вызывает город, свое
отношение к нему (я чувствую радость, мне нравится гулять по улицам в
солнечный день).
Игра-загадка «узнай где нахожусь»
Задача: развивать ассоциативную память.
Оборудование: карточки с составленными заданиями, карта города.
Ведущий (взрослый или игровой персонаж) называет слова ассоциации
:фонтан, театр, праздники, аттракционы, – это..(площадь ОКЦ).
Игровое творческое задание «о чем говорят названия?»
Задачи:
-обращать внимание на то, что названия улиц «умеют разговаривать»
-вызывать интерес к разгадыванию этой информации
-развивать воображение
Дети знакомятся с тем, как в старину люди давали названия улицам,
разгадывают тайны говорящих названий (ул. Большая, ул. Бурхановская,
ул.Торговая, ул.Ремесленная…). Воспитатель предлагает пофантазировать и
придумать собственные названия улицам, паркам, опираясь на их
достопримечательности, особенности.
Игровое задание «что изменилось?»
Задачи: развивать внимательность
-побуждать замечать изменения в облике города
Оборудование: фотографии одних и тех же объектов в разное
историческое время, в разное время суток.
Воспитатель предлагает сравнить фотографии старого и современного
города,вид города в разное время года и суток, найти отличия в его облике.
Подобные игры можно использовать для ознакомления дошкольников с
любым населенным пунктом – городом, поселком, наполняя их своим
содержанием. Надеюсь, что наш опыт будет вам полезен, а воспитанники
обязательно станут знатоками и патриотами своей страны, своего города..
В любых делах при многих сложностях,
Подход к проблемам все-таки один:
Желанье – множество возможностей,
А нежеланье – множество причин.
Каждый год мы стараемся найти интересные, эффективные формы
сотрудничества с родителями. Многолетний опыт позволяет педагогам ДОУ
выработать тактику сотрудничества, доверительных отношений и
дружелюбного партнерства с семьями воспитанников. Я сегодня покажу
фрагмент родительской встречи «Наш город – часть большой страны».
Сколько лет городу Благовещенску?
С закрытыми глазами написать эту дату на листе плотной бумаги между
словами «Благовещенску______________________лет».
1.Как называлась самая первая улица Благовещенска, и где она находится?
(переулок Рёлочный, недалеко от городского парка)
2.Что находилось в здании средней школы № 4 до революции? (Женская
гимназия «Белая лебедь»)
3Как называлась раньше главная улица Благовещенска – Ленина? В каком
году она переименована? (ул. Большая; в 1924 году после смерти В.И.Ленина)
4. Известно, что Благовещенская православная церковь находилась совсем не
в православном храме. А в каком?
(Католический костёл)
5.К какому сословию относились первые жители Благовещенска? (Казаки)
6.Какая улица Благовещенска раньше носила красивое название Графская?
(ул. Калинина)
7.что находилось раньше в здании Благовещенского педагогического
университета? (Мужская гимназия)
8. Какая улица в Благовещенске самая длинная?
(ул. Театральная)
9.Какие предприятия и учреждения города имеют названия «Зея»? (Ресторан,
гостиница, типография, кондитерское объединение)
В городе Благовещенске много улиц и каждая имеет свое название.
Предлагаю вернуться в прошлое нашего города.
Я говорю современное
название улицы, а вы прошлое
Ленина (Большая)
Калинина (Графская)
Красноармейская (Садовая)
Фрунзе (Муравьевская)
Партизанская – (Казачья)
Трудовая (Станичная)
Шимановского (Буссе)
Первомайская (Невельского)
Мухина (Офицерская)
Б.Хмельницкого (Торговая)
Задание « О чем говорит поговорка?»
Вопрос: «Не откладывай в долгий ящик» - каким образом эта поговорка
связана с историей Благовещенска?
Ответ: В пору правления русских царей из царских палат, где царь
обсуждал с боярами важные государственные дела, на длинной веревке
спускали на площадь ящик для прошений и жалоб. В народе его прозвали
«долгим». Этот способ диалога бояр и народа закрепился в нашем городе.
Закончи предложение
В древнем Благовещенске, как и в других древних городах, женщине
считалось неприличным показываться на людях…(с непокрытой головой)
В старину когда в избу входил гость, прежде чем поздороваться с
хозяином, он…(искал глазами икону и крестился).
Какие русские напитки в старину были самыми распространенными?
(квас, сбитень). Из чего готовился сбитень? (горячий бодрящий напиток из
меда и пряностей.Туда входит зверобой, шалфей, лавровый лист, имбирь,
стручковый перец).
Каждое утро дети приходят в детский сад, а родители – на работу.
После трудовых дней необходимо отдохнуть. Где можно это сделать?
Отгадайте загадки.
Что за дом, что за дом –
Сказку ты увидишь в нем,
Танцы, музыка и смех –
Представление для всех! (театр «Актера и куклы», драмтеатр).
Вот холодная арена,
Лед коньками режут смело
Быстрый, ловкий хоккеист
И красавец-фигурист (каток «Амур»)
С виду дом совсем обычный,
Для спортсменов он привычный,
В этом доме круглый год
Плещется в воде народ (бассейн).
Давным – давно, когда еще не было на этом месте нашего города, а
только тайга, зверья здесь всякого было видимо – невидимо, рыбы в реках –
лови не переловишь. Поэтому взрослые превратились в рыбаков и охотников
(напишите как можно больше названий пород рыб и диких животных, на
которых можно охотиться), а дети геологов с рюкзаками. Среди россыпи
камней надо найти те камни, в которых видны вкрапления золотой плати. У
всех 30 секунд.
Мини проект «подари городу краски»
В рамках этого проекта родители облагораживают территорию детского
сада и украшают беседки, создавая сказочные композиции.
Проект «Осенний Благовещенск» и параллельно конкурс рисунков
«Любимый город через 100 лет» конкурс рисунков.
Куда бы ни уехал человек, куда бы ни забросила его судьба, он всегда
вспоминает свой родной край, город, в котором родился и вырос. Важно не
опоздать заложить в душе маленького человека уважение к людям, которые
трудятся и заботятся о городе. Не забывать ценности, традиции,
достопримечательности, то культурное наследие, которое достались нам в
наследство.
В любых делах при многих сложностях,
Подход к проблемам все-таки один:
Желанье – множество возможностей,
А нежеланье – множество причин.
Каждый год мы стараемся найти интересные, эффективные формы
сотрудничества с родителями. Многолетний опыт позволяет педагогам ДОУ
выработать тактику сотрудничества, доверительных отношений и
дружелюбного партнерства с семьями воспитанников. Я сегодня покажу
фрагмент родительской встречи «Наш город – часть большой страны».
Сколько лет городу Благовещенску?
С закрытыми глазами написать эту дату на листе плотной бумаги между
словами «Благовещенску______________________лет».
В городе Благовещенске много улиц и каждая имеет свое название.
Предлагаю вернуться в прошлое нашего города.
Я говорю современное
название улицы, а вы прошлое
Ленина (Большая)
Калинина (Графская)
Красноармейская (Садовая)
Фрунзе (Муравьевская)
Партизанская – (Казачья)
Трудовая (Станичная)
Шимановская (Буссевская)
Первомайская (Невельская)
Мухина (Офицерская)
Б.Хмельницкого (Торговая)
Задание « О чем говорит поговорка?»
Вопрос: «Не откладывай в долгий ящик» - каким образом эта поговорка
связана с историей Благовещенска?
Ответ: В пору правления русских царей из царских палат, где царь
обсуждал с боярами важные государственные дела, на длинной веревке
спускали на площадь ящик для прошений и жалоб. В народе его прозвали
«долгим». Этот способ диалога бояр и народа закрепился в нашем городе.
Закончи предложение
В древнем Благовещенске, как и в других древних городах, женщине
считалось неприличным показываться на людях…(с непокрытой головой)
В старину когда в избу входил гость, прежде чем поздороваться с
хозяином, он…(искал глазами икону и крестился).
Какие русские напитки в старину были самыми распространенными?
(квас, сбитень). Из чего готовился сбитень? (горячий бодрящий напиток из
меда и пряностей.Туда входит зверобой, шалфей, лавровый лист, имбирь,
стручковый перец).
Давным – давно, когда еще не было на этом месте нашего города, а
только тайга, зверья здесь всякого было видимо – невидимо, рыбы в реках –
лови не переловишь. Поэтому взрослые превратились в рыбаков и охотников
(напишите как можно больше названий пород рыб и диких животных, на
которых можно охотиться), а дети геологов с рюкзаками. Среди россыпи
камней надо найти те камни, в которых видны вкрапления золотой плати. У
всех 30 секунд.
Каждое утро дети приходят в детский сад, а родители – на работу.
После трудовых дней необходимо отдохнуть. Где можно это сделать?
Отгадайте загадки.
Что за дом, что за дом –
Сказку ты увидишь в нем,
Танцы, музыка и смех –
Представление для всех! (театр «Актера и куклы», драмтеатр).
Вот холодная арена,
Лед коньками режут смело
Быстрый, ловкий хоккеист
И красавец-фигурист (каток «Амур»)
С виду дом совсем обычный,
Для спортсменов он привычный,
В этом доме круглый год
Плещется в воде народ (бассейн).
Куда бы ни уехал человек, куда бы ни забросила его судьба, он всегда
вспоминает свой родной край, город, в котором родился и вырос. Важно не
опоздать заложить в душе маленького человека уважение к людям, которые
трудятся и заботятся о городе. Не забывать ценности, традиции,
достопримечательности, то культурное наследие, которое достались нам в
наследство.
Воспитатель МАДОУ «ДС № 60 г.Благовещенска»:
Ващенко Ольга Ивановна