Наша статья содержит анализ психолого-педагогической литературы по теме "Проектная деятельность в работе с семьёй", а так же представлен опыт проектной деятельности в работе с семьёй, коллектива воспитателей МАДОУ "Детский сад №90" г. Березники, Пермский край.
Муниципальное автономное
дошкольное образовательное
учреждение
«Детский сад №90»
Подготовили:
воспитатели Ганзи Л.В.
Ускова В.И.
Г. Березники, 2015 год.
Проектная деятельность в работе с семьёй.
Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена
родительской любовью и заботой воспитателей. Родительская любовь даёт
человеку «запас прочности», формирует чувство психологической
защищённости. Воспитатели – первые помощники родителей, в их руках дети
становятся любознательными, активными, творческими.
На современном этапе, семейное воспитание признано ведущим, что
отражено в ст. 18 Закона РФ «Об образовании». В соответствии с законом «Об
образовании» РФ, где записано, что родители являются первыми педагогами,
они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального,
личностного развития ребенка. Успешное осуществление этой большой и
ответственной работы невозможно в отрыве от семьи.
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации
детей.
Взаимодействие семьи и ДОО предполагает: сотрудничество,
просвещение, обмен мыслями, чувствами и переживаниями
.
В работах Т.А. Марковой взаимодействие рассматривалось как единство
линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания и строилось на
основе единого понимания. Активная совместная работа педагогов и родителей
позволяет первым активизировать родителей и вовлечь их в жизнь ДОО,
вторым лучше понять принципы работы с детьми, познакомиться с
образовательными направлениями и выбрать наиболее удобную форму общения
со своим ребёнком. Таким образом, взаимодействие ДОО и семьи наиболее
важный аспект деятельности воспитателя.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема
взаимодействия семьи и ДОУ широко обсуждается педагогами и психологами –
практиками. Исследования, проведенные Т. Данилиной, выявили проблемы,
существующие во взаимодействии ДОО с семьей, такие как нехватка времени и
нежелание работать в сотрудничестве. Л.М. Клариной был разработан целый
комплекс становления и развития содержательных и организационных
направлений сообщества детского сада и семьи. Т.Н. Дороновой, Г.В.
Глушаковой, Т.И. Гризик и другими авторами были разработаны и
опубликованы методические рекомендации для работников ДОО в организации
и проведении работы с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия.
Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний
день остается актуальной.
Работая в группе раннего возраста, мы столкнулись с проблемой незнания
и непонимания родителями назначения детского сада, его функционала и
необходимости со стороны родителей принимать активное участие в жизни
маленького человека. Мы пришли к выводу, что необходима разработка и
внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОО.
В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм
взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день
является одним из самых актуальных. Формы взаимодействия детского сада с
родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения.
Самой оптимальной формой вовлечения родителей в жизнь ДОО является
проектная деятельность.
Мы разработали проект «Школа Активного Родителя», который включал в
себя подпроекты («Мои любимые животные», «Форма и цвет», «Я на улицу
иду», «Времена года»)
Цель нашего проекта:
-
просвещение и вовлечение родителей в активную образовательную
деятельность ДОО;
Задачи:
- познакомить родителей с направлениями деятельности ДОО
- привлечь родителей к активным формам работы
Проект долгосрочный (2года. 2014-2016 уч.год).
На данном этапе реализации проекта уже реализован подпроект «Мои
любимые животные» целью которого являлось привлечение родителей к
активной деятельности в обучении детей.
Задачи:
- знакомство с возрастными особенностями детей 1-2 лет и
- создать тактильный альбом с изображениями животных силами родителей
- создать презентацию «Мои любимые животные»
- научить родителей продуктивному общению со своим ребёнком.
Для детей:
- дать детям элементарные представления о животных;
- формировать познавательную активность детей;
- обогатить словарный запас детей по данной теме.
- воспитывать эмоциональную отзывчивость, желание доставлять радость
близкому человеку.
На родительском собрании мы разработали схему взаимодействия и
составили расписание, где оговорили сроки выполнения заданий и проведения
мастер-классов, распределили обязанности (часть родителей готовило
презентацию, часть формировала альбом, некоторые родители обеспечивали
присутствие животных).
Мы познакомили родителей с возрастными особенностями детей раннего
возраста (1-2 года). Провели ряд игровых занятий с детьми с использованием
альбома, презентации, с участием родителей. Провели 3 мастер-класса по
обучению родителей изготовлению тактильного альбома и презентации.
Итогом нашего проекта является пополнение предметно-
пространственной развивающей среды дидактическими играми,
изготовленными родителями, материалами, изготовленными родителями, для
родительского уголка и папок передвижек, участие родителей в мероприятиях
группы и ДОО, активность родителей в жизни ДОО.
Список литературы:
1. Морозова Л.Д. «Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к
практике». Издательство «Творческий центр Сфера » - Москва, 2010г.
2. Парамонова А. Е. Работа с родителями как один из аспектов взаимодействия
семьи и школы в России: история и современные тенденции [Текст] / А. Е.
Парамонова // Молодой ученый. — 2009. — №12. — С. 396-401
3. Тонкова Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи [Текст] /
Ю. М. Тонкова, Н. Н. Веретенникова // Проблемы и перспективы развития
образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). —
Пермь: Меркурий, 2012. — С. 71-74.
4. Хрестоматия по истории педагогики: В 4 т./ Под общ. ред. С.А. Каменева.
Т.IV. История русской педагогики с древнейших времен. М., 1936.