"Развитие творчества детей в изобразительной деятельности."
Автор: Стребнева Любовь Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №2 "Буратино"
Населённый пункт: г.Аксай, Ростовская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творчества детей в изобразительной деятельности."
Описание:
Творчество детей следует развивать, начиная с раннего детства. В этом нам помогают занятия детей музыкой, изобразительным искусством, ознакомление с художественной литературой. Но творческие силы маленького ребенка сосредотачиваются именно на рисовании и это не случайно, потому что именно рисование предоставляет ребенку наиболее легко выразить то, что им владеет.
деятельности.
«Духовная жизнь ребенка полноценна
лишь тогда когда он живет в мире игры,
сказки, музыки, фантазии, творчества.
Без этого он – засушенный цветок».
В.А.Сухомлинский
Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших,
простых и сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная,
многие из этих задач можно отнести к творческим.
Диапазон творческих задач необычайно широк по сложности – от
нахождения неисправности в моторе или решения головоломки до
изобретения новой машины или научного открытия и создания произведения
искусства, но суть их одна: при их решении происходит акт творчества,
находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются
особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и
анализировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д. – все то,
что в совокупности составляет творческие способности.
Творчество детей следует развивать, начиная с раннего детства. В этом
нам помогают занятия детей музыкой, изобразительным искусством,
ознакомление с художественной литературой. Но творческие силы
маленького ребенка сосредотачиваются именно на рисовании и это не
случайно, потому что именно рисование предоставляет ребенку наиболее
легко выразить то, что им владеет.
Известно, что нет проблем детей, есть проблемы взрослых. И данное
положение имеет самое прямое отношение к современному обучению
дошкольников изображать. Часто недооценивая роль рисования в
дошкольном периоде, взрослым кажется, что дети не так изображают
окружающий мир, что эти забавы, эти «каляки-маляки» сами по себе не несут
развивающего эффекта для ребенка. Такой подход к детскому изображению
далек от истины.
Эмоционально-творческое развитие личности ребенка является одной
из ведущих составляющих педагогического процесса. Современная
общественно-политическая ситуация в стране предъявляет социальный заказ
не на послушных исполнителей, а на самостоятельных творческих
личностей.
Если ребенка не торопиться отгородить от жизни и избавить от
трудностей, если ему постараться дать простор для исследований,
изобразительная деятельность может стать мощным стимулом развития
творчества ребенка. Важно не разрушать в детях сложившееся отношение к
окружающей действительности и не переучивать на правильное
изображение, а подпитывать их творчество, вооружая его новыми
средствами. И если творчеству, как известно, обучить невозможно, то можно
и необходимо создавать такие условия, благодаря которым оно проявится у
детей и будет развиваться.
Изображать можно различным материалом, на основе множества
материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого малыша.
Конечно, чаще могут быть в руках у детей бумага, карандаши, фломастеры,
кисти. Но ведь не только они.
Детям не хватает «технических» приемов рисования для передачи
выразительности образов. В этом случае «на помощь» приходят
нетрадиционные техники рисования, которые обогатят и разовьют его
внутренний мир и дадут возможность проявить творчество, потребность
выразить самобытность своего «Я».
Нетрадиционное рисование дает возможность использовать хорошо
знакомые предметы в качестве художественных материалов, такое рисование
удивляет своей непредсказуемостью. Рисование необычными материалами и
оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые
положительные эмоции, проявить фантазию, творчество. Существует много
техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они
позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому
ребенку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной
ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и
техник способствует развитию у ребенка:
-мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
-пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного
восприятия;
-внимания и усидчивости;
-мышления;
-изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического
восприятия, эмоциональной отзывчивости.
Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются
навыки контроля и самоконтроля.
Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого
самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с
применением способов нетрадиционного рисования. Предоставленные виды
техник помогут интересно организовать творческий процесс на занятиях
изобразительной деятельностью.
Отличительная особенность нетрадиционных техник рисования от
традиционной техники заключается в более разнообразном выборе материала
для получения изображения. Это и свечи, и всевозможные штампы (из
поролона, пробок, картофеля и т.д.), клей ПВА, детские пальчики и ладошки,
восковые мелки, тушь, мыло и др. При воплощении образов средствами
выразительности являются: точка, пятно, вертикальная симметрия, линия,
штрих, фактура, контраст, изменчивость знакомой формы и многое другое.
Доступность использования нетрадиционных техник определяется
возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу
в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками,
ладошкой и т.п., эти же техники дополняют художественный образ,
создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии,
граттажа, рисовании мыльной пеной и т.п.
Безусловно, оригинальное рисование раскрывает творческие
возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и
настроение. Новые подходы раскрепощают ребенка. Ребенку легче поставить
пятно на листе, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях,
свободно координируя движения руки. Он уже не боится, что у него что – то
не получится, - немного техники, и пятно на бумаге превращается в кошечку,
дуб – великан или морское чудовище.
Дети осваивают художественные приемы и интересные средства
познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу
рисования.
Они не должны быть ограничены в возможностях выразить в
рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование
различных приемов способствует выработке умений видеть образы в
сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых
изображений.