ПРОЕКТ
«МАТЕМАТИКА
В СКАЗКАХ»
Авторы проекта:
Богданова Тамара Григорьевна
Бицукова Галина Викторовна
Тип проекта: познавательно-творческий
Участники проекта: дети, воспитатели,
музыкальный руководитель, родители
Актуальность
Одна из важнейших задач маленького ребёнка – развитие его ума, интеллектуально-творческих умений и
способностей, которые позволяют легко освоить новое. Современные дети живут и развиваются в эпоху
информационных технологий. Важно, чтобы с первых шагов в математике ребенок имел возможность видеть
и понимать, что здесь из чего вытекает, и накапливать опыт управления предполагаемой ситуации, опыт её
анализа, изменения исследования.
Только в этом случае у ребенка будет формироваться произвольная осознаваемая мотивация
познавательной деятельности , которая является основой для построения в перспективе произвольной
осознаваемой учебной деятельности ребёнка
Цель проекта:
Способствовать развитию
элементарных математических
представлений с помощью
сказочных персонажей у детей
раннего возраста.
Задачи
для детей:
- продолжать учить детей, узнавать и пра-вильно
называть геометрические формы: круг, квадрат,
треугольник
- закреплять понимание слов, обозначающих
различные сравнительные величины предме-тов
(«большой», «маленький», «побольше»,
«поменьше»)
- обследуя предметы, выделять их форму, цвет,
величину, количество («много», «один»), развивая
координированные движения кончи-ков пальцев.
- формирование коммуникативных навыков
- воспитывать внимание и заботу к окружаю-щим
- закрепить содержание сказок
для педагогов:
- повышение компетентности педагога по данной
теме за счет внедрения проектной деятельности
для родителей:
- повышение уровня компетентности родите-лей в
развитии математических способностей у детей
Методическое
сопровождение
Математика играет огромную роль в жизни человека. Без
математики невозможно полностью и адекватно описать, исследо-вать,
понять многие явления не только природы и познания, но и общества,
социально-экономических областей.
В математику ребёнок входит уже с самого раннего возрас-та. В
течение всего дошкольного возраста у ребёнка начинают зак-
ладываться элементарные математические представления, которые в
дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и даль-нейшей
учебной деятельности. Источником элементарных мате-матических
представлений для ребёнка является окружающая реа-льная
действительность , которую он познаёт в процессе совей
разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обу-
чающим руководством.
Многие исследователи (Большунова Н.Я., Шорыгина Т.А., Ерофеева
Т.И. и др.) искали эффективные методы и средства по фор-мированию
математических представлений у детей. Эти исследо-ватели таким
средством определили сказку как средство формирова-ния
математических представлений детей дошкольного возраста.
Эти исследователи отмечали, что усвоение элементарных
математических представлений должно происходить непринужден-но
для детей, поэтому математику лучше преподносить на знако-мом им
материале, например, с помощью сказок, так как это облег-чит процесс
обучения, заинтересует детей. Во многих сказках мате-матическое
начало находится на самой поверхности. Сказка особенно интересна
детям, она привлекает их своей композицией, фантас-тическими
образами, выразительностью языка, динамичностью со-бытий. Дети
сами не замечают, как в их мысли проникают понятия, в том числе и
математические.
При использовании сказок в процессе обучения математике
основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на
глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как дети
не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое.
Реализация
проекта
Образовательная
деятельность
Продуктивная
деятельность
Театральная
деятельность
Индивидуальная
работа с детьми
Взаимодействие
с родителями
Физическое
развитие
Музыкальная
страничка
Жанны
Николаевны
“ Музыка есть таинственная арифметика души…. “
Г. Лейбниц
Какие любознательные ребятишки в раннем возрасте!
Музыка для них – мир радостных переживаний. В 2 -3 года
малыши выделяют музыку, из окружающих их звуков и шумов.
Музыкальное воспитание оказывает неза-менимое
воздействие на общее развитие детей раннего возраста:
формируется эмоциональная сфера, совершенству-ется
мышление, ребёнок делается чутким к красоте, к ис-кусству и
жизни. Хорошо развитые музыкальные способнос-ти
стимулируют и подталкивают к развитию как художес-твенно –
эстетические, так и интеллектуальные способнос-ти. Поэтому,
если мы хотим, чтобы малыши быстро и пра-вильно
заговорили, были успешны в математике и логике, то просто
необходимо развивать музыкальные способности.
Пальчиковые песенки - игры – развивают мозг ре-бёнка,
стимулируют развитие речи, помогают проявить творческие
способности, фантазию, способствуют формирова-нию
математических представлений. Одни пальчиковые игры
направлены на изучение счёта, другие знакомят с наз-ванием
частей тела и самих пальчиков. В некоторых паль-чиковых
песенках – играх малыш должен действовать сра-зу двумя
руками – это помогает ему лучше ориентироваться в
пространстве, осваивать такие понятия высоко – низко, право
– лево.
1. Пальчиковые песенки – игры направленные на
ориентировку в пространстве, освоение понятий
“впереди – сзади “, слева - справа “
“ Улитка “.
В домике она сидит, рожки высунув, молчит.
( улитка раскачивается из стороны в сторону )
Вот улиточка ползёт, потихонечку вперёд.
( ползёт по ладошке )
На цветочек заползает.
( правая ладошка обхватывает пальчиками левую
ладошку )
Рожки в голову втянула,
( два кулачка )
В домик спряталась, заснула.
( правый кулачок прячется в левую ладошку )
2. Пальчиковые песенки – игры, направленные
на изучение счёта.
“ Апельсин “.
Мы делили апельсин
( левая рука в кулачке, правая её обхватывает )
Много нас, а он один.
Эта долька для ежа,
( правой рукой поочерёдно разжимаем пальчики
на левой руке )
Эта долька для чижа, эта долька для котят,
Эта долька для утят, эта долька для бобра,
А для волка – кожура!
(встряхиваем обе кисти)
“Домик “
Молоточки стучат
( стучат кулачки друг об друга )
Строят домик для зайчат.
Этот дом для зайчиков, этот дом белочек,
Этот дом для мальчиков, а этот дом для девочек.
( правой рукой загибаются по очереди пальчики левой
ладошки )
Вот какой красивый дом, очень дружно в нём живём!
( соединили пальчики ладошек уголком )
Вот какой наш прочный дом, очень дружно в нём живём1
( соединили сжатые кулачки )
Элементарное музицирование.
Игра на детских музыкальных инструментах развивает чувство
ритма, ансамблевость, силу воли, формируется навык
самостоятельного музицирования. Дети познают разнообразие
инструментов: форма, цвет и звучание.
Музыкально – игровая деятельность.
Музыкальные игры доставляют ребёнку удовольствие. Для
детей в игре важен не столько результат, сколько сам процесс.
Важную роль в развитии 2-3 годовалого малыша играют
музыкальные игры, развивающие первые математические
представления.
“Дождик “ музыкальная игра на знакомство с кругом и
ориентирование в пространстве.
“ Чудесный мешочек “ знакомство с персонажами из мешочка,
счёт: один – много.
Пляска, музыкально – ритмическая разминка.
От природы у малышей развиты двигательные механизмы.
Поэтому, музыкальные движения представляют особый интерес и
удовольствие, развивают в детях координацию, ориентировку в
пространстве, интеллектуальные способности.
Ритмические движения разнообразны: бег змейкой,
по - кругу, высокие прыжки и низкие, так же ходьба: большие и
маленькие шаги, хлопки. Дети учатся строить цепочку,
перестраиваются под музыку, осваивают движения в парах и тд…
Так же формируются первые представления о жанре марша.
Малыши непроизвольно слышат пульсацию, метрические доли,
развивается чувство ритма. Восприятие музыкальной формы
предполагает активность таких умственных операций, как
сравнение, сопоставление, выделение черт общего и различного.
“ Вот, какие кубики! “
1. Вот, какие кубики подарили нам.
Кубики красивые – нашим малышам!
Вот, так, так, вот, так, так, подарили нам.
Кубики красивы нашим малышам!
( на запев показывают кубики, руки подняты вверх )
( на проигрыш – стучат кубиками друг об друга )
2. Вот как наши кубики весело стучат.
Вот как наши кубики радуют ребят!
Вот, так, так, вот, так, так, весело стучат,
Вот как наши кубики радуют ребят!
( стучат кубиками об пол )
3. Словно каблучками по полу топ – топ.
Но каблучки устали и на месте стоп….
( стучат поочерёдно, то правой ножкой, то левой по полу )
Вот, какие кубики подарили нам.
Кубики красивые – нашим малышам!
Вот, так, так, вот, так, так, подарили нам.
Кубики красивые нашим малышам!
( показывают кубики, руки подняты вверх, кружатся )
Стихи,
потешки
КОЛОБОК лисичку встретил,
Громко песенку ей спел.
Но от рыженькой плутовки
Укатиться не успел.
ПЕТУШОК, петушок,
Золотой гребешок.
Зёрнышки ты кушай,
А лису не слушай.
ТРИ медведя в дом вошли.
Видят – неполадки.
Кто сломал удобный стул?
Кто уснул в кроватке?