Программное содержание:
- продолжать знакомить детей с народным промыслом жостова;
- рассматривать изделия, выделяя характерные элементы узора – колорит,
композицию, кайму;
- закрепить умение составлять узор на круге, овале, квадрате,
прямоугольнике, заполняя узором середину и края;
- составлять букеты из крупных и мелких цветов;
- рисовать концом кисти;
- наносить мазки, регулируя нажим кисти;
- самостоятельно составлять и передавать оттенки цвета;
- воспитывать художественный вкус.
Словарная работа:
Жостово, «букет в центре», «букет в раскидку», «букет с угла», «венок»,
«полувенок», «пятилистник», «сердечко», «зигзаг», фон, узор, элемент.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с промыслом жостовских подносов,
открыток с цветами, букетами, натюрмортом. Рисование некоторых
элементов жостовской росписи.
Методы и приёмы:
Обследование, наглядности (рассматривание подлинных изделий,
таблиц); словесный(беседа, указание, пояснение, художественное слово);
практический(самостоятельное выполнение детьми элементов росписи,
использование инструментов и материалов для изображения);
эвристический(развитие находчивости и активности); проблемно -
мотивационный, частично – поисковый (стимулирует активность детей за
счёт включения проблемной ситуации в ход непосредственно -
образовательной деятельности) ; метод «подмастерья» (взаимодействие
педагога и ребёнка в творческом процессе).
Материал и оборудование:
Подносы из папье-маше разных цветов, таблицы с элементами росписи,
гуашь, кисти №2, №3,баночка с водой, салфетки, тычок мелкий и
крупный, аудиопроигрыватель с русско-народной мелодией.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
Воспитатель: Добрый день, ребята! Вы любите путешествовать?
Дети: Да!
Воспитатель: Я предлагаю вам совершить путешествие в прошлое, в IX
век , в село Жостово, неподалеку от Московской области. Мы вернёмся
почти двести лет назад. Готовы?
«Колесо назад крути,
В прошлое нас возврати».
(Воспитатель переставляет стрелки на часах назад. Звучит музыка.
Открывается занавес. Возвращение в прошлое.Село, сидит мастер за
росписью подноса.)
-Ух ты !Как здесь здорово, а пахнет-то как…Ой.. Здраствуйте!
Мастер: Добро пожаловать! Гостями будете. Вы кто?
Дети: Мы - дети из детского сада №11 «Радуга», г.Георгиевска.
Воспитатель: А вы кто?
Мастер: Я, Вишняков Осип Филиппович –художник, владелец московской
фабрики по изготовлению металлических расписных подносов.
Воспитатель: Так это вы основатель мастерской, где впервые создавали
подносы с цветочной росписью?
Мастер: О да! А вы знакомы с этим промыслом?
Ребёнок: Да, мы в детском саду занимаемся этим.
Воспитатель: Осип Филиппович ! Разрешите, дети вам расскажут немного
о жостовском промысле.
Ребёнок 1: Слово Жостово, название села звучит похоже на слово
«жесть», что значит «металл».
Ребёнок 2: Подносы изготовлялись из железа. Их шлифовали, грунтовали,
после расписывали.
Ребёнок 3: Формы подносов бывают самые разнообразные. Круглые,
квадратные, прямоугольные, овальные.
Ребёнок 4: Роспись производится обычно по чёрному фону. Не редко
мастера используют красный, зелёный, синий, коричневый и другие
фоны.
Ребёнок 5: Основной мотив росписи – цветочный букет, где чередуются
крупные и мелкие цветы. Рисуют иногда и натюрморты.
Мастер: А знаете ли вы, что по назначению подносы делятся на две
группы: для бытовых целей и как украшение?
Воспитатель: Знаем, знаем. И даже кое-что умеем.!
Мастер: Ну и замечательно. На завтра у меня крупный заказ от известного
графа, а мастера-художники не пришли (Уходя в мастерскую продолжает).
Вот и поможете мне…
(Приносит сундучок с различными изделиями).
- Вот эту барышню надо расписать.
Дети: Так она дымковская!
Мастер: Тогда вот такую досочку распишите красивой птицей или
лошадкой.
Дети: Нет, это не жостово. Это городецкая доска.
Мастер: Верно, верно! Много промыслов вы знаете. Вот они мои
заготовки.(достаёт подносы нерасписанные). Ну что, поможете украсить
подносы жостовской росписью?
Воспитатель: Конечно же поможем. Ребята, выбирайте заготовки и
проходите в мастерскую Осипа Филипповича.
Для начала работы сделаем разминку и подготовим наши руки.
Физминутка « Алые цветы» (Проговаривают дети)
Наши алые цветки распускают лепестки, (медленно разгибают пальцы из
кулачков)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.(покачивание кистями рук вправо
- влево)
Наши алые цветки закрывают лепестки,(медленное сжимание пальцев в
кулаки)
Головой качают, тихо засыпают… (покачивание кулачков вперёд - назад)
(повторяют два раза).
И не забудьте, колесо времени вернёт нас в настоящее через 15 минут!
(Дети расписывают подносы из папье-маше мотивами жостовской
росписи под сопровождение русско-народной мелодии).
Анализ работ:
Воспитатель: Круглые, железные
В хозяйстве полезные.
Чёрные, жёлтые, красные-
Удивительно прекрасные!
Мастер: Заказ выполнен и думаю удачно. Спасибо вам ребята за вашу
помощь. Я сегодня же отвезу их графу. До свиданья.
Воспитатель: До свиданья Осип Филлипович. А мы ребята, оформим
выставку ваших работ, пока их не увезли!
Воспитатель: Посмотрите на этот поднос и скажите как он украшен?
Ребёнок 1: Этот поднос украшен яркими цветами. И кажется, что их
только сорвали на лугу. Эти одуванчики смотрятся воздушно очень
нарядно.
Воспитатель: Какое растение ты нарисовал?
Ребёнок 2: Я решил изобразить ветвь рябины. На жёлтом фоне эта гроздь
смотрится нарядно и празднично. Край подноса я расписал оранжевой
каймой.
Ребёнок 3: Мой букет находится в центре. Он ажурный и плотный.
Травинки и усики дополнили мою композицию и придали ей
законченность.
Воспитатель: Ну что ж, у каждого художника свой стиль. А ты какое
построение букета использовала в своей работе?
Ребёнок 4: Я использовала метод построения «букет с угла». Пёстрые
георгины и нежные цветы яблони смотрятся красиво и нарядно.
Воспитатель: Время возвращает нас назад. Вот и побывали мы в
фантастическом мире цветов. Помогли мастеру выполнить заказ. Я
захватила с собой фотоаппарат в прошлое и теперь мы имеем множество
чудесных фото и обязательно составим презентацию и покажем другим
детям, а т.ж. вашим папам и мамам замечательные жостовские подносы,
выполненные вашими руками!