Напоминание

"Презентация программы Т.Н.Новиковой и Г.П.Баклановой "Музыкальный мир""

Автор: Черемисина Алеся Михайловна

Должность: музыкальный руководитель

Учебное заведение: МБДОУ №36

Населённый пункт: г.Железногорск

Наименование материала: презентация

Тема: "Презентация программы Т.Н.Новиковой и Г.П.Баклановой "Музыкальный мир""

Описание:

Презентация знакомит коллег с содержанием программы Т.Н.Новиковой и Г.П.Баклановой "Музыкальный мир" с целью использования всей программы, а также её разделов, тематических блоков, методов, приёмов в своей профессиональной деятельности.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=1554

Опубликовано 14.11.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Презентация программы Т.Н.Новиковой и Г.П.Баклановой «
Музыкальный мир
»
Подготовила музыкальный

руководитель МБДОУ№36

г.Железногорска Красноярского края

Черемисина Алеся Михайловна

Цель  Познакомить коллег с содержанием программы «Музыкальный мир» с целью использования всей программы, а также её разделов, тематических блоков в своей профессиональной деятельности
Задачи  Дать представление о структуре построения программ  Дать представление о поликонтекстном подходе в музыкальном образовании  Дать представление о ассоциативном мышлении  Дать представление о методах, приёмах ,предлагаемых авторами программы «Музыкальный мир»
Что содержит пособие?  Интегрированную программу для детей младшего, среднего и старшего возраста  Примерные планы занятий по данной программе  Методы и приёмы обучения разным видам музыкальной деятельности  Образцы упражнений , игр и т.д.
На что направлено содержание программы  На духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыкального искусства  Формирование ценностного отношения к Родине, родной природе, семье, искусству, народному художественному творчеству, фольклору
Из чего состоит пособие  Интегрированная программа  Примерное планирование  Методические рекомендации по работе с пособием  Методические материалы по музыкально- образовательной деятельности
Сведения о апробации  Апробирована в городах Подмосковья  Включена в программу повышения квалификации руководителей дошкольных учреждений ИРОТ  Включена в курс ИРОТ «Методика музыкального образования»
Что входит в комплект ?  Программа  Пособие  Хрестоматия
Пояснительная записка(программы)  Программа является частью интегрированной модели образования «Тропинка»  При разработке программы были учтены:  лучшие традиции и достижения в области теории, методики и практики дошкольного музыкального воспитания (Ю.Б.Алиева,Н.А.Ветлугиной, Э.П.Костиной,О.П.Радыновой)  методичекие материалы по художественно-эстетическому воспитанию на основе народного творчества(Т.С.Комаровой,Н.М.Сокольниковой, Л.В.Ершовой)  Результаты исследований в области музыкальной психологии, музыкальной терапии, фольклорной терапии и арт-терапии
Концептуальные основы программы 
Поликонтекстный
подход музыкально- образовательной системы(многомерность) 
Музыкально-эстетический

Аксеологический

Психолого-педагогический

Семантически
й 
Культурно-эстетический

Информационный

Арт-терапевтический

Цели и задачи(программы)
Цель
: формирование средствами музыкального искусства
музыкальной культуры
как части общей культуры
Личности

Задачи
(формировать у детей средствами музыки первоначальных образные, эмоционально окрашенные представления об окружающем мире, о мире природы и людей; воспитывать на основе тбора музыкальных произведений для восприятия и исполнения такие духовно-нравственные качества, как доброта, трудолюбие, честность, милосердие, смелость, щедрость, любовь к родине, к родной природе, к своим родителям, родному дому;выявлять и развивать у детей творческие возможности;развивать природную интуицию детей;развивать речь, вести подготовку к чтению и письму в процессе своения языка и художественно-образного содержания искусства;формировать и развивать познавательные и художественно-0эстетические потребности, интересы, вкусы, ценностные ориентации;развивать физические и психические качества, в том числе внимание, память, мышление, сенсорные способности, мелкую моторику, координацию движений;обеспечивать в процессе музыкальной деятельности различных видов психофизическое оздоровление, психологическую коррекцию и адаптацию детей;формировать у детей в процессе музыкальной деятельности качества самоактуализирующейся личности, способствовать освоению ими первоначальных способов самопознания, самооценки, саморегуляции и творческой самореализации в искусстве и в жизни) 
Специальные задачи
(формировать у дошкольников первоначальные представления о музыке как части целостного и многообразного мира искусства,который, в свою очередь, неотделим от всего окружающего мира , от жизни людей;способствовать освоению детьми доступных им средств и способов вхождния в мир музыкального искусства, постижения художественно-образного содержания и выразительных средств музыки, а также воплощённых в ней образов, духовно-нравственных ценностей и идеалов;формировать и развивать музыкальные способности детей, в том числе музыкально-образные представления и ассоциации, музыкальный слух, певческий голос, эмоциональную отзывчиваость;знакомить с шедеврами музыкального искусства доступными для восприятия и\или исполнения детям дошкольного возраста;формировать музыкальные интересы, потребности, вкусы, мотивы самостоятельной музыкально-творческой деятельности и познания музыкального искусства)
Структура программы  Раздел 1 «
Музыкальные

маршруты»
 Музыкальный мир природы  Музыкальный мир родного дома  Музыкальный мир разных стран  Сказочный мир музыки  Раздел 2 «
Музыкальные

находки»
 Музыкальная азбука  Музыкальный календарь  Музыкальные часы  Музыкальный глобус Каждый тематический блок содержит все виды музыкальной деятельности: слушание, пение,элементароное музицирование,беседы о музыке,музыккально- игровую и музыкально-пластическую деятельность,музыкальную драматизацию
Примерное содержание блоков раздела № 1 -«Музыкальные маршруты»(для детей 3-5 лет)
1.

Задачи раздела
:  Формировать у детей средствами музыки представления об окружающем мирре, об искусстве и его роли в жизни людей, а также духовно-нравственные ценности и идеалы  Укреплять в процессе интегрированных занятий физическое и психическое здоровье детей, развивать речь  Развивать музыкально-сенсорные способности детей  Формировать первоначальные умения и навыки музыкального восприятия, прослушивания небольших музыкальных произведений от начала до конца, определяя настроение музыкальных произведений и их отдельных частей  Способствовать развитию эмоциональной реакции детей на музыку, адекватных её настроению. А также способности к музыкальному сопереживанию с исполнителем в процессе музыкального восприятия  Закладывать первоначальные умения выразительного пения детских песен и произведений детского фольклора, добиваться чистоты интонирования, координации слуха и голоса, артикуляции, певческого дыхания  Развивать у детей интерес к различным музыкальным инструментам, а также потребность в музыкально- исполнительской деятельности в процессе формирования первоначальных умений и навыков игры а детских и народных инструментах, элементарного освоения клавиатуры фортепиано  Выявлять и развивать музыкально-творческие способности и одарённость, способствовать развитию у детей творческой активности, интереса к музыкально-импровизационной деятельности и самостоятельному сочинению музыки
Примерное содержание блоков раздела № 1 -«Музыкальные маршруты»(для детей 3-5 лет) 1. Музыкальный мир природы  Первые понятия о звуке, красках, голосах  Экологическое воспитание  Решение проблем психологической адаптации и релаксации  Интеграция звука, света, цвета ,движения  Перечень произведений для пения, слушания и движения под музыку  Примеры зрительно-слуховых и пластических импровизаций
Примерное содержание блоков раздела №1 «Музыкальные маршруты» (для детей 3-5 лет) 2. Музыкальный мир родного дома  Формирование модели семьи  Семантический узел блока – аархетипы К.Юнга  Вопросы адаптации и социолизации и уровень психосоматического состояния  Перечень произведений для пения, слушания и движения под музыку  Примеры зрительно-слуховых и пластических импровизаций
Примерное содержание блоков раздела №1 «Музыкальные маршруты» (для детей 3-5 лет) 3. Музыкальный мир родного города  Процесс социализации и социальной адаптации детей  «звуковая палитра» социокультурной среды  стереотипы поведения человека  Особенности интеграции звукового пространства и визуального(звучащая картина, изображаемая музыка)  Перечень произведений для пения, слушания и движения под музыку  Примеры зрительно-слуховых и пластических импровизаций
Примерное содержание блоков раздела№ 1 «Музыкальные маршруты» (для детей 3-5 лет) 4. Музыкальный мир разных стран (для старшей группы)  Формирование образа мира – полифоничный и красочный  «Сжимаемость» пространства и времени  Увлекательность и полезность странствий  перечень произведений для пения, слушания и движения под музыку  Примеры зрительно-слуховых и пластических импровизаций
Примерное содержание блоков раздела № 1 «Музыкальные маршруты» (для детей 3-5 лет) 5. Сказочный мир музыки  Основы сказкотерапии  Дихотомическое противопоставление добра и зла  Исключительные возможности сказок для детей(психологическая сензитивность)  перечень произведений для пения, слушания и движения под музыку  Примеры зрительно-слуховых и пластических импровизаций
Показатели музыкального воспитания, обучения, развития и оздоровления детей(к 5 годам)  Внимательно, от начала до конца, прослушивает небольшие музыкальные произведения, адекватно эмоционально реагируя на их настроение  Рассказывает о своих эмоциональных впечатлениях, чувствах и образах, возникших в процессе восприятия  Различает изображённые в музыке звуки природы, голоса животных и птиц  Рассказывает о своих музыкальных ассоциациях  С удовольствием двигается под музыку, импровизируя и выражая пластикой настроение и характер музыки  Поёт выразительно, от начала до конца, в основном правильно артикулируя и распределяя дыхание, простые песни в удобном диапазоне, с аккомпанементом  Владеет элементарными приёмами игры на игрушечных простейших народных музыкальных инструментах, может ритмически сопровождать мелодию с простым ритмическим рисунком, а также воспроизвести на шумовых музыкальных инструментах простейшие ритмические формулы  Узнаёт и может воспроизвести названия нескольких предусмотренных программой музыкальных произведений, которые прослушивались или разучивались на музыкальных занятиях
Примерное содержание блоков раздела № 2 -«Музыкальные находки»(для детей 5-7 лет)
1.

Задачи раздела№ 2:
 Продолжать формирование у детей представлений об окружающем мире природы и мира людей, об искусстве и его роли в жизни, о взаимосвязи музыки с другими видами искусства  Формировать у детей средствами музыки духовно-нравственные ценности и идеалы  Развивать художественно-образное мышление, художественно-творческие возможности, художественно- творческую активность и интуицию  Укреплять в процессе интегрированной музыкальной деятельности психическое и физическое здоровье детей, развивать их речь и пластику движений  Способствовать дальнейшему развитию музыкальных интересов детей и потребностей в музыкальной деятельности  Формировать музыкальное восприятие5 – умение вслушиваться в звуки музыки, определять её настроение, смену музыкальных образов, развивать эмоциональные реакции детей на музыку, вызывать у них желание рассказывать о своих музыкальных впечатлениях, учиться выражать их в пластике движений, в рисунках и красках  Развивать навыки выразительного исполнения музыкальных произведений, певческий голос и певческое дыхание  Развивать умения и навыки саморегуляции своих эмоциональных состояний с помощью различных по настроению и характеру музыкальных произведений, в процессе музыкальной деятельности различных видов  Формировать у детей начальные представления о народной, классической и современной музыке, о музыке вокальной и инструментальной, о различных музыкальных инструментах  Формировать у детей первоначальные представления о возможностях современной техники в записи и воспроизведении музыки, о доступных им источниках и каналах музыкальной информации
Примерное содержание блоков раздела № 2 -«Музыкальные находки»(для детей 5-7 лет)
1.

Музыкальная азбука
 Изучение букв через знакомство с музыкальным произведением, музыкальными инструментми, основами музыкальной грамоты  Основа художественно-образного содержания – образы Родины, родной природы, семьи, культуры и русских народных сказок  Перечень произведений для пения, слушания и движения под музыку  Примеры зрительно-слуховых и пластических импровизаций
Примерное содержание блоков раздела № 2 -«Музыкальные находки»(для детей 5-7 лет)
2.

Музыкальный календарь
 Волшебные возможности музыки переносить слушателей и исполнителей в разные времена года  Особенности музыки как искусства  Знакомит с отражёнными в музыке образами природы в разеон время года и соответствующими настроениями  Перечень произведений для пения, слушания и движения под музыку  Примеры зрительно-слуховых и пластических импровизаций
Примерное содержание блоков раздела № 2 -«Музыкальные находки»(для детей 5-7 лет)
3.

Музыкальные часы
 Способность музыки переносить слушателяч в разное время суток(время)  Эмоционально окрашенные утро, вечер, день  Развитие творческого воображения  Перечень произведений для пения, слушания и движения под музыку  Примеры зрительно-слуховых и пластических импровизаций
Примерное содержание блоков раздела № 2 -«Музыкальные находки»(для детей 5-7 лет)
4.

Музыкальный глобус
 Способность музыки странствовать(пространство)  Формирование первоначальных представлений о культурном многообразии человечества  Формирование уважительного и бережного отношения к традициям своего и других народов  Перечень произведений для пения, слушания и движения под музыку  Примеры зрительно-слуховых и пластических импровизаций
Показатели музыкального воспитания, обучения, развития и оздоровления детей(к 7 годам)  Узнаёт основную часть программы, может определить названия произведений  Способен рассказать о содержании произведений , своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку  Может связать художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира;  владеет первоначальными певческими навыками;  Выразительно исполняет народные и авторские песни в удобном диапазоне  Выполняет упражнения звуковой и дыхательной терапии  Владеет первоначальными навыками игры на шумовых музыкальных инструментах соло и в ансамбле  Различает клавишные и струнные инструменты  Умеет выразительно двигаться под музыку, передавая её настроение
Условия для успешной реализации программы 1. Индивидуальный подход 2. Отказ от методов принуждения 3. Создание художественно-эстетической среды 4. Оценивание работы музыкального руководителя в соответствии с целью программы

Примерное содержание

занятий
1. «В гостях у красавицы Осени» 2. «Музыка осени: листья шелестят и танцуют 3. «Музыка осени: грустный дождик» 4. «У какого какой голос?В птичьем царстве-государстве 4. (продолжение) «У кого какой голос? На птичьем дворе» 5. «У кого какой голос? В лесном царстве животных» 6. «У кого какой голос? В мире домашних животных» 7. «В гостях у красавицы Зимы» 8. «В гостях у красавицы Весны» 9. «В гостях у красавицы Лето» (слушание, пение, движения под музыку, элементарное музицирование)
Раздел № 1

«Музыкальные

маршруты»

(для детей 3-5 лет)

Тематический блок

«Музыкальный

мир природы»


Примерное содержание

занятий
1. «Музыкальная семья» 2. «»У колыбели» 3. «Наши музыкальные инструменты» 4. «Музыкальные игры и игрушки» 5. «Встречаем Новый год» 6. «День рождения» (слушание, пение, движения под музыку, элементарное музицирование)
Раздел № 1

«Музыкальные

маршруты»

(для детей 3-5 лет)

Тематический блок

«Музыкальный

мир родного

дома»


Примерное содержание

занятий
1. «Как звучит город?» 2. «Как звучит село?» 3. «Музыкальные прогулки»(темп) 4. «Праздники на улицах и площадях» (слушание, пение, движения под музыку, элементарное музицирование)
Раздел № 1

«Музыкальные

маршруты»

(для детей 3-5 лет)

Тематический блок

«Музыкальный

мир родного

города»


Примерное содержание

занятий
1. «Во что играют дети на всей планете?» 2. «На разные голоса» 3. «Танцы народов мира» 4. «На балах» 5. «На карнавалах» 6. «Где хотим мы побывать?» (слушание, пение, движения под музыку, элементарное музицирование)
Раздел № 1

«Музыкальные

маршруты»

(для детей 3-5 лет)

Тематический блок

«Музыкальный

мир разных

стран»


Примерное содержание

занятий

1.

«О чём и о ком

рассказыают

музыкальные сказки?»

2.

«Музыка и русские

народные сказки»

3.

«Музыка и сказки

А.С.Пушкина»

4.

«В волшебнои мире»

(слушание, пение, движения

под музыку, элементарное

музицирование

)

Раздел № 1

«Музыкальные

маршруты»

(для детей 3-5 лет)

Тематический блок

«Сказочный мир

музыки»


Примерное содержание

занятий

1.

Буквы от «А»

до …

27.«Я»
( слушание, пение, движения под музыку, элементарное музицирование)
Раздел № 2

«Музыкальные

находки»

(для детей 5-7 лет)

Тематический блок

«Музыкальная

азбука»


Примерное содержание

занятий

1.

Январь

1.

«В гостях у красавицы Зимы»

2.

«Музыкальный новый год»

3.

«Рождество и зимние святки»

2.

Февраль

1.

День защитника Отечества

2.

Масленица

3.

Март

1.

В гостях у красавицы Весны

2.

Музыкальные подарки для мамы и бабушки

4.

Апрель

1.

Звуки и образы Весны

2.

Пасха

5.

Май

1.

Весеннее настроение

2.

День Победы

6.

Июнь

1.

В гостях у красавицы Лето

2.

Троицын день

7.

Июль

1.

Музыка и труд на родной земле

8.

Август

1.

Звуки и образы лета

9.

Сентябрь

1.

В гостях у красавицы Осень

2.

Весёлая ярмарка

10.Октябрь

1.

«Осенняя песнь»

11.Ноябрь

1.

«На тройке»

12.Декабрь

1.

Здравствуй, гостья Зима

(слушание, пение, движения под музыку, элементарное музицирование)

Раздел № 2

«Музыкальные

находки»

(для детей 5-7 лет)

Тематический блок

«Музыкальный

календарь»


Примерное содержание

занятий

1.

Утро

2.

День

3.

Вечер

4.

Ночь
(слушание, пение, движения под музыку, элементарное музицирование)
Раздел № 2

«Музыкальные

находки»

(для детей 5-7 лет)

Тематический блок

«Музыкальные

часы»


Примерное содержание

занятий

1.

Моя Россия

2.

Музыкальное

путешествие по соседним

странам

3.

Дальние странствия
(слушание, пение, движения под музыку, элементарное музицирование)
Раздел № 2

«Музыкальные

находки»

(для детей 5-7 лет)

Тематический блок

«Музыкальный

глобус»


Методические рекомендации по работе с

пособием «Музыкальный мир» для детей

5-7 лет

Часть № 1
,»Музыкальная азбука», рассчитана на 32 часа, инвариантная 
Часть № 2
,»Музыкальный календарь», «Музыкальные часы», «Музыкальный глобус», вариативная
Особенности:

Мало словесной информации

видеоряд из картин, интеграция с изобразительным искусством

Повышенное внимание взаимодействию родителей с ребёнком в

семье

Сверх задача – приобщение детей к духовно-нравственным

ценностям, идеалам оттечественной культуры, патриотическому

воспитанию и т.д.

Развитие ассоциативного мышления

Перечень необходимого оборудования и материало
в

Методические рекомендации по работе с 1

частью пособия «Музыкальный мир» для

детей 5-7 лет
 Уделять внимание распеванию на разные звуки, игры-попевки(хорошее настроение)  Упражнения на «превращение» разных букв и звуков(с движением)  Упражнение на звукоподражание  Информация не должна доминировать над музыкальной деятельностью, но лишь её комментировать

Методические рекомендации по работе со 2

частью пособия «Музыкальный мир» для

детей 5-7 лет

Наличие «волшебных предметов»,соединяющих мир ребёнка, музыки и

окружающего мира

Основа «Музыкального календаря» – пьесы П.И.Чайковского из

фортепианного цикла «Времена года»

Рассматривание каждого праздника как явления синкретичного

Изучая раздел «Музыкальные часы» , дети получают представления о

нюансах-красках,точайших оттенках человеческих чувств, настроений

Изучение раздела «Музыкальные часы» можно с небольших оркестровых

«зарисовок» биение курантов, будильника и т.д.

Цель раздела «Музыкальный глобус» сформировать у детей

первоначальные представления о музыкальных традициях(путешествие

начинается в России, затем - ближнее зарубежье, и дальнее)


Упражнения и игры
 Вокальные упражнения и игры со звуком(«ау», «В лесу», «Весёлый старичок»Д.Хармса, «Ветер воет», «Врона», «Доктор Айболит», «Дятел», «Едем», «Жук», «Звоны», «Звуковые волны», «Комар», «ма-мэ-ми-мо-му», «мотор самолёта», «Весёлая Баба-Яга»)  Дыхательные упражнения(«воздушный шарик», «гармошка», «дудочка», «раз-два-три», «филин»)  Упражнения на развитие дикции  Музыкальные игры(«музыкальные качели», «с Золушкой на балу»)  Движения под музыку(«облачка», «полёт»)

ОБЩАЯ МЕТОДИКА МУЗЫАЛЬНОГО

ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
 слушание и восприятие музыки – основа формирования музыкальной культуры детей  содержание и приёмы обучения слушанию музыки  пение как вид активной музыкальной деятельности  планирование работы над песней  развитие песенного творчества детей на материале народной музыки  движение под музыку.Музыкально-пластические импровизации  Развитие у детей культуры музыкально-ритмических движений. Задачи,содержание, приёмы обучения по возрастным группам  Музыкальные игры, пляски и упражнения для разных возрастных групп  Примерные образцы разучивания игры-пляски  Развитие детского творчеставва в музыкально-ритмической деятельности  Игра на детских музыкальных инструментах  Музыкально-образовательная деятельность с детьми
Спасибо за внимание !
Жизнь коротка , искусство вечно … Vita brévis , ars lónga


Яндекс.Метрика