Характеристика условий для музыкального развития ребенка в семье
Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка
раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Большинство детей до 3
лет не посещают дошкольные учреждения. Поэтому родители, взяв на себя ответственную
роль педагога, должны помнить, что этот период чрезвычайно важен для последующего
развития ребенка. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют
успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке,
сформировать у них положительное к ней отношение. Родители должны знать методы и
приемы, формы организации музыкального воспитания в семье, понимать значение
музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень.
Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и
условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни
семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей
культурой.
Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с
уважением относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта, часто
посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую взрослые
слушают вместе с ребенком . Родители, понимая, какую радость и духовное
удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное образование,
развить их способности.
В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с
очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы. К
музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребенок
слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к «серьезной» музыке его
родители безразличны.
Вместе с тем в семье имеются все возможности для применения различных видов
музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально –
образовательная деятельность). В семье, серьезно занимающейся музыкальным
воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде, он с первых дней жизни
получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются
музыкальные способности, формируется музыкальная культура. Дома ребенок может
слушать музыку по своему желанию в профессиональном исполнении и качественном
звучании (мр3, СD).
Среди видов исполнительства наиболее доступны пение и игра на музыкальных
инструментах. Ребенок без специальных занятий способен усвоить песни, которые он
слышит. Игра на фортепиано требует профессионального обучения. Во многих семьях есть
музыкальные инструменты – игрушки (металлофон, ксилофон, арфа, дудочка). Родители
могут обучать детей игре на этих инструментах, если сами умеют подбирать мелодию по
слyxy. Иначе дети будут видеть в этих инструментах лишь игрушки, предназначенные
только для забавы.
Реже всего в семьях занимаются с детьми музыкальным творчеством , за
исключением семей профессиональных музыкантов. Однако способные дети могут
творить спонтанно, «сочинять» музыку во время игр – напевать марш, ритмично стуча
солдатиками и изображая, что они маршируют; петь колыбельную, убаюкивая куклу;
импровизировать мелодии на фортепиано, детских музыкальных инструментах.
Музыкально — образовательной деятельностью в семье занимаются в основном
дети, которые обучаются игре на музыкальном инструменте. Большинство же
дошкольников получают музыкальные знания стихийно, без какой-либо системы.
Таким образом, в семье дети получают реальное музыкальное воспитание. Если
ребенок посещает детский сад, то «двойное» музыкальное образование позволяет
успешнее развивать его музыкальные способности, формировать основы музыкальной
культуры.
Педагог в своей работе должен учитывать специфику каждой семьи, ориентироваться
на различные условия, в которых воспитываются дети, на их домашнее музыкальное
окружение.
«Задачи музыкального воспитания детей в семье»
Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их
отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами
музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном
учреждении, а именно:
обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями, вызвать
интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы
музыкальной культуры;
развить музыкальные и творческие способности в процессе различных видов
музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-
образовательная, деятельность);
способствовать общему развитию детей средствами музыки.
Если ребенок музыкально одарен, то уже в дошкольном возрасте необходимо
заложить основы для будущего профессионального обучения.
Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают
важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных
кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные
спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями,
расширяют их музыкальный опыт.
Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома, зависит от
музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, ее общекультурного уровня. Для
развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры
необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно
воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая
тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной
культурой народа. Если ребенок слышит народные мелодии с раннего детства,
естественно, «проникается» народно-песенными интонациями. Они становятся ему
привычными, родными. Ребенку важно прочувствовать и красоту классической музыки,
накопить опыт ее восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию
разных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную, и современную
музыку, как «взрослую», так и написанную специально для детей.
Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства,
доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения или
фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией,
оркестровкой (пьесы Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, П. И. Чайковского) и более
скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная
музыка А.Вивальди, И.С. Баха, В. А. Моцарта.
«Методы обучения в семье»
Основные педагогические методы (наглядный, словесный, практический) применимы
и в музыкальном семейном воспитании.
Наглядно-слуховой метод – основной метод музыкального воспитания. Если ребенок
растет в семье, где звучит не только развлекательная музыка, но и классика и народная
музыка, он, естественно, привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в
различных формах музыкальной деятельности (активных и более пассивных, нацеленных
на непосредственное занятие музыкой и использование ее как фона для другой
деятельности).
Наглядно-зрительный метод в семейном воспитании имеет свои преимущества. В
детском саду для работы с детьми используются обычно крупные по размеру репродукции
картин, иллюстрации, качество которых не всегда высоко. Дома же имеется возможность
показать детям книги с репродукциями картин, рассказывая об эпохе, когда была сочинена
музыка, народных традициях, обрядах, познакомить их с изображениями предметов быта,
одежды. Рассматривание репродукций картин, соответствующих по настроению звучащей
музыке, обогащает представления детей об искусстве.
Словесный метод также очень важен. Краткие беседы о музыке, реплики взрослого
помогают ребенку настроиться на ее восприятие, поддерживают возникший интерес. Во
время слушания взрослый может обратить внимание ребенка на смену настроений, на
изменения в звучании (как нежно и печально поет скрипка, а теперь тревожно и сумрачно
зазвучала виолончель, как сверкают и переливаются звуки челесты, треугольника, как
грустно звучит мелодия).
Практический метод (обучение игре на музыкальных инструментах, пению,
музыкально-ритмическим движениям) позволяет ребенку овладеть определенными
умениями и навыками исполнительства и творчества.
Успешность применения всех этих методов зависит от общекультурного и
музыкального уровня взрослых, их педагогических знаний и способностей, терпения,
желания заинтересовать детей музыкой.
Иногда родители, стремясь, чтобы их ребенок достиг непременно наивысших
результатов (например, в игре на музыкальном инструменте), насильно заставляют его
подолгу заниматься, часами играть упражнения. Если же малыш не справляется с
заданиями его наказывают. Любой насильственный метод неприемлем в воспитании, тем
более на занятиях искусством.
К сожалению, некоторые учителя музыкальных школ, занимаясь с маленькими
детьми, допускают излишнюю строгость, требовательность, не учитывая желаний и
возможностей ребенка. Это часто приводит к тому, что даже одаренные дети теряют
интерес к музыкальным занятиям, а иногда и к музыке вообще. У ребят надолго
закрепляются отрицательные эмоции, полученные во время учебы, которые порождают
затем негативное отношение к музыке.
Педагог должен суметь убедить родителей и, что только заинтересованностью можно
добиться успеха в музыкальном развитии детей. Нужно широко использовать игровые
ситуации, соблюдать меру в занятиях, следить, чтобы дети не переутомлялись, не начали
скучать. Необходимо учитывать, что дошкольники не в состоянии подолгу заниматься
одним делом, требуется смена музыкальной деятельности, применение разных ее видов,
наглядности.
Известно, что заинтересовать детей чем-либо взрослый может только когда, он
увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой
музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый
проявляет равнодушие, оно передается и малышам. Поэтому очень важна культура
общения взрослого с детьми.
Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит индивидуально. Ребенок
должен чувствовать себя защищенным, любимым, находиться в насыщенном
положительными эмоциями окружении.
«Формы организации музыкальной деятельности детей в семье»
Музыка в семье может использоваться как в виде занятий с детьми, так и в более
свободных формах – как развлечение, самостоятельное музицирование детей, она может
звучать и фоном для другой деятельности. В занятиях с детьми роль взрослого (родителей
или педагога) активна – это совместное слушание музыки, совместное музицирование
(пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально – ритмические движения, игры с
музыкой).
К менее активным формам руководства взрослого относятся слушание СD дисков
музыкальных сказок, музыки к мультфильмам, самостоятельное музицирование детей.
Взрослый может вмешиваться в эту деятельность, лишь чтобы помочь ребенку
перевернуть диск, подобрать мелодию и т. д. Ребенок должен чувствовать, что ему всегда
окажут поддержку, уделят внимание.
Более свободная форма музыкальной деятельности – слушание музыки одновременно
с другой деятельностью (тихими играми, рисованием). Восприятие музыки в таком случае
может быть фрагментарным. Музыка звучит фоном для других занятий. Но и такое
восприятие, свободное, не сопровождающееся беседой, полезно для развития и
обогащения музыкальных впечатлений дошкольников, накопления слухового опыта.
Рекомендуется использовать такое слушание музыки и с маленькими детьми, чтобы они
привыкали к интонациям различной по стилям музыки.
Музыка может изучать и во время утренней гимнастики. В этом случае нужно
подбирать легкие, танцевальные, ритмичные мелодии.
Таким образом, семейное музыкальное воспитание очень важно для разностороннего
развития детей. И родители должны стремиться наиболее полно использовать его
возможности.