"Учет гендерной специфики в образовании детей дошкольного возраста"
Автор: Селишева Айана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Усть-Канский детский сад"
Населённый пункт: село Усть-Кан
Наименование материала: статья
Тема: "Учет гендерной специфики в образовании детей дошкольного возраста"
Описание:
В статье рассматриваются вопросы о гендерной социализации как важнейшей функции дошкольного образования. Суть гендерной социализации - постижение личностью опыта жизни человека как девочки или мальчика, женщины или мужчины (т.е. тех норм, стандартов, моделей поведения, предписаний, навыков и ценностей, которые соответствуют культурным представлениям о роли, положении и предназначении женщины и мужчины в обществе), а также их реализации на практике.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы о гендерной социализации
как важнейшей функции дошкольного образования. Суть гендерной
социализации - постижение личностью опыта жизни человека как девочки
или мальчика, женщины или мужчины (т.е. тех норм, стандартов, моделей
поведения, предписаний, навыков и ценностей, которые соответствуют
культурным представлениям о роли, положении и предназначении женщины
и мужчины в обществе), а также их реализации на практике.
Ключевые слова. Гендер, гендерная социализация, гендерная
принадлежность.
Современное состояние науки и практики дошкольного образования
свидетельствует о наличии огромного потенциала в области разработки и
внедрения программ и технологий социального развития дошкольников.
Данное направление отражено в требованиях государственного
образовательного стандарта, включено в содержание федеральных и
региональных комплексных и парциальных программ ("Детство","Я -
человек","Детский сад - дом радости", "Истоки", "Я, ты, мы", "Сообщество" и
другие).
По требованиям ФГОС одной из ведущих областей развития ребенка
выступает социально-коммуникативное развитие, а одним из задач в рамках
этой образовательной области выступает:
*формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности,
патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Процесс формирования гендерной принадлежности дошкольника
предполагает внедрение в образовательный процесс ДОУ технологии
гендерного подхода. В современных условиях это целиком зависит от
профессиональной компетентности педагогов конкретного дошкольного
образовательного учреждения. Гендерный подход в дошкольном
образовании:
*отвечает требованиям, предъявляемым к личностно - ориентированному
образованию, к его инновационной направленности;
*ориентирован на культивирование индивидуальных особенностей ребенка
в соответствии с его полом;
*предполагает на основании этого определение специфического
содержания, форм и методов образования, создание гендерно
ориентированной образовательной среды, способствующей развитию
личности в соответствии с ее природным потенциалом.
Современные требования общества к формированию самобытной и
способной к самореализации личности не могут игнорировать гендерные
характеристики ребенка. Приоритеты воспитания мальчиков и девочек
заключаются не только в закреплении жестких стандартов поведения, но и в
изучении потенциала каждого, создании условий для реализации
потребностей, организации партнерских взаимоотношений между
мальчиками и девочками, воспитании искренности, взаимопонимания в
отношениях разнополых детей при акцентировании на полоролевых
(типичных) поведенческих характеристиках. Гендерный подход предполагает
гармонизацию полоролевого взаимодействия на основании равных прав и
возможностей личности независимо от половой принадлежности. У детей
формируется умение проявлять заботу о детях другого пола и внимание к
ним, умение различать эмоциональное состояние сверстников другого пола,
в том числе полярное своему. Дети учатся играть разнообразные социальные
роли(матери, отца, парикмахера, повара и др.) в соответствии с гендерной
принадлежностью. В непосредственно образовательной деятельности
использование наглядного материала (альбомы "Маленькая модница",
"Защитники Родины", "Одежда мужская и женская", "Спорт для мальчиков",
"Спорт для девочек") способствуют развитию личности ребенка на основе
источников его индивидуальных знаний и социального опыта.
Использование занятий "Я мальчик, я девочка!", "Мужской и женский
этикет", "Мы разные!" и др. способствуют формированию у детей
представлений о собственной гендерной принадлежности. К одним из
наиболее ярких моментов в работе воспитателя детского сада можно отнести
чтение художественной литературы на занятиях в рамках полоролевой
идентичности (Х.Х.Андерсен"Стойкий оловянный солдатик", В.Ф.Одоевский
"Мороз Иванович", "Царевна лягушка", С. Маршак "12 месяцев"), беседы по
содержанию произведений и рассматривание иллюстраций в рамках данных
произведений способствуют формированию представлений у детей образов
главных героев по их гендерной принадлежности. В режимных моментах
целесообразно использование дидактических и настольных игр - "Кому, что
нужно для работы?", "Хоккей", "Футбол", "Оденем куклу", "Собери букет" и
т.д. Такие игры формируют у детей знания о представителях двух
противоположных полов, профессиональной деятельности. Для реализации
всех этих мероприятий должна быть соответствующая образовательная
предметно - пространственная среда с учетом интересов мальчиков и
девочек и наличие игрушек для детей разного пола.
Не менее важна работа по привлечению родителей в рамках гендерного
воспитания детей. Семья традиционно является одним из трансляторов
социокультуроного опыта, приобретенного ребенком в семье. Именно в
семье формируется гендерная идентичность, представления о месте и роли
мужчины и женщины в современном мире, о половой морали,
субкультурной дифференциации полов. Семья служит своего рода
"преломляющим фильтром" на пути вхождения ребенка в гендерную
культуру.
Таким образом, учет гендерной специфики предполагает новый подход к
дошкольному образованию: процесс воспитания дошкольника
непосредственно связан со становлением гендерной идентичности растущей
личности, ее умениями анализировать представления о самом себе как о
своем предназначении как мужчины или как женщины, преодолевая
различные стереотипы, навязанные обществом.
Литература:
1. Доронова Т.Н., Симонова Н.Ю., Цапенко М.М. Как воспитывать девочек и
мальчиков 3-4 лет. М.: Изд. центр "Школьная книга", 2010.
2. Репина Т.А. Проблема полоролевой социализации детей. М.: Изд-во Моск.
психол.-соц. инт - та; Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2009.
3. Татарицева Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ:
Учеб-практ. пособие/ Центр педагогического образования. М., 2008.