Напоминание

"Учет гендерной специфики в образовании детей дошкольного возраста"

Автор: Селишева Айана Александровна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ "Усть-Канский детский сад"

Населённый пункт: село Усть-Кан

Наименование материала: статья

Тема: "Учет гендерной специфики в образовании детей дошкольного возраста"

Описание:

В статье рассматриваются вопросы о гендерной социализации как важнейшей функции дошкольного образования. Суть гендерной социализации - постижение личностью опыта жизни человека как девочки или мальчика, женщины или мужчины (т.е. тех норм, стандартов, моделей поведения, предписаний, навыков и ценностей, которые соответствуют культурным представлениям о роли, положении и предназначении женщины и мужчины в обществе), а также их реализации на практике.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=1582

Опубликовано 16.11.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Учет гендерной специфики в образовании детей

дошкольного возраста.

Аннотация.
В статье рассматриваются вопросы о гендерной социализации как важнейшей функции дошкольного образования. Суть гендерной социализации - постижение личностью опыта жизни человека как девочки или мальчика, женщины или мужчины (т.е. тех норм, стандартов, моделей поведения, предписаний, навыков и ценностей, которые соответствуют культурным представлениям о роли, положении и предназначении женщины и мужчины в обществе), а также их реализации на практике.
Ключевые слова.
Гендер, гендерная социализация, гендерная принадлежность. Современное состояние науки и практики дошкольного образования свидетельствует о наличии огромного потенциала в области разработки и внедрения программ и технологий социального развития дошкольников. Данное направление отражено в требованиях государственного образовательного стандарта, включено в содержание федеральных и региональных комплексных и парциальных программ ("Детство","Я - человек","Детский сад - дом радости", "Истоки", "Я, ты, мы", "Сообщество" и другие). По требованиям ФГОС одной из ведущих областей развития ребенка выступает социально-коммуникативное развитие, а одним из задач в рамках этой образовательной области выступает: *формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Процесс формирования гендерной принадлежности дошкольника предполагает внедрение в образовательный процесс ДОУ технологии гендерного подхода. В современных условиях это целиком зависит от профессиональной компетентности педагогов конкретного дошкольного образовательного учреждения. Гендерный подход в дошкольном образовании: *отвечает требованиям, предъявляемым к личностно - ориентированному образованию, к его инновационной направленности;
*ориентирован на культивирование индивидуальных особенностей ребенка в соответствии с его полом; *предполагает на основании этого определение специфического содержания, форм и методов образования, создание гендерно ориентированной образовательной среды, способствующей развитию личности в соответствии с ее природным потенциалом. Современные требования общества к формированию самобытной и способной к самореализации личности не могут игнорировать гендерные характеристики ребенка. Приоритеты воспитания мальчиков и девочек заключаются не только в закреплении жестких стандартов поведения, но и в изучении потенциала каждого, создании условий для реализации потребностей, организации партнерских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании искренности, взаимопонимания в отношениях разнополых детей при акцентировании на полоролевых (типичных) поведенческих характеристиках. Гендерный подход предполагает гармонизацию полоролевого взаимодействия на основании равных прав и возможностей личности независимо от половой принадлежности. У детей формируется умение проявлять заботу о детях другого пола и внимание к ним, умение различать эмоциональное состояние сверстников другого пола, в том числе полярное своему. Дети учатся играть разнообразные социальные роли(матери, отца, парикмахера, повара и др.) в соответствии с гендерной принадлежностью. В непосредственно образовательной деятельности использование наглядного материала (альбомы "Маленькая модница", "Защитники Родины", "Одежда мужская и женская", "Спорт для мальчиков", "Спорт для девочек") способствуют развитию личности ребенка на основе источников его индивидуальных знаний и социального опыта. Использование занятий "Я мальчик, я девочка!", "Мужской и женский этикет", "Мы разные!" и др. способствуют формированию у детей представлений о собственной гендерной принадлежности. К одним из наиболее ярких моментов в работе воспитателя детского сада можно отнести чтение художественной литературы на занятиях в рамках полоролевой идентичности (Х.Х.Андерсен"Стойкий оловянный солдатик", В.Ф.Одоевский "Мороз Иванович", "Царевна лягушка", С. Маршак "12 месяцев"), беседы по содержанию произведений и рассматривание иллюстраций в рамках данных произведений способствуют формированию представлений у детей образов главных героев по их гендерной принадлежности. В режимных моментах
целесообразно использование дидактических и настольных игр - "Кому, что нужно для работы?", "Хоккей", "Футбол", "Оденем куклу", "Собери букет" и т.д. Такие игры формируют у детей знания о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности. Для реализации всех этих мероприятий должна быть соответствующая образовательная предметно - пространственная среда с учетом интересов мальчиков и девочек и наличие игрушек для детей разного пола. Не менее важна работа по привлечению родителей в рамках гендерного воспитания детей. Семья традиционно является одним из трансляторов социокультуроного опыта, приобретенного ребенком в семье. Именно в семье формируется гендерная идентичность, представления о месте и роли мужчины и женщины в современном мире, о половой морали, субкультурной дифференциации полов. Семья служит своего рода "преломляющим фильтром" на пути вхождения ребенка в гендерную культуру. Таким образом, учет гендерной специфики предполагает новый подход к дошкольному образованию: процесс воспитания дошкольника непосредственно связан со становлением гендерной идентичности растущей личности, ее умениями анализировать представления о самом себе как о своем предназначении как мужчины или как женщины, преодолевая различные стереотипы, навязанные обществом. Литература: 1. Доронова Т.Н., Симонова Н.Ю., Цапенко М.М. Как воспитывать девочек и мальчиков 3-4 лет. М.: Изд. центр "Школьная книга", 2010. 2. Репина Т.А. Проблема полоролевой социализации детей. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. инт - та; Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2009. 3. Татарицева Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ: Учеб-практ. пособие/ Центр педагогического образования. М., 2008.


Яндекс.Метрика