Напоминание

"Роль книги в жизни ребенка - дошкольника"

Автор: Пахтусова Надежда Минионовна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МОУ "Павловская СОШ" СП Детский сад "Росинка"

Населённый пункт: Архангельская

Наименование материала: статья

Тема: "Роль книги в жизни ребенка - дошкольника"

Описание:

Книга играет огромную роль в обучении, воспитании и развитии ребенка. Но книга учит только тогда, когда ребенок умеет с ней работать, умеет читать в истинном смысле этого слова, т. е. понимает прочитанное, от этого во многом зависит и его воспитанность, и умственное развитие. Приходится констатировать, что родители зачастую плохо знают литературные предпочтения своих детей.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=1591

Опубликовано 17.11.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Роль книги в жизни ребенка – дошкольника
В наше время открытий, достижений в науке и технике, из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим М. Горький считал книгу. В книге заключен огромный духовный мир всего человечества. К сожалению, сегодня детям читают не так часто, некоторым вообще не читают или читают от случая к случаю. Родителям проще, чтобы ребёнок смотрел мультики или играл в компьютерные игры. Без помощи взрослых ребенку не войти в прекрасный мир книги. Дети, получившие «книжную прививку» в детстве, значительно лучше готовы к обучению в школе. Они умеют слушать, сосредотачиваться на определенном занятии, хорошо говорят. Из опроса родителей, проведенного в группе, мы выяснили: 1.Дома детям читают, но не каждый день, 2.Обсуждаеют с детьми прочитанные книги (дома и детском саду). 3.У детей дома есть небольшие библиотечки, состоящие из разножанровых книг. 4.очень хорошо, что дети рассказывают дома, о чём мы читаем в детском саду, но родителям нужно самим спрашивать, беседовать с детьми. 5.В библиотеку дети практически не ходят. 6.Очень мало семей читают долгосрочные книги с детьми, это тоже плохо, так как длинные произведения формируют память, воображение. 7.Многие родители читают журналы и газеты, но художественную и познавательную литературу читают единицы. Книга играет огромную роль в обучении, воспитании и развитии ребенка. Но книга учит только тогда, когда ребенок умеет с ней работать, умеет читать в истинном смысле этого слова, т. е. понимает прочитанное, от этого во многом зависит и его воспитанность, и умственное развитие. Приходится констатировать, что родители зачастую плохо знают литературные предпочтения своих детей. Существуют два противоположных взгляда на воспитательную роль книги: одни считают, что книга — средство развлечения и забава; другие — что это полезное занятие для всестороннего воспитания ребенка. Конечно, книги – это не развлечение, а занятие, которое способствует развитию у детей внимания, памяти, усидчивости и любознательности. Родители не всегда могут купить книги, хорошо напечатанные и иллюстрированные. Работа с книгой богата и разнообразна как по форме, так и по содержанию. Долг каждого - научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её. Важное значение для ребенка имеет правильное интонационно-окрашенное чтение, оно помогает выделить наиболее яркие поступки героев, поддержать эмоциональную заинтересованность ребенка. Нужно помнить, что работа эта очень важная и её нужно проводить систематически. Оттого, насколько дружно мы будем ей заниматься, зависит будущее наших детей: какими они вырастут взрослыми читателями, и какими
людьми. Необходимо с детства прививать ребенку бережное, уважительное отношение к книгам, хранить их в определенном месте, ремонтировать в случае необходимости. Подтверждением сказанного могут служить слова С. Лупана: «Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать».
Игры, которые можно порекомендовать родителям в работе с книгой:
«Очумелые ручки». Вы прочитали ребенку сказку, дайте ему лист бумаги и краски, пусть рисует персонажей или лепит из пластилина, или вырезает из цветной бумаги. Рукодельных фантазий множество. Ролевые игры не только могут быть интересными, но и полезными. Например, можно устроить заседание суда по обвинению злодейств Бабы- Яги, Карабаса-Барабаса, Кощея. Играть могут все члены семьи. Роли распределяются: судья, прокурор, адвокат, свидетели. Затем выносится приговор. В данном случае у ребенка развивается логическое мышление, справедливость, милосердие к осужденным. Игра «Спектакль». Разыгрывается спектакль с участием домашних или друзей. Нужно дать ребенку проявить свои творческие мыслительные способности, развить фантазию. Игра «Летучка». После прочтения спросить у ребенка, что он думает о каком- либо поступке героя, как относится к разным персонажам. А потом предложить созвать этих героев на совет и высказать свое суждение, просьбу, недовольство.
Как читать детям книгу.
 Ребёнок будет внимательнее слушать, лучше поймёт содержание про- изведения, запомнит его, если читать с выражением, менять тембр и интонацию голоса, соблюдая знаки препинания, стремясь донести до ребенка эмоции, со-держащиеся в художественном произведении , а не монотонно, лишь бы отвя-заться, давайте ребенку время на обдумывание и рассматривание картинок. Если взрослый в процессе чтения не определит свое отношение к героям и изображаемым событиям, вряд ли это сможет сделать ребенок .  Необходимо выбрать правильное время для чтения, читать нужно по 20-30 мин, чтобы ребёнок не уставал.  У детей разные вкусы и предпочтения, поэтому нужно читать книгу по выбору ребёнка.  Обязательно после прочтения книги поговорите о прочитанном, разберите поступки героев, определите плохие они или хорошие, рассмотрите иллюстрации.  Предложите ребёнку нарисовать, как он представляет себе события прочитанного.
 У каждого ребёнка должна быть любимая книга. Выбирайте книги соответственно возрасту и интересам ребенка. Детям младшего дошкольного возраста читайте потешки, короткие стихотворные сказки, сказки о животных. Детям старшего дошкольного возраста интересны истории о других детях, волшебные и бытовые сказки.  По ходу чтения задавайте вопросы, уточняя, как ребенок понял, поясняйте непонятные слова, рассказывайте дополнительные сведения о тех словах или предметах, которые встречаются в тексте, поясняйте их значение и применение.  Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у ребенка отношение к чтению как к удовольствию: цитируйте строки прочитанных книг, делитесь впечатлениями и эмоциями в процессе чтения (смейтесь, удивляйтесь) и т. п. Нет ничего более эффективного, чем воспитание своим примером.  Наглядно демонстрируйте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков. В семье должна быть домашняя библиотека  Читайте ребенку вслух ежедневно. Подключайте к чтению всех членов семьи. Выделите дома специальное место для чтения и хранения детских книг  Поощряйте дружбу с детьми, которые любят читать. Хвалите приятелей ребенка, если они уже умеют читать, но избегайте упреков: дескать, вон они какие молодцы, а ты...  Просите старших детей читать младшим. Старшие будут гордиться оказанным им доверием и с удовольствием демонстрировать полученные навыки. Младшие захотят читать так же, как их старшие братья, сестры или друзья.  Поощряйте попытки самостоятельного чтения книг ребенком (даже его имитацию: чтение наизусть с одновременным переворачиванием страниц в нужном месте).  Не прекращайте чтение вслух тогда, когда наш ребенок научится читать достаточно бегло. Читать ему все равно еще трудно, глаза от напряжения устают, усталость провоцирует скуку, а скучное занятие отвращает. Чтение вслух сближает взрослых и детей, ребенок может о чем-то спросить, выразить свои впечатления, возникшие после прочитанного.  Посетите с ребенком библиотеку и научите пользоваться ее фондами. Регулярно посещайте библиотеку в дальнейшем.  Предоставьте ребенку возможность самому выбирать книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т. п.) по интересующей его тематике.  Подпишитесь на детские журналы на имя ребенка с учетом его интересов и увлечений (при его непосредственном участии).  Не спешите расставаться с не раз прочитанной книгой: сделайте иллюстрации, нарисуйте вместе с ребенком полюбившихся персонажей, «оживите» героев книг, вылепив их из пластилина, глины, сшив из лоскутков ткани, связан, склеив из бумаги и картона и т. д., разыграйте домашний спектакль, придумайте свой конец сказки или рассказа.
 Воспитывайте бережное отношение к книгам, учите ребенка правилам обращения с ними: не брать грязными руками, не перегибать книгу, не класть в нее карандаши, ручки и другие предметы - от этого портится переплет, отрываются и выпадают листы, хранить в специально отведенном месте.  Книга должна быть ярко и хорошо иллюстрирована. Картинки должны быть органически связаны с текстом, наглядно и выразительно отображать наиболее существенные моменты. Желательно, чтобы иллюстрации сопровождали текст, но не преобладали над ним. Чем старше ребенок, тем меньше может быть иллюстраций. При выборе книг предпочтение надо отдавать тем иллюстрированным изданиям, где изображения животных, людей, предметов реалистичны.  Читайте старшим дошкольникам объемные («толстые») книги. Чтение каждой части длинной книги (чтение с продолжением) должно сопровождаться припоминанием того, что прочитано накануне. Спросите ребенка: «На чем мы вчера остановились?» . Обязательно пользуйтесь закладкой.  Старайтесь читать по определенной системе, например, познакомьте ребенка с несколькими произведениями одного автора. Перед чтением книги независимо от возраста ребенка обязательно назовите имя писателя или поэта, жанр и название произведения. Например: «Я прочитаю тебе русскую народную сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Чередуйте чтение произведений разных жанров: рассказов, сказок и стихотворений.  Перечитывайте знакомые книги по многу раз. Однократное чтение произведения, стремление прочитать как можно больше приносят больше вреда, чем пользы. Дети не запоминают, что им читают, в результате формируется плохая привычка поверхностно относиться к книге.


Яндекс.Метрика