Составила старший воспитатель МБДОУ № 145 городского
округа Иваново
Ананьева Елена Викторовна
ЦЕЛЬ КОНСУЛЬТАЦИИ: Содействовать установлению благоприятного микроклимата
в семье.
Задачи: Познакомить родителей с понятием «жестокое обращение». Расширить
знания родителей о правовых нарушениях в отношении детей.
Часто ли мы задумываемся иотдаём ли мы себе отчёт в том, как влияют наши
отношения с детьми на их развитие, формирование их личности? Знаем ли мы
разницу между нормальными отношениями и жестоким обращением с детьми?
Обычно выделяют 4 вида жестокого обращения с ребёнком:
- ПСИХИЕСКОЕ (ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ) НАСИЛИЕ;
- ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ;
- ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЯМИ РЕБЁНКА;
-СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ.
ПСИХИЧЕСКОЕ (ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ) НАСИЛИЕ НАД ДЕТЬМИ
Психическое насилие над ребёнком включает в себя:
- постоянные упрёки, высмеивание, унижение и оскорбление ребёнка;
-отказ ребёнку в любви, ласке, внимании,холодность по отношению к ребёнку;
- родитель не интересуется проблемами ребёнка;
-не проявляет положительного отношения к ребёнку;
-неправильно объясняет поведение ребёнка.
ФОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ
Игнорирование
- отсутствие эмоционального отклика на нужды ребёнка,
нежелание или неспособность взрослого взаимодействовать с ним , отсутствие
любви. Привязанности к ребёнку, заботы о нём.
Отвержение - выражается в принижении достоинств ребёнка, во враждебном и
уничижающем отношении к нему, высмеивании за проявление естественных
эмоций (горя, радости и др.), постоянной критике в его адрес.
Терроризирование - проявляется в угрозах причинить ребёнку физический вред,
поместить его в страшное для него место (запереть в тёмной комнате), иногда в
угрозах убийством.
Изоляция
- заключается в лишении ребёнка общения с друзьями и другими
людьми, что формирует ощущение одиночества и враждебное отношение к
взрослым.
Развращение
- это вовлечение ребёнка в преступную деятельность, а так же
склонение к употреблению алкоголя и наркотиков, формирования жестокости по
отношению к другим.
КАК ВЛИЯЕТ ПСИХИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ НА ПОВЕДЕНИЕ РЕБЁНКА
Если ребёнок постоянно подвергается эмоциональному насилию, у него могут
проявиться:
Тревожность;
Чрезмерная боязнь (количество страхов больше, чем у других детей);
Навязчивые действия (грызёт ногти, сосёт палец, покачивается);
Признаки невроза;
Агрессивность или крайняя пассивность;
Нарушения в поведении (склонность к преступным действиям, попытки
самопожертвования или самоубийства);
Признаки поведения не по возрасту (ведёт себя чересчур не по- детски, или
слишком взросло).
КАКИЕ МОГУТ БЫТЬ ПОСЛЕДСТВИЯ ПСИХИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ В
БУДУЩЕМ
Эмоциональное насилие оказывает влияние на развитие личности. В результате
постоянного психического давления развиваются:
Задержка или расстройство речи;
Отставание в умственном развитии;
Низкая самооценка, пассивная жизненная позиция;
Зависимость от других людей;
Депрессивные проявления;
Импульсивное, плохо контролируемое поведение;
Агрессивность;
Неумение договариваться с людьми.
ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ
Под физическим насилием понимают любое умышленное причинение ребёнку
телесных повреждений, а так же любое использование физической силы, которое
причиняет вред физическому или психическому здоровью. Физическое насилие
может проявляться так же в форме бездействия, когда ребёнок умышленно
оставляется в опасной или в неблагоприятной обстановке.
ПРИЗНАКИ ФИЗИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ
Синяки, ссадины;
Следы укусов, ожогов;
Частые желудочные боли, расстройства;
Потеря веса или избыточный вес;
Признаки недоедания.
ПОСЛЕДСТВИЯ ФИЗИЧЕСКИХ НАКАЗАНИЙ
Последствия физических наказаний всегда отрицательные.
Ребёнок, которого часто бьют, становится агрессивным, часто сам затевает
драки или в них участвует. В старшем возрасте возникают проблемы в
общении с людьми. Дети плохо учатся в школе, невнимательны, рассеяны,
боятся отвечать. Могут возникнуть нервные или психические расстройства, у
таких детей возникает риск употребления наркотиков и алкоголя. Дети могут
совершать побеги из дома, становиться соучастниками преступлений.
ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЯМИ РЕБЁНКА
Выражается в нежелании или неспособности родителей удовлетворять
основные нужды ребёнка. Они включают в себя:
Оставление ребёнка одного на длительное время;
Недостаток надзора: где ребёнок, с кем он,когда вернётся, как проводит
время;
Недостаток питания, истощённость ребёнка;
Недостаток одежды, или она не соответствует сезону;
Необеспечение ребёнка медицинской помощью, когда он в ней нуждается;
Невнимание к гигиене: ребёнка не моют регулярно, не меняют бельё;
Родители не заботятся о его образовании, причиняют или позволяют
причинять вред ребёнку.
ЗАЩИТА ПРАВ И ДОСТОИНСТВ РЕБЁНКА В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТАХ
Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое
обращение» и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает:
● обеспечение в максимально возможной степени здорового развития
личности (ст.6)
● защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь
ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16)
● обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24)
● признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для
физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития
(ст.27)
● защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34)
● защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37)
● меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39)
Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:
● за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в
отношении несовершеннолетних (ст.106-136)
● за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157)
Семейный кодекс РФ гарантирует:
● право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54)
● право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства
принять меры по защите ребёнка (ст.56)
● лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения
с ними в семье (ст.69)
● немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и
здоровью (ст.77)
ПОМНИТЕ: