Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №19 г. Сердобска
Тема: Детская художественная литература, как средство развития
ребенка раннего и дошкольного возраста в детском саду
Непосредственная образовательная деятельность педагога с детьми в
средней группе «Зайчик для зайчихи» (по произведениям Е.И. Чарушина)
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное,
художественно-эстетическое, речевое, познавательное, физическое.
Задачи:
-воспитывать интерес к художественной литературе;
-продолжать знакомить детей с творчеством художника- иллюстратора
Е.И.Чарушина;
-формировать доброе отношение к животным, вызвать эмоциональную
отзывчивость у детей;
-формировать умение всматриваться в иллюстрации, замечать выразительные
средства ( движение, фактура шерстки и т. д.), рассказывать о них;
-показать, как передается качество предмета с помощью прилагательных;
-учить передавать качество «пушистый» в рисовании;
-формировать навыки рисования методом тычка;
-профилактика умственного переутомления и обеспечения эмоционального
комфорта;
Предварительная работа:
-рассматривание иллюстраций и чтение рассказов Е.И. Чарушина;
-загадывание загадок о животных;
-д/и «Какое что бывает?», «Третий лишний», подвижные игры, игры-
хороводы про животных.
Материалы и оборудование:
-книги, иллюстрации Е.И.Чарушина, зайчиха (взрослый человек), игрушки:
зайчонок, сорока, елки, плоскостные цветы, трафареты зайцев, жесткие
кисти, гуашь.
Содержание деятельности:
В группу влетает сорока
-Дети, я вам новость принесла- в лесу весна наступила, хотите
посмотреть, я вам покажу дорогу!
Воспитатель: Дети, пойдем в лес? Ой, как красиво в лесу, какие елочки
красавицы, зеленые, пушистые, подснежники расцвели.(Показ слайда
весенний лес). А птицы как весело поют(аудиозапись).Чуму они радуются?
Дети: Теплу, солнышку, весне.
Воспитатель: Ой, а это кто под кустиком? ( достает зайку)
Зайчиха: Бедная я, бедная ( плачет)
Воспитатель: Что случилось?
Зайчиха: Потеряла, потеряла
Воспитатель: Что? Кого? Где?
Зайчиха: А потеряла вот кого:
Не барашек и не кот,
Носит шубу целый год,
Шуба серая для лета, Для зимы другого цвета
Прыгает ловко, любит морковку .
Дети: Заяц
Воспитатель: Не плачь, мы поможем отыскать тебе зайку. Правда, дети?
Дети: Да.
Воспитатель: Чтобы отыскать твоего зайку расскажи, какой он? Гладкий,
пушистый?
Зайчиха: Нет, мой зайчик родной, любимый, красивый.
Воспитатель: Но в лесу много таких зайчат, как же нам отыскать?
( Ответы детей). А давайте обратимся за помощью к писателю- иллюстратору.
Кто из писателей рисовал своих героев- птиц и зверей?
Дети: Е.И. Чарушин.
Воспитатель: Какие рассказы вы знаете? Дети, а чему учат книги
Чарушина (любить природу, заботиться о животных).Давайте пройдем на
другую полянку и посмотрим иллюстрации. Рисунки Чарушина удивительны,
их нельзя спутать ни с чьими другими. Кто нарисован на первой
иллюстрации? (мишка). Какой он?- большой или маленький? (большой). А
ушки какие (круглые, мохнатые). А как нарисовал художник шерстку мишки?
(штрихами).Да, видны штрихи, которые торчат в разные стороны, вот и
получилась мохнатая шерстка.
А кто это такие рыженькие? (лисята). Какие у них хвостики? (тоненькие,
не пушистые), а почему? ( лисята маленькие). (Дети рассматривают
следующую иллюстрацию). Кто же это такие? ( зайчата). Какие они?
(маленькие, серенькие, пушистые). Как вы догадались, что они пушистые?
Как это художник изобразил? ( с помощью штрихов). Все звери и птицы на
рисунках Чарушина какие? ( пушистые, как живые). А это что за
иллюстрация? Кто здесь нарисован? ( Котик). Его тоже Чарушин нарисовал?
(Нет, он в сказочной одежде). Значит его нарисовал другой художник, потому
что Чарушин рисовал своих героев в природе.
Воспитатель: Дети, может мы пойдем на другую полянку, поиграем,
отдохнем и снова начнем искать зайку (да). Подул волшебный ветерок
(показываю голубую ленточку) и мы закружились, закружились и
превратились в зайчиков.
Зайкам радостно сейчас (хлопают),
Надо зайкам поиграть!
Лапки вверх,
Лапки вниз,
На носочки подтянись ставим лапки на бочок!
На носочках скок-скок-скок,
А затем вприсядку и снова попорядку.
Ветерок подул, зайчики закружились в другую сторону и снова
превратились в детей.
Воспитатель: Ой, а вот какой- то зайка, да это книжка, называется «Заяц»,
а написал ее Е.И.Чарушин. Дети, хотите ее послушать? (Читаю).
Дети, понравился вам рассказ? А почему зайку зимой не заметишь?
(шубка белая).
А чем питается зайка зимой? Летом? Что еще бывает пушистым? (снег,
шерсть).
(Появляется зайчиха)
Зайчиха: Хороший зайка, но не мой!
Воспитатель: Что нам делать? Может у тебя есть портрет зайки, мы
посмотрим на него и будем искать дальше.
(Зайчиха показывает портрет зайчика на магнитной доске и рассказывает
про него):
У моего зайки жесткая шубка.
Воспитатель: Дети, какая у зайки шубка? ( мягкая)
Колючие ушки.
Воспитатель: Какие ушки у зайчика? (пушистые)
Длинный хвостик.
Дети: короткий, пушистый хвостик.
Зайчиха: Спасибо. Дети, теперь я поняла, как рассказывать о своем
зайчике. А. может, вы мне нарисуете зайчиков и я найду, какой мой.
Воспитатель: Дети, выберите себе зайчиков и нарисуйте им шубку.
Кисточку возьмем вот так,
Это трудно- нет., пустяк.
Кисточка пошла тычком,
Застучала каблучком
Мы рисуем раз, раз, все получится у нас.
Воспитатель просит 2-3 детей рассказать, какие у них получились
зайчики (пушистые, мягкие, нежные, теплые). Дети, покажем Зайчихе, какие
у нас получились зайчики.
Зайчиха: Спасибо! Мне понравились все зайчата, а вот и мой зайчонок
появился! Мой пушистый, беленький, маленький, любименький. Спасибо,
ребята!
Воспитатель: Ребята, а нам пора возвращаться в детский сад. До свиданья,
зайчиха и зайчонок!